Статья:

Цифровая демоверсия орнитологической коллекции кафедры биологии Военно-медицинской Академии

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Зоология

Выходные данные
Крылова А.А., Кравцов В.Ю. Цифровая демоверсия орнитологической коллекции кафедры биологии Военно-медицинской Академии // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(19). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 9-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровая демоверсия орнитологической коллекции кафедры биологии Военно-медицинской Академии

Крылова Александра Алексеевна
препаратор, Военно-медицинская академия имени C. М. Кирова, Россия, Санкт-Петербург
Кравцов Вячеслав Юрьевич
д-р биол. наук, профессор, заведующий кафедры биологии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, Россия, Санкт-Петербург

 

Digital demoversia of the ornithological collection of the chair of Biology of the Military Medical academy

 

Alexandra Krylova

Preparator, S. M. Kirov Military Medical Academy, Russia, St. Petersburg

Vyacheslav Kravtsov

Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Biology, S. M. Kirov Military Medical Academy, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В 2018 году Военно-медицинская академия отметила 220-летие, а кафедра биологии – 210 лет с начала её основания. На кафедре сохранились орнитологические коллекции, привезённые такими известными учёными как К. Бэр, Ф.Ф. Брандт и Э.К. Брандт; в собрании присутствуют также редкие и занесённые в красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) виды птиц. В настоящем сообщении мы рассматриваем возможность демонстрации в открытом доступе оцифрованной версии зоологических коллекций.

Abstract. In 2018 the Military Medical Academy has celebrated its 220th anniversary, and the chair of Biology - 210 years since its foundation. In this department are stored some of the ornithological collection that were made by such famous scientists as K. Baer, F. Brandt and E. Brandt. Other exhibits represent rare birds that are listed in the International Union for Conservation of Nature and Natural Resources (IUCN) red list. In this report, we are considering the possibility of demonstrating in the public domain a digitized version of zoological collections.

 

Ключевые слова: цифровой музей; орнитология; зоологическая коллекция.

Keywords: digital museum; ornithology; zoological collection.

 

История преподавания зоологии в Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии насчитывает более 200 лет, не меньше и возраст некоторых экземпляров зоологической коллекции. Уже в 1809 году академией было приобретено уникальное собрание животных профессора Соболевского, из которого 60 экземпляров – чучела птиц [14]. Все последующие годы коллекция не переставала пополняться: неко­торые новые экспонаты были преподнесены в дар или собраны лично профессорско-преподавательским составом кафедры, иные на казённые деньги приобретались на территории России или привозились из-за границы. В 1843 году на пополнение зоологического собрания выде­ляется 12,000 рублей ассигнациями, за счёт которых покупается кабинет профессора Эйхвальда, состоящий из 2,637 предметов по зоологии, минералогии, геогнозии и сравнительной анатомии. В те же года консерватор Сикс изготавливает более 200 чучел птиц, амфибий и рыб, продолжается приобретение препаратов из-за границы. Собрание экспонатов кафедры существенно пополнилось за счет выделенных средств (16,000 рублей золотом) Императором Александром III. 

До сих пор многие экземпляры зоологической коллекции отмечены этикетками, написанными почерком великих зоологов: некоторые препараты они изготовили лично, другие привезли из-за границы или передали из мест, где работали (так, например, благодаря Ф.Ф. Брандту Академией Наук было преподнесено в дар собрание чучел). За счёт частых командировок и экспедиций за границу коллекция обогащалась видами не только Европы, но и Азии, Африки, Австралии, Южной Америки и Антарктиды.

В собрании представлены чучела экзотических птиц, таких как танагры, тиранны, райские птицы, редко встречающиеся в отечественных музеях [1, 2].

Особого внимания заслуживают чучела обыкновенной горлицы (Streptopelia turtur) и южного киви (Apteryx australis), занесённых в красную книгу МСОП с охранным статусом «уязвимый вид». Также в коллекции присутствует довольно много чучел птиц, охраняемых на территории России, добыча которых теперь запрещена.

Однако уникальные коллекции кафедры никогда и нигде не выставлялись и не публиковались в открытом доступе. С сожалением можно сказать, что на сегодняшний день результат императорского гранта, реализованного Э.К. Брандтом и его учеником-последователем Н.А. Холодковским в период конца 19 века – начала 20-го века не был представлен широкой публике. Создание цифрового музея зоологических коллекций кафедры может отчасти решить эту проблему. 

Музейные сотрудники нередко обращают внимание на то, что для получения успешного информационного продукта музею не достаточно одной только уникальности и ценности экспонатов [11, 13], ничуть не меньше важна и правильная подача той или иной экспозиции, наличие интересной и доступной для зрителей информации. Без должного сопровождение само чучело птицы вряд ли пропоёт посетителю интересующие или готовые заинтересовать его факты о себе. Зато в представленной демонстрационной версии можно попробовать сделать это на примере пяти видов птиц, имеющихся в коллекции. И это обстоятельство мы учли в предложенной демоверсии.

Ниже мы впервые публикуем макет разработанной нами цифровой демоверсии орнитологической коллекции кафедры биологии Военно-медицинской академии.

Африканский серый ток. Массивный на вид клюв серого афри­канского тока, превосходящий по размерам голову птицы, на самом деле весит очень немного, внутри он заполнен воздушными пространствами. Зато для отрывания от веток сочных плодов и даже для ловли насекомых такой клюв подходит как нельзя лучше (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Африканский серый ток

 

Гнёзда эта птица-носорог устраивает в дуплах деревьев, однако здесь клюв, удобный для добывания пищи, оказывается совершенно непригоден, поэтому им приходится занимать подготовленные чужие гнёзда. В тех же случаях, когда самцу не удаётся найти подходящее дупло, самки отказываются от спаривания. Дело в том, что для африканского тока дупло – это не только уютное гнездышко, защищённое от дождя и ветра, но и полноценная крепость для вылупившихся птенцов. Когда приходит время, самка замуровывает себя изнутри, оставляя только небольшое отверстие, через которое самец будет приносить ей пищу. Таким образом, на протяжении всего времени, пока птенцы будут особенно беззащитны, доступ к гнезду потенциальных хищников становится абсолютно невозможен. 

Серый африканский ток – птица тихая и скрытная. Сидя на дереве, он удачно маскируется благодаря своему непримечательному оперению, а заметить его в небе можно нечасто – птица ограничивается небольшими перелётами между ближайшими деревьями. Полёт харак­терный, волнообразный.

Даурская галка. От обыкновенной галки даурская отличается голубым цветом радужки (против тёмных глаз у своей европейской родственницы) и более светлым оперением: тёмно-серые участки тела обыкновенных у этого вида почти белые (Рисунок 2). Кроме того, они гораздо более пугливы и осторожны, а вблизи человеческих жилищ появляются только в холодное время года в поисках пищи. 

 

Рисунок 2. Даурская галка

 

Как и многие врановые, вне сезона размножения они образуют крупные стаи, часто соседствуют с грачами или обыкновенными галками. С последними даже периодически скрещиваются, давая вполне жизне­способное потомство.

Гнездиться эта галка предпочитает в дуплах, однако сама, обладая слабым для выдалбливания углублений в коре клювом, обустраивает в них только подстилку. В отсутствие подходящего дупла, ищет отверстия в скалах, может занимать и брошенные сорочьи гнёзда.

После вылета птенцов из гнезда они могут ещё долго ходить за родителями, выпрашивая и получая пищу, однако к первой зиме становятся полностью самостоятельными.

В рацион даурской галки входят слизни, яйца или птенцы других птиц, различные части растений, в зимний период – пищевые отходы человек.

Крикливый филемон. Своё видовое название крикливая птица получила неслучайно: филемоны живут большими шумными стаями, в которых почти никогда не утихают мелкие ссоры и драки. Ветку, на которой кормится та или иная птица, она старательно охраняет от сородичей, а в случае приближения одного из них никогда не упускает шанса не только отпугнуть потенциального конкурента, но и продол­жительно преследовать его (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Крикливый филемон

 

Несмотря на кажущуюся недружелюбность, птицы продолжают держаться вместе, мигрируют стаями по 30-40 особей, а те из них, кто остаётся на ночлег на удалённых от прочих ветвях, по утрам громким криком заявляют о своём присутствии.

Вся жизнь крикливых филемонов проходит высоко на деревьях: там они кормятся, выводят потомство, даже во время полёта на север эти птицы держатся низко над самыми кронами.

Гнездо, строительством которого занимается только самка, представляет собой глубокую круглую чашу, обычно располагается на расстоянии 3-4 метров от земли, хорошо замаскировано. Родители вместе выкармливают птенцов, а в случае опасности и самец, и самка довольно агрессивно защищают своё потомство.

Вспомнив лысые головы грифов, можно было бы предположить, что крикливый филемон питается падалью, однако в действительности основу его рациона составляет цветочный нектар. Часто кормится в стаях с другими видами птиц. Кроме нектара ест плоды, насекомых, мелких позвоночных, разоряет чужие гнёзда. В связи с поеданием крикливыми филемонами винограда, многие австралийцы считают их птицами-вредителями.

Большая райская птица. Латинское название этой птички имеет довольно неожиданный перевод – безногая райская птица (Рисунок 4). Так назвал её ещё отец систематики Карл Линней. На самом деле животное обладает довольно сильными цепкими лапами, позволяющими ловко прыгать по веткам и даже повисать на них вниз головой. Разгадка названия кроется в традиции аборигенов Новой Гвинеи делать из лап этих птиц украшения, соответственно все тушки, доставляемые в Европу ног уже не имели. Такая случайность послужила поводом для огромной массы легенд: например, считалось, что до смерти птица никогда не опускается на землю и питается исключительно небесной росой.

Ещё одна сказка, порождённая отсутствием ног, гласила будто бы самки, не имея возможности сесть на ветку и свить гнездо, высижи­вают яйца на спинах самцов, пока те продолжают летать. В действитель­ности, к сожалению, для европейцев и к счастью для самцов райской птицы, всё выглядит не так романтично. Единственное, что делает самец большой райской птицы для продолжения рода – привлекает самку. Выбирая определенное дерево, сразу несколько самцов начинают призывное пение, а едва они замечают самку, все как один принимаются танцевать вокруг неё. Понравившегося танцора она допускает к спари­ванию, после чего в одиночестве улетает вить гнездо и заботиться о потомстве.

Спрятанное среди ветвей крепкое и аккуратное гнездо райской птицы по форме напоминает чашу, яиц в нём обычно не более двух, что послужило косвенной причиной резкого падения численности райских птиц во время массовой охоты на них. Добыча велась преимущественно европейцами, а главной целью являлось изготовление дамских шляпок и украшений из перьев.

Питание у «обитательниц эдема» вполне земное: состоит из небольших насекомых, семян и плодов различных деревьев, кроме того проворные птицы охотятся и на мелких позвоночных животных. 

 

Рисунок 4. Большая райская птица

 

Южный киви. Все виды киви – эндемики Новой Зеландии, а именно этот встречается только на островах Стюарт и Южный, за распростра­нение на одном из которых и получил своё видовое название. Также его называют бурый или обыкновенный киви (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Южный киви

 

Этот древний и удивительный вид на данный момент считается ближайшим родственником вымерших бескилевых птиц моа. И правда, на современную птицу киви не похожи: место крыльев – рудиментар­ные отростки, сохранившие только 13 маленьких маховых перьев, а само оперение больше напоминает шерсть. Кроме этого, выделяются они и уникальным среди птиц расположением ноздрей – на кончике длинного клюва.

Не менее своеобразно и брачное поведение этой птицы. Вместо строительства гнёзд они при помощи сильных лап роют норы, вместо самки яйца высиживает самец, а период инкубации у яйца самый длинный среди всех ныне живущих птиц – 2,5 месяца. «Самый» у киви еще и размер яйца по отношению к телу – его вес составляет около четверти от массы тела матери. Готовая снести яйцо самка буквально задевает землю своим животом во время передвижения и даже отказывается от пищи на поздних сроках вынашивания.

Только что вылупившийся птенец киви еще около двух недель питается только желточным содержимым яйца, а уже на третьей неделе выгоняется из гнезда родителями и начинает поиск пищи самостоя­тельно. Впрочем, строго территориальные птицы-киви позволяют потомству оставаться на своём гнездовом участке примерно пару лет после выхода из гнезда, тогда как любого чужака пинают и бьют клювами до тех пор, пока не выгонят за пределы собственной территории. Однако такие стычки происходят нечасто, так как птицы регулярно помечают границы своего участка пахучим помётом.

Птицы-киви моногамны, одна пара может прожить вместе более 30 лет. 

Обладая прекрасным обонянием, эта птица без труда способна учуять в земле насекомое. Охота киви происходит преимущественно в ночное время и представляет из себя суетливые простукивания почвы клювом, который киви то и дело погружает в лесную подстилку, обнаружив червей, многоножек, различных личинок. Во время засухи в пищу идут и мягкие части растений, а также упавшие плоды.

Итак, мы представили разработанные нами шаблоны для создания полной цифровой версии исторической орнитологической коллекции кафедры биологии Военно-медицинской академии. На наш взгляд, предложенная форма подачи соответствует музейным стандартам и адаптированной информационной справкой, которая будет легко восприниматься всеми пользователями Интернета.

 

Список литературы:
1. Государственный Дарвиновский музей. – Режим доступа: http://www.darwinmuseum.ru.
2. Зоологический музей Российской Академии Наук. – Режим доступа https://www.zin.ru/museum.
3. Автономная некоммерческая организация культуры «Музей будущего». – Режим доступа: http://www.future.museum.ru.
4. Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru.
5. internationalcouncilof museums. – Режим доступа: https://icom.museum/en.
6. Автоматизированная информационная музейная система КАМИС. – Режим доступа: http://kamis.ru/veb-resheniya/kollektsii-on-layn.
7. Васильева П., Качуровская Д., Михайлова А, Феоктисова С. Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка», 2018. – 190 с.
8. Калинина Л.Л., Пролеткин И.В., Шпак М.Е. Музейный ресурсный центр: итоги и перспективы. Постановка проблемы // Музей и современные технологии. Материалы Всероссийских научных конференций, 2006. – С. 127.
9. Кокорина Е.А. Базы данных коллекций как источник внутреннего развития музея // Музей и современные технологии. Материалы Всероссийских научных конференций, 2006. – С. 145.
10. Кижнер Е.Д. Музейный информационный продукт: стратегия создания // Музей и современные технологии. Материалы Всероссийских научных конференций, 2006. – С. 71.
11. Лебедев А.В. «Современные средства отображения информации в музейной экспозиции», 2005. – Режим доступа: http://www.future.museum.ru/part03/it-expo.htm.
12. Ноль Л.Я. О роли информационных технологий в сохранении и использовании культурного наследия // Музей и современные технологии. Материалы Всероссийских научных конференций, 2006. – С. 74.
13. Нургалеева Л.А. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель // Музей и современные технологии. Материалы Всероссийских научных конференций, 2006. – 103 с.
14. Холодковский Н.А. Очерк истории кафедры зоологии Военно-медицинской академии. – Санкт-Петербург: Воен. тип., 1897. – 33 с.