Статья:

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОТОГРАФИИ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Анохина А.И. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОТОГРАФИИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(95). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОТОГРАФИИ

Анохина Алёна Ивановна
и.о. заведующего кафедрой искусства фотографии ФГБОУ ВО Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского, РФ, Луганская Народная Республика, г. Луганск

 

С развитием технологий и внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в различные сферы жизни, фотография, как вид искусства и средства коммуникации, также претерпевает значительные изменения.

Искусственный интеллект не только изменяет способы создания и редактирования изображений, но и ставит под сомнение саму природу реальности, а также вызывает много вопросов на уровне антропологии, философии и этики. В данной статье мы исследуем антропологические вызовы, которые возникают в результате интеграции ИИ в фотографию, и то, как это влияет на наше восприятие реальности.

Искусственный интеллект (ИИ) в фотографии представляет собой значительные антропологические вызовы, которые затрагивают различные аспекты человеческого восприятия и взаимодействия с  технологиями.

Фотография, которая долгое время была инструментом для фиксации реальности и выражения человеческого творчества, в последние годы столкнулась с новыми вызовами, связанными с развитием искусственного интеллекта (ИИ). Эти вызовы не только технические, но и антропологические, затрагивающие наше понимание реальности, творчества и идентичности.

ИИ способен создавать фотореалистичные изображения, которые могут быть неотличимы от фотографий, сделанных человеком. Это вызывает вопросы о том, как мы воспринимаем и интерпретируем визуальную информацию в эпоху цифровых технологий. С антропологической точки зрения это означает переоценку традиционных представлений о реальности и искусстве. Люди начинают сомневаться в подлинности изображений, что может привести к дезориентации и потере доверия к визуальным источникам информации.

Использование ИИ в фотографии поднимает вопросы об авторстве и правах на интеллектуальную собственность. Если изображение создано с помощью ИИ, кто является его автором? Это требует пересмотра существующих правовых рамок и этических норм. Возможно, в будущем автором будет считаться не только человек, но и сама система ИИ, что потребует значительных изменений в законодательстве и культурных нормах.

Использование ИИ в фотографии также связано с серьёзными этическими проблемами. Например, автоматическое распознавание лиц и манипуляции с изображениями могут нарушать право на неприкосновенность частной жизни.

Кроме того, создание идеализированных изображений может формировать общественные стандарты красоты и поведения, что может привести к социальным и психологическим проблемам, также можем говорить о том, что искусственный интеллект  может изменить подход к творческому процессу в фотографии, сделав его более автоматизированным и доступным для широкой аудитории. Это поднимает вопросы о роли человеческого творчества и идентичности в эпоху технологий. Люди могут начать сомневаться в ценности своего творческого вклада, если ИИ сможет выполнять подобные задачи с такой же или даже большей эффективностью.

С точки зрения антропологии, применение ИИ в фотографии может влиять на наши культурные представления о действительности. Общество, насыщенное цифровыми изображениями, начинает воспринимать визуальные данные как более достоверные, чем их аналоговые предшественники. Результаты многочисленных исследований показывают, что люди склонны воспринимать сгенерированные ИИ изображения как реальность, что приводит к размыванию границ между подлинным и искусственным.

Такое восприятие может способствовать формированию коллективных мифов и новых нарративов, которые не имеют оснований в объективной реальности. Это ведет к вопросу о роли фотографии как документации и свидетельства, понятию объективности и необходимости критического восприятия визуальной информации.

Разработка и использование ИИ в фотографии также вызывает ряд этических вопросов. Например, кем и как будут использоваться сгенерированные изображения? Столкновение с фальсификацией реальности в политике, рекламе и медиа становится важной темой обсуждения. Вопросы о манипуляциях с изображениями поднимают проблемы доверия к визуальным медиа и вызывают опасения относительно дезинформации.

Также важно учитывать, как ИИ может воздействовать на личные и общественные нормы. Например, алгоритмы могут закреплять стереотипы и предвзятости, если они обучаются на предвзятых данных. В этом контексте возникает необходимость в разработке этических норм и стандартов, регулирующих использование ИИ в искусстве и медиа.

Использование ИИ в фотографии также может влиять на культурные и социальные нормы и  поднимает важные вопросы о роли человеческого творчества и идентичности в эпоху технологий. Когда ИИ может выполнять задачи с высокой эффективностью, люди могут начать сомневаться в ценности своего творческого вклада. Это вызывает необходимость переоценки того, что значит быть творческим человеком в мире, где машины могут создавать произведения искусства, неотличимые от человеческих.

Одновременно, использование ИИ в фотографии также может влиять на культурные и социальные нормы. Например, создание идеализированных изображений может формировать общественные стандарты красоты и поведения. Это может привести к тому, что люди будут стремиться соответствовать этим стандартам, что может иметь негативные последствия для психического здоровья и социальной сплоченности. Идеализированные изображения могут создавать нереалистичные ожидания, способствуя развитию комплексов и снижению самооценки. Таким образом, важно учитывать, что технологии, такие как ИИ, могут не только изменять методы творчества, но и влиять на наше восприятие самих себя и окружающего мира. В условиях, когда идеализированные изображения становятся повседневностью, может возникать давление на людей, заставляя их сравнивать свою жизнь и внешний вид с неестественными стандартами, установленными технологиями. Это может привести к снижению самооценки, формированию комплексов и даже психическим расстройствам, таким как депрессия и тревожные расстройства.

Кроме того, с увеличением доступности инструментов ИИ для создания изображений и контента возникает вопрос о культурной аутентичности. Когда машинные алгоритмы начинают доминировать в сфере искусства и творчества, важность уникальности человеческого опыта может быть упущена. В этом контексте требуется обсуждение о том, как сохранить и ценить уникальные аспекты человеческого творчества, а также как интегрировать технологии в процесс создания, чтобы они служили не заменой, а дополнением человеческому искусству.

Следует также рассмотреть вопросы этики, связанные с использованием ИИ в искусстве. Кто является владельцем и автором созданного с помощью ИИ контента? Как можно предотвратить использование ИИ для манипуляции общественным мнением и распространения дезинформации? Эти проблемы требуют внимания не только со стороны художников и индустрии, но и от общества в целом. Мы должны искать способы использования технологий, которые будут способствовать инклюзии и разнообразию, а не подрывать индивидуальность и человеческие ценности.

В конечном счёте, выработка новых норм и стандартов в этом меняющемся контексте – это ответственность как создателей, так и потребителей. Понимание взаимосвязи между технологиями и человеческой идентичностью станет ключом к гармоничной интеграции ИИ в мир искусства и творчества.

Таким образом, ИИ в фотографии представляет собой двойственный эффект: с одной стороны, он расширяет возможности творческого самовыражения, а с другой — вызывает вопросы о ценности человеческого творчества и влияет на социальные нормы. Это требует ответственного подхода к использованию технологий, чтобы избежать негативных последствий для общества и культуры.

Антропологические вызовы ИИ в фотографии разнообразны и требуют комплексного подхода, включающего как технические, так и социальные аспекты. Решение этих проблем позволит более эффективно использовать потенциал ИИ в творческом и социальном контексте, сохраняя при этом ценности человеческого творчества и идентичности. Необходимо разработать социальные механизмы и прикладные решения, направленные на преодоление антропологического кризиса, который может возникнуть в результате широкого внедрения ИИ в различные сферы жизни

Переосмысление реальности через призму антропологических вызовов, связанных с искусственным интеллектом в фотографии, открывает новые горизонты для обсуждения и анализа.

Мы стоим на пороге эпохи, когда искусство и технологии переплетаются в одном дыхании, создавая уникальные вызовы и возможности. Однако важно помнить о рисках, связанных с манипуляцией с реальностью и формированием общественного мнения. Открывая новые горизонты, мы должны также сохранять способность критически осмысливать визуальные данные и их влияние на культуру и общество в целом.

 

Список литературы: 
1. Бурдье П. Социология художественного поля. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 184 с.
2. Джеймисон Ф. Политическая эстетика постмодерна. Москва: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. – 256 с.
3. Ильенков Э.В. Эстетика и искусство. – М.: Наука, 2015. 304 с.
4. Маноев А. Искусственный интеллект в фотографии: перспективы и вызовы // Искусство и технологии. – 2020. – № 2. – С. 45–55.
5. Митсон М. Человек и машина: искусственный интеллект в XXI веке. –СПб: Изд-во Невский Пресс, 2019. – 320 с.
6. Фуко М. Археология знания. – М.: Высшая школа экономики, 2016. – 240 с.
7. Шершаев С. Альтернативные реальности: искусство и новое восприятие. – М.: Питер, 2021. – 288 с.