Статья:

Корреляция самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Кузнецов В.В. Корреляция самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей / В.В. Кузнецов, Е.К. Косилова, Е.А. Смирнов, Р.А. Байрамов // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 2(20). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 17-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Корреляция самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей

Кузнецов Владимир Вячеславович
канд. мед. наук, заведующий кафедрой Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток
Косилова Екатерина Кирилловна
ассистент кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток
Смирнов Евгений Андреевич
аспирант кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток
Байрамов Руслан Андреевич
аспирант кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток

 

Correlation of self-assessment of health status and incidence with academic progress in senior students of medical specialties

 

Vladimir Kuznetsov

PhD, Head of the Department of Public Health and Health, Pacific State Medical University, Russia, Vladivostok

Kosilova Ekaterina

Assistant Professor, Department of Public Health and Health Care, Pacific State Medical University, Russia, Vladivostok

Ruslan Bayramov

Postgraduate Student, Department of Public Health and Health, Pacific State Medical University, Russia, Vladivostok

Smirnov Evgeniy

Postgraduate Student, Department of Public Health and Health Care, Pacific State Medical University, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы объективного состояния здоровья, его субъективного восприятия и уровня акаде­мической успеваемости у студентов старших курсов медицинских специальностей. На основе анализа собранного материала делается вывод о том, что успешность обучения в каждой из выборок студентов жестко коррелирует с индексом коморбидности и качеством жизни, отмечается так же корреляция этого показателя с уровнем дохода семьи, условиями обучения и проживания, оценками качества обучения. Регрессионный анализ объединенной выборки студентов старших курсов медицинских специальностей позволил выявить значимую корреляцию успешности обучения с показателями качества жизни, индекса коморбидности, а также оценкой качества обучения и условиями обучения и проживания.

Abstract. The article deals with the issues of the objective state of health, its subjective perception and the level of academic performance of senior students of medical specialties. Based on the analysis of the collected material, it is concluded that the success of the training in each of the student samples is strongly correlated with the comorbidity index and quality of life, there is also a correlation of this indicator with the level of family income, the conditions of education and living, and the quality of education. Regression analysis of a combined sample of senior students of medical specialties revealed a significant correlation of learning success with quality of life, comorbidity index, as well as an assessment of the quality of education and the conditions of education and living.

 

Ключевые слова: качество жизни; связанное со здоровьем; состояние здоровья; индекс коморбидности; студенты; социально-экономический статус; демографический статус; успеваемость.

Keywords: health-related quality of life; health status; comorbidity index; students; socio-economic status; demographic status; academic performance.

 

Введение. На эффективность обучения и приобретения профессиональных навыков студентами разных специальностей влияет множество факторов и условий. На текущую и академическую успе­ваемость оказывают влияние уровень индивидуального финансового благополучия и уровень дохода семьи, организация учебного процесса и условия проживания [1, 2]. На успеваемость влияют характер учебного расписания, уровень инноваций в программе обучения [3, 4], возможность выбора предметов [5-7], наличие конкурентной среды, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, когнитивные стили студентов, способность к адаптации, и многое другое [8-10]. Одним из основных предикторов, по которым можно прогнозировать успешность обучения, является заболеваемость, объективное состояние физического здоровья и психоэмоционального состояния, а также самооценка своего состояния студентом, качество жизни, связанное со здоровьем [11, 12]. Не случайно состояние здоровья студентов находится в центре внимания специалистов прикрепленных к ВУЗам лечебно-профилактических учреждений, а также исследователей в области общественного здравоохранения, социологов, психологов, педагогов. До 65% и более студентов разных специальностей, в том числе медицинских, имеют хронические висцеральные заболевания [13, 14]. Подобная частота встречаемости хронической патологии у студентов, как правило, связывается со всем комплексом демографических, социально-экономических, экологических, личностно-психологических и прочих факторов [15-17].

Во многих работах по студенческой заболеваемости и психосома­тическому состоянию студентов ВУЗов отмечается, что объективное и субъективное состояние здоровья не являются идентичными параметрами, и самооценка состояния здоровья представляет собой самостоятельный параметр влияния на успешность обучения. Иными словами, объективная оценка состояния здоровья, проведенная специа­листами и подтвержденная инструментальными и лабораторными методами диагностики, и самоощущение своего физического и психологического состояния, могут существенно различаться, и, соответственно, являются взаимосвязанными, но тождественными факторами, оказывающими влияние на успешность обучения [18]. Исследования самооценки состояния здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ) на текущий момент являются актуальным и востребованным направлением исследования в среде учащейся молодежи. Это связано, прежде всего, с растущим пониманием ценности этого показателя для более объемной и точной оценки факторов, ассоциированных со студенческой успеваемостью. В то же время, в текущей периодической научной литературе практически нет информации по анализу влияния самооценки здоровья в комплексе с другими факторами на текущую и академическую успеваемость студентов медицинских специальностей. Между тем, медицинское образование имеет ряд специфических особенностей и связано со значи­тельными интеллектуальными, психоэмоциональными и физическими усилиями, может быть сопряжено с избыточными психологическими нагрузками. Компенсаторные и адаптационные возможности молодого организма весьма велики, но все же конечны. Переоценка своих сил и возможностей, особенно в период зачетных и экзаменационных сессий, может привести к тяжелым психоэмоциональным срывам и психосоматическим заболеваниям.

Исходя из этих представлений, и учитывая тот факт, что влияние субъективной самооценки здоровья, и качества жизни на успешность обучения слабо освещены в текущей научной литературе, мы сформули­ровали следующую цель исследования: изучить взаимосвязь академи­ческой успеваемости с самооценкой качества жизни, связанного со здоровьем и его объективным состоянием с учетом влияния наиболее значимых демографических и социально-экономических параметров у студентов старших курсов медицинских специальностей

Материалы и методы. С 01.011. 2017 по 15.06.2018 года данное исследование было проведено в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ). Для участия в исследовании нами были отобраны 316 студентов (155 (49,05 %) женского, 161 (51,5 %) мужского пола, средний возраст 21,2 (1,7) лет), обучающихся на 4-6 курсах. Средняя частота отклика составила 92, 7 %. Данные о демографических пере­менных, социально-экономическом статусе, условиях проживания и обучения, заболеваемости, поведенческих особенностях, и ряд других были собраны с помощью комбинированной Анкеты самооценки демографического, социально-экономического, медицинского и поведен­ческого статуса студента ВУЗа (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов). Наличие хронических заболеваний и индекс коморбидности верифици­ровались с использованием медицинской документации лечебных учреждений, к которым были прикреплены студенты ДВФУ и ТГМУ (Форма 025/у; 001-1/у; 062/у). Международная анкета «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form) была использована для самооценки качества жизни, связанного со здоровьем. Для сравнения дан­ных доверительная вероятность 95 % и доверительный интервал ±5% были определены как достаточные. При сравнении данных использовался двусторонний анализ дисперсии (ANOVA). Взаимосвязь переменных с успеваемостью оценивалась по коэффициенту корреляции Спирмена. Линейный регрессионный анализ был проведен для не взвешенных и взвешенных параметров в каждой из выборок отдельно, а также для общей выборки студентов. Статистический анализ полученной информации был проведен программой «Statistica 6.0».

Результаты исследования. Суммарная самооценка физического здоровья у студентов ДВФУ оказалась недостоверно выше, чем у их сверстников, обучающихся в ТГМУ (70,8/63,0; p>0,05). Напротив, студенты ТГМУ несколько выше оценили свой психический статус (60,9/57,9), однако различия так же оказались статистически недосто­верны. Суммарные композитные оценки КЖСЗ у студентов ДВФУ и ТГМУ оказалось практически идентичны (61,9/64,4, p>0,05). Индекс коморбидности студентов обоих ВУЗов оказался высоким (1,7-1,9), что свидетельствовало о высоком уровне хронической заболеваемости.

При анализе влияния взвешенных переменных на успеваемость по сравнению с референтными группами были установлены следующие закономерности. На успеваемость оказывает влияние высокий доход семьи (r= 0,037, p<0.05 у студентов ДВФУ и r= 0,035, p<0.05 у их сверстников их ТГМУ), оптимальные условия обучения и проживания (r= 0,033, p<0.05 и r= 0,046, p<0.05 в ДВФУ; и r= 0,034, p<0.05 и r= 0,07, p<0.05 в ТГМУ).

Высокое качество обучения и успеваемость оказались связаны как у студентов ДВФУ (r= 0,035, p<0.05 r= 0,065, p<0.05), так и у студентов ТГМУ (r= 0,039, p<0.05; r= 0,055, p<0.05). Низкий уровень индекса коморбидности оказался ассоциирован с повышением успевае­мости: у студентов ДВФУ обратная взаимосвязь составила r= 0,032, p<0.05, у студентов ТГМУ r= 0,036, p<0.05. При повышении оценки качества жизни, связанного со здоровьем успеваемость увеличивалась: отличия составили r= 0,036, p<0.05; r= 0,05, p<0.01 у студентов ДВФУ и r= 0,041, p<0.05; r= 0,066, p<0.01 у студентов ТГМУ.

Расчет модели линейной регрессии влияния внешних переменных для объединенной выборки студентов ДВФУ и ТГМУ позволил установить, что изменение таких параметров как КЖСЗ, индекс коморбидности, условия проживания и обучения, качество обучения критически важны для академической успеваемости студентов обоих ВУЗов.

Выводы. Самооценка КЖСЗ у студентов старших курсов медицин­ских специальностей обучающихся находится в пределах нормального диапазона значений (среднее значение 61-64 балла), однако при объективном обследовании выявляется высокий уровень хронической заболеваемости (индекс коморбидности 1,7-1,9).

Успешность обучения в каждой из выборок студентов ДВФУ и ТГМУ сильно коррелирует с индексом коморбидности и КЖСЗ, отме­чается так же корреляция этого показателя с уровнем дохода семьи, условиями обучения и проживания, оценками качества обучения.

Регрессионный анализ объединенной выборки студентов старших курсов медицинских специальностей выявляет корреляцию успешности обучения с показателями КЖСЗ, индекса коморбидности, а также оценкой качества обучения и условиями обучения и проживания.

 

Список литературы:
1. Ковалева И.В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий. – Novainfo. – Педагогические науки, 2016. – № 48-3.
2. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Архангельский В.И., Гончарова Г.А., Мишина С.А., Шашина Е.А. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов // Гигиена и санитария, 2015. – N 4. – С. 57-60.
3. Кошелева Г.В., Фионова Ю.Ю. Факторы, влияющие на успеваемость студентов // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – No 7-4 (18-4). – С. 331-333.
4. Сагидуллина Л.С., Ксетаева Г.К., Орынбасарова К.К., Аманжолоа Т.А., Новрузова Н.Б. Внешние факторы, влияющие на успеваемость студентов ВУЗА. Вестник КазНГМУ. – 2017. – № 4б. – С. 290-294.
5. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психо-физиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса меди-цинского вуза // Гигиена и санитария. – 2015; 1: 104-107.
6. Гранков М.В., Аль-Габри В.М., Горлова М.Ю. Анализ и кластеризация основных факторов, влияющих на успеваемость учебных групп вуза // Инженерный вестник Дона. – 2016. – No 4. – С. 23-27.
7. Свистунов А.А., Моррисон В.В., Николенко В.Н. Содержание и проблема понятия качества образования, обучения и их критериев // Известия международной академии наук высшей школы. – 2004; 3(29): 83-92.
8. Михайлова И.В., Таскина С.В. Самовосприятие и когнитивные особенности студентов с разным социометрическим статусом // Вестник Московского государственного областного университета. – 2017. – № 4. – С. 60-65.
9. Кузнецова А.А. Влияние когнитивных стилей на академическую успеваемость студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 35-36.
10. Капезина Т.Т. Исследование межличностных отношений в студенческой группе // Наука. Общество. Государство. – 2016. – Т. 4. – № 1 (13). – С. 95-102.
11. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета // Гигиена и санитария. – 2015. – N 9. – С. 18-20. 
12. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского ВУЗа в сопряженности с самооценкой здоровья // Земской врач. – 2014. – № 2 (23). – С. 41-44.
13. Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 572-575.
14. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева. Институт социологии РАН. – М., 2012 – С. 252-257.
15. Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения // Проблемы социальной гигиены и история медицины. – 2017. – N 5. – С. 281-285.
16. Бобылева О. В Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема // Вестник ТГУ. – 2013. – Т. 18(3). С. 852-854.
17. Карпенко Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов // Гигиена и санитария. – 2012; 4: 61-3.
18. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2014. – № 4 (110). – С. 24-28.