Статья:

Нарушения зрения, причины, гигиена и профилактика

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Глазные болезни

Выходные данные
Кисиева З.А. Нарушения зрения, причины, гигиена и профилактика // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 18-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нарушения зрения, причины, гигиена и профилактика

Кисиева Залина Ахсарбековна
канд. мед. наук, доцент ГБОУ ВО «Северо-Осетинский Государственный Педагогический Институт», РФ, РСО-Алания, г. Владикавказ

 

THE CAUSES OF VISUAL IMPAIRMENT AND ITS PREVENTION

 

Zalina Kisieva

candidate of medical sciences, Associate Professor of GBOU North - Ossetian State Pedagogical Institute», Russia, RNO Alania, Vladikavkaz

 

Аннотация. В статье рассматривается краткая характеристика анатомо-функциональных особенностей органов сенсорной системы.

Также, описана и обоснована тактика подбора гигиенических и профилактических мер, в зависимости от причины возникновения и симптоматики нарушений зрения.

Следовательно, необходимо отметить, что зрение, считается для человека одним из важных составляющих организма, функции которого необходимо поддерживать, соблюдая гигиену зрения и здоровый образ жизни, регулярно посещая офтальмолога и следя за возрастными изменениями глаз.

Abstract. The article deals with a brief description of the anatomical and functional features of the sensory system. Also, described and justified tactics of selection of hygienic and preventive measures, depending on the cause and symptoms of visual impairment. Therefore, it should be noted that vision is considered to be one of the important components of the human body, the functions of which must be maintained, observing the hygiene of vision and a healthy lifestyle, regularly visiting an ophthalmologist and watching the age-related changes in the eyes.

 

Ключевые слова: гигиена глаз; зоркость; зрение; нарушение; этиологический фактор;  профилактика; упражнения; косоглазие; астигматизм; аккомодация.

Keywords: hygiene eye; vigilance; vision; violation; etiological factor; prevention; exercise; strabismus; astigmatism; accommodation.

 

Сенсорная система организма, играет  очень важную роль в развитии и жизнедеятельности человека, на протяжении всего периода онтогенеза. К органам составляющим эту систему, относят парные (глаз, ухо) и непарные органы (обоняния - нос, осязания – кожные покровы и слизистые, и орган вкуса - язык) [7].        

Зрительная система человека, как и все системы организма, подвергается изменениям ввиду возрастных особенностей онтогенеза. Одним их фактов подтверждающих вышесказанное, является несовершенство способности видеть у новорожденных детей, которое исправляется по мере его роста и развития.

Кроме того, вследствие конфигурации глазного яблока, происходит коррекция   врожденной дальнозоркости, которая наблюдается у подавляющего большинства новорожденных (около 93%). К концу первого года жизни ребенка осуществляется полное развитие черепно-мозговых нервов, которые, как известно, играют неоспоримо важную роль в функционировании органов и систем, а в частности и функционировании органов сенсорной системы. Следует отметить, что,  уже в возрасте трех лет, у большего количества детишек форма глаз практически такая же, как у взрослых. Острота же зрения, достигает должного уровня, т.е., уровня взрослых, в период от 5-7 лет [7].         .
Нарушение остроты зрения, приобретает все большую и большую актуальность среди детей как раннего, так и среднего возраста.  Основной особенностью человеческого органа зрения является то, что он работает в нескольких направлениях. Глаз человека может отличать различные диапазоны светового излучения. Помимо этого, глаза имеют способность к различию цветов и к визуально довольно точному определению предметов и даже мельчайших деталей на них.

Причины развития нарушений органов зрения, достаточно разнообразны.

В данной статье, мы ставим цель: при помощи обобщения и систематизации информации из разнообразных источников изучить и причины нарушения зрения и соответствующие профилактические действия.

Не вызывает сомнения, что глаза, важнейшие из органов человека. Им принадлежит первостепенное значение в разносторонней трудовой деятельности, в выполнении различных работ. По научным данным около 90% информации окружающего мира мы получаем при помощи глаз, как органов чувств. Органы зрения тесно связаны с головным мозгом, из которого они развиваются. Глаза состоят из глазного яблока и вспомогательного аппарата.        Органы зрения имеют сложное строение. Направленные световые лучи проникают в глаз через роговицу, имеющую большую преломляющую силу. Внутри зрачка располагается и эластичный хрусталик, который тоже входит в оптическую систему глаз. При помощи ресничных мышц хрусталики изменяют свою кривизну, принимают форму, которая необходима для ближнего или дальнего видения. При нормальном зрении хрусталики фокусируют изображение предметов на сетчатке, где улавливаются светочувствительными клетками, так называемыми палочками и колбочками. Число «палочек» примерно сто тридцать миллионов. Они являются аппаратом, воспринимающим чёрно - белое, ещё их называют аппаратом «сумеречного зрения», так как они являются более чувствительными к свету. Число «колбочек» – около семи миллионов. Они представляют собой аппарат цветового и дневного зрения, их чувствительность к свету примерно в пятьсот раз меньше. Так глаз получает способность воспринимать, а также проводить свет.

К  функциям зрительного аппарата человека, относят:

- центральное или предметное зрение, позволяет не только ориентироваться в окружающем мире, но и определять форму  и обьем видимых предметов;

- под периферическим зрением понимается функция глаз, за счёт которой люди могут видеть не только сам предмет, но и пространство, и поле, окружающее его;

- светоощущение представляет собой зрительную функцию, использование которой даёт возможность человеку адаптироваться к восприятию объектов с разной степенью освещенности;

- бинокулярное или стереоскопическое зрение способствует симметричному восприятию глазами предметов, не зависимо от того, находятся они в движении, или нет.

- цветоощущение – функция, способствующая различению цветовой гаммы спектра.

Функционирование приведенных выше параметров, в должной степени, обеспечивает физиологическое состояние.

Развитию патологических изменений зрительной системы, кроме нагрузок, могут способствовать  некоторые  социальные и бытовые условия. Такие, как питание, в особенности витаминная недостаточность, климат и  природные условия.

Наследственная предрасположенность, также может явиться доминирующим причинным фактором у индивидов, с отягощенным анамнезом.

Важная роль отводится и состоянию нервной системы. Причинами развития глазных расстройств могут быть раздражительность и чрезмерное напряжение.

При этом, нельзя выделять какой-либо единственный фактор, влияющий на развитие нарушений глаз. Можно лишь предполагать о том, что один из факторов имеет преобладающее значение в конкретных условиях.  

Если отделы зрительного анализатора  работают нормально и без помех, окружающий мир человек воспринимает ясно и чётко [5]. Если блекнут или тускнеют краски, границы видимых предметов становятся размытыми, появляются искажения и темные «завесы» перед глазами. Такие симптом означают, что пришла болезнь.

Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются [3,4]:

Спазмы аккомодации, которые заключаются в чрезмерном напряжении мышцы вокруг глаза, не прекращающиеся, даже  в покое. Спазмы сопровождаются зрительным переутомлением при работе на близком расстоянии, напряжением зрения вдаль. Если у человека прогрессирует напряжение цилиарной мышцы, он становится более раздражительным, быстро устающим,  снижается его успеваемость, начинаются головные боли. Продолжительность спазма, может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния здоровья организма, образа жизни человека,  своевременности диагностики и правильности назначенного лечения органов зрения.

Близорукость, считается приобретенным заболеванием, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) вследствие  нарушения кровоснабжения глазного яблока, наступают изменения, приводящие к его растяжению. Результатом такого растяжения, служит  ухудшение четкости зрения  предметов на дальних расстояниях, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость - врожденное состояние, обусловленное  с особенностями строения глазного яблока. Первые признаки проявления дальнозоркости – падение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть читаемый текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. В отличие, от вышеуказанных нарушений, встречающаяся нередко патология, имеющая как врожденный, так и приобретенный генез развития, характеризуется снижением зрения как вдаль, так и вблизь, сопровождающихся  снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии. Причиной ее,  выступает нарушение кривизны роговицы.

Косоглазие связано с положением глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Развитие косоглазия, связано с нарушением согласованной работы мышц глаза. При этом, работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

- Ухудшение зрения можно предупредить, соблюдая несколько несложных правил гигиены зрения.

Под гигиеной глаз подразумевается комплекс мер, которые направлены на сохранение и поддержание зрения человека на определённом уровне. Профилактика множества заболеваний глаз напрямую связана с их гигиеной. Это предусматривает следование некоторым правилам.

Гигиена  включает в себя несколько мероприятий, для которых необходима системность [8,9]:

Достаточное освещение во время  чтения – это основа гигиены зрения. Яркий свет, как и тусклый, при работе может навредить глазам, создавая для них дополнительное напряжение. Причем свет при чтении должен исходить сзади, как бы из-за плеча. При письме у правшей – слева, у левшей – справа. Рекомендуемое расстояние 30-40 см.

- При чтении удерживать текст на расстоянии 30 см от глаз. Если работаете с монитором, то расстояние до глаз должно быть 50-60 см. Это важное правило гигиены зрения.

- Нельзя читать на ходу, в транспорте, лежа. Происходящие при этом, незаметные для человека, но довольно таки значительные оптические перестройки в глазах, влекут в первую очередь, к дисфункции мышц глазного яблока.

Глаз должен быть увлажнен. Естественное увлажнение глазного яблока, осуществляется в процессе моргания. Кроме того, это благоприятное условие для оптической работы глаза, а также защита от проникновения болезнетворных агентов. При возникновении запредельных нагрузок на глаз, необходимо применить специальные увлажняющие капли, до, а при необходимости, и  во время зрительной работы.

- Делать перерывы каждые 40-50 минут. Но следует отметить, что время утомления глаз у каждого человека, совершенно индивидуально, и требует осуществления отдыха по мере необходимости. Комплекс рекомендуемых упражнений, включает (посидеть с закрытыми глазами, посмотреть вдаль, сделать несколько упражнений для глаз).

- Беречь глаза от прямого попадания ультрафиолета. Противопоказано смотреть незащищенным глазам, прямо на солнце, во избежание серьезного ожога сетчатки, вплоть до потери зрения.

- При возникновении, каких либо ранее не наблюдавшихся симптомов, важно своевременное посещение специалиста (офтальмолога), ни в коем случае, не предпринимая тактику самолечения.  Глаз можно сравнить с айсбергом, где на поверхности можно видеть малую часть неприятностей, большинство проблем находится внутри глаза, и заглянуть туда сможет только офтальмолог на очном осмотре.

Комплекс упражнений для глаз [1,2]: правила гигиены.

- Поморгать часто и интенсивно в течение минуты.

- Закрыть глаза и попробовать поморгать закрытыми глазами.

- Смотреть вдаль около минуты, затем перевести взгляд на кончик носа, досчитать медленно до 10, перевести снова взгляд вдаль, закрыть глаза.

- Посмотреть на потолок, медленно, по прямой линии перевести взгляд вниз (на пол). Повторить 3-4 раза.

- Легкими похлопывающими движениями кончиков пальцев помассировать брови, височную и подглазничную область. Закрыть ладонью глаза на одну минуту.

Данный комплекс упражнений для людей с ослабленным зрением, который надо выполнять не только в перерывах между зрительными нагрузками, но и независимо от них 1-2 раза в день (утром и вечером).

Итак, для гигиены органов зрения человека, важной является не только правильная организация обязательных занятий, но также и режим дня в целом [8,9,10]. При правильном чередовании во время дня различных видов деятельности,  отдыха и бодрствования, достаточной двигательной активности, максимального пребывания на воздухе, своевременном и рациональном питании, систематическом занятии спортом, возможно, минимизировать риск нарушения функционирования глаз. Регулярное выполнение предложенных упражнений [6], способствует хорошему самочувствию, поддерживает на высоком уровне функциональное состояние нервной системы и процессы развития и роста как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма.

Следовательно, необходимо отметить, что зрение, считается для человека одним из важных составляющих организма, функции которого необходимо поддерживать, соблюдая гигиену зрения и здоровый образ жизни, регулярно посещая офтальмолога и следя за возрастными изменениями глаз.

 

Список литературы:
1. Биресфорд С., Мьюрис Д., Мерилл А., Янг Ф. Лечебные упражнения для глаз.  Минск: Попурри, 2014.
2. Бойко Е.А. Упражнения для глаз [Электронный ресурс]/ Бойко Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: РИПОЛ классик, 2011.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39944.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. Глазные болезни. Основы офтальмологии. Учебник/Под ред. В.Г. Колаевой. – 2012. – 560 с.:ил. 
4. Исаева И.Ю. Болезни глаз и восстановление зрения. – М.: Вектор, 2013.
5. Елисеева Т.О. Я вижу – я живу // Энциклопедия здорового зрения. М.: Метафора, 2015.
6. Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость // Рекомендации врача с упражнениями. М.: Эксмо, 2013. С. 5.
7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
8. ЧиаМантэк. Даосские практики улучшения зрения.  М.: София, 2014.
9. Мякшина Т. Правила гигиены зрения и слуха // Вита портал. [Электронный ресурс]: URL. http://vitaportal.ru/medicine/lechenie-i-profilaktika-metodiki/pravila-gigieny-zreniya-i-sluha.html
10. Щербаков Н.В. Правила гигиены: гигиена зрения. // Вита портал. [Электронный ресурс]: URL. http://vitaportal.ru/medicine/glaznye-bolezni/pravila-gigieny-gigiena-zreniya.html