Статья:

ОБРАЗ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ИКОНОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ХРАМОВ ПОДМОСКОВЬЯ

Конференция: C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Стецюра Т.Д. ОБРАЗ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ИКОНОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ХРАМОВ ПОДМОСКОВЬЯ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам C междунар. науч.-практ. конф. — № 12(100). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ИКОНОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ХРАМОВ ПОДМОСКОВЬЯ

Стецюра Татьяна Дмитриевна
канд. ист. наук, доц., Государственный университет просвещения, РФ, г. Москва

 

THE IMAGE OF THE HOLY BLESSED PRINCE ALEXANDER NEVSKY IN MODERN ICONOGRAPHY USING THE EXAMPLE OF TEMPLES IN THE MOSCOW REGION

 

Stetsiura Tatiana Dmitrievna

Candidate of Science, Associate Professor, State University of Education, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные моменты развития иконографии святого благоверного князя Александра Невского в современном церковном искусстве на примере храмов Московского региона, делается вывод об изменениях в иконографии святого в ответ на требования времени.

Abstract. The article examines the main aspects of the development of the iconography of the Holy Blessed Prince Alexander Nevsky in modern church art, using the example of churches in the Moscow region, and draws conclusions about changes in the iconography of the saint in response to the demands of the times.

 

Ключевые слова: Александр Невский; святой; иконография.

Keywords: Alexander Nevsky; saint; iconography.

 

В настоящее время на территории Подмосковья насчитывается немногим более 70 действующих храмов и часовен во имя Святого благоверного князя Александра Невского (по данным сайта sobory.ru их число на начало ноября 2025 г. – 71, однако в этом списке не учитываются Александро-Невские приделы в многопрестольных храмах) [2].

Действуют также два Александро-Невских женских монастыря: деревне Маклаково Талдомского городского округа Московской области, и в Акатово под Клином.

Во всех этих храмах и обителях имеются иконы Святого благоверного князя Александра, а также, если храм украшен фресками, росписи на сюжеты из жития святого. Но если даже храм освящен не в честь святого Александра Невского, в нем можно увидеть образ Святого благоверного князя Александра либо в иконостасе (в деисусном чине), либо на стене или в специальном киоте. Среди этих икон и фресок имеются старинные (XVIII – начала XX вв.) и современные изображения.

Старинные изображения выполнены, как правило, в «академическом» стиле, в соответствии с постановлением Святейшего Синода от 1724 г., согласно которому Святого надлежало изображать только в воинских доспехах и царской мантии, подбитой горностаем, но отнюдь не в монашеском одеянии (согласно Житию, перед смертью Александр Невский принял схиму с именем Алексий).

В начале XX в. от этого правила стали наблюдаться некоторые отступления под влиянием религиозной живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова – Святой благоверный князь Александр стал изображаться не в западных железных латах и горностаевой мантии, а в древнерусском княжеском костюме – длинном кафтане, подпоясанном богато украшенным поясом, с наброшенным на левое плечо плащом-корзно, в красных сапожках, иногда даже без доспехов.

Произошли изменения и в композиции изображения на иконе – если на большинстве икон XVIII–XIX вв. фигура Святого благоверного князя была расположена лицом к молящимся, а поза была застывшей (правая рука сжимала хоругвь с образом Спаса Нерукотворного, левая лежала на рукояти меча либо покоилась на небольшом столике с атрибутами верховной власти – скипетром и державой), то в начале XX в. иконописцы предпочитали изображать Святого Александра Невского погруженным в глубокую молитву за землю Русскую – стоящим в пол-оборота, со склоненной головой, прижатой к груди десницей, левой же рукой Святой мог или придерживать щит, или держать меч чуть ниже крестовины, так, чтобы оружие походило на крест.

Для подобных изменений были основания. На иконах XVIII–XIX вв. Святой благоверный Александр Невский представал прежде всего покровителем российской государственности и царской власти (вспомним, что три российских императора, правивших в XIX в., носили имя Александр). В пору же военных и внутригосударственных потрясений начала XX столетия (Русско-японская война, Первая российская революция) более понятным и дорогим сердцу каждого православного христианина стал подвиг бескровного мученичества Святого благоверного князя Александра, его смирения перед Ордой во имя сохранения народа и веры.

Об этом писали и лучшие духовные писатели того времени. Е.Н. Погожев (Евгений Поселянин), неоднократно обращавшийся в своем творчестве к жизни и деяниям Святого благоверного князя Александра Невского, рассказывал своим взрослым и юным читателям не только о воинских доблестях победителя шведов и крестоносцев-тевтонов, но и прославлял его как «нравственное солнце», обогревающее обездоленный народ, поддерживающее в нем силы для лучшего будущего [1, с. 31].

Немало сделали для популяризации образа Александра Невского как великого исторического деятеля в дореволюционный период и светские историки конца XIX – начала XX в. Выходило много просветительской литературы для народного чтения, в которой подробно рассказывалось об эпохе Александра Невского и о деяниях святого князя.

Проводились чтения по русской истории для фабрично-заводских рабочих, исторические чтения в школах и тому подобные мероприятия.

Поэтому к началу Первой мировой воны и в ходе ее почитание Святого благоверного князя Александра Невского значительно усилилось.

Так же было и во время Великой Отечественной войны, когда не только Церковь, но и светские власти призывали вспомнить подвиги наших славных предков, в том числе Александра Невского.

Для современных православных христиан Александр Невский – это, с одной стороны, историческая личность, о которой известно с детства, со страниц школьных учебников, с другой – небесный покровитель земли Русской. Та «имперская атрибутика» (скипетр, держава, мантия), которая имела глубокий смысл для людей, живших сто и более лет назад, сейчас утратила свое значение, зато на первый план выступает историческая достоверность иконописного изображения, его воздействие на чувства молящихся.

Поэтому современные российские иконописцы ориентируются при изображении Святого благоверного князя Александра Невского в первую очередь не на канон Петровской эпохи, а на лучшие образцы иконописи начала XX в., воспроизводя в общих чертах описанный ранее иконографический тип Святого благоверного князя Александра Невского «в молении» – со смиренно склоненной головой и прижатой к груди десницей, в богато украшенном древнерусском княжеском одеянии, с благородными чертами лица, короткой бородкой, волнистыми волосами до плеч.

Таковы, например, икона Святого благоверного князя Александра Невского в иконостасе храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в деревне Чурилково городского округа Домодедово, аналойная икона и икона в киоте, находящиеся в Троицком Александро-Невском женском монастыре в Акатово, чтимая икона из Александро-Невского храма в Звенигороде.

Есть иконы, на которых Святой благоверный князь Александр изображен не в древнерусских одеждах, а в византийском доспехе, подобно тому, как изображают, например, святого воина Феодора Стратилата.

Такое изображение имеется, например, в иконостасе Троицкого Александро-Невского женского монастыря в Акатово.

Это можно счесть отступлением от сложившейся в России традиции изображения Святого Александра Невского, но если подобное изображение соответствует стилю, в котором исполнен весь иконостас, оно смотрится гармонично.

Есть изображения, которые исполнены в живописной манере, напоминающей советскую и современную российскую историческую живопись. Таковы, в частности, росписи церкви во имя Святого благоверного князя Александра Невского в деревне Степанщино городского округа Воскресенск Московской области.

В настоящее время, когда Россия борется за обеспечение национальной безопасности, укрепление суверенитета и территориальной целостности в условиях международных вызовов, Александра Невского все чаще изображают на иконах с воздетым обнаженным мечом (подобное изображение, в частности, находится в Вознесенском соборе Звенигорода).

Это не является новшеством в иконографии святых воинов.

Так изображали, например, святого великомученика Димитрия Солунского. Однако это свидетельствует о смещении акцента в восприятии образа Александра Невского – не только как мудрого государственного деятеля и дипломата (в частности, на этом акцентировалось внимание в первое десятилетие XXI в.), а в первую очередь как воина.

Примечательно, что зачастую на современных храмовых фресках, наряду с фигурой самого князя и его воинства присутствуют изображения его противников – крестоносцев, зачастую исторически недостоверные, однако усиливающие эмоциональное впечатление на зрителя.

Количество примеров каждого типа современной иконографии Святого благоверного князя Александра Невского в храмах Подмосковья можно было бы умножить, но уже на основании перечисленного можно сделать вывод о том, что современная иконография Святого благоверного князя Александра Невского, с одной стороны, оперативно отвечает на запросы времени, с другой – является «умозрением в красках», зримым выражением духовной сути подвига великого князя, стяжавшего не только мирскую известность и народную память в веках, но и славу святого.

 

Список литературы:
1. Погожев Е.Н. Святые дети русские и детские годы русских святых / Е. Поселянин [псевд.]. — 2. изд. — СПб. : Училищ. совет при Святейшем Синоде, 1909. — [2], 162, II с.
2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sobory.ru/filters/?SelArea=1&SelDistr=null&SelCity=null&SelEpx=0&SelType=no&SelStyle=0&SelThrone=15&g1=OR&g4=list&g3=all&g2=all&g5=yes&g6=all&g7=all&Ok=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA (дата обращения: 01.11.2025)