Статья:

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ИНОСТРАНЦЕВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Эль С.М. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ИНОСТРАНЦЕВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ИНОСТРАНЦЕВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК

Эль Султани Мисак М. Исмаел
д-р филол. наук, доц., кафедра русского языка, факультета языков Багдадского университета, Ирак, г. Багдад

 

EMPLOYING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO DEVELOP THE CONVERSATIONAL SKILLS OF FOREIGNERS STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE

 

El-Sultani Misak M.Ismail

Doctor of Philology, Associate Professor, Department of the Russian Language, Faculty of Languages, University of Baghdad, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности применения современных технологий искусственного интеллекта в процессе изучения иностранных языков. Искусственный интеллект рассматривается как важный ресурс для обучения, способствующий развитию и усвоению языковых знаний, навыков и умений. Актуальность данного исследования заключается в выявлении преимуществ использования указанных технологий и их конкретных областей применения при преподавании иностранных языков, включая русский язык.

Abstract. This article discusses the features of using modern artificial intelligence technologies in the process of learning foreign languages. Artificial intelligence is seen as an important resource for learning, facilitating the development and assimilation of language knowledge, skills and abilities. The relevance of this study lies in identifying the advantages of using these technologies and their specific areas of application in teaching foreign languages, including Russian language.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии в образовательной сфере, развитие иностранных языков, действия языкового бота, персонализированные занятия.

Keywords: artificial intelligence, technologies in the educational field, development of foreign languages, language bot actions, personalized classes.

 

Искусственный интеллект используется в различных отраслях с целью автоматизации процессов, решения сложных задач и повышения эффективности образовательных навыков. Искусственный интеллект помогает в прогнозировании упущений и недочётов, помогает улучшению уровней общения. В области образования искусственный интеллект используется для персонализации обучения, разработки онлайн-курсов и адаптации учебных программ под индивидуальные потребности учащихся.

Исследования в области искусственного интеллекта продолжают развиваться, и с каждым годом технологии становятся все более продвинутыми. Специалисты по искусственному интеллекту работают над созданием суперинтеллектов, способных решать сложные проблемы и делать прогнозы на основе больших объемов данных. Потенциал искусственного интеллекта огромен, и его применение в различных областях общества обещает быть ключевым фактором в будущем развитии. Функционирование искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании русского языка включает несколько ключевых аспектов:

1. Интерактивные обучающие платформы

Платформы, такие как Duolingo и Lingvist, используют ИИ для адаптации курса обучения под индивидуальные нужды учащегося. ИИ анализирует ошибки и успехи ученика и предлагает упражнения, которые помогают лучше усвоить материал.

2. Персонализованные рекомендации

ИИ-системы могут предлагать персонализированные учебные планы и материалы на основе анализа успеваемости и прогресса учащегося. Это позволяет более эффективно прорабатывать слабые места и ускоряет обучение.

3. Обработка естественного языка

Использование NLP для создания чат-ботов и виртуальных ассистентов, которые могут поддерживать разговор на русском языке, помогая ученикам улучшать навыки общения. Например, чат-боты могут корректировать ошибки, предлагать новые слова и выражения, отвечать на вопросы по грамматике и лексике.

4. Автоматическая проверка заданий

ИИ может использоваться для автоматической проверки письменных работ и домашнего задания. Это включает в себя не только проверку орфографии и грамматики, но и оценку стиля и содержания текста.

5. Геймификация обучения

Внедрение элементов игры в учебный процесс для повышения мотивации учащихся. ИИ помогает адаптировать уровень сложности игры под уровень знаний ученика, что делает процесс обучения более увлекательным.

6. Анализ и обратная связь

ИИ-системы могут анализировать прогресс студентов и предоставлять учителям детализированные отчеты о сильных и слабых сторонах каждого учащегося. Это позволяет учителям лучше понимать потребности своих учеников и корректировать учебные планы.

7. Машинный перевод и лингвистический анализ

ИИ-системы, такие как Google* Translate, помогают студентам с переводом и пониманием текстов на русском языке. Также они могут использоваться для анализа сложных грамматических конструкций и контекста.

Примеры использования ИИ в преподавании русского языка включают системы, разработанные для школьного и вузовского обучения, а также приложения для самостоятельного изучения языка. Важно отметить, что ИИ не заменяет преподавателя, но существенно облегчает и дополняет учебный процесс, делая его более эффективным и индивидуализированным.

Использование искусственного интеллекта (ИИ) в развитии навыков общения для студентов-иностранцев по русскому языку может быть очень эффективным благодаря следующим методам.

*Чат-боты и виртуальные ассистенты.

Чат-боты, основанные на технологиях обработки естественного языка (NLP), могут имитировать реальные разговоры на русском языке. Они могут поддерживать диалог, задавать вопросы, давать рекомендации и корректировать ошибки. Это дает студентам возможность практиковать разговорные навыки в любое время.

*Интерактивные разговорные приложения.

Приложения, такие как Rosetta Stone или Babbel, используют ИИ для создания интерактивных сценариев, где студенты могут участвовать в диалогах на различные темы. ИИ адаптирует сложности разговоров в зависимости от уровня владения языком и предоставляет обратную связь.

*Анализ произношения.

Специальные приложения, такие как ELSA Speak, используют ИИ для анализа произношения студентов и предоставляют рекомендации по улучшению. ИИ сравнивает произношение студента с эталонным и указывает на конкретные ошибки в звуках, интонации и ритме.

*Ролевые игры и симуляции.

Виртуальные симуляции и ролевые игры, управляемые ИИ, могут создавать разнообразные сценарии общения (например, посещение ресторана, покупка в магазине, ведение переговоров). Это помогает студентам развивать навыки общения в контексте реальных жизненных ситуаций.

*Персонализированные языковые тренировки.

ИИ-системы могут анализировать языковые потребности каждого студента и предлагать персонализированные задания и упражнения. Это могут быть как письменные, так и устные задания, ориентированные на улучшение конкретных навыков общения.

*Анализ текстов и диалогов.

ИИ может использоваться для анализа текстов и разговоров студентов, чтобы выявлять типичные ошибки и слабые места. Например, платформа Grammarly анализирует письменные тексты, давая рекомендации по улучшению.

*Мультимедийные материалы и видеоуроки

ИИ может предлагать мультимедийные материалы и видеоуроки, адаптированные под уровень владения языком студента. Видео с субтитрами, интерактивные диалоги и другие ресурсы могут способствовать улучшению понимания и говорения.

*Обратная связь в реальном времени.

Использование ИИ для предоставления обратной связи в реальном времени во время устных упражнений. Например, приложения могут анализировать речь студента и мгновенно давать рекомендации по улучшению произношения, лексики и грамматики.

*Социальные платформы и сообщества.

Интеграция ИИ в социальные платформы и сообщества, где студенты могут общаться с носителями языка и другими изучающими русский язык. ИИ может помогать модерировать обсуждения, предлагать темы для разговора и поддерживать активное участие студентов.

Использование этих методов способствует созданию более интерактивного и индивидуализированного учебного опыта, что значительно улучшает навыки общения студентов на русском языке.

Искусственный интеллект (ИИ) используется в преподавании русского языка как иностранного (РКИ) для решения различных задач, таких как:

*Персонализация обучения.

ИИ анализирует успеваемость и прогресс каждого студента, предлагая индивидуализированные учебные планы и материалы. Это помогает лучше адаптировать обучение к потребностям и уровню владения языком каждого ученика.

*Развитие разговорных навыков.

Интерактивные чат-боты и виртуальные ассистенты позволяют студентам практиковать разговорные навыки, имитируя живое общение на русском языке. Эти инструменты могут задавать вопросы, поддерживать беседу и давать обратную связь по произношению и грамматике.

*Анализ произношения и коррекция ошибок.

Приложения с функцией распознавания речи, такие как ELSA Speak, используют ИИ для анализа произношения студентов и предоставляют конкретные рекомендации по улучшению. ИИ может указывать на ошибки в звуках, интонации и ритме речи.

*Автоматическая проверка письменных работ.

ИИ-системы, такие как Grammarly, анализируют тексты, написанные студентами, исправляют орфографические, грамматические и стилистические ошибки, а также дают советы по улучшению структуры и содержания текста.

*Создание интерактивных учебных материалов.

ИИ помогает разрабатывать интерактивные уроки, видеоуроки и мультимедийные материалы, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Такие материалы могут включать адаптивные упражнения, игры и симуляции.

*Системы управления обучением (LMS).

Интеграция ИИ в системы управления обучением позволяет автоматизировать административные задачи, такие как оценка тестов, отслеживание прогресса студентов и предоставление отчетов преподавателям. Это позволяет преподавателям больше времени уделять индивидуальной работе с учениками.

*Перевод и понимание текстов.

ИИ-системы, такие как Электронные ресурсы помогают студентам с переводом текстов и пониманием сложных грамматических конструкций. Это полезно для расширения словарного запаса и улучшения навыков чтения

*Анализ и обратная связь в реальном времени.  

Приложения для изучения языка могут предоставлять обратную связь в реальном времени во время выполнения упражнений, помогая студентам моментально исправлять ошибки и улучшать свои навыки.

*Поддержка самостоятельного изучения.

Приложения, такие как Duolingo и Memrise, используют ИИ для создания адаптивных учебных планов, которые позволяют студентам изучать русский язык в удобное для них время и в своем темпе.

*Виртуальные классы и дистанционное обучение.

ИИ помогает организовать виртуальные классы и дистанционное обучение, обеспечивая взаимодействие между студентами и преподавателями через видеоконференции, чаты и другие онлайн-инструменты.

Использование ИИ в преподавании РКИ не только улучшает качество обучения, но и делает его более доступным и гибким, адаптируясь под индивидуальные потребности каждого студента, как об этом указывает Елена Юрьевна Костюкович: "Искусственный интеллект как образовательная технология рассматривается нами как технология, способная к самообучению, принятию решений и выполнения определенной совокупности действий, свойственных человеку, обеспечивающая вспомогательный информационный, образовательный и познавательный ресурс, который способствует формированию и развитию знаний, умений, навыков и опыта в овладении базовыми языковыми фактами для целей дальнейшего их использования в языковой практике, как в образовательной, так и профессиональной и (или) прочей досуговой" [4].

Использование искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании русского языка как иностранного имеет свои плюсы и минусы. Вот основные из них:

Плюсы

  1. Персонализация обучения:
    • ИИ позволяет адаптировать учебные материалы и задания под уровень знаний и потребности каждого студента. Это способствует более эффективному усвоению материала и ускоряет процесс обучения.
  2. Доступность и удобство:
    • Обучающие приложения и платформы на базе ИИ доступны в любое время и в любом месте, что делает процесс изучения языка более гибким и удобным для студентов.
  3. Развитие разговорных навыков:
  • Чат-боты и виртуальные ассистенты обеспечивают возможность практиковать разговорные навыки на русском языке, что особенно полезно для студентов, у которых нет возможности общаться с носителями языка.
  1. Обратная связь в реальном времени:
    • ИИ-системы могут предоставлять мгновенную обратную связь по выполненным заданиям, что помогает студентам оперативно исправлять ошибки и улучшать свои навыки.
  2. Эффективная проверка и оценка:
    • ИИ позволяет автоматизировать проверку письменных работ и тестов, обеспечивая объективную и быструю оценку знаний студентов. Это освобождает время преподавателей для более индивидуального подхода к обучению.
  3. Разнообразие учебных материалов:
    • ИИ помогает создавать интерактивные и мультимедийные материалы, такие как видеоуроки, игры и симуляции, которые делают процесс обучения более интересным и увлекательным.
  4. Анализ данных и мониторинг прогресса:
    • ИИ может анализировать данные о прогрессе студентов и предоставлять детализированные отчеты, что помогает преподавателям лучше понимать сильные и слабые стороны каждого ученика.

Минусы

  1. Ограниченные возможности понимания контекста:
    • ИИ пока еще не всегда может правильно интерпретировать контекст и нюансы русского языка, что может приводить к ошибкам в обучении.
  2. Отсутствие эмоционального интеллекта:
    • ИИ не способен понимать и реагировать на эмоциональное состояние студентов, что может быть важным аспектом в процессе обучения, особенно для мотивации и поддержки учащихся.
  3. Зависимость от технологий:
    • Использование ИИ требует наличия технических средств и стабильного интернет-соединения, что может быть проблемой для некоторых студентов и учебных заведений.
  4. Потенциальные ошибки и неточности:
    • Алгоритмы ИИ могут делать ошибки, особенно в сложных грамматических конструкциях или идиоматических выражениях, что может вводить студентов в заблуждение.
  5. Снижение роли преподавателя:
    • Избыточная зависимость от ИИ может привести к снижению роли преподавателя, который играет важную роль в мотивировании студентов и обеспечении индивидуального подхода к каждому ученику.
  6. Этические и приватные вопросы:
    • Сбор и анализ данных о студентах могут вызывать опасения по поводу конфиденциальности и использования персональной информации.
  7. Необходимость адаптации:
    • Преподавателям может потребоваться время и ресурсы для освоения новых технологий и интеграции ИИ в учебный процесс, что может стать вызовом для некоторых образовательных учреждений.

Заключение

ИИ в преподавании русского языка как иностранного предоставляет значительные преимущества, такие как персонализация обучения, удобство и доступность, однако также имеет свои ограничения и вызовы. Важно сочетать использование ИИ с традиционными методами обучения, чтобы максимально эффективно использовать его потенциал и минимизировать возможные риски :

1-Как отмечает Шефиева Эльмира Шерифовна в своей статье "Искусственный интеллект (ИИ) как направление современной науки настойчиво проникает в повседневную жизнь, становится неотъемлемой частью электронной коммерции, маркетинга, производства, медицины, автомобильной промышленности, а также играет все более значимую роль в образовании, в том числе в изучении иностранных языков" [3].

2- Также утверждается важность применения ИИ в обучении иностранных языков в следующих словах: "Одним из ведущих принципов современного образования, в том числе при обучении иностранным языкам, является использование передовых компьютерных технологий, что связано с резким увеличением объема информации, необходимой для того, чтобы стать специалистом в той или иной профессиональной области. Использование инструментов на основе искусственного интеллекта позволит совершенствовать процесс обучения иностранным языкам на начальных этапах несколькими способами" [5].

 

*По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.

 

Список литературы:
1. Борисов Е.А. Преимущества, недостатки и перспективы развития системы дистанционного образования в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4 (39). – С. 115–118.
2. Зарипова, Р.С. Распознавание текстов с использованием нейронных сетей / Р.С. Зарипова, А.Е. Кривоногова // NovaUm.Ru. – 2018. – № 11. – С. 38–40
3. Шефиева Э. Ш., Исаева Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 10 (78). – Краснодар : Издательский дом «ХОРС». – 84 с.
4. Костюкович Е. Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование : сб. статей. №1, 2023. Москва : ООО «Русайнс». – 495 с . 
5. Котенко В. В., Луценко Н. О. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта на начальном этапе изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №4 (182). – Санкт-Петербург : Национальный гос. ун-т им. П.Ф. Лесгафта. – 231 c.