Статья:

ИСТОКИ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ УДМУРТИИ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Штенникова Е.Г. ИСТОКИ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ УДМУРТИИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(59). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОКИ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ УДМУРТИИ

Штенникова Елена Геннадьевна
канд. пед. наук, заведующий кафедрой музыкального и сценического искусства Удмуртского государственного университета, РФ, г. Ижевск

 

THE ORIGINS OF THE CHURCH-SINGING TRADITIONS OF UDMURTIA

 

Elena Shtennikova

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Music and Performing Arts Udmurt State University, Russia, Izhevsk

 

Ключевые слова: история церковной музыки; церковно-певческая традиция; церковное пение; литургия.

Keywords: history of church music; church singing tradition; church singing; liturgy.

 

Проблему церковно-певческого искусства в России, а также в Вятской губернии прямо или косвенно рассматривали Л.В. Брандобовская, Е.С. Кустовский, О.Б. Шевцова, Е.Ф. Шумилов и др. История церковного пения в Удмуртии неразрывно связана с Вятской епархией, так как много лет значительная часть современной Удмуртии административно принадлежала Вятской губернии, что обусловило общность и в церковно-певческой традиции. К примеру, Шарканская, Якшур-Бодьинская, Люкская, Воткинская, Июльская, Ижевская-Заречная и Ижевская-Нагорная, Мазунинская, Нечкинская, Сарапульская, Петропавловская, Пургинская, Перевозинская, Тыловайская волости и другие принадлежали Сарапульскому уезду; Балезинская, Васильевская, Игринская, Карсовайская, Люкская, Юкаменская волости и другие принадлежали Глазовскому уезду; Алнашская, Варзиятчинская, Васильевская, Граховская, Поршурская волости и другие принадлежали Елабужскому уезду Вятской губернии, а значит, и Вятской епархии [1].

Хоровое церковное пение в Вятском крае имеет достаточно протяженную историю развития со своими региональными особенностями. В Вятскую землю вместе с духовенством проникла церковная культура, принесшая собой церковное пение. Важной исторической вехой в развитии церковно-певческой культуры Вятской губернии стало ее присоединение в 1555 году к Казанской епархии. Появление в регионе монастырских общин, численность которых к концу XVIII века насчитывала восемнадцать, способствовало активному развитию хорового исполнительства, появлению нового певческого репертуара. Ярким примером тому стал Успенский монастырь, основанный в 1580 году Трифоном Вятским, в недрах которого сохранилось множество рукописных книг, в том числе и нотных [2, c. 8].

Важным фактором развития хорового церковного пения в Вятской губернии стало появление архиерейского хора, основанного в 1658 году при архиерейской резиденции в г. Хлынове (Вятке). Хоровое пение этого коллектива долгое время являлось примером высокого исполнительского мастерства. Первоначально в качестве певцов выступали дьяки,  церковнослужители, священство, в последствие ряды певчих пополнились семинаристами и учащимися духовных школ.

Епископ Лаврентий настоятельно указывал по всем епархиям, что «во всех церквах Божиих церковнослужители по определению Святых Отец, где на глас напечатано, то на гласы и петь, а где на подобен, сказывать и петь на подобен и самоподобны непременно петь же, ничего не пропускать» [3]. Его требованием стало стремление сохранить древние традиции русского пения, гласового знаменного пения.

По мнению Л.В. Брандобовской, вятский напев как разновидность сложился только к 18 веку. Его зарождение и распространение происходило в недрах многочисленных храмов Вятской епархии благодаря деятельности распевщиков [2, c. 9].  Согласно архивным данным Санкт-Петербурга и Вятской духовной консистории, храмы имели в наличии основные богослужебные книги Обиход, Октоих, Праздник, однако печатных или рукописных нотных записей вятского напева почти не сохранилось.

Вместе с вятчанами постигали премудрости церковного пения и удмурты. В дело насаждения музыкальной грамоты среди удмуртов внес весомый вклад создатель первой удмуртской грамматики митрополит Казанский Вениамин. Во все храмы епархии (в том числе на территории Удмуртии) в 1775 году он разослал нотные книги, заявив, что предпочтение при приеме на службу в чины будет иметь люди, обученные нотному пению. Его преемник архиепископ Амвросий пошел еще дальше. Открыв 17 марта 1786 г. две певческие школы, он объявил, что «те отцы, которые ни дома, ни в сей школе не обучат детей пению, будут штрафованы, а дети к местам не будут определены» [4, c. 91-92].

Служители древнейших храмов Прикамья, освященных еще до раскола, использовали знаменные распевы или крюковое пение по древним патриаршим книгам. В XVII-XVIII веке взамен знаменного «крюкового» пения постепенно утверждалось партесное, т.е. идущее по партиям, голосам. Мелодичные партесные напевы понравились народу. Удмурты от природы весьма музыкальны. Неудивительно, что клирики на многих удмуртских приходах стали отмечать то, что прихожане подпевают церковному хору. Соборное общенародное пение много способствовало как утверждению православной веры среди удмуртов, так и развитию народной музыкальной культуры [4].

Особую роль в воцерковлении удмуртского народа играло пение богослужебных песнопений на удмуртском языке. Известный ижевский историк и краевед Е.Ф. Шумилов замечает, что миссионеры понимали значимость церковного пения на удмуртском языке для местных жителей, многие из которых еще оставались наполовину язычниками. Это способствовало воцерковлению удмуртов по всей территории региона. Церковное пение, имея согласованность и стройность звучания, проложило путь к пониманию Литургии и познанию христианского верования в целом [5, с. 243].

В удмуртских селах богослужения на родном языке были особо драгоценным подарком пастве, который заботливые батюшки преподносили своей пастве к великим христианским праздникам. Так, настоятель Троицкой церкви села Варзи-Ятчи пригласил на Рождество 1904 г. удмуртский хор из соседних миссионерских школ и приготовил чтение Евангелия на удмуртском языке. «Созванные на сюрприз крестьяне были поражены стройным пением на родном языке и великолепием ночного храма при свечах, – пишет Е.Ф. Шумилов. – В те же годы только на удмуртском языке пели в храме села Водзимонье. Лишь самые трудные песнопения («Херувимскую», «Милость Мира») приходилось петь на церковнославянском. Славился удмуртским хором храм Рождества Богородицы в Муки-Какси. Обучили хор стараниями священника-удмурта П.Ф. Леконцева, расстрелянного в 1937 г.» [5, с. 244].

Так же, как в Вятке, в Удмуртии открываются духовные школы и училища, в которых удмурты могли получить хорошее образование. Е.Ф. Шумилов в своей книге приводит пример, что 21 декабря 1896 г. в Сарапульском духовном училище принимали экзамен у вавожского псаломщика Константина Ергина, претендующего на звание учителя приходских школ. Его принимал учитель пения Никанор Можгинский. «Испытуемому было предложено: пропеть наизусть «Господи воззвах» 2 и 7 гласов (киевского распева), «Бог Господь» 3 гласа (греческого распева), «Херувимскую песнь» – обычным распевом, по нотам – догматик 6 гласа знаменного распева». Это говорит о высоком уровне музыкального образования в Сарапульском духовном училище.

Духовные учебные заведения становились основными центрами распространения основ музыкальной грамоты. Хоры были созданы во всех духовных училищах и семинариях. Иногда там изучали даже инструментальную музыку. С января 1907 г. в Сарапульском духовном училище музыкант А. Г. Курский два раза в неделю по два часа вел уроки игры на скрипке. Этим инструментом владели многие приходские священники [5, с. 245].

Вятская епархия была не обделена и многими талантливыми духовными композиторами. Это иереи из Вятки А. А. Осокин и Н. Дмитриев, архимандрит Анатолий из Елабуги, протоиереи А. Попов из Вятки и А. Чистяков из Сарапула. Все эти композиторы входили в Вятское церковно-певческое Общество, организованное в 1910 году. Л. В. Брандобовская отмечает, что его появление трудно переоценить в развитии культуры губернии. Интерес к обществу проявлялся у различных социальных слоев населения. Среди них были представители духовенства, музыканты, ученые и меценаты. Многие его участники являлись высокообразованными людьми, имеющими столичное образование. Задачей общества стало создание собственной певческой традиции на основе лучших достижений московской и петербургской певческих школ, кроме того стремление повысить общекультурный уровень губернского города [2, с. 35].

Священник А. Игнатьев, ставший председателем ВЦПО в 1914 году, на одно из первых мест в епархии по уровню развития музыкального искусства ставил Сарапульский уезд. Он перечислил при этом 28 «правильно организованных» хоров, удивляясь тому, что появились таковые не только в городе Сарапуле и заводских поселениях, но и при обычных сельских храмах уезда [5, с. 245].

Огромный вклад в дело распространения церковного пения в Сарапульском уезде  принадлежало  епископу Амвросию (Гудко). Он настоятельно рекомендовал всем приходам вводить в церковный обиход общенародное пение. По убеждению епископа Амвросия, тёмные «инородцы» могли возродиться и облагородиться прежде всего через русское церковное пение. Поставленная задача выполнялась, и пение «инородцев» достигло больших высот, прежде всего благодаря Церкви  [6, c. 241].

Тем самым, к началу ХХ века церковно-певческие традиции в Вятской губернии обретают индивидуальные черты, которые выражались в особых напевах и службе на родном языке.

 

Список литературы:
1. Карты Вятской губернии/Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI вв. [Project by Locky © raremaps.ru], URL.: https://raremaps.ru/vse/vyatskaya-guberniya.html (дата доступа 13.05.2022 г.)
2. Брандобовская Л.В. Музыкальная культура города Вятки конца XIX–первых десятилетий XX века (на примере Вятского музыкального и церковно-певческого обществ). Киров, 2003. 148 с.
3. Указ великого господина преосвященнейшего Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, из духовного правления его архиерейской Кырмыжской вотчины села Вожгальского Петропавловской церкви закащику попу Григорию о пении в приходских церквах на гласы подобны и самоподобны, 1735 года. Труды ВУАК. 1910. Вып.1. С. 52-53. 
4. Запорожцева Н. Песнь тихой радости. (МУП г. Сарапула «Сарапульская типография»). Сарапул, 2014. 148 с.
5. Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX века. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001. 430 с.
6. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М., ПСТБИ, 2004. Т. I.