ОБРАЗ МАСТЕРА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русская литература
LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ОБРАЗ МАСТЕРА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
THE IMAGE OF THE MASTER IN THE NOVEL BY M.A. BULGAKOV "THE MASTER AND MARGARITA"
Mohammed Frayikh Kobaish Al-Kaabi
Teacher, University of Baghdad - College of Languages, Department of Russian Language, Iraq, Baghdad
Аннотация. В нашей статье мы всесторонне рассмотрели образ Мастера, проведя параллели между ним и другими персонажами, описали приём "двойничества" в романе, который помог писателю вскрыть многогранность главного героя. Отметили внешние и внутренние черты, рассказали о вневременной роли Мастера для литературы, о смысле награды от Высших сил – вечном покое.
Abstract. In our article, we comprehensively examined the image of the Master, drawing parallels between him and other characters, described the technique of "duality" in the novel, which helped the writer to reveal the versatility of the main character. They noted the external and internal features, talked about the timeless role of the Master for literature, about the meaning of the reward from Higher Powers – eternal peace.
Ключевые слова: одиночество, замкнутость, вне времени, конформизм, цензура, двойник Булгакова, призвание творческого человека, поэт и власть, идея о высшем назначении искусства, философ, мыслитель, творец.
Keywords: loneliness, isolation, timeless, conformism, censorship, Bulgakov's double, the vocation of a creative person, poet and power, the idea of the highest purpose of art, philosopher, thinker, creator.
Михаил Афанасьевич Булгаков – один из самых талантливых, читаемых и известных русских писателей XX века, ставший классиком, поскольку его жизнь, судьба и творчество были связаны с самыми важными вехами в истории России. Родился он в Киеве в 1891 году, пошел по следам своего отца, (профессора медицины), и в 1916 году окончил Киевский университет (факультет медицины), и, хотя с раннего детства увлекался литературой и театром, после окончания курса работал врачом-ординатором. Но уже в 1921 году, переехав в Москву, отдался своей страсти – литературе – полностью. В 1925 году был напечатан его первый роман "Белая гвардия", принесший ему всесоюзную славу. Однако через пять лет писатель понял, что его творчество не вписывается в тогдашние рамки советской цензуры, и он начал долгую борьбу за право творить, невзирая на идеологические установки своего времени. Несмотря на травлю со стороны властей и, зачастую, невозможность печататься, Булгаков творил до конца своих дней, даже, невзирая на тяжелую болезнь, ставшую причиной его смерти. В наши дни гениальные произведения писателя продолжают радовать читателей по всему миру и вдохновлять творческую интеллигенцию на новые подвиги в области литературы, кинематографа, живописи. Образ Мастера в рассматриваемом нами романе "Мастер и Маргарита" – одни из самых ярких, сложных и противоречивых образов, созданных в русской литературе XX века.
В романе Мастер пишется со строчной буквы, мы же в нашей статье для удобства будем писать это слово с заглавной буквы.
Итак, Мастер – один из главных героев произведения – прекрасно образованный человек, умный и интеллигентный, главной своей миссией, которой отдал последние годы жизни, считал написание романа о Понтии Пилате. Мастер был далек от ханжеских правил литературного мира своего времени (1930-е годы), поэтому его труд так и не был напечатан, за исключением небольшого отрывка, за который на него обрушилась лавина критики, назвавшего его "воинствующим старообрядцем", "богомазом", а его роман – "пилатчиной". Образ Мастера важен, поскольку через этого персонажа Булгаков показал трагедию писателя, у которого нет возможности свободно творить не в угоду сиюминутной выгоды, а во имя Высшей Истины. Автор не назвал ни имени, ни фамилии своего героя: прозвище "мастер" ему дала его "тайная жена" Маргарита, верящая в талант своего возлюбленного ("тайная", потому что была на момент встречи с Мастером замужем за добрым молодым и состоятельным человеком, обожавшем её). В обезличенном образе своего героя автор показал интеллигента, вынужденного выживать в условиях пролетарской диктатуры. Несмотря на то, что Мастер, судя по названию произведения, один из главных персонажей, о нем мы впервые узнаем лишь в конце 11 главы, в 13- ой же главе раскрывается вся его история – Мастер в монологической форме поведал её своему соседу по палате в психиатрической клинике Ивану Бездомному.
Из повествования мы узнаем, что Мастеру около тридцати восьми лет. Иван Бездомный отметил болезненный вид своего ночного посетителя, с беспокойными и тревожными глазами; у него тёмные волосы с проседью, со свисающим клоком волос, острый нос; в психиатрической клинике отпустил бороду, которую ему подстригают машинкой; носит больничную одежду и чёрную засаленную шапочку с вышитой буквой "М" – подарок, сделанный руками его возлюбленной Маргариты; до того как попасть в клинику, мастер был модником – носил приличный серый костюм; внешность Мастера изменилась во время путешествия с Воландом и его свитой к своему вечному пристанищу: "волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор" [10, с. 350] До встречи с Маргаритой Мастер был женат, но, видимо не любил свою жену, поскольку в разговоре с Бездомным не смог даже вспомнить её имя. Герой жил уединенно в Москве, почти не имея знакомых, плохо сходился с людьми, был "недоверчив и подозрителен"; не любил шума, возни, насилия, грубой речи (Ивану Бездомному: "вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой‑нибудь крик..." [10, с. 122]); историк по образованию, до написания романа работал в музее; знает пять языков, кроме родного; горд, обладает чувством собственного достоинства, интеллигент дореволюционного склада; Мастер – романтический писатель: "...о, трижды романтический мастер..." [10, с. 352]; в своем творчестве тяготеет к классической литературной традиции, не приемлет массовую советскую литературу; творческая свобода для него – неотъемлемое условие для нормальной жизнедеятельности; проницателен: из разговора с Бездомным сразу узнал в Воланде дьявола в человеческом обличии. У Мастера светлая добрая душа и сердце, далек от интересов материального мира, (хотя, как человек, чувствующий прекрасное, с удовольствием вспоминает в разговоре с Бездомным и о "прекрасном сером костюме", который носил, и о ресторанчике, в котором обедал и об уютной обстановке своей квартирки); бескорыстен, что не позволяло ему встроиться в рамки ханжеского современного мира; его главное утешение – Маргарита, с которой он прожил незабываемые моменты в своем уютном "подвальчике".
Со своей будущей возлюбленной Мастер встретился на улице: она несла в руках желтые цветы, благодаря чему он заметил её, и, встретившись с нею взглядом, понял, что всю жизнь любил именно эту женщину. Только Маргарита знает, как страдал ее возлюбленный и что ему пришлось испытать: "как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ" [10, с. 337]. Еще одно увлечение героя – чтение книг; ему нравилась тихая и умиротворённая обстановка, позволяющая ему творить, заниматься любимым делом; он плохо разбирался в людях (так, например, не догадывался о том, что именно Алоизий Могарыч, сосед по квартирке, с которым он подружился, стал причиной его удаления из подвальчика: Алоизий написал донос на Мастера о том, что тот якобы хранит у себя запрещенную литературу); слаб характером, не способен бороться за свои права; не верит в силу любви к себе Маргариты: сказал Ивану Бездомному, что надеется на то, что она забыла его – и это говорит, впрочем, о его доброте и порядочности, поскольку он искалечил свою жизнь и не желает искалечить жизнь и своей возлюбленной.
Булгаков представляет нам Мастера как человека бедного, грустного, угрюмого, встревоженного, не выносящего шума и суматохи, со странно-пугливым взглядом; но он не был закрытым от мира человеком: умел радоваться мелочам, замечал прекрасное, невидимое простыми людьми: обожал розы, липу и клен, растущие у дома, запах сирени и красоту её зелени. Необыкновенное чувство прекрасного позволяло герою получать удовольствие от жизни даже в мелочах, и именно эта черта помогла ему не пропустить судьбоносную встречу с Маргаритой, изменившую его жизнь и смерть, хотя он и признался, что его в своей будущей "тайной жене" поразила не столько внешняя красота, сколько бездонное одиночество в глазах. Благодаря Маргарите, Мастер получил вечный покой после многих месяцев земных терзаний и страданий; его возлюбленная, став ведьмой, отомстила главному врагу героя – критику Латунскому, разгромив его квартиру в элитном доме. Вместе с тем, Мастер не считал себя человеком с большой буквы или гением, или даже выдающимся писателем, он – "мастер", имя которого не известно и произведения которого не печатаются. Однако своим творчеством и жизнью герой хотел сказать людям о хорошем и светлом, вечном, о том, что мы существуем не зря, а во имя Высшей цели, справедливости и поиска Истины.
Матер написал роман о Понтии Пилате (римском префекте Иудеи, ставшим, согласно Евангелию, палачом Иисуса Христа) после того, как выиграл в лотерею сто тысяч рублей (что позволило ему переехать в комфортную двухкомнатную квартирку в подвале небольшого особняка близ Арбата и спокойно работать над произведением; время, когда он трудился над романом, было, по его словам, самым счастливым), но напечатать свой труд, кроме небольшого фрагмента, он не смог, на него обрушился шквал критики за то, что осмелился создать произведение на религиозную тему, (запретную, согласно идеологии в СССР), и Мастер, несмотря на поддержку Маргариты, сдался, сжег свой роман (как причину своих страданий, по его мнению); после истории с романом он потерял интерес к жизни и больше не хочет заниматься творчеством: "...ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал..." [10, с. 270]"...Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из‑за него..." [10, с. 270]. Более того, у него проявилось психическое заболевание, проявляющееся в галлюцинациях ("...мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой‑то спрут с очень длинными и холодными щупальцами..." [10, с. 135]) и животном страхе перед простыми вещами, такими как: темнота, собаки, трамваи, и лучшим исходом для себя он посчитал клинику для душевнобольных профессора Стравинского, куда пришел самостоятельно, по своей воле, и где находился четыре месяца в палате №118 по соседству с поэтом Иваном Бездомным и конферансье Бенгальским до судьбоносной встречи с Воландом и своей возлюбленной, оказавшей услугу сатане, став королевой на его ежегодном балу. Воланд восстановил сожженную рукопись романа и дал влюбленным, по просьбе Иешуа, прочитавшего произведение Мастера, вечный покой. Уже после своей физической смерти Мастер заканчивает свой роман, встретившись в Вечности со своим героем – Понтием Пилатом, дав ему прощение Иешуа, возможность беседовать со своим бывшим арестантом и покой, прокричав: "Свободен! Свободен! Он ждет тебя!". [10, с. 351] По мнению ряда литературоведов, вечный покой, данный Мастеру в награду за его труд и страдания, не ниже, а даже выше традиционного Света, поскольку это – покой творческий. Творческий подвиг, совершенный Мастером, настолько велик, что автор романа о Понтии Пилате говорит на равных с самим сатаной, и вообще, награду получают только Мастер и его возлюбленная, а вот Берлиоз, Латунский и прочие представители советской литературы оказались не достойны ни Рая, ни Ада. Однако Булгаков поставил подвиг Мастера не так высоко, как подвиг Иешуа Га-Ноцри – воплощения всепрощения и добродетели. Покой для Мастера и Маргариты – своеобразное очищение. Вместе с тем, стоит отметить и деталь, указывающую нам на то, что вечное пристанище героев находится всё же в сфере Воланда: вспомним, как сатана говорил Мастеру о том, что он будет слушать в своем вечном приюте музыку Шуберта, а именно романс этого композитора ("Скалы, мой приют") исполнял по телефону "бас", то есть сам князь тьмы. Но покой есть покой, и в тот дом, где будет жить Мастер, к нему будут приходить те, кого он любит, кем интересуется, и кто его не встревожит: "они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи" [10, с. 353]
Судьба Мастера, конечно, трагична. Он оказался бессилен перед злом и несправедливостью московской литературной жизни: несмотря на любовь и поддержку Маргариты, не находит в себе сил бороться, и в клинике для душевнобольных профессора Стравинского для него начинается новый период жизни – период смирения и тоски; ему некуда и незачем идти – он сломленный и запуганный человек, который смирился со своим бесполезным существованием, в нем нет внутреннего стержня и силы воли, он оказался неспособным противостоять ударам судьбы. Мастер готов всю жизнь испытывать душевные муки, но не бороться за свое счастье. Этот момент нам говорит о слабости и надломленности не только героя Булгакова, но и интеллигенции вообще, ведь она в советское время смирилась с гнетом цензуры и конформизма. Автор с осуждением относится к этой слабости, ведь она позволяет "воссиять" тирании власти, (вспомним, что именно трусость Понтия Пилата привела к казни Иешуа Га-Ноцри). Кроме того, трусость, по мнению Иешуа, является самым главным пороком, именно с неё начинается падение человека. Думаем, именно по этой причине Иешуа (прототипом которого является Иисус Христос) не дает Мастеру вечную жизнь в Свете, поскольку он малодушен и труслив, а дарует ему вечный покой. Вместе с тем, в образе Мастера Булгаков показал настоящего писателя, с тонкой душевной организацией, чувствительного, интеллектуального, мудрого, человечного, у которого есть индивидуальность, разительно отличающая его от массовой советской культуры – и в этом его величие. Он совершил настоящий творческий подвиг, создав "идеологически вредное" произведение и потому его можно считать бессознательным бунтарём против "железной диктатуры". Мастер не думает о материальных благах, для него на первом месте – духовность. Он – почти пророк, предвосхищающий главные события романа.
Сам Михаил Афанасьевич к своему герою относится с сочувствием и теплотой, поскольку, по мнению большинства литературоведов, в его образе Булгаков воплотил многие черты трагедии своей судьбы: ему также приходилось писать в стол или сжигать свои рукописи, советские власти не давали писателю реализоваться в полной мере и, что важно, Мастеру в романе было тридцать восемь лет, также как и Булгакову на момент написания "Мастера и Маргариты"; кроме того, московские события в романе развиваются в 1929 году, и именно в это время все произведения Михаила Афанасьевича оказались под запретом. Главный герой романа – философ, мыслитель, творец, философия произведения неразрывно связана с его образом; он стоит как бы вне времени, поскольку не похож на писателя 20-х – 30-х годов: его можно перенести в любой век, и он в него впишется идеально. Булгакова и Мастера роднит и то, что оба работали историками в музее, оба не были коренными москвичами и оба были достаточно замкнутыми людьми. Но, в отличие от Мастера, который одинок не только в повседневной, но и литературной жизни, Михаил Афанасьевич дружил со многими выдающимися литераторами и деятелями искусства: Е.И. Замятиным, А.А. Ахматовой, В.В. Вересаевым, П.А. Марковым и др.
Воланд заметил Мастеру, что "рукописи не горят" и что его роман принесет ему еще сюрпризы, – это пророческие слова, относящиеся и к Булгакову и его "Мастеру и Маргарите". Михаил Афанасьевич создал произведение, которое также невозможно было опубликовать в 1930-1940 – е года в Советской России, от отчаяния писатель, также как и Мастер, сжигает его, восстанавливает, но так и не издает при своей жизни, и лишь после смерти автора этот роман становится одним из самых читаемых произведений в мире.
Таким образом, Мастер является своеобразным двойником Булгакова, но не только потому, что в образе своего героя писатель отразил свои психологические черты и жизненные впечатления: Михаил Афанасьевич провёл параллели между своей жизнью и жизнью автора романа о Понтии Пилате и создал притчу, выразив в ней представления о призвании любого творческого человека, создав его обобщенный тип. Через образ своего героя Михаил Афанасьевич выразил свои мысли и идеи, показал свою волю и творческий дух, который не погибнет, несмотря на трудности, и продолжит жить в Вечности, возвышаясь над людьми и отражая, как светильник, свет Истины.
Среди других возможных прототипов Мастера исследователи называют пролетарского писателя №1 – Алексея Максимовича Пешкова, известного под псевдонимом Максима Горького (по мнению Альфреда Баркова, символична дата смерти Горького (1936 год) и время развития московских событий романа), а также философа Лосева, (что касается последнего, то в подтверждение своей теории булгаковеды приводят такую деталь – черную шапочку Мастера, которая напоминает монашескую скуфью, а, как известно, Лосев с конце жизни тайно принял монашеский постриг). В ранней редакции своего романа Булгаков называл Мастера Фаустом, который может быть еще одним прототипом. Кроме того, в черновиках писатель хотел придать внешнее сходство Мастера с Гоголем, дав в описании героя такие черты, как худоба, острый птичий нос, висячий клок волос, но впоследствии сделал описание внешности более размытым.
Если сравнивать Мастера с писателями МАССОЛИТа, создающими произведения на заказ, на темы, которые требуют от них вышестоящие органы, то он на них не похож. Герой, в своем стремлении создать что-то великое и вечное написавший роман о Понтии Пилате, далек от материальной выгоды от пропагандистского мастерства. Члены МАССОЛИТа не веруют в Бога, а поклоняются "золотому тельцу", Мастер же не боится нищего существования, для него главное – свободно писать о том, что его волнует, свободно заниматься любимым делом. Но главный герой несчастен, поскольку его роман так и не вышел в свет, не нашел своего читателя. В этом трагедия свободомыслящего писателя Советской России.
В образе Мастера Булгаков раскрыл важную тему современности – противостояние "поэта и власти", и эта тема имеет к Михаилу Афанасьевичу непосредственное отношение. Известно, что долгое время писателя, так же, как и Мастера травили советские критики, не позволяли ему печататься. Но, в отличие от своего героя, Булгаков боролся за право творить и даже написал письмо Сталину, который впоследствии позволило ему работать во МХАТе и способствовало постановке пьесы "Дни Турбиных" (по роману "Белая гвардия").
Образ Мастера неразрывно связан с другими персонажами. Так, Понтия Пилата с Мастером роднит специфический мотив вины: оба они испытывают душевные муки за свои поступки и пытаются разрешиться от этого бремени и найти Истину. Маргарита, так же как и Мастер, ищет Истину и жертвует собой во имя высокой идеи. Воланд тоже связан с Мастером: сатана использовал его в своих играх в вопросе создания "антиевангелия". Берлиоз – скептик, циник и атеист, является противоположностью главного героя. Коровьев и Бегемот связаны с Мастером в вопросе адаптации к жизни в новых условиях, поскольку оба, находясь в Москве, являлись не теми, кем были на самом деле и жили не на своей земле.
Роман "Мастер и Маргарита" построен по формуле "двойника": персонажам свойственна множественность обликов, что говорит как о разных сторонах их характера, натуры, разных профессиях, так и некотором "перекрещивании" в их судьбах, некотором сходстве: герои имеют эмпирическое "Я" (так называемое "бодрствующее" "Я") и "спящее" "Я". Сознание героя разделено на несколько элементов: "внутренний поэт" и два голоса совести ("злой ангел" и "благой ангел"). Так, Мастер выступает в романе, как "внутренний поэт", а параллельные образы героев-двойников помогают Булгакову поверить свою философскую идею на жизненной практике; таким образом, выкристаллизовывается голос автора, его отношение к герою и его раздумьям.
Первые главы романа посвящены второстепенным героем, Мастер, как мы уже отмечали выше, появляется только в тринадцатой главе и сразу же в связке с фигурой антимастера – пролетарского поэта Ивана Бездомного, а затем на первый план выходит творение о Понтии Пилате и Иешуа (прототипом которого является Христос). Между Мастером и Иешуа также можно провести параллель. Михаил Афанасьевич в этой параллели попытался сказать читателю, что добро и справедливость – идеал, к которому должен стремиться человек, и, если в этом стремлении его жизнь и судьба стали трагичными, то это лишь возвышает его величие, убеждения и идеалы. И Иешуа, и Мастер, несмотря на то, что имеют разных прототипов, много вобрали в себя черты самого автора – М.А. Булгакова: оба романа (московский и ершалаимский), как большое и малое зеркало, отражают мятущуюся булгаковскую душу, неустроенность его творческой судьбы и жизни. Также параллель между Мастером и Иешуа выражается еще и в том, что первый видел цель и смысл своей жизни – в Истине, которая, согласно задумке автора, заключается в Боге (Иешуа), Мастер посвятил свою жизнь написанию романа о Понтии Пилате, а значит и об Иешуа. Одержимость идеей – еще одна объединяющая черта Иешуа и Мастера и, кроме того, неумение говорить неправду, верность убеждениям, независимость, сочувствие к страданию других, бездомность, всеобщая травля, донос и арест, предательство, наличие учеников (Левий Матвей и Иван Бездомный; последний после окончания московских событий, стал профессором истории и также, как и ученик Иешуа исказил события, произошедшие в Ершалаиме, исказил московские события). Но, в отличие от Га-Ноцри, Мастер оказался в конце жизни сломленным человеком, отказавшимся от своего творчества. Мастер также похож и на Понтия Пилата, и роднит их то, что оба стали соучастниками казни "бродячего философа": первый – молчаливым свидетелем-соучастником, поскольку сжег рукопись, отказался от своего романа, а значит и от своего героя; похожую слабость мы видим и у Понтия Пилата, который не пошел до конца в борьбе за свою идею, а "умыл руки" и отдал всё на усмотрение первосвященников. Эта двойная проекция вполне объясняет нам, почему Мастер не заслужил света, а лишь покой. Еще одним отличием Мастера от Иешуа и Понтия Пилата является то, что последние не являются творческими личностями.
В образе Мастера писатель выразил идею о высшем назначении искусства и творческого человека, который должен быть ответственен в своем творчестве только перед Вечностью. Именно по этой причине Мастер не называет себя писателем: "Вы писатель? Ночной гость ответил: "Я – мастер, – он сделался суров" [10, с. 126]. Вечность – вот среда существования творческой личности с её положительным зарядом духовности, (ведь искусство в своей основе – глубоко нравственно), и в этом противопоставление с Берлиозом и другими литераторами, чьими руками творится только зло, и поэтому они заслуживают безвестности. Главный герой – высоконравственный человек, но он не имеет сил противостоять внешнему злу, и это, по мнению автора, закономерно. Однако писатель верил, что человечество может создать общество истинной справедливости, ему лишь нужно научиться опираться в поиске Истины на гуманистические начала и не монополизировать право на эту Истину.
Образ Мастера, несмотря на то, что он смирился со своей участью, является символом борьбы человека с самим собой, символом поиска правды и борьбы за духовное просветление, осознание своей судьбы. В противоположность Воланду, главный герой не верит в негативное влияние чужого зла на человека, полагая, что люди сами ответственны за свои поступки и за свои судьбы. Вместе с тем, Мастер – образ творца вне времени, вечный, истинный, способный совершить творческий подвиг и на которого должны равняться все представители искусства.