Статья:

Использование информационных технологий в процессе обучения

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Манылов Д.Ю. Использование информационных технологий в процессе обучения // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 54-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование информационных технологий в процессе обучения

Манылов Дмитрий Юрьевич
магистрант Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск

 

USING OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS

 

Dmitrii Manylov

graduate student of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются существующие формы обучения и возможности применения к ним различных инфор­мационных технологий. Для расширения использования информацион­ных технологий разрабатывается система интерактивного обучения.

Abstract. This article examines the existing forms of learning and the possibility of applying various information technologies to them. To expand the use of information technology, an interactive training system is being developed.

 

Ключевые слова: формы обучения; интерактивная система; активный метод.

Keywords: forms of learning; interactive system; active method.

 

На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в сферу жизнедеятельности человека, в том числе образование. Классические методы обучения, хоть и имеют свои достоинства, посте­пенно уходят на второй план. Различные технологии (компью­терные классы, интерактивные доски, проекторы, дистанционное обучение), в свою очередь, доказывают свою эффективность при проведении лекций и практических занятий. Использование современных новшеств и активное вовлечение студентов в процесс обучения – залог повышения эффективности образования.

Образованию характеры три формы взаимодействия студента и преподавателя, которые для наглядности представляются схемами: пассивный метод, активный метод, интерактивный метод.

В следующих пунктах рассматриваются особенности и актуальность каждой из форм взаимодействия, а также технологии, использующиеся в этих методах.

Пассивный метод – это метод взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель управляет ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. Контроль знаний студентов на таких занятиях проводится с помощью контрольных работ, опросов и самостоятельных работ. На сегодняшний день данный метод весьма устарел, но имеет свои плюсы, включая легкость подготовки занятия и количество материала, который можно успеть преподнести в условиях ограниченности времени. Схема взаимодействия данного метода представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Пассивный метод

 

При данной форме обучения использование информационных технологий сводится к минимуму и чаще всего предоставляет собой использование проекторов или интерактивных досок для визуализации информации.

Активный метод – это форма взаимодействия, при которой студенты и преподаватели контактируют друг с другом по ходу занятия и находятся в равных условиях. Студенты из пассивных слушателей становятся активными участниками процесса. Схема взаимодействия данного метода представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Активный метод

 

Активный метод часто ставят в один ряд с интерактивным, поэтому решения по внедрению информационных технологий у них совпадают.

Интерактивный метод – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. По другому говоря, интерактивные методы направлены на взаимодействие студентов не только с препо­давателем, но и друг с другом. При этом активность студентов становится наиболее доминирующей в процессе обучения. Преподаватель на таких занятиях лишь направляет студентов на пути к достижению цели и разрабатывает план занятия (задания и упражнения, выполняя которые студент изучает материал). Схема взаимодействия данного метода представлена на рисунке 3.

Использование интерактивных форм обучения – один из попу­лярных способов улучшения подготовки студентов в современном вузе. Учащиеся лучше усваивают материал, который был изучен посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Процесс обучения, который опирается на использование интер­активных методов обучения, должен быть организован так, чтобы в процесс познания были вовлечены все студенты группы. Деятельность в группе означает, что каждый человек вносит свой вклад, а в процессе работы идет обмен идеями и знаниями. Организуется как групповая, так и индивидуальная работа, идет работа с документами и разными источниками информации. Взаимодействие студентов, групповой опыт, обратная связь – основные принципы интерактивной формы обучения. В результате организуется среда общения, которая под­разумевает равенство всех аргументов, накопление знаний, возможность оценки и контроля.

Иначе говоря, интерактивное обучение – это, прежде всего, обучение с помощью взаимодействия, в ходе которого осуществляется диалог между студентом и преподавателем, между самими студентами.

 

Рисунок 3. Интерактивный метод

 

Для улучшения данного метода обучения была разработана эмуляционная среда на языке C#. Программное обеспечение состоит из двух модулей: один для преподавателя, другой для обучающегося. Для организации работы эмуляционной среды и обеспечения взаимо­действия между преподавателем и обучающимся была использована клиент-серверная архитектура.

Модуль для преподавателя работает непосредственно с серверной частью программного обеспечения, позволяя создавать и редактировать шаблоны эмуляции, собирать и анализировать результаты работы обучающегося, проводить консультации по процессу обучения.

Второй модуль позволяет обучающемуся оперативно выбирать нужную для выполнения задачу и получать необходимые консультации от преподавателя. В ходе решения задачи эмуляционная среда настраивает систему соответствующим для создания критической ситуации образом, возвращая всё в исходное состояние после выполнения обучающимся поставленной задачи.

Для каждого из модуля спроектирован свой интерфейс в соответствии с современными стандартами разработки.

В конечном итоге был проведен анализ существующих форм обучения и предложены решения по использованию информационных технологий. Было выяснено, что если для классических методов подходят уже существующие технологии, то для более современных необходима разработка соответствующей техники и программного обеспечения.

 

Список литературы:
1. Грэди Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. – М.: Вильямс, 2010. – 720 с.
2. Литвиненко Н. Технология программирования на C#. – Екатеринбург: ДИАЛОГ-МИФИ, 2008. – 548 с.
3. Формы и методы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kmk.vmk1.ru/ (Дата обращения: 05.05.2018).