Статья:

БРАК В ИСЛАМЕ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Сахибуллин Р.Н., Зиннатуллина К.Д. БРАК В ИСЛАМЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(70). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БРАК В ИСЛАМЕ

Сахибуллин Рустем Наилевич
преподаватель Колледж Информационных технологий (СПО ИКТЗИ КИТ), Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань
Зиннатуллина Камилла Данилевна
студент, Колледж Информационных технологий (СПО ИКТЗИ КИТ), Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Основой семьи в исламе являются кровные узы или супружеские обязательства. Ислам строит семью на прочных основаниях, способных обеспечить разумную преемственность, истинную безопасность и зрелую близость. Брак − это часть жизни как семьи, так и общества. Универсальность брака в различных обществах и культурах объясняется множеством основных социальных и личностных функций. С точки зрения ислама, брак − это религиозный долг, моральная гарантия и социальное обязательство. Ислам считает брак очень серьезным обязательством; он предписал определенные меры для того, чтобы сделать супружеские узы настолько прочными, насколько это возможно для человека. Брак в исламе не является ни таинством, ни простым гражданским договором. Скорее всего, брак в исламе − это нечто уникальное с совершенно особыми чертами как сакраментального, так и договорного характера.

Abstract. The basis of the family in Islam is blood ties or marital obligations. Islam builds a family on solid foundations capable of providing reasonable continuity, true security and mature intimacy. Marriage is a part of life, both family and society. The universality of marriage in different societies and cultures is explained by many basic social and personal functions. From the point of view of Islam, marriage is a religious duty, a moral guarantee and a social obligation. Islam considers marriage to be a very serious obligation; it has prescribed certain measures in order to make the marital bond as strong as possible for a person. Marriage in Islam is neither a sacrament nor a simple civil contract; most likely, marriage in Islam is something unique with very special features of both a sacramental and contractual nature.

 

Ключевые слова: брак; ислам; коран; религия; общество; семья.

Keywords: marriage; Islam; the Koran; religion; society; family.

 

В исламской системе брак и семья занимают центральное место. Это приверженность самой жизни, обществу и достойному, значимому выживанию человеческой расы. Это обязательство, которое супруги берут на себя друг перед другом, и Богом. Это обязательство, в котором они находят взаимную самореализацию, покой, комфорт и надежду. Брак в исламе не является ни таинством, ни простым гражданским договором, скорее, брак в исламе – это нечто уникальное с очень особыми чертами сакраментального и договорного характера, а также рассматривается прежде всего, как праведный поступок, т.е. преданность. Ислам поощряет брак и придает большое значение семье. Брак – это один из путей посланников и те, кто следует их путям в этом мире, будут воскрешены вместе с ними в последней жизни. Посланники отметили четыре способа: быть праведным, пользоваться благовониями, использовать Miswak для чистки зубов, вступать в брак.

Согласно общепринятым мнениям, человек совершает грех, не вступая в брак, и совершает достойный поступок, за который он будет вознагражден в загробной жизни, потому что, вступая в брак, он защищает себя и невесту от совершения прелюбодеяния. Никах считается обязательной для каждого мусульманина, потому что это обряд, предписанный шариатом. Он символизирует священное заключение союза между женщиной и мужчиной.

Никах − союз мужчины и женщины. В исламе считается как религиозный долг, моральная гарантия и социальное обязательство. Как религиозный долг, который необходимо выполнять, но, как и все другие обязанности в исламе, это предписывается только тем, кто способен выполнять связанные с эти обязанности. В Коране говорится: «Среди его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» [1]. Предполагается, что от этого союза любви муж и жена будут жить в мире, воспитывать детей, которые продолжат человеческий род и развитие общества. Союз мужчины и его жены прослеживается до общего принципа равенства, потому что оба созданы из одной души.

Исламский брак основан на необходимости достижения и поддержания спокойствия в обществе. Брак поднимает духовный и моральный уровень человека.

Юридический брак в исламе рассматривается как контракт, т.к. элементы, которые составляют союз, и способ, которым завершается, аналогичен гражданскому контракту [2].  По своей форме исламский союз может выглядеть как контракт, но по своей сути это не так. Но, наше государство признаёт только брак, заключенный в органах ЗАГС, совместное проживание без заключения брака не являются «браком» в юридическом смысле.

Священный Коран является выдающимся словом Божьим, который предписывает каждому мусульманину вступать в брак с подходящей женщиной по его выбору. Человек, который остается холостяком без какого-либо разумного оправдания, не повинуется словам Божьим. Это «Сунна муаккада», т.е. если человек вступает в союз, то он получает религиозные блага. Если он воздерживается от этого, то он совершает грех. Это священный завет. Основная цель – институт брака призван защищать общество от порочности и распутства.

Существуют конкретные рекомендации для мусульман, желающих вступить в брак, как указано в исламском праве, включая общие кодексы поведения как для мужчин, так и для женщин в отношении этикета. Обязанности жены, как спутницы жизни заключается в том, чтобы способствовать успеху брака настолько, насколько это возможно. Она должна быть внимательна к комфорту своего партнера, проявлять уважение к мужу, религиозно и нравственно воспитывать детей, создать мирную и домашнюю обстановку, управлять семейными ресурсами и поддержание своего целомудрия. Она не имеет права оскорблять его или задевать его чувства. Жена должна быть верной, честной в своих словах и поступках. Обязанности мужа: не должен быть скуп в отношении своей жены, он должен обеспечивать ее финансово в силу своих возможностей; дать религиозные знания и удостовериться что она соблюдает нормы ислама; проявлять терпение и мудрость; не имеет права заставлять жену делать что-то, противоречащее религии Ислам; уважать и избегать чрезмерной ревности; не следует бить жену и жестоко с ней обращаться.

Заключение бракосочетания в ОАЭ. Законодательство ОАЭ опирается на религиозный аспект. В ОАЭ нет семейного кодекса. Все споры рассматриваются в шариатском, гражданском и уголовном суде, а семейные споры рассматриваются в религиозных судах. Бракосочетание проходит в несколько этапов:

Первый − это священный обряд “никах”. Супруг должен достичь совершеннолетия и не подпадать под специальную категорию – махрам. Мужчинам разрешают жениться только на христианках, мусульманках и иудейках. А женщине можно выходить замуж только за мусульманина.

Второй – это официальное заключения брака, при регистрации которого жених и люди, что представляют невесту (родственники), подписывают контракт. Но полностью мужем и женой они могут стать после основного обряда. Важно заметить, что подходящим временем для проведения обрядов считается время после заката солнца. Дом невесты неделю подготавливают – украшают и убирают.  Саму виновницу торжества за 40 дней до свадьбы никто, кроме близких родственников, видеть не должен. Семьи с ортодоксальными взглядами отмечают арабскую свадьбу, строго следуя обычаям. Гости поделены между собой: жених празднует только с мужчинами, а невеста – с женщинами.

Религия весьма ценит право любого лица вступать в брачный союз, а непосредственно брачный союз считается значительным обязательством, основанным в гражданском соглашении, что расписывается в присутствии 2-ух очевидцев. В Иране годы вхождения в брачные отношения определен для девушек − 13 лет, для представителей сильного пола − 15 лет. Новобрачный дает суженой брачный презент в соответствии с социальными, а также финансовыми стандартами ее семьи. Данный выкуп переходит в ее собственность, а также служит залогом ее защищенности. Мусульманская девушка наделена правом имущества, а также предпринимательства, а кроме того обладает возможностью оставить девичью фамилию уже после вхождения в брачный союз. Она не облагается никакими экономическими обязательствами, которые рассматриваются исключительно обязанностью ее супруга. Супруг в Иране обладает возможностью в беспричинном расторжении брака, при этом дети при разводе остаются вместе с ним.  Однако супруга при особых обстоятельствах в случае, если они были оговорены при вхождении в брачный союз, способна воспользоваться данным законом. Данные права называют «брачными условиями», в которых прописано к примеру, возможность в расторжение брака в случаях, если супруг заканчивает оплачивать ее содержание, безжалостно обращается с ней, либо же в случае покидания супругом дома и т.п. Однако нужно выделить то, что даже несмотря на то, что были ли обговорены данные требование или вовсе нет, девушку способен обезопасить суд. То есть в случае если супруг будет как-то несправедливо обращаться с супругой, в таком случае жена может обратиться в суд, а также требовать расторжение брака. Таким образом, в Иране, тема замужества принимается решением отца с матерью, либо родными [3]. При этом для очень молодой супруги назначается попечитель, который наблюдает за тем, чтобы супруг никак не оскорблял ее. Основной функцией девушки считается материнство, по этой причине супруг обязан её целиком обеспечивать, без лишних пререканий предоставлять ей средства на разнообразные затраты. Девушка обязана воспитывать ребенка, осуществлять брачные функции, а потом работать. В Иране мужчинам допускается иметь 4-х жен.  Однако, 1-ая супруга способна установить конкретные требования при вхождении в брачный союз, при котором именно она станет являться единственной женой. Подобное требование должно быть оформлено документально. Однако, даже если такого условия не было, то 2-ой брачный союз может быть заключен только с согласия 1 супруги.

Ислам считает брак очень серьезным обязательством; он предписал определенные меры, чтобы сделать супружеские узы настолько прочными, насколько это возможно для человека. Стороны должны стремиться соответствовать условиям надлежащего возраста, свободного согласия и благородных намерений. Когда стороны заключают брачный контракт, должно быть намерение сделать узы постоянными, свободными от случайных и временных обозначений. По этой причине пробный брак, брак по контракту и все браки, которые кажутся экспериментальными, случайными или временными, запрещены в исламе.

 

Список литературы:
1. Аболфазл Бургани Фарахани Али. Проблемы семьи и брака в философско-религиозной традиции Ирана : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Аболфазл Бургани Фарахани Али ; [Место защиты: Ин-т философии, политологии и права им. А. Баховаддинова АН Республики Таджикистан]. − Душанбе, 2016. − 152 с.
2. Тория Ж.Н. Брак и развод по мусульманскому праву // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 12. С. 304-308.
3. Салихов И.И., Малмир Э.Н. Правовое положение супруги по законодательству Российской Федерации и Исламской республики Иран // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. № 2. С. 426-438.