Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Прикладная и математическая лингвистика

Выходные данные
Буриева М. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 41-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Буриева Мехрангез
аспирант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Московского государственного лингвистического университета, РФ, г. Москва

 

FEATURES OF LANGUAGE AND THINKING IN THE AGE OF DIGITALIZATION

 

Mekhrangez Burieva

PhD student in the Department of Applied and Experimental Linguistics, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые особенности языка и мышления в эпоху развития цифровых технологий. В статье особое внимание уделяется вопросам симфлифицированного вида мышления - «клиповое мышление». Научная новизна исследования заключается в рассмотрении нового вида когнитивного мышления в русскоязычном Интернет-пространстве. В результате исследования выявляются наиболее частотные проявления нового типа мышления в языке современного общества.

Abstract. This article examines some of the features of language and thought in the digital age. The research focuses on the issues of a simplified type of thinking - "clip thinking". The scientific novelty of the research lies in the consideration of a new type of cognitive thinking in the Russian-speaking Internet space. The study reveals the most frequent manifestations of a new type of thinking in the language of modern society.

 

Ключевые слова: клиповое мышление; клиповое сознание; симплификация; креолизованные тексты; цифровизация.

Keywords: clip thinking; clip consciousness; simplication; creolized texts; digitalization.

 

Начиная с конца 90-х гг. XX в. пользователи Интернета все чаще сталкиваются с проблемой быстрой фильтрации большого объёма информации, поступающей через глобальную сеть Интернет, и далее – ее мгновенной передачи другим субъектам коммуникации. В условиях ограниченного времени и ускоренного получения и передачи различного рода информации наблюдаются изменения в человеческом мышлении. От линейного восприятия информации человеческое мышление переходит к упрощенному (симплифицированному) варианту мышления, которое в науке получило название - «клиповое мышление» [2; 4; 5].

Новое явление эпохи цифровизации – «клиповое сознание» вошло в обиход в 1960-х гг. прошлого столетия. Впервые упоминание о «клиповом мышлении» было сделано в работе французского исследователя А. Моля, где ученый подробно описывает характерные особенности данной культуры и противопоставляет традиционному типу мышления. Обладателям последнего типа мышления не составляет труда найти причинно-следственные связи, а также с легкостью выстраивать логико-семантические цепочки и соотносить старые и новые понятия [2, с. 171]. В то же время, люди с упрощенным мышлением воспринимают объективную действительность не целостно или, по-другому, линейно, а лишь как отдельные фрагменты, части, события, факты, не коррелирующие друг с другом.

К представителям клипового мировоззрения относятся люди цифровой эпохи. Исследователь М. Маклюэн отмечает, что на современном этапе развития, а именно с развитием электронных средств коммуникации, человеческое мышление возвращается к дотекстовой эпохе и подчеркивает, что «линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» [4, с. 86].

В своей работе о клиповом мышлении современный исследователь С. В. Докука отмечает, что данный вид мышления является данью времени, которая помогает людям выбрать необходимую информацию из общего потока информации, доступной и открытой в глобальной сети Интернет [2, с. 175].

Положительной чертой для индивидов с клиповым типом мышления является, по мнению ученых [2; 3], быстрое переключение между потоками информации. При этом информация в сети в данном случае легко запоминается, поскольку не подвергается глубинному критическому анализу со стороны индивида.

Особое отражение понятия «клиповое мышление» нашло в языке Интернета, а именно в социальных сетях и сервисах (Инстаграм, ВКонтакте, Твиттер, Ютуб), в онлайн-играх, в креолизованных текстах и др. Все указанные источники информации ориентированы на визуальное восприятие, что в свою очередь является основой для развития клипового мышления.

Новый стиль мышления и его отражение в языке является закономерным и ожидаемым процессом, который возник под влиянием социальных и технических перемен [1, с. 3].

В качестве примеров клипового мышления в языке могут выступать креолизованные тексты русскоговорящих Интернет пользователей. Под креализованным текстом понимается симплифицированный вид текста с визуальной составляющей (картинка/фото/gif). В качестве примера данных текстов могут послужить мемы, а именно картинки (чаще всего юмористического характера) с коротким текстом. Данный вид креолизованных текстов является популярным среди пользователей Интернета с клиповым мышлением, так как в картинках обычно изображаются отдельно взятые «куски» типичных ситуаций или событий, происходящих в мире. Данные фрагменты понятны с первого взгляда определенному кругу людей. Например, существуют мемы для программистов, мемы для матерей в декретном отпуске и др., также существуют мемы, которые могут быть общеизвестны большому кругу пользователей Интернета.

Среди русскоязычных пользователей Интернета, который ярко отражает клиповое мышление современных людей, является Интернет-мем «Наташ, ты спишь?». В данном меме изображены четыре кошки, которые пытаются разбудить хозяйку по имени Наташа. Возле каждого животного, смотрящего в камеру сверху вниз, стоят следующие надписи: Наташ, ты спишь? Уже 6 часов утра, Наташ. Вставай, мы там всё уронили. Мы уронили вообще всё, Наташ, честно.

После распространения новостей о пандемии COVID-19 пользователи начали переделывать конструкции предложений под каждое новое событие или ситуацию (например: дефицит медицинских масок, самоизоляция, любовь к гречневой крупе и др.). В данном меме клиповое мышление также основывается на визуальном восприятии, отражается в диалогизации речи (речь животных подразумевает некий диалог с хозяйкой), которая представлена в симплифицированных предложениях.

Еще одной из особенностей в языке людей с симплифированным мышлением является использование англицизмов. Употребляемая лексические единицы из другого языка, пользователи тем самым быстро адаптируют под себя новые слова и не вникают глубоко в смысл. Например, не всегда сразу становится очевидным значения некоторых английских слов, употребляемые русскоязычными пользователями сети: питчинг; пруфридер; инфлюенсер и др.

К особенностям языка Интернета в эпоху цифровизации также можно отнести сложные слова особого типа. Большая часть таких слов в русском языке состоит из морфем английского языка: Web-дизайнер, Gif-картинка, VR-очки, smart-часы и др.

В эпоху цифровизации все чаще при обмене информацией люди прибегают к сокращенным и упрощенным моделям предложений. Часто в сети используют готовые прецедентные тексты, а также устойчивые выражения, чтобы сократить время при передаче информации, а также для выражения экспрессии. Людям цифрового поколения легче воспринимать симплифицированные креолизованные тексты, чем вчитываться в длинные развернутые тексты, чтобы понять глубинный контекст.

Таким образом, в ходе исследования было определенно, что в эпоху цифровых технологий мышление людей модифицировалось и ярко отражаются данные изменения в языке пользователей Интернета. Люди с новым типом мышления все чаще прибегают к сокращению слов с помощью различных морфем английского языка; к компрессии длинных текстов за счет симлифицированных конструкций; к использованию текстов с невербальными компонентами и др.

 

Список литературы:
1. Дидковская В. Г. Клиповое мышление отражение в современном русском языке и тексте. 2016. URL: https://www.novsu.ru/file/1241650 (дата обращения: 19.10.2021).
2. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества. 2013. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/05/1251193783/169-176-Dokuka.pdf  (дата обращения: 20.04.2021).
3. Кожокарь Д.А. Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие радионовостей. // Наука и образования сегодня. – 2016. – №6(7). – с.98-101.
4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. Киев: Издательство «Ника-центр», 2004.
5. Моль А. Социодинамика культуры. 2008. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/mol_sociodinamika_cult-a.htm (дата обращения: 20.04.2021).