Статья:

Образно - эмоциональное содержание и структурные особенности "Трёх пьес" соч. 76 для трубы и фортепиано Ж. Абсиля

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Крылов С.П. Образно - эмоциональное содержание и структурные особенности "Трёх пьес" соч. 76 для трубы и фортепиано Ж. Абсиля // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Образно - эмоциональное содержание и структурные особенности "Трёх пьес" соч. 76 для трубы и фортепиано Ж. Абсиля

Крылов Сергей Петрович
доцент, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова, РФ, Ростов - на - Дону

 

IMAGERY AND EMOTIONAL CONTENT AND STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF “TROIS PIÈCES” OP.76 FOR TRUMPET AND PIANO BY JEAN ABSIL

 

Sergey Krylov

assistant professor, Rostov State Conservatory named after S. V. Rakhmaninov, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Статья посвящена исполнительскому анализу очень популярного произведения из репертуара трубачей и отражает убеждения и принципы автора, основанного на личной исполнительской и педагогической практике. Предназначается для педагогов и студентов музыкальных колледжей и консерваторий.

Abstract.This article focuses upon the performing style of a very popular piece in trumpet players’ repertoire and reflects on views and principals of the composer, based on personal performances and teaching experiences. This article is designed for teachers and students of music schools and institutions.

 

Ключевые слова: интонация; структура; аккомпанемент; драматургия; творчество.

Keywords: Intonation, structure, accompaniment, dramatic composition, creativity

 

Три пьесы (сказки) современного бельгийского композитора Жана Абсиля представляют собой яркий образец цельного произведения, с единым для всех 3-х пьес идейно-образным содержанием, драматургией, интонационно-жанровым языком.

Идею «сказок» можно определить как показ народной жизни во всем ее многообразии, в постепенном движении к стихии танцевальности, неудержимой пляске, в которой объединяется в синтезе индивидуальное и общее начало. Концепция «сказок» во многом сходна с бетховенскими симфоническими идеями движения от героики, от осознания личностью своей причастности к всеобщему народному началу.

Три пьесы Ж. Абсиля можно смело назвать циклом сюитного плана, в котором каждая часть выполняет свою определенную функцию в драматургии целого, в котором есть единое внутреннее движение от начала к концу и в котором происходит постепенное развитие и становление основной идеи.

Композитор дает каждой части программное название, а все пьесы объединяет одним подзаголовком «Сказки». В связи с этим возникает нечто вроде авторской программы – в каждой части от автора ведется повествование – сказка. Отсюда и особенности всего цикла и каждой части. Все они разнообразны по содержанию и соотношение их друг с другом основано на эпическом методе контрастного сопоставления. Драматургическая героика I части сменяется мягкой кантиленой II части, III часть – порыв народной танцевальности, которая, однако, подготавливалась исподволь (мощь, сила – в I части, жанровость во второй). Таким образом, очень важным в этом произведении является донесение исполнителем до слушателя этой неразрывной связи всех трех пьес, чтобы у него не сложилось впечатление об ограниченности каждой из них, чтобы движение основной идеи от драматической героики к буйству танцевальной стихии шло постепенно, осознанно, целенаправленно.

Одна из главных особенностей всего цикла – сказочность. Повествовательность не могла не оказать воздействия на форму всех пьес. Здесь нет сонатной структуры, столь характерной для классического сонатно-симфонического цикла.

В пьесах использованы две формы – трехчастная (I часть) и форма Родно (II, III части), как наиболее «подходящая», соответствующая образному содержанию этих частей.

I часть – героическая. Образную основу ее составляет героико-драматическое начало. Структура – 3-х частная со вступлением, динамической репризой-кодой:

ВСТУПЛЕНИЕ– А(ц.1)–С(ц.2)– А1(ц.3)– Кода(ц.3).

Героический зачин вступления, с характерной тритоновой интонацией – это своего рода эпиграф I части и всего сочинения. В нем в концентрированном виде дана интонационно-жанровая формула сочинения, которая получает последовательное развитие в цикле (тритоновая идея определяет и принцип построения аккордов во всех частях, и линиарно-мелодическую линию, она сказывается и в опоре на увеличенные и уменьшенные интервалы во всем цикле).

Зачин – вступление, состоит их 2-х элементов, неконтрастных, а взаимодополняющих друг друга – это «пустые» аккорды (без терций) в партии фортепиано и призывный ход у трубы:

 

 

Этот четырехтакт содержит в себе не только экспозицию мелодико-интонационного комплекса части, но и элементы его развития. Так, второй двутакт повторяет первый в ином регистровом соотношении, фактурном (изменение, хотя и совсем незначительное в партии фортепиано, сознательно направленное на подчеркивание фонических свойств интервала чистой квинты), темповом («Ленто» вместо «Аллегро модерато»), тембровом (con sord. у трубы). Отсюда, второй двутакт выполняет двоякую функцию: с одной стороны - функцию эха, ответом на вопрос первого двутакта, с другой -  функцию развития первого двутакта в красочно-колористическом плане.

Еще одной особенностью вступительного четырехтакта является соотношение 2-х интервалов – чистой квинты и тритона, что в дальнейшем тоже получит развитие.

Следующий за четырехтактом раздел вступления представляет собой мотивное развитие основного элемента на иной высоте и с фактурным изменением. В целом, вступление имеет направленность в основной раздел I части, и поэтому, по своему гармоническому наполнению неустойчиво, причем гармоническая неустойчивость постепенно накапливается и получает разрешение в начале основного развития (цифра 1).

Основной раздел трехчастен по структуре. В основе его – контраст различных типов героики: драматической – в крайних частях и лирико-драматической, но остающейся, в целом, волевой и мужественной в средней части. Основа I части – период, состоящий из 2-х предложений (8т.+8т.), второй представляет собой повторение первого на новой высоте. Ее мелодическая основа – движение по звукам увеличенного и уменьшенного интервалов, главным из которых является тритон. Идея вступления – соотношение чистой квинты и тритона – здесь проникает в линеарную ткань (квинтовый зачин каждого предложения и тритоновое развитие его). Характерной особенностью мелодической линии является ее ритм – острый, пунктирный, сообщающий в теме черты героической маршевости. Но в теме есть неощутимая, на первый взгляд, драматическая полетность, которая образуется в первую очередь неквадратной, разомкнутой структурой дробления каждого предложения  (3т.+3т.+2т.).

 

                                                 

Стержнем всего раздела является прочная опора на жанр марша (размер четырехдольный, пунктирный ритм, характерный маршевый аккомпанемент). Но особенность этого марша в его внутренней неустойчивости, полетности.

Средняя часть свободна по структуре, но здесь можно выделить 2 раздела: 1 – более кантиленный, контрастный (этому способствует партия фортепиано, воспроизводящая как бы арпеджио арфы), 2 –переход к репризе и ее подготовка. Он неустойчив, построен на мотивном развитии основного элемента вступления. Интонационной основой всей середины также является тритон. Он лежит в основе мелодической линии (цифра 2). Заполнение тритона в мелодии, мотивное развитие призывного тритонового элемента вступления во втором разделе середины.

Реприза всей части – точное повторение 1 раздела плюс, характерное для динамических реприз-код, развитие основных элементов всей части (вступление и середина). Таким образом, реприза-кода как бы в концентрированном виде дает путь развития всей пьесы от призывно-героического через лирико-драматическое отстранение к гимну-апофеозу в конце.

Вся же I часть представляется мне как бы программой цикла, в ней образ проходит основные этапы развития, предсказывая основную направленность всего цикла (героика, лирика, танцевальность, гимничность).

Одной из основных особенностей части, очень важной для исполнителя, является ее темповая драматургия. Она очень свободна (своеобразное рубато), что придает всей пьесе романтический оттенок.

II часть – «Славянская». Ее функция – лирический центр цикла. Она построена на песенно-распевном материале. Здесь в полную меру раскрывается способность трубы к передаче широкой кантилены. Написана она в форме Рондо: А(рефрен) – В(1 эпизод, ц.1)– А(ц.2)– С(2 эпизод, ц.3) – А(ц.4).

 

 

Рефрен и эпизоды взаимодополняют друг друга. В целом, форма выдержана в классическом стиле, то есть – это 5-ти частное рондо (А-В-А-С-А), в котором рефрен неизменно повторяется в главной тональности, без изменения его структуры (период 6т.+6т.).

Эпизоды (их 2, как в классическом рондо) расположены по отношению друг к другу по принципу усложнения, нарастания напряженности во втором эпизоде (С). В тональном плане композитор отклоняется от нормы, меняя местами классическое соотношение эпизодов Д – 1У. Здесь 1 эпизод сразу удаляется в субдоминантовую тональность (ре-минор), 2 эпизод написан в хроматизированной доминантовой тональности (ми-мажор).

Эпизоды отличаются друг от друга и по своей структуре. Если 1 эпизод имеет форму разомкнутого периода, то 2 – свободен по форме, если 1 эпизод темпово и метрически отграничен от рефрена, то 2 эпизод более слитен с ним, то есть направленность эпизодов имеет четкую логику – от близкого к рефрену 1 эпизода к более контрастному, неустойчивому 2 эпизоду. В мелодико-интонационном отношении эта пьеса является дальнейшим развитием I части с обновлением. В основе рефрена интервал увеличенной секунды, во 2 эпизоде интонационная линия построена на заполнении интервала уменьшенной кварты (ми-бемоль2 – си1), в аккордово-гармоническом аккомпанементе рефрена большую часть играет интервал увеличенной сексты.

Связи с I частью ощущаются и в заключении части, когда в партии фортепиано звучат «пустые» аккорды из I части.

 

 

Специфика «Славянской» сказки в ее гармоническом языке. Фригийский лад, игра минора-мажора, опора в аккордике на тонический септаккорд и Д7 с пониженной квинтой, хроматический излом во 2 эпизоде в партии фортепиано придают пьесе своеобразный славянский колорит.

III часть– «фунамбулеска», финал цикла – неудержимая стихия эксцентричного пляса. Это наиболее сложная в техническом отношении часть. В ней представлены разнообразные приемы игры на трубе и виды техники.

Пьеса написана так же, как и II часть, в форме Рондо, которая выдержана в классическом стиле. Ее специфика в интонационно-гармоническом наполнении, где сочетается лейтинтонация цикла (тритон в мелодии и гармонии) и народно-ладовые элементы (лидийский, миксолидийский). Так же, как и во 2 пьесе, первый эпизод (цифра 1) более отграничен от рефрена (темпово, образно, тонально), чем второй, который более слитен. Здесь в 1 эпизоде использована характерная фактура аккомпанемента из I части (цифра 1). Первый эпизод развернут, делится на несколько разделов. Весь выдержан в характере

торжественно-героическом, что напоминает о первой пьесе.

 

 

Первый раздел (до цифры 2) – хроматически нисходящий ход с последующим движением по звукам увеличенного трезвучия. Второй раздел (от цифры 2) – мотивное развитие интонаций увеличенного трезвучия, увеличенной секунды, уменьшенной кварты, уменьшенной октавы, тритона. И затем большая связка – подготовка вихревого движения рефрена (период 4т.+4т., где второе предложение повторяет первое на новой высоте. При своем повторении не изменяется тонально и структурно).  Второй эпизод (от цифры 4) – менее контрастен рефрену, он предельно неустойчив, в его основе развития тритоновая лейтинтонация цикла. Здесь тоже два раздела:

1 – непосредственное продолжение стремительного движения рефрена.

2 – кульминация. Он неустойчив, причем неустойчивость проникает и в метро-ритм, основа которого – неквадратность (размер 15/8, соотношение триольного и дуольного движения в одновременности).

Вступление – А(рефрен) – В (1 эпизод: а (ц.1), b (ц.2)) – А(ц.3) – С(2 эпизод: а (ц.4), b (ц.5)) – А(ц.6) – Кода

 

 

Последнее проведение рефрена разрастается до пределов небольшой коды, в которой синтезируются основные элементы цикла (тритоновые интонации в мелодии и гармонии, «пустые» аккорды в аккомпанементе, неустойчивая гармоническая основа с опорой на увеличенные и уменьшенные интервалы и аккорды).

 

Примечание: сведения об авторе.

Жан Абсиль (23.10.1893 –02.02.1974) – бельгийский композитор, профессор Брюссельской консерватории. Один из организаторов объединения композиторов «Сирена» (1936) и музыкального журнала. Выступал как органист. Среди сочинений – музыкальные феерии, 2 балета, 5 симфоний, 2 симфонические поэмы, 5 концертов с оркестром, 10 квартетов (в том числе 2 для саксофонов), 2 квинтета для духовых и т.д. Его музыка, сложная по фактуре (особенно оригинально ее ритмическое строение), впитала в себя различные элементы современного музыкального творчества.

 

Список литературы:
1. Лайнсдорф Э. «В защиту композитора». – М., 1988
2. Музыкальная энциклопедия. Т.1. – М., 1986
3. Усов Ю. «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах». – М., 1978
4. Цуккерман В. «Строение музыкальных произведений». – М., 1962