РОЛЬ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЬ
Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
РОЛЬ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЬ
THE ROLE OF PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS, ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF SEVASTOPOL
Natalia Znaykina
Undergraduate, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol State University", Russia, Sevastopol
Аннотация. В статье рассматривается роль объектов культурного наследия в современном мире. Проводится анализ текущего состояния, проблем и способы их устранения, на примере города Севастополя. Формируется гипотеза проектирования наиболее благоприятной среды, как для жителей, так и города в целом.
Abstract. The article discusses the role of cultural heritage objects in the modern world. An analysis of the current state, problems and ways to eliminate them is carried out, using the example of the city of Sevastopol. A hypothesis is being formed for designing the most favorable environment, both for residents and the city as a whole.
Ключевые слова: культурное наследие; культурные ценности; архитектура; реставрация.
Keywords: cultural heritage; cultural values; architecture; restoration.
К сожалению, под влиянием определенных событий, климатических условий и просто времени изменения терпят не только люди, но и все, что их окружает: дома, улицы, архитектура, постройки, достопримечательности и т.д. Следовательно, это приводит к такой проблеме, как исчезновение архитектурных сооружений, памятников деятелям искусства, а так же, что немаловажно, объектов культурного наследия.
С каждым годом эта проблема обостряется, т.к. утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.
Город Севастополь, как один из самых знаменитых и древнейших исторических городов у моря, в этом плане является не исключением. На территории данного города находится множество объектов культурного наследия, в том числе и на прибрежной территории, протяженность, которой составляет - 165,897 км [4]. Прибрежные территории города Севастополя включают в себя такие подкатегории объектов культурного наследия, как:
1. Национальные памятники культурного наследия, к примеру, к ним относится: Херсонес Таврический, Памятник затопленным кораблям и т.д.
2. Региональные объекты культурного наследия - Обелиск «Городу-Герою Севастополю», Дача Марецкой (городская библиотека имени А. И. Куприна), Приморский бульвар и т.д.
3. Федеральные объекты культурного наследия - Античный театр в Херсонесе, Графская пристань и т.д. [3].
Так же вблизи такой территории находятся памятники довоенной и послевоенной архитектуры, например, Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского, который является «сердцем культурного Севастополя». Построено оно было в 1957 и располагается в самом центре города, представляя собой композицию вытянутых вдоль набережной и проспектом Нахимова прямоугольных объемов, своим центральным фасадом обращено к Приморскому бульвару. В качестве отделки его цокольного этажа выступает крупная рустовка, в центральной части завершающаяся пятью полуарочными объемами парадных дверей с симметричными боковыми крыльями двухскатных лестничных маршей. Главный фасад — синтез различных декоровых элементов от монументальной галереи до трех арочных окон, от лепнины до скульптур по углам фронтонов. Венчает четырехэтажный основной объем, украшенный обильным лепным узором и барельефами выдающихся театральных деятелей, треугольные фронтоны, которые опираются на восемь колон (со стороны Приморского бульвара) и шесть полуколон (со стороны здания гостиницы “Севастополь”) коринфского ордера [5].
Еще одним, столь же знаменитым памятником архитектуры является Военно-исторический музей Черноморского, который, однажды увидев, вы уже никогда не забудете. Изящная каменная резьба, великолепные колонны фасада и сложное чугунное литье украшают фасад спереди, а по периметру расположены чугунные форштевни кораблей на стенах и большая коллекция оружия, начиная от трофейных чугунных пушек и заканчивая крылатыми ракетами [5].
Однако, я считаю, что самым скромным и незаметным, но не менее значимым, архитектурным сооружением в г. Севастополе является Башня Ветров, расположенная так же в Ленинском районе, на улице Фрунзе. Башня была построена в 1849 году для вентиляции книгохранилищ Морской библиотеки. Как и здание библиотеки, сгоревшее в 1855 году, она строилась инженером-кондуктором Дикоревым. Башня напоминает древнегреческую Башню Ветров в Афинах, сооружённую из мрамора в I веке до н. э. На каждой из восьми сторон башни находится аллегорическое изображение ветра соответствующего направления в виде крылатой мифологической фигуры с атрибутами. Внутри этого сооружения находились водяные часы, снаружи — солнечные часы и флюгер. Башня в стиле классицизма сложена из хорошо обработанного инкерманского камня. В плане Башня Ветров восьмигранная, двухъярусная, грани строго ориентированы по сторонам света. Нижний ярус рустован, в верхнем в каждой грани — арочный проём. Шатровая крыша башни покрыта железом и увенчана шпилем. Афинская башня — намного более массивная, а грани — в три раза шире,[1] кроме того, в её гранях нет арочных проёмов, но имеется три входа, обрамленных портиками. Таким образом, севастопольская Башня Ветров — в целом самостоятельное сооружение, а основное его сходство с афинским — аллегорические изображения ветров и восьмигранность. Это небольшое, но очень значимое сооружение, как в Российской Федерации, к которой территория Крыма перешла в результате референдума 16 марта 2014 года, является объектом культурного наследия Севастополя регионального значения, так и на Украине — памятником культурного наследия национального значения [5].
Не является исключением прибрежная территория в границах очень живописной Бухты Круглая, которая находится в самом молодом районе Севастополя — Гагаринском. Данная бухта находится на территории чрезвычайно богатой различными свидетельствами и памятниками о событиях древнейшей, древней, средневековой и современной истории. Поблизости исследуемой прибрежной территории бухты Круглая раскинулись археологические раскопки, которые будут интересны как специалистам, так и обычным путешественникам. Бухты Круглая и Камышовая соединяет римский тракт, вдоль него расположены греческие усадьбы, в которых, в том числе, возделывали хору. Возле Омеги на античном тракте развалины усадьбы Эвклида, собственно, в пространстве современного города, в пространстве городской культуры сохранился хоротоп - очажок первичной культуры. Он прекрасно вписан в ландшафт города и в его обыденную культуру.
Однако, не смотря на все вышеперечисленное, в настоящее время очень мало усилий прикладывают для сохранения и поддержания достойного вида объектов культурного наследия. На сегодняшний день наиболее эффективным способом для данных мер являются реставрационные работы, которые включают в себя большой перечень услуг. Поэтому подходить к процессу нужно комплексно. В перечень реставрационных работ входит восстановление отделки (наружной и внутренней), декоративных элементов, благоустройство прилегающей территории. Также может проводится приспособление архитектурных сооружений к современному использованию. Только при таком комплексном подходе можно получить хороший результат [1].
Таким образом, для сохранности данных объектов, необходимо регулярно принимать меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Каждый человек должен понимать, что любой объект культурного наследия это не что-то бесполезное и не нужное, а неотъемлемая часть жизни нынешнего и будущих поколений. Каждый человек должен осознавать ответственность и делать все что в наших силах, для того чтобы как можно лучше сохранить пережитки прошлой культуры и истории.