Статья:

Информационные технологии как фактор качества образования

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Козырева А.Б. Информационные технологии как фактор качества образования // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 28-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационные технологии как фактор качества образования

Козырева Алла Борисовна
магистрант ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Академия психологии и педагогики, преподаватель ГБПОУ РО «Вешенский педагогический колледж имени М.А. Шолохова», РФ, Ростовская область, Шолоховский район, станица Вёшенская

 

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF QUALITY EDUCATION

Alla Kozyreva

master student of FSAEI of HE "Southern Federal University" Academy of Psychology and Pedagogy the teacher of the GBPOU RO "Veshensky Pedagogical College named after M.A. Sholokhov", Russia, Rostov region, Sholokhovsky district, Vyoshenskaya village

 

Аннотация. В данной публикации автор обращает внимание на то, что внедрение информационных технологий в процесс обучения в настоящее время стало обязательным и одним из главных преимуществ в сфере образования. В статье рассматриваются различные технологии обучения, которые можно считать новыми, так как происходят ежегодные изменения и нововведения не только в плане компьюте­ризации, но и в педагогической теории, практике обучения и т. д. Все нововведения рассматриваются в рамках «Вешенского педагогичес­кого колледжа имени М.А. Шолохова». Применение данной технологии подтверждается тем, что она взята на вооружение в учебном процессе колледжа и приводится список приобретаемых преимуществ, а также эта технология открывает большие горизонты как для преподавателя, так и для студента, перенося обычное занятие на плоскость интенсивного творческого обучения.

Abstract. In this publication, the author draws attention to the fact that the introduction of information technology in the learning process has now become mandatory and one of the main advantages in the field of education. The article discusses various learning technologies that can be considered new, as there are annual changes and innovations not only in terms of computerization, but also in pedagogical theory, teaching practice, etc. All innovations are considered in the framework of the "Veshensky Pedagogical College named after M.A. Sholokhov". The use of this technology is confirmed by the fact that it is adopted in the college's educational process and a list of benefits to be gained is given, and this technology opens up large horizons for both the teacher and the student, transferring the usual occupation to the plane of intensive creative training.

 

Ключевые слова: новые технологии; информационные технологии; MyTest; мультимедийные презентации; Paint.NET

Keywords: new technologies; information technologies; MyTest; multimedia presentations; Paint.NET

 

Внедрение информационных технологий в процесс обучения на сегодняшний день не является новшеством, так как давно стало обязательным и одним из главных преимуществ в сфере образования. Сравнивая состояние информатизации в колледжах Южного региона, а также базу учебных материалов, используемых в преподавании с использованием информационных технологий, уже можно с уверен­ностью сказать, что происходят ежегодные изменения и нововведения в педагогической теории, практике обучения и т. д.

Современный образовательный процесс немыслим сегодня без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содей­ствовать развитию активности, креативности и самостоятельности личности будущего специалиста, что подтверждается словами известного педагога Беспалько В.П.: «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей» [1, 2].

Многие педагогические методы и приемы претерпевают значи­тельные изменения и получают качественно новые свойства. На первый план выходит проблема, которая связана с изменениями технологии обучения, обязанная соответствовать этим изменениям. Общий результат применения информационных технологий и основанных на них педагогических методов - создание гармоничной современной информационно-технологической личности выпускника.

Как показывает практика последних лет, информационные знания и технические навыки первокурсников сводятся к «компьютерному минимуму» - включается, загружается, увидел, выключил. Информация - когнитивная функция, естественно так же минимальна.

Информационное многообразие, которое окружает студентов, настолько велико, что формирование способности «сортировать» и анализировать эту информацию в нужном контексте и в требуемом количестве становится просто неотъемлемой частью и жизненно важной задачей учебного процесса. Это относится и к преподавателям. Молодым специалистам легче следить за изменениями или, как это сейчас говорится «обновлениями» современных информационных систем, то преподавателям сложнее идти в ногу с быстро меняющейся технологией и методологией преподавания с использованием инфор­мационных технологий нового поколения.

В настоящее время существует огромное количество мульти­медийных и интерактивных материалов по многим предметам обучения, которые используются в качестве дополнительного материала на уроках. Но каждый преподаватель хочет иметь свой собственный материал, основанный на собственном опыте и предыдущих наработках, но в цифровой мультимедийной форме.

Как такая ситуация может привести к положительному эффекту? Можно ли совместить новое технологичное с классическим и тради­ционным? Эти вопросы можно обсуждать достаточно долго.

В нашем колледже использование новых технологий началось с использования электронных тестов на уроках информатики. Согласно современным требованиям, оцениваться должен уровень образователь­ных результатов обучающихся, определяемый для каждого учебного предмета в соответствии с образовательными программами и ФГОС. Одним из современных методов оценки уровня подготовки, обучаю­щихся является тестирование [3].

Студенты изначально опасались таких «электронных» оценок, потому что компьютер беспристрастен, оценка оказалась реальной и бескомпромиссной. Преподаватели создали многоуровневые тесты для сложности, что позволило студентам творчески подходить к выполнению задач. Но в то же время на преподавателя, который проводил тесты, была возложена более серьезная ответственность за выбор заданий, соответствующих принципам обучения, и они были разработаны в форме электронных тестов. Тестирование тестов проводилось на коллегах, а затем для студентов было предоставлено «живой материал». Опыт оказался успешным. Со временем все препо­даватели колледжа создали свои собственные блоки электронных тестовых задач, используя тестовую оболочку My Test - простую и удобную в использовании программу.

Таким образом, тест как инструмент проверки знаний обучаю­щихся, основными задачами которого является контроль и обобщение изученного материала, является эффективным при организации учебного процесса.

Однако следует отметить, что при решении других задач, например, творческих задач или в проектной деятельности, необходимо сочетать тесты с другими методами контроля усвоения обучающимися учебного материала, так как они не всегда позволяют в полной мере оценить умения и навыки обучающихся [3].

В связи с этим следующим этапом в разработке новых технологий было создание презентаций по наиболее сложным темам по всем предметам. Мультимедийные презентации - и это дает им неоспоримую помощь в отправке нового материала, особенно там, где требуется показать динамику процесса или смену данных с течением времени. Появилось новое качество образовательного материала - видимость и тот, который можно изменить, сосредоточив внимание на различной степени готовности аудитории. И такой визуальный материал запоминается намного лучше для студентов. Визуальные образы всегда преобладают над другими способами получения информации. Студенты старших курсов с удовольствием создают свои мультимедийные презентации в ходе выполнения курсов и итоговых квалификационных работ. В частности, можно отметить, что для использования таких технологий не требуется специальное программное обеспечение. Достаточно использовать бесплатный офисный пакет Open Office или более функциональный, но лицензи­рованный Microsoft Office. Обучение занимает 3-4 часа.

Обучение в наше время подразумевает применение новых технологий, которые собственно и улучшают результаты запоминания информации. Применение компьютеров, компьютерных программ и многих других информационных технологий делает обучение эффективным и увлекательным. Важно ведь заинтересовать учащихся и сохранить этот интерес. Среди прочих программ, в обучении приме­няются графические редакторы, которые обеспечивают процесс обучения работы с графическими изображениями. Одним из самых стандартных и простым в изучении графическим редактором считается Paint.NET.

Изучение Paint.NET начинается на уроках информатики, правда многие пытаются самостоятельно изучить этот редактор, просто используя его как приложение для рисования и стандартной обработки фотографий. Но кроме обработки фото, можно применять Paint.NET в процессе обучения. Он является средством учебного назначения. Преподаватели его могут использовать для того, чтобы подготовить материал к урокам. Интересная подача материала, в графическом изображении улучшит качество обучения, заинтересует учеников и впечатлит их.

В качестве доказательства, данный графический редактор был применён в различных мастер-классах в областных конкурсах и для привлечения студентов на поступление в колледж по специальностям 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» и 09.02.07 «Информационные системы и программирование». Мастер-класс для студентов включал в себя демонстрацию основных возможностей программы путем создания многослойного изображения – клип-арта. Большинство поступающим студентов смогли создать свой рисунок следуя точному алгоритму, который они рассмотрели на мастер-классе. Это позволило не только заинтересовать студентов на поступление в колледж, но и продемонстрировать возможности использования графического редактора Paint.NET в процессе обучения.

В настоящее время в учебной программе по дисциплинам Информатика и Информационные технологии отведено достаточно малое количество часов для того, чтобы изучить графический редактор. Его изучение позволяет развивать творческое мышление, логику, воображение. В будущем знание этой программы поможет в работе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Paint.NET в процессе обучения нужен, так как студентам, так и преподавателям. Ученики могут использовать его для составления разных презентаций и т. д. в процессе обучения. Также он может быть использован для оформления школьных и студенческих стендов, газет и т. д. В современном обучении без графических редакторов никак нельзя.

Все преподаватели сегодня имеют авторские методические комплексы, их можно использовать на любых, даже не совсем совре­менных компьютерах. Нелегко организовать такую работу, не удалось сломать стереотип «не программист», но в результате помощи препо­давателей информатики эта технология была взята на педагогическое вооружение и теперь используется в учебном процессе. Преподавателю и студенту такая информационная технология электронных образова­тельных и методических комплексов позволяет осуществлять:

  • видимость изученного материала (презентации, видеофраг­менты);
  • звуковое сопровождение - текст повествования – дополни­тельный компонент входа;
  • интерактивный контроль по изучаемому принципу - проверка полученных знаний (после каждого учебного вопроса - тест);
  • накопление учебного материала (сервер колледжа).

Эта технология открывает большие горизонты как для препода­вателя, так и для студента, перенося обычное занятие на плоскость интенсивного творческого обучения. Особенно это необходимо и актуально для тех студентов, которые по объективным причинам не могли посещать занятия.

В результате научно-технического прогресса и ускоренного развития производства непрерывно увеличивается объем информации, необходимой для специалиста. Таким образом, обучение, ориенти­рованное на запоминание и сохранение материала в памяти, не удовле­творяет современным условиям. На сегодняшний день задача педагогов состоит в формировании определенных качеств мышления, которые позволили бы самостоятельно работать с постоянно возобновляющейся информацией. Необходимы такие методы и подходы в обучении, которые позволяют самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Миссия педагога состоит в том, чтобы направить, указать путь, скорректировать, подвести итог самостоятельной работы [4].

В заключение я хотела бы отметить, что в современном инфор­мационном мире технологии достигли «карманного» уровня, когда любой студент может превратить учебный материал в элемент своего мобильного телефона или ipod. Эта технология скорее разрушает учебный процесс, чем помогает. Допустимые информационные техно­логии должны разрабатываться преподавателями и использоваться во всех видах деятельности, в том числе внеклассных. Недаром современ­ные информационные технологии считаются «стратегическим оружием» государства, которое может применять, развивать и использовать их.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы современной науки и образования. Новые образо-вательные и информационные технологии в подготовке специалистов: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. Т. IX. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 10 с. 
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 236 с.
3. Пачурин Г.В., Тюмина Н.С., Шевченко С.М. АНАЛИЗ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26716 (Дата обращения: 31.10.2018).
4. Омаров О.А., Омарова Н.О. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕС¬СИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25569 (Дата обращения: 31.10.2018).