Статья:

БЫТЬ МАТЕРЬЮ – ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ И ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Ч. Т. АЙТМАТОВА (МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ)).

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)

Выходные данные
Умбетова Н.Ж., Пулатова Ш.С. БЫТЬ МАТЕРЬЮ – ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ И ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Ч. Т. АЙТМАТОВА (МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ)). // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(59). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БЫТЬ МАТЕРЬЮ – ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ И ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Ч. Т. АЙТМАТОВА (МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ)).

Умбетова Надежда Жамельевна
преподаватель, Термезкий государственный университет, Узбекистан, г. Термез
Пулатова Шаходат Самат кизи
студент, Термезкий государственный университет, Узбекистан, г. Термез

 

TO BE A MOTHER IS A GREAT HAPPINESS AND A GREAT RESPONSIBILITY (BY THE MATERIAL OF CH. T. AITMATOV'S STORY (MATERINA'S FIELD)).

 

Nadegda Umbetova

Lecturer, Termez State University, Uzbekistan, Termez

Shahodat Pulatova

Student, Termez State University, Uzbekistan, Termez

 

Аннотация. В научной статье рассматривается судьба матери, потерявшей близких на войне. Автор на примере повести Ч. Т. Айтматова «Материнское поле» описывает жизнь матери, которая живет только ради своего ребенка, несмотря на все страдания. Основная цель статьи состоит в том, чтобы показать, что главное счастье для матери – это её ребенок, а для ребенка – любовь его матери. Статья показывает, что люди не должны забывать о том, что мать занимает важное место в жизни ребенка и ту любовь, которую даёт мать своему чаду, никто не сможет заменить.

Abstract. The scientific article discusses the fate of a mother who lost loved ones in the war. Using the example of Ch. T. Aitmatov's story "Mother's Field", the author describes the life of a mother who lives only for the sake of her child, despite all the suffering. The main purpose of the article is to show that the main happiness for a mother is her child, and for a child – the love of his mother. The article shows that people should not forget that a mother occupies an important place in a child's life and no one can replace the love that a mother gives to her child.

 

Ключевые слова: мать, ребёнок, война, сыновья, разлука, смерть, жизнь.

Keywords: mother, child, war, sons, separation, death, life.

 

«Война – это боль и потери. Война – это всегда горе. Она приносит хаос и разруху.  Война забирает самое дорогое: у матерей – детей, у женщин – мужей, у человечества – жизнь. Война – это бедствие для каждого человека, города, страны и всего мира. Война всегда была и будет предвестником смерти. Это шрам на всю жизнь, который никогда не заживёт и не забудется.
[3].

Наша работа посвящена героине Ч. Т. Айтматова «Материнское поле» – Толганай, женщине-матери, которая преодолела тяжёлые испытания во время Великой Отечественной Войны. Толганай собой олицетворяет терпение, стойкость, глубокую материнскую любовь. Она ко всему относится с любовью, смотря на землю она ищет ответы на вопросы, о которых думает каждый день. Она общается с матерью-землёй: « — Здравствуй, поле, — тихо говорит она.

— Здравствуй, Толгонай. Ты пришла? И еще постарела. Совсем седая. С посошком.

— Да, старею. Прошел еще один год, а у тебя, поле, еще одна жатва. …» [1, с. 1]. Мать-земля напоминает ей о том, как была прожита её жизнь. Как она, молодой девушкой в красивой шелковой рубашке, стояла на краю чистой реки и наслаждалась чистой природой. Как она встретила молодого человека по имени Суванкул в возрасте 17 лет, простого, честного,  отличающегося от всех молодых юношей. Как они помогали друг другу, как советовались. Их жизнь была тихой и в то же время полна радостных, и счастливых дней. Их жизнь прошла в труде, они знали, что без тягот и трудностей нет смысла жить. Как они ждали еще одно маленькое счастье, которое вот-вот должно было войти в их жизнь. Как они стали родителями. Толганой понимала какое значение имеет слово мать и для неё стать ею было самым большим статусом в жизни. Природа не случайно соединила мать и дитя не только единой плотью, но и более прочной связью – любовью. Когда она рожала своих детей, она смотрела на них и думала, что их будущее будет прекрасным. «… А самое великое – сыновья родились у нас, трое, один за другим, как на подбор. Теперь иной раз такая досада душу палит и такие несуразные мысли приходят в голову: зачем я рожала их, как овца, через каждые год- полтора, нет бы, как у других, через три-четыре года – может, тогда и не случилось бы этого.  А может лучше было бы если бы они совсем не родились на свет. Дети мои, это я от горя, от боли так говорю. Мать ведь я, мать…» [1, с. 4].

Толганой гордилась своими сыновьями: «… Всегда бы вам так рядышком с отцом, сынки мои! Если бы выросли вы такими же людьми, как он, то ничего мне больше не надо!.. – Война? Ты говоришь, война? – переспросила я. – Да, мама, война началась, – ответил он. А до меня всё ещё неясно доходило, что таилось за этим словом. – Как война? Ты говоришь, война? – повторяла я это странное слово и потом, вдруг, ужаснулась и тихо заплакала от пережитого страха и этой неожиданной вести.  Слёзы потекли по моему лицу, а женщины, глядя на меня, заголосили, запричитали…» [1, с. 9].

И война изменила жизнь Толганой на до и после. Её сыновей друг за другом стали уходить на войну и когда она поняла, что ее последнего сына призывают на войну, она испугалась, что больше не увидит его Касыма, трудившегося вдали. Толганой знала, что когда-нибудь ей придется испытать эту боль. Она стала глубоко переживать уже не только о Касыме, но и о Джейнаке и Масельбеке, которые давно не посылали вестей. Толганой с болью в сердце отпустила Касима на войну. Через некоторое время приходят вести о смерти Касима. Жена Касима Алиман плакала, крепко держась за неё.  

Перед глазами Толганой пронеслись воспоминания о детях, как она собирала их в дорогу и своими руками отдавала на защиту Родины, а может быть и на смерть. Ждала писем и боялась получить «похоронку». Ждала их – своих родных любимых мужчин.

Алиман и Толганой продолжили жить дальше, помогая друг другу. Как просил муж, Толганой взяла на себя все обязанности: «…. – Ты, Толгон, выплачь сразу все, что на душе, тут никого нет, но отныне при людях не показывай слёз. Ты теперь остаешься не только хозяйкой дома, не только головой над Алиман и Джайнака – тебе придется и бригадиром остаться вместо меня. Больше некому…» [1, с. 14]. Шло время, Алиман и Толганой всегда старались быть занятыми. Новым зимним утром председатель Усенбай принес телеграмму от Масельбека, в котором сообщалось, что можно увидеть Масельбека в эшелоне на вокзале. Радости матери не было границ, Алиман и Толганой отправились в путь. Толганой мечтала увидеть сына, обнять, услышать голос. Тоска по сыну охватила все ее тело. Как только вагоны прибыли на станцию, они стали звать Масельбека. Но ответа не было. Тогда железнодорожник разрешил Толганой войти на станцию, пожалев её, так как дул очень сильный ветер. Войдя в комнату внутри вокзала, Толганой увидела тех, кто уже давно сидел, надеясь увидеть своего ребенка. Война унесла матерей так далеко от своих детей, что надежда увидеть их гасла, как свеча. Мать провожала сына на фронт, пытаясь из последних сил благословить его идущего на смертный бой. Движение вагонов на станции было бесперебойным, часть вагонов была безжизненной и повреждена взрывом. Ни в одном из них не было Масельбека. В этот момент объявили заходить в вагоны. Люди начали толкаться и кто-то стал звать: «…. Мама -а – а ! Алима-а-ан! Он! Маселбек! Ах, ты, боже мой, боже! Он проносился мимо нас совсем близко. Всем телом перегнулся из вагона, держась одной рукой за дверь, а другой махал нам шапкой и кричал, прощался. Я только помню, как вскрикнула: «Маселбек!» И в тот короткий миг увидела его точно и ясно: ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, а на лице и в глазах – радость, и горе, и сожаление, и прощание! Оказывается, он бросил мне свою шапку, когда я бежала за вагоном. Я ехала домой с этой шапкой в руках; сидя в бричке, крепко прижимала её к груди. Она и сейчас висит на стене. Обыкновенная солдатская серая ушанка со звёздочкой на лбу. Иногда возьму в руки, уткнусь лицом и слышу запах сына……» [1, с. 17].

Война отняла у матерей смысл жизни. Она принесла матерям только горе и тоску. Толганой отправила на фронт еще одного сына – Джайнака, который добровольно ушёл на фронт, ему было 18 лет. Самое печальное, что Толганой не знала ни счастья своего ребенка, ни даже того, какая девушка ему понравилась. Джайнак был последним лучом света в жизни Толганой. Однажды она увидела группу людей у ​​дверей дома и, почувствовала печаль и страх в своем сердце. Алиман и несколько женщин подошли к Толганой и сообщили ей горестную новость. Самая тяжелая утрата для матери – это потеря ребенка. Как будто этого было недостаточно, жизнь принесла Толганой еще больше боли. Потеря сыновей, мужа – очень тяжелое испытание для женщины. Толганой пыталась пережить тяжёлую утрату. Потому что она здесь не только мать, но и глава народа. Толганой не покидало чувство вины за судьбу Алиман, к которой относилась уже как к дочери, кроме неё у Толганой никого не осталось. Она видела, как Алиман угасала: «… Ты что, дитя маленькое? Не ты одна, сколько овдовело таких, как ты, – не сосчитать.  Перетерпи.  Как тебе ни дико это слышать – забудь Касыма. Что прошло, того не вернёшь. Придет время – найдётся человек по душе.  Если не возьмешь себя в руки, тебе же будет хуже.  Не смей так убивать себя.  Ты ещё молода и должна жить…» [1, с. 21]. 

Почему люди не могут жить спокойно. Какую пользу они получают, развязывая войны и разрушая благополучие друг друга? Что им еще не хватает. Они нарушают свободу каждого. Почему? Ответов на эти вопросы Толганой найти не могла, вернуть её детей уже никто не сможет: «… Если бы мне сказали: “Иди и ты на фронт, умри там – и война кончится, дети будут сытыми”, – я не задумалась бы. Только бы не видеть их голодных глаз…» [1, с. 22]. Толганой пыталась накормить каждого, ходя от дома к дому, она собирала семена, чтобы накормить голодных. Когда ей становилось тяжело она перечитывала письмо сына Масельбека, в котором он писал: «Прости меня за такую ​​потерю, и прошу тебя не лить слез, не горевать, матушка». «…Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить наступлении жизнь многим своим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в человеке. Это мое последние письмо, это мои последние слова. Мама! Да, тысячу раз я буду повторять твое материнское имя и все-таки останусь перед тобой в неоплатном долгу. Прости меня, мама, за горе, которое я приношу тебе…». [1, с. 26]. Читая письмо, она все больше и больше привязывалась к своему ребенку, её переполняло чувство гордости за то, что её сын будет щитом для своего народа и близких. Она должна была сдержать обещание, данное своему ребенку, теперь она должна была быть сильнее. Однажды на улице произошел переполох. Раздался голос, велевший матери поторопиться. Люди поспешили встретить солдата. Все бежали к нему, спешили, а матеря спешили подарить свою ласку: «… О, Победа! Мы так долго ждали тебя. Здравствуй, Победа! Здравствуй! Прости наши слёзы! Прости мою невестку Алиман за то, что она билась головой на груди Аширалы и спрашивали его, тряся за плечи: «Где? Где мой Касым?» Прости всех нас, Победа. Столько жертв мы принесли ради тебя. Прости за наши крики: «Где остальные? Где мой? Где мой? Где же все другие? Когда вернутся все?»  Прости солдат! Аширалы за то, что он отвечал всем нам: «Вернуться родные мои, все вернуться. Скоро вернуться, завтра вернуться». Прости нас, Победа, прости. Обнимая и целуя Аширалы, я думала в ту минуту о Джайнака, о Маселбеке, о Касыме, О Суванкуле: из них никто не вернулся.  Прости меня, Победа…» [1, с. 28]. В этот момент Толганой увидела печаль в глазах Алиман. Как мать, она не могла простить себя за то, что видела, как ее ребенок страдает на ее глазах. Она хочет, чтобы она была счастлива и отпускает Алиман найти свое счастье: «… «МАМА- а! Вдовы мы, несчастные вдовы!»  То виделось, как она убегала от меня в чёрном платке по красному полю тюльпанов. Все, что связывало нас перебрала я в памяти и вдруг представила себе, как она уходит с тем чабаном, угоняя его отару по суходолу.  Будто слышу её голос: «Прости, мама, ухожу я. Не поминай, лихом, прощай, мама!» [1, с. 32].  

Шли дни и месяцы... Алиман жила новой жизнью. Толганой не знала, что Алиман ждёт ребёнка. А Алиман старалась не говорить об этом. Толганой хотела, чтобы ее дочь была счастлива и жила так, как ей хочется. Но судьба решает иначе. Алиман возвращается к Толганой, они долго беседуют и недоумевают, почему судьба преподносит им так много испытаний, Алиман сообщает Толганой о том, что ждёт ребенка. Через некоторое время Алиман решает уйти в своё село и просит Толганой её не искать. Толганой соглашается с ней, так как желает одного, чтобы её дочь была счастлива. Конечно же, внутри души она хотела, чтобы Алиман осталась. Как-то выезжая из села, она увидела женщину на обочине дороги. Когда Толганой подошла к ней, она узнала свою невестку, Алиман. Толганой заплакала, она была рада, что дочь вернулась домой. Алиман тоже не могла перестать плакать, просила прощения за то, что оставила её, что никто не сможет заменить ей Толганой. Мать обняла дочь и забыла боль тоски и одиночества. Шло время, приближалось время родов Алиман. Однажды кто-то с сеновала громко кричал. Толганой пошла и увидела, что состояние Алиман ухудшилось. Она повезла дочь в больницу. По дороге Алиман попросила остановить машину, так как ей было очень плохо. У Толганой родился внук, но она потеряла Алиман: «… В одно мгновение на глазах у меня столкнулись жизнь и смерть…» [1, с. 38].  Когда Толганой потеряла Алиман, её жизнь потеряла смысл. И вдруг откуда-то издалека донеслась мысль: «А ведь жизнь не совсем погибла, остался росточек». Но тут же подумала: «Да какой же он жилец, если не попробовал даже материнское молоко. Нет, надолго не хватит его». Но так хотелось, чтобы ребёнок остался жив, что я взмолилась судьбе: «Ну, оставь в живых хоть этого! Не дай ему умереть.  Может, выживет!» [1, с. 38].

И жизнь продолжилась. Сын Алиман Джанболота рос день от дня. Толганой стала ему и отцом, и матерью. Она чувствовала, что живёт ради внука. Увидев Джанболота, Толганой вспомнила о своих детях. Сев обедать, Джанболот принес горячую буханку хлеба и протянул его бабушке. Взяв хлеб, Толганой почувствовала запах рук, работающих на комбайне: «Хлеб бессмертия, ты слышишь, сын мой Касым! И жизнь бессмертна, и труд бессмертен!» [1, с. 40].  Единственным желанием Толганой было всё рассказать внуку о случившемся. И воспитывает его таким же, каким был его отец.

Надо всегда помнить, о том, что быть матерью – это дар свыше, который даётся не каждой женщине, и если женщина обладает этим даром, то все испытания, встречающиеся на её пути, должны быть такими же самоотверженными и мужественными, как и наша героиня Толганой.

 

Список литературы:
1. Айтматов Ч. Т.  Материнское поле – М.: Советский писатель, 1963. – 134 с. 
2. «Мать и дитя цитаты»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Antrio.ru (дата обращения: 02.05.2022).
3. Цитаты о войне великих людей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  resheto.net › raznosti…tsitaty…vojnu (дата обращения: 11.05.2022).
4. «Женщины-матери в годы войны» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pandia.ru (дата обращения: 12.05.2022).
5. Изба- Читальня. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  chitalnya.ru. (дата обращения: 14.05.2022).
6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  Sochinyshka. Ru (дата обращения: 15.05.2022).