Статья:

КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Фисенко В.Л. КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 11(90). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фисенко Валентина Леонидовна
магистрант кафедра дошкольного, начального и специального образования, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск

 

THE COMPONENTS OF THE QUALITY OF PRIMARY EDUCATION IN THE FORMATION OF MATHEMATICAL SPEECH IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Fisenko Valentina Leonidovna

Master's student, Department of Preschool, Primary, and Special Education, Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk

 

Аннотация. Начальная школа играет очень важную роль в общей системе образования. Это связь, которая должна обеспечить интегральное развитие личности ребенка, его социализацию, формирование интеллекта и общей культуры. Математическая грамотность играет ключевую роль в формировании для учащихся навыков анализа, логического мышления и решения проблем. Особенно важно развить аспект функциональной грамотности среди младших школьников, поскольку он является фундаментом для успешного усвоения более сложных математических концепций в будущем.

Abstract. The primary school plays a very important role in the general education system. This is a connection that should ensure the integral development of the child's personality, his socialization, the formation of intelligence and general culture. Mathematical literacy plays a key role in developing students' skills in analysis, logical thinking, and problem solving.

It is especially important to develop the aspect of functional literacy among younger schoolchildren, as it is the foundation for the successful assimilation of more complex mathematical concepts in the future.

 

Ключевые слова: математическая грамотность, речевое развитие, устная и письменная математическая  речь, математические понятия, термины.

Keywords: mathematical literacy, speech development, oral and written mathematical speech, mathematical concepts, terms.

 

В настоящее время работа современной начальной школы основывается на положениях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2021) [5]. В соответствии с этим документом младшим школьникам при изучении различных дисциплин необходимо достичь определенных личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД). Согласно ФГОС НОО в обязательной предметной области «математика и информатика» первостепенной задачей реализации содержания выделяется развитие математической речи обучающихся, а также это направление является одним из основных требований формирования УУД [5].

Основная цель современного начального образования по ФГОС НОО —развитие ребенка как личности, помощь в выявлении творческих возможностей, привитие интереса к обучению, формирование позитивного отношения и умения учиться.

Обязательным условием успешного обучения учащихся на уроках математики в начальной школе является осознание сути и содержания математических понятий, понимание новых терминов. Только при таких условиях усвоение младшими школьниками новых математических знаний не будет носить формальный характер. Эта работа должна быть системной, направленной на  развитие умений и навыков в устной и письменной форме, давать каткий, четкий, логически обоснованный ответ [4].

Академик Российской академии образования В.А. Болотов отметил: «Математика – это наш второй язык, который нельзя не учить!» [1, с.7–8].

Также значимость качественного обучения математике во всех ее направлениях отражена в концепции развития математического образования в Российской Федерации [3].

То есть для достижения высоких результатов в обучении математики необходимо хорошее владение устной и письменной речью, в том числе математической, математической терминологией.

В проблеме общего развития младших школьников особое место занимают вопросы, связанные с развитием речи ребёнка. Развитию речи посвящено множество научных исследований в области психологии. Среди известных отечественных ученых, например, Л. С. Выготский утверждал, что «формирование речевых умений детей является одной из приоритетных задач, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня именно этих умений субъектов общения» [2, с. 106].

Не смотря на значительный вклад педагогов-исследователей в разработку проблемы развития математической речи обучающихся, анализ научно-методической литературы показал, что в настоящий момент в теории и методике обучения математике нет системного взгляда на решение этой проблемы.

Проведенный анализ педагогической практики свидетельствует о низком уровне развития математической речи у ребят младшего школьного возраста. Раскрытие компонентов качества начального образования при формировании математической речи у младших школьников и возможности обогащения их математического словаря как одного из путей развития полноценной учебной деятельности представляет собой важную педагогическую задачу.

Известны ключевые компоненты качества, которые необходимо учитывать при формировании математической речи у младших школьников.

Качества математической речи:

  • содержательность (речь любая, а особенно математическая, должна быть содержательна и предметна);
  • понимание сказанного (понимание смысла предметного содержания является связующим звеном между мышлением, математической речью и математическим языком; ученик должен не просто воспроизводить по памяти определения, правила и тому подобное, но и понимать смысл произносимых им высказываний, значение каждого используемого слова, осознавать их необходимость и связь с другими);
  • владение математическим языком и математической символикой (знание терминов и символов изучаемых математических объектов, и отношений между ними, понимание значения каждого используемого в математической речи термина и символа);
  • владение способами построения математических высказываний (оперирование терминами и символами математических понятий и отношений в речевой деятельности, осознание законов построения и структуры выражений математического языка, применение правил конструирования математических предложений в собственной речевой деятельности);
  • владение логической составляющей математической деятельности:

а) для определения понятия: понимать логическую структуру определения понятия; уметь подводить под понятие, выводить следствие, уметь сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные основания для их сравнения, уметь проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному основанию;

б)  для  теоремы:  понимать  логическую  структуру  теоремы,  уметь формулировать обратное, противоположное утверждение, понимать логическую связь между этими предложениями, понимать сущность доказательства, полноценности аргументации; владеть дедуктивными методами доказательств и опровержений: аналитическим, от противного, методом математической индукции;

в) для правила (алгоритма): преобразование условия задачи таким образом, чтобы можно было установить связи между характеристическими свойствами данных и искомых объектов, моделирование и формулирование правила, построение алгоритма, применение в простейших ситуациях.

Автор данной статьи формулирует следующую гипотезу – развитие математической речи младших школьников может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

1. Точность и корректность использования математической терминологии;

2. Логичность и последовательность изложения;

3. Понятность и доступность языка;

4. Аргументированность и обоснованность утверждений;

5. Выразительность и эмоциональность речи;

6. Гибкость и вариативность речи;

7. Инициативность и самостоятельность в речевой деятельности;

8. Умение слушать и понимать математическую речь других;

9. Связь математической речи с практическими действиями и наглядностью;

10. Способность к рефлексии собственной математической речи.

Итак, предложенный подход, к изложенным выше приёмам развития математической речи не только расширяют словарь математических терминов, но и прививают интерес к самой науке – математике.

Нередко, работу по развитию речи связывают только с изучением русского языка и литературного чтения, в то время как любая дисциплина может вносить в этот процесс свой вклад. И даже больше, если учитель будет целенаправленно заботиться об освоении учащимися понятийного аппарата изучаемой учебной дисциплины, то можно полагать, что будет выполнена задача, обозначенная в материалах стандарта общего начального образования второго поколения, речь станет средством развития умственной деятельности и основой для формирования коммуникативных учебных действий.

 

Список литературы:
1. Болотов В.А. Математика — это наш второй язык, который нельзя не учить! : [интервью]; беседовала Н. Карпушина // Математика в школе. —2012. — № 8. — С. 3–7.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Санкт Петербург: Питер, 2019. —106 с. 
3. Концепция развития математического образования в РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://matematikshool.ucoz.ru/81743.pdf. (дата обращения 01.10.2024)
4. Никоненко Т.В. Особенности развития математической речи младших школьников // Педагогическое образование сегодня: новые векторы развития и социально-культурные константы: сб. ст. I науч.-практ. конф. Бердянск, 24–25 мая 2023 года / ред. О. А. Ульянина, Е. И. Степанюк, Л. Ю. Москалева; Азовский государственный педагогический университет. — Бердянск: Изд-во АГПУ, 2023. — С. 184–189.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 12.11.2025)