Статья:

Ритм как одно из выразительных средств национальной хореографии в драматических спектаклях

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Пузырева И.А., Бочкарева Н.С. Ритм как одно из выразительных средств национальной хореографии в драматических спектаклях // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ритм как одно из выразительных средств национальной хореографии в драматических спектаклях

Пузырева Инга Анатольевна
доцент кафедры классической и современной хореографии, Кемеровский государственный институт культуры, РФ, г. Кемерово
Бочкарева Наталья Сергеевна
преподаватель кафедры классической и современной хореографии, Кемеровский государственный институт культуры, РФ, г. Кемерово

 

Параллельно с процессом глобализации мировой культуры наблюдается тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур.

В настоящее время активизировался интерес к различным видам народной художественной культуры, одной из основных составляющих которой является народный танец.

Известно, что, будучи частью культуры, хореография способна оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности.

Привнесение национальных танцевальных традиций в драматический спектакль дает возможность передать мысли, чувства, переживания героев в своеобразной для каждого народа национальной форме.

Народный танец, как одно из древнейших видов народного творчества, не только повествует о реальных исторических событиях, конкретных предметах, воплощенных хореографом в образах, но и отражает внутренний мир человека, его эмоциональное состояние и настроение.

Еще в глубокой древности люди выражали различные эмоциональные состояния пластическими движениями. Процесс труда обнаружил значение ритма. В свою очередь, движения, подчиненные ритму, породили пляску. Все, что окружало человека, воссоздавалось в танце: картины охоты, схватка с врагом, сбор урожая и т.д.

Пляска занимала большое место в ритуальных обрядах того времени, и важнейшую роль в ней играл ритм.

Одним из первых видов ритмического сопровождения танца было отбивание ритма по пустому стволу дерева, затем появились барабаны, бубны и другие ударные инструменты.

Одним из главных проявлений ритма в народной хореографии являются выстукивающие и дробные движения. Каждый народ пользуется в танце своим хореографическим языком, своеобразными и музыкальными мелодиями, ритмами, вырабатывает особую координацию жестов, приемы соотношения музыки и движения.

Элементы народного танца, возможность их использования и комбинирования в драматическом спектакле позволяют раскрыть индивидуальность, привнести определенную атмосферу и художественное видение режиссера в реализации идеи.

Хореограф, работая с движением в драматическом спектакле, должен использовать все возможные варианты его применения в пространстве и времени, дав возможность зрителю проникнуть в характер и психологию народа.

Ритмом в хореографии называют закономерное чередование движений человеческого тела, и он же является одним из выразительных средств танца. Ритм в танце выполняет роль формообразующего элемента, благодаря которому и возникает пластический рисунок, он служит наглядным воспроизведением времени и пространства. Танцевальный ритм организует временные длительности, создает определенную систему отсчета, тем самым помогает увидеть зрителю внутренние психологические процессы, которые происходят с героями спектакля.

Зависимость танцевального движения от эмоциональной деятельности человека проявляется в области ритмического содержания, где эмоция персонажа может быть выражена через движение. В драматическом спектакле ритмическим движением можно назвать все, что равномерно чередуется.

Везде, где присутствует какое-то периодическое повторение элементов во времени или пространстве, можно говорить о ритме.

Также ритм может быть локализован в танце за счет работы какой-нибудь одной части тела. Танцевальные движения определяются не только как один ритм, но и как многообразие ритмов, которые, объединяясь в группы, образуют полиритмию. Как правило, материалом для ритмической фактуры танцевальных фрагментов спектакля служит музыкальный ритм, который воспроизводится в различных движениях.

Ритмический рисунок танцевального фрагмента в драматическом спектакле чаще всего характеризуется использованием дробных движений или выстукиваний.

В книге «Народный танец» Т. Ткаченко «дробь» описывается как вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца.

Кроме того, передачу стуком ритмического звука называют еще выстукиванием. Дробные выстукивания исполняются всей ступней, каблуком, ребром каблука либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами, как правило, на полусогнутых ногах. Практически в каждой национальной танцевальной культуре имеются различные удары стопой [1, с. 36–37].

Проанализировав несколько работ Кемеровского драматического театра им. А. Луначарского, можно убедиться, что использование ритмической основы хореографических фрагментов спектаклей помогает в реализации режиссерского замысла.

В настоящем репертуаре театра в ряде спектаклей используются элементы народного танца – это сказка «Кот в сапогах» (режиссер А. Безъязыков, хореограф И. Пузырева, 2016 г.), сказка «Морозко» (режиссер А. Безъязыков, хореограф И. Пузырева, 2014 г.).

Народный танец в этих спектаклях является организатором атмосферы сцены и представляет собой многофигурные хореографические композиции. Действие спектакля «Кот в сапогах» перенесено в Испанию, отсюда и пластическая характеристика героев, основанная на движениях испанского танца фламенко.

Основным лексическим материалом для экспозиционной картины спектакля явились дробные выстукивания, где ритм отбивается ногами, щелканьем пальцев и хлопками ладоней. В спектакле не используются кастаньеты, которые могли бы ограничить страстные и выразительные черты рук актеров.

Танец фламенко не нуждается в широком сценическом пространстве, но он требует внутреннего объема и пространства. Характерной чертой фламенко является сапатеадо − ритмичный звук, получаемый за счет ударов каблуком и подошвой ботинка по полу.

Рисунок танца в спектакле зависит от технических возможностей актеров, и одной из основных задач хореографа стало сочетание динамичного визуального ряда в соответствии с режиссерским замыслом и уровнем танцевальной подготовки актеров. Лексическое решение хореографического материала подбиралось с учетом танцевальных образов, которые должны были быть контрастными по отношению друг к другу. Для этого использовались элементы, которые могли наиболее ярко выражать экспрессию и темперамент героев пьесы, их мощную творческую энергию.

В массовых сценах спектакля руки у женщин гибкие и выразительные, легкие и извивающиеся. У мужчин в лексике рук присутствуют строгость и возвышенность с четкой пластической структурой и с использованием элементов работы с плащом и шляпой. С помощью дробных движений происходит своеобразный разговор между исполнителями, который, сопровождаясь различными ритмическими действиями – выбивание ритма руками, ногами, – вкладывает в каждый удар смысл, желание и отношение к происходящему на сцене.

Ритмическая характеристика главного героя Кота (актеры И. Сорвилов, А. Куликов) решена с помощью синкопированных движений и перебоев, с использованием триолей, что позволяет подчеркнуть выдумку и фантазию персонажа, а также пластическую особенность и особый колорит.

Хореографической основой спектакля «Морозко» явился русский народный танец, где в мужских и женских элементах в основе общая структура, состоящая из чередований бесшумных ходов по кругу с четкими дробными движениями в центре.

Танцевальные моменты Настеньки (актрисы С. Чинкова, Е. Грибанова) построены на сочетании стремительного и плавного одновременно с использованием лексического богатства рисунка рук, предельной четкостью движений. В спектакле использован и прием импровизированного соревнования − ритмичного «перепляса» в диалоге Акулины (актер И. Крылов) и Мачехи (актриса С. Шилова).

Танцевально-пластические фрагменты этих двух персонажей характеризуют атмосферу происходящего на сцене − суеты, неразберихи, что явилось необходимой составляющей ритмической основы для режиссерского решения всей сцены. Художественный образ рождается при помощи динамичной смены темпо-ритмического рисунка движений и присутствии импровизационной свободы.

Интересной, на наш взгляд, представляется хореографическая зарисовка «Ярмарка», где пластика, музыкальность, ансамблевое исполнение всех элементов танца актерами, находящимися на сцене, позволяет почувствовать атмосферу русской ярмарки. Каждое движение, его темпо-ритмический рисунок без текста рождает эмоциональный настрой у зрителя, приводя к необходимому результату, погружение в необходимую атмосферу сценического действия.

Таким образом, ритмическая основа является одним из выразительных средств народного танца в драматическом спектакле. Ритм отражает условия существования народа, движения приобретают отличительные черты, что позволяет сохранить и развивать национальную танцевальную культуру в контексте театрального искусства.

 

Список литературы:
1. Ткаченко Т.С. Народный танец. – М. : Искусство, 1954. – 680 с.