Статья:

НАТЮРМОРТ В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ИСКУССТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Чу Ф. НАТЮРМОРТ В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ИСКУССТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(93). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАТЮРМОРТ В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ИСКУССТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Чу Фан
аспирант, Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

STILL LIFE IN CHINESE AND RUSSIAN ART: A COMPARATIVE ANALYSIS

 

Chu Fan

Postgraduate student, Herzen State Pedagogical University of Russia, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, сосредоточенный на изображении неодушевлённых объектов. Он охватывает широкий спектр тем, от простых бытовых предметов до сложных композиций, наполненных символикой и философским смыслом. В разных культурах натюрморт развивается по своим законам, отражая уникальные традиции и эстетические предпочтения. Китайский и российский натюрморты имеют свои характерные черты, которые интересно рассмотреть в сравнении.

Abstract. Still life is a genre of fine art that focuses on the depiction of inanimate objects. It covers a wide range of topics, from simple everyday objects to complex compositions filled with symbolism and philosophical meaning. Still life develops according to its own laws in different cultures, reflecting unique traditions and aesthetic preferences. Chinese and Russian still lifes have their own characteristic features that are interesting to consider in comparison.

 

Ключевые слова: китайский натюрморт, российский натюрморт, символизм, живопись, традиции, композиция, художественные техники.

Keywords: Chinese still life, Russian still life, symbolism, painting, traditions, composition, artistic techniques.

 

Натюрморт, как самостоятельное направление в изобразительном искусстве, является особой художественной формой, где композиция, расположение предметов, цветовая гамма и игра света, и тени отражают замысел творца. На протяжении многих веков этот жанр занимал значимое место в искусстве различных культур, включая китайскую и российскую, каждая из которых внесла в него свои неповторимые черты, отражающие культурные и философские особенности.

В китайском искусстве натюрморт возник под воздействием традиционных представлений о единстве природы и человека. В этом жанре особое значение придавалось символизму и философским понятиям, таким как «дао» (путь) и «ци» (жизненная сила). Изображенные объекты – цветы, плоды, предметы быта – служили метафорами жизненных этапов, человеческих качеств и гармонии Вселенной. Китайские натюрморты часто создавались в технике гохуа (традиционной китайской живописи), что наделяло композиции изяществом и воздушностью [7].

В российском искусстве, напротив, развитие натюрморта происходило под влиянием европейских художественных традиций, что особенно заметно с XVIII века, когда жанр получил признание в академической среде [5]. Российские натюрморты отличались реалистичностью и акцентом на достоверной передаче фактуры предметов, световых эффектов и теней. Русские художники стремились запечатлеть материальный мир во всем его богатстве и многообразии, используя натюрморт для выражения эстетических и общественных идей.

История китайского натюрморта уходит корнями в глубокую древность, когда мастера стали изображать окружающие предметы и природные мотивы в своих произведениях. Особую популярность жанр приобрел в период династии Тан (618–907 гг.) и, в особенности, в эпоху династии Сун (960–1279 гг.) (илл. 1, 2). Художники начали активно применять тушь для создания изысканных композиций с изображением цветов, фруктов и иных предметов, что находило отражение в философских принципах даосизма, проповедующих гармонию с природой [4]. В этот период натюрморт стал не только способом запечатления красоты окружающего мира, но и средством выражения внутреннего состояния художника.

В эпоху Тан натюрморты как самостоятельный жанр не были столь распространены, как в последующие времена. Тем не менее, в живописи того периода часто встречались изображения цветов, фруктов и предметов быта, которые можно считать предвестниками натюрморта. Художники Тан уделяли повышенное внимание деталям природы и использовали насыщенную цветовую палитру.

Произведения этого периода хранятся в музеях Китая, таких как Музей Гугун в Пекине, а также в крупных мировых музеях, обладающих коллекциями китайского искусства, например, в Британском музее и Метрополитен-музее.

В качестве примера художника можно привести Ци Байши, хотя он жил в более позднее время, его творчество вдохновлено традициями прошлых эпох (илл. 1, 2).

Характерными элементами натюрмортов являлись изображения цветов лотоса, персиков (символизирующих долголетие), птиц и насекомых.

 

Рисунок 1. Ци Байши (кит. трад. 齊白石, упр. 齐白石, пиньинь: Qí Báishí) (1 января 1864, Сянтань, Хунань, Династия Цин 16 сентября 1957, Пекин, КНР)

 

Рисунок 2. Ци Байши (кит. трад. 齊白石, упр. 齐白石, пиньинь: Qí Báishí) (1 января 1864, Сянтань, Хунань, Династия Цин 16 сентября 1957, Пекин, КНР)

 

В период династии Сун натюрморт оформился как самостоятельный художественный жанр. Художники стремились к максимальной реалистичности и уделяли пристальное внимание детальной проработке изображаемых объектов. Широко распространены были картины, на которых запечатлены цветы, фрукты, овощи и небольшие животные [3].

Произведения этого периода можно увидеть в собраниях музеев как Азии, так и Запада, среди которых, например, Музей изящных искусств в Бостоне и Национальный музей Китая.

Среди наиболее известных мастеров – Чжао Мэнфу, признанный мастер как пейзажа, так и натюрморта (рис. 3).

Характерными чертами стиля являются тонкая работа кистью, использование традиционных материалов – туши и акварели, а также включение в композиции символических элементов.

 

Рисунок 3. Чжао Мэнфу (кит. трад. 趙孟頫, упр. 赵孟俯, пиньинь: Zhào Mèngfǔ).

Удод на ветке бамбука. 25,4 x 36,1 см, Гугун, Пекин.

 

Китайский натюрморт часто наполнен глубоким символическим значением. Изображаемые предметы – такие как цветы, фрукты и посуда – не просто декоративны, а олицетворяют благополучие, долголетие и гармонию. Например, слива символизирует стойкость, бамбук ассоциируется с гибкостью, пион олицетворяет богатство, а рыба является знаком изобилия. Таким образом, китайский натюрморт служит визуальным выражением философских учений конфуцианства, даосизма и буддизма [8].

В России жанр натюрморта обрел свои первые черты лишь в XVII–XVIII столетиях, когда европейское искусство стало оказывать заметное воздействие на русскую художественную среду. Ранние примеры этого жанра связаны с именами таких художников, как Симон Ушаков. Подлинный же расцвет натюрморт пережил в XIX веке благодаря творчеству таких мастеров, как Иван Шишкин и Алексей Саврасов, которые обогатили его реалистическими и импрессионистическими мотивами. Жанр занял значительное место в русской живописи, отражая не только повседневную жизнь, но и изменения в культуре того времени [6]. В российском натюрморте, испытавшем влияние европейских стилей, особое внимание уделяется достоверности в изображении фактур, световых эффектов и теней. В качестве объектов изображения часто выступают обыденные вещи: кухонная утварь, продукты питания (фрукты, овощи), букеты цветов. Тематика может колебаться от простых сцен из жизни до изображения празднично сервированных столов (рис. 4).

 

Рисунок 4. Ученический натюрморт. Иван Шишкин. (Был написан им во время учёбы в Московском училище живописи в 1855 году)

 

В китайской живописи мастера не ограничиваются изображением лишь внешнего облика вещей, стремясь передать их сущность – ци. Каждый элемент в произведении несет в себе определенный смысл и может быть понят по-разному в зависимости от ситуации. Китайский натюрморт зачастую насыщен глубоким символизмом. Изображенные фрукты, цветы и посуда не просто украшают полотно, но и выражают благосостояние, долгую жизнь и внутреннюю гармонию. Так, слива символизирует непоколебимость духа, бамбук – гибкость и приспособляемость, пион – процветание и богатство, а рыба – изобилие и достаток.

Часто китайские художники применяют технику тушевой живописи, известную как гунби или сяосяо. Ключевую роль играют тонкие линии и сдержанное использование цвета, что позволяет подчеркнуть легкость и воздушность композиции [1].

В китайских натюрмортах композиция обычно асимметрична и свободна. Пустота вокруг предметов имеет большое значение – она воспринимается как неотъемлемая часть общей картины, создавая равновесие между формой и пространством.

Традиционно для создания таких работ используют рисовую бумагу или шелк, тушь и минеральные краски, что накладывает определенные ограничения на выбор цветов и способы их нанесения.

В отличие от этого, российский натюрморт делает акцент на реалистичной передаче фактуры предметов. Художники стремятся добиться эффекта подлинности, используя игру света и тени.

Российские натюрморты часто включают в себя изображения предметов быта, природы и символических элементов, в том числе мотивы vanitas – символы бренности бытия (черепа, песочные часы, увядшие цветы), религиозные и философские темы, а также отсылки к русской культуре и традициям. Иногда в натюрморт включаются виды из окна или фрагменты пейзажа на заднем плане [2].

Композиции в российском искусстве, как правило, симметричны или сбалансированы в соответствии с классическими европейскими принципами. Художники стремятся к гармонии в сочетании форм и цветов.

Для создания натюрмортов традиционно применяют холст и масляные или акриловые краски, позволяющие использовать широкую палитру цветов.

Таблица 1.

Сравнение китайского и российского натюрморта

Аспект

Китайский натюрморт

Российский натюрморт

Философия

Символизм; глубокий смысл

Реализм; повседневная жизнь

Техника

Тушевая живопись на рисовой бумаге/шёлке

Масляная живопись на холсте

Композиция

Ассиметрия; значение пустоты

Симметрия или классический баланс

Цветовая палитра

Сдержанная; минималистичная

Богатая; насыщенная

Тематика

Символические растения; предметы

Бытовые предметы; еда

Цель

Передача «духа» предметов

Реалистичное изображение

 

Китайский натюрморт привлекает внимание своей содержательностью и наполненностью скрытыми смыслами: каждый предмет в нём несёт определённую нагрузку. Мастерство художника проявляется в изяществе линий и ощущении лёгкости, свойственном произведению. В отличие от этого, российский натюрморт тяготеет к большей правдоподобности и вниманию к деталям, передавая обыденность посредством точного изображения объектов.

Обе стилистические школы самобытны и ценны: они демонстрируют национальные черты своих культур через визуальное искусство. Анализ этих двух художественных течений помогает не только расширить знания о жанре натюрморта, но и лучше осознать культурные условия, в которых они сформировались.

 

Список литературы:
1. Ван Линь. Китайская живопись: традиции и современность. –Гонконг: Изд-во искусств, 2014.
2. Григорьев С.П. Эстетика натюрморта в европейском искусстве. – М.: Искусство, 2009.
3. Кузнецова Е.А.  Натюрморт в русской живописи XIX века. Москва: Наука, 2018.
4. Ли Чжунь. Символика в китайской живописи. – Пекин: Изд-во Восточной культуры, 2012.
5. Петрова А.Н. Русский натюрморт: от традиций к современности. – Санкт-Петербург: Невский проспект, 2015.
6. Савельев М.И. Импрессионизм и реализм в русском натюрморте. – Екатеринбург: Урал-Пресс, 2011.
7. Смирнова И.В.  История китайского искусства. – Москва: Искусство, 2010. – 429 с.
8. Чжан Вэй. Техника тушевой живописи в Китае. – Шанхай: Изд-во художественной литературы, 2016.