Значение изучения архаизмов и историзмов в процессе развития лингвокультуроведческой компетенции обучающихся 5 и 6 классов
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Значение изучения архаизмов и историзмов в процессе развития лингвокультуроведческой компетенции обучающихся 5 и 6 классов
THE IMPORTANCE OF STUDYING ARCHAISMS AND HISTORICISMS IN THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN GRADES 5 AND 6 CLASSES
Irina Liliakova
Student branch of Stavropol state pedagogical University in the city of Essentuki, Russia, Essentuki
Marina Lokteva
Сandidate of Philological Sciences, associate professor, branch of Stavropol state pedagogical University in the city of Essentuki, Russia, Essentuki
Аннотация. Изучение таких пластов устаревшей лексики, как архаизмы и историзмы, важно в процессе формирования лингвокультуроведческой компетенции обучающихся 5-6 классов, т.к. знание устаревшей лексики позволяет расширить представление о различных исторических эпохах существования носителей русского языка, их культуре, традициях, мировоззрении.
Abstract. The study of such layers of obsolete vocabulary as archaisms and historicisms is important in the process of formation of linguistic and cultural competence of pupils of the 5-6 classes, because of obsolete vocabulary knowledge allows to expand the idea of different historical epochs of the existence of Russian speakers, their culture, traditions, worldview.
Ключевые слова: устаревшая лексика; архаизмы; историзмы; 5 и 6 класс; лингвокультуроведческая компетенция.
Keywords: obsolete vocabulary; archaisms; historicisms; 5th and 6th grade; linguistic and cultural competence.
Развитие лингвокультуроведческой компетентности является важной задачей курса русского языка в школе, которое во многом определяет степень владения языком, а также особенности формирования индивидуальной языковой картины мира, а, следовательно, менталитета человека, для которого русский язык является родным или государственным.
5 и 6 класс, являясь начальным этапом среднего звена в процессе школьного образования, в этом смысле представляет собой значимую базовую ступень.
Лингвокультуроведческую компетентность обучающихся 5 и 6 классов логично формировать, основываясь на рассмотрении лексики, относящейся к различным сферам употребления.
У пяти- и шестиклассников словарный запас в значительной степени увеличивается за счет изучения новых дисциплин, а также расширения курса литературного чтения до курса литературы.
В этой связи одной из основных задач изучения раздела «Лексика» при освоении дисциплины «Русский язык» должно быть обогащение лексикона каждого обучающегося.
Этому может способствовать усвоение архаизмов и историзмов, входящих в состав устаревшей лексики, которая, с одной стороны, представляет собой огромный лингвокультурный пласт, отражающий ментальность и особенности быта носителей русского языка более ранних периодов, с другой стороны, представляет собой своеобразную базу для возможного переосмысления и развития русского языка.
Целью настоящей статьи является определение значения изучения архаизмов и историзмов и влияние данного изучения на формирование лингвокультуроведческой компетентности обучающихся 5 и 6 классов.
Определим значение некоторых терминов.
Устаревшей лексикой будем считать слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, но в большинстве своем понятные носителям современного русского языка [1]. Выделяются несколько категорий устаревших слов: архаизмы и историзмы.
Архаизмами назовем слова, которые в определенный период развития языка были заменены другими лексемами, т.е. вышли из активного употребления и перешли в пассивный запас и используются как стилистически маркированные слова, например, в художественной речи.
Различают лексические (десница ‘правая рука’), лексико-словообразовательные (рыбарь ‘рыбак’), лексико-фонетические (гистория ‘история’), лексико-семантические архаизмы (вратарь ‘привратник’).
Историзмы – лексемы, полностью вышедшие из употребления в силу исчезновения в реальной действительности тех или иных предметов или понятий (кафтан, треуголка, лапти).
В учебнике русского языка для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской [2] понятия архаизмов и историзмов не изучаются, несмотря на то, что в других школьных курсах, таких как литература и история, содержится лексика, представляющая собой рассматриваемую лексику.
В разделе «Лексика» вводятся общие понятия и термины этого раздела, такие как лексическое значение, многозначность, прямое и переносное значение. В учебнике для 6 класса [3, с. 74-77] рассматривается устаревшая лексика.
Однако объяснение ограничивается только общими определениями, например, не конкретизируется, что архаизмы делятся на перечисленные выше классы. Но подобная конкретизация, как и изучение групп устаревшей лексики, была бы уместной для истолкования особенностей употребления архаизмов в художественной речи, а именно с целью изображения речи героев и реальной исторической обстановки, предания торжественности стилю, создания комического эффекта, передачи иронии, сатирического настроения и сарказма [4].
Учебник 6 класса предполагает выполнение заданий, которые ориентированы на анализ стихотворений, содержащих устаревшую лексику, например «Пророка» А.С. Пушкина в упражнении 136 [3, с. 77].
Упражнение учит анализировать архаизмы старославянского происхождения при помощи словаря с точки зрения их значения, а также давать оценку стилистической функции исследуемой лексики в современном тексте.
Подобные упражнения, несомненно, способствуют формированию лингвокультуроведческой компетенции обучающихся.
Их количество можно увеличить путем интеграции уроков русского языка и литературы. Необходимо отметить и тот факт, что задания рассмотренного типа в целом способствуют развитию навыка комплексного филологического анализа текста (на лексическом уровне).