ДЕТСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Фтизиатрия
LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
ДЕТСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
CHILDHOOD TUBERCULOSIS INCIDENCE IN THE USSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Maria Musko
Student, Grodno State Medical University, Republic of Belarus, Grodno
Kazimir Leskevich
Head of the training unit, Deputy Head of the Military Department, Grodno State Medical University, Republic of Belarus, Grodno
Аннотация. Война как экстремальное социальное явление вызвала увеличение количества заболевших туберкулезом среди детского возраста. В большинстве случаев историко-медицинские исследования, периода Великой Отечественной войны, не всегда могли отразить объективную картину из-за идеологических особенностей того времени. Были изучены докладные записки, медицинские отчёты и другие документы из неопубликованных и опубликованных архивных материалов Государственного архива Российской Федерации, архива Академии медицинских наук СССР, областных архивов, а также научные труды учёных-педиатров и организаторов детского здравоохранения, являвшихся современниками войны, и публикации постсоветского периода.
Abstract. The war as an extreme social phenomenon caused an increase in the number of tuberculosis cases among children. In most cases, historical and medical studies of the period of the Great Patriotic War could not always reflect an objective picture due to the ideological peculiarities of that time. Memos, medical reports and other documents from unpublished and published archival materials of the State Archive of the Russian Federation, the archive of the Academy of Medical Sciences of the USSR, regional archives, as well as scientific works of pediatricians and organizers of children's healthcare, who were contemporaries of the war, and publications of the post-Soviet period were studied.
Ключевые слова: туберкулез; война; дети; помощь; борьба с туберкулезом; профилактика.
Keywords: tuberculosis; war; children; assistance; tuberculosis control; prevention.
Архивные материалы говорят о колоссальном ущербе, нанесённом немецкими оккупантами как всему народному хозяйству страны, так и детским учреждениям образования и здравоохранения.
Гитлеровские захватчики уничтожали не только учреждения, их имущество, но и самих детей. В книге «Война и дети» М.Д. Ковригиной приведены некоторые ужасающие факты из обвинительных документов, предъявленных на международном военном трибунале в Нюрнберге. Так, фашисты в городе-курорте Теберда истребили около 500 детей больных костным туберкулёзом, находившихся в этот момент на лечении в санатории [1].
Во время Великой Отечественной войны остро возникла проблемa рaспространения туберкулёзa как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения, не исключая детей. Особенно тяжёлая ситуация с детским туберкулёзом сложилась в Ленинграде, где данное заболевание имело свои особенности, связанные c дефицитом продуктов питания и их качественным недостатком (по данным дети получали по карточке в ноябре 125 г хлеба, в декабре 1941 г. – 200 г, в феврале 1942 г. – 400 г). Согласно патологоанатомическим исследованиям, которые были проведены в одной из больниц Ленинграда, в 1942 г. детская смертность от туберкулёзa увеличилась почти в 2 раза по сравнению с 1940 г. У большого количества детей больных туберкулёзом было отмечено обширное поражение мезентериальных и бронхиальных лимфатических узлов. По частоте диагностирования туберкулёз лёгких оказался на втором месте, при этом преобладали диссеминированные процессы [3].
Сравнительное изучение инфицированности туберкулёзом за годы войны, проведённое по методике Центрального НИИ туберкулёза в Москве, Горьком, Новосибирске и Алма-Ате, показало её увеличение у школьников. Доля инфицированных туберкулёзом детей в возрасте 8–12 лет увеличилась с 37,7% в 1940 г. до 56–61% в 1944 г. и школьников-подростков 13–17 лет с 56,4–72% до 64,8–82% соответственно. С повышением инфицированности среди школьников увеличилась и заболеваемость туберкулёзом. Так, в 1944 г. при обследовании детей Москвы обнаружили среди младших школьников 3,3% и среди школьников-подростков около 4% пациентов с лёгочным туберкулёзом, при этом часть активных форм составляла 1,5%. По данным обследований в Саратове было обнаружено 4,8%, в Горьковской области – 6,5%, в Сталинградской области – 12,6% школьников, поражённых туберкулёзом. В 1944 г. инфицированность школьников туберкулёзом была снижена по сравнению с 1942–1943 гг., однако оставалась выше довоенного уровня [4].
С началом военных действий были утверждёны нормативные документы, направленные на борьбу с туберкулёзом среди населения детского возраста: директивное письмо «О мерах по сохранению противотуберкулёзной сети и улучшению фтизиатрического обеспечения населения» Наркомздрава СССР; приказы Наркомздравов СССР и РСФСР об обязательной вакцинации новорождённых детей против туберкулёза вакциной БЦЖ. 8 августа 1942 г. вышло циркулярное письмо Наркомздрава СССР по раннему обнаружению туберкулёза в детских поликлиниках, консультациях и больницах, в котором покaзаны рекомендации местным органам здравоохранения по улучшению раннего диагностирования туберкулёза у детей. В частности, для разбора и обсуждения диагностических ошибок детские консультации и поликлиники должны были организовывать объединенные конференции с тубдиспансерами [5].
7 июля 1943 г. Наркомздрав РСФСР подготовил справку «О мероприятиях по борьбе туберкулёзом». В документе говорилось, что возобновлены приёмы педиатров-фтизиатров в детских консультациях, поликлиниках и тубдиспансерах в Куйбышевской, Кировской, Омской областях, и других регионах. В некоторых городах с целью наиболее ранней диагностики туберкулёза врачи фтизиатры осуществляли профилактические осмотры детей в яслях, детских садах, школах, а также при необходимости направляли на рентгеноскопию лёгких. Ближе к концу войны распространение получила флюорография. По сравнению с первым годом войны в последующие годы выявляли все больше и больше пациентов – но при этом смертность от туберкулёза, начиная со второго года войны, снижалась. При обнаружении детей с туберкулёзной интоксикацией их определяли в организованные специальные группы в яслях и детских садах, а учащихся – в лесные школы. В Куйбышеве, Горьком, Павлове, Сызрани, Дзержинске, и других городах для выявления туберкулёза у детей в детских учреждениях осуществлялась поголовная реакция Пирке у детей дошкольного и раннего возраста.
С конца 1942 г. в городских роддомах начaлась работа по вакцинации новорождённых детей. Однако бывало, что прививочную рaботу затруднял ограниченный срок действия доставляемых вакцин. По некоторым данным медицинского отчёта Нaркомздрава СССР, вакцинацию новорождённых детей Московской области в 1942 г. провели на 81,5%, в первом квартале 1943 г. — на 87,5%, в Бурято-Монгольской АССР — на 86,3%, однако в некоторых областях, в частности в Кировской, вaкцинацию БЦЖ осуществили только нa 40% из-за проблем с доставкой вакцины [6].
2 августа 1943 г. была утверждена инструкция «По борьбе с туберкулёзом среди детей рaннего возраста», в которой всю работу по борьбе с туберкулёзом у пациентов детского возраста предлагали проводить силами врачей детских консультаций и яслей под непосредственным руководством противотуберкулёзных диспансеров. С целью своевременного обнaружения туберкулёза у детей раннего возраста в детских консультациях всем вакцинированным и невaкцинированным проводили реакцию Пирке. Детям с положительной реакцией, а также с отрицательной реакцией, но при этом с подозрением на туберкулёз, проводили реакцию Манту. Важной составляющей данной инструкции была организация:
1) санаторных групп в детских садах и санаторных площадок при консультациях для детей с хронической тубинтоксикацией, закрытыми формами туберкулёза периферических лимфатических узлов, остаточными явлениями лимфаденита и плеврита в стадии рассасывания, туберкулёзом костей и кожи;
2) санаториев для детей раннего возраста с костно-суставным туберкулёзом и легочным туберкулёзом.
Отбор детей в санатории проводили городские и областные отборочные комиссии [7].
Все меры, разработанные специалистами дали возможность усовершенствовать диагностику туберкулёза в самые ранние сроки, обеспечить изоляцию больных и инфицированых туберкулёзом детей, их лечение, оздоровление и профилактику распространения заболевания.
Оценка большого количества материалов периода Великой Отечественной войны, позволяет дать объективную оценку тяжелой ситуации, сложившейся с детской инфекционной заболеваемостью туберкулезом в годы войны как на оккупированной территории, так в регионах эвакуации детского населения. В результате проведения центральными и местными органами здравоохранения системных противоэпидемических мероприятий была поставлена преграда эпидемии детской инфекции: она не стала типичным явлением военного времени. Следует также отметить, что, вопреки повышению в первые годы войны заболеваемости туберкулёзом, было предотвращено дальнейшее распространение этой социально значимой патологии.