Статья:

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Выходные данные
Абдуллаева Э.К. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(95). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Абдуллаева Эльнара Камандар
д-р филос. по филологии зав. кафедрой Грамматика и преподавание английского языка, Гянджинский Государственный Университет, Азербайджан, г. Гянджа

 

LINGUISTIC ANALYSIS AND ITS IMPORTANCE

 

Abdullayeva Elnara Kamandar

Doctor of Philosophy in Philology Head of the Grammar and English Teaching department, Ganja State University, Azerbaijan, Ganja

 

Аннотация. В каждой науке анализу отводится особенное место для выяснения тех или иных вопросов. Существующие законы, события и процессы могут быть объективно истолкованы только на основе научного анализа. В науке языкознания, занимающейся изучением законов и правил языка, формы анализа также используются для различных целей. Одной из таких целей является лингвистический анализ, который применяется при овладении языком литературных произведений и его глубоком изучении.

Abstract. In every science, analysis is given a wide place to clarify certain issues. Existing laws, events and processes can only be interpreted objectively on the basis of scientific analysis. In the science of linguistics, which deals with the laws and rules of language, forms of analysis are also used for various purposes. One of such purposes is linguistic analysis, which is applied in mastering the language of literary works and studying it in depth.

 

Ключевые слова: Языковая система, лингвистический анализ, специальный лингвистический анализ, общий лингвистический анализ, лингвистический анализ текста

Keywords: Language system, linguistic analysis, special linguistic analysis, general linguistic analysis, linguistic analysis of text

 

Понятие, выраженное термином лингвистический анализ, довольно широко применяется в современной науке. Лингвистический анализ относится к лингвистическому исследованию любого текста, даже если он касается другой темы или области, и общие выводы делаются после пропускания его через научный фильтр. Когда анализ проводится только на образце произведения искусства, он становится более точным, а область анализа – более конкретной. В подобном виде работа называется лингвистическим анализом литературного текста. Любой литературный текст может быть проанализирован с лингвистической точки зрения [1, c. 75].

В чем заключается важность лингвистического анализа текста? Опыт показывает, что студенты в достаточной степени способны усвоить теоретические вопросы языка из лекций и учебников на практических языковых занятиях. Однако наблюдается отставание в области изучения языка с практической точки зрения. Оказывается, многие студенты, способные теоретически осмыслить существование определенного языкового явления и закономерности его формирования, испытывают трудности в объяснении любого рядового языкового явления на основе фактического материала.

Лингвистический анализ художественного текста является полезной формой работы в процессе преподавания азербайджанского языка в высших учебных заведениях и имеет особое воспитательное значение. Таким образом, в процессе лингвистического анализа аудитория превращается в настоящую лингвистическую лабораторию, языковые явления и факты наглядно демонстрируются посредством художественного текста. Такой лингвистический анализ помогает студентам глубже и прочнее понять языковые явления и законы. Здесь реализуются также такие качества, как осознанное усвоение студентами языковых явлений, творческий подход к ним, умение работать самостоятельно и другие. Каждое произведение – художественный текст, являющийся образцом высокого художественного творчества, отражает сложные общественные явления и обладает красочными изобразительно-выразительными чертами. Для того чтобы выяснить социальное содержание, эстетические черты, художественные характеристики таких произведений, которые привлекают к себе внимание богатством выразительных качеств, и дать подробный анализ и описание, необходимо их понять и осмыслить. Чтобы понять произведение, вовлеченное в анализ, необходимо понять каждую языковую единицу, образующую его языковую основу – значение слова, выражения, содержание, выраженное предложением. Поэтому лингвистический анализ имеет особое значение для объяснения социальных и художественных особенностей текста, раскрытия его содержания [2, c. 121].

Лингвистический анализ может иметь различный характер, определяемый периодом написания анализируемого произведения –литературного текста, жанровыми особенностями, изучением художественных средств, языковых явлений. Обычно к анализу текста можно подходить с нескольких позиций, рассматриваемых автором ниже.

  • В плане отношения к грамматическому строю литературного языка. В этом виде анализа наряду с соответствующими аспектами определяется, как и в какой степени художественный текст отличается от морфологических и синтаксических норм современного литературного языка.
  • Объяснение трудных для понимания слов и выражений с семантической точки зрения. Здесь интерпретируются лексические и фразеологические единицы, архаичные элементы, которые использовались в языке классической литературы и полностью или частично изменили свое значение.
  • Эстетическое изучение лексических единиц. Известно, что помимо выражения определенного смысла в художественной литературе слово имеет еще и эстетическую функцию, которая, в свою очередь, оказывает эмоциональное воздействие на читателя. В лингвистическом анализе выясняются эти или другие подобные вопросы. Наблюдения показывают, что в процессе обучения наряду с содержательным лингвистическим анализом иногда отводится место и формальному анализу. Формальный анализ, как известно, заключается в том, чтобы взять и «объяснить» события и факты языка в отрыве от содержания произведения. Поскольку такой анализ бесцелен и не нужен, то совершенно не обязательно придавать ему значение [4, c. 97].

Особое место в изучении литературных произведений должен занимать контент-анализ. При таком анализе, основанном на лингвистической теории, необходимо брать языковые единицы как единое целое и научно прояснять каждую из них с точки зрения их места в содержании произведения и значения, которое они приобретают. Основой контент-лингвистического анализа должно быть широкое филологическое объяснение.

В лингвистике есть аксиома, что язык – это система систем. То есть структура языка состоит из различных систем. В языке звуки, слова, фразы, предложения и связанные с ними части существуют в виде систем.

Из истории лингвистического анализа художественных текстов видно, что некоторые лингвисты придавали особое значение изучению только лексико-грамматической системы языка. Многие области, являющиеся предметом отдельных отраслей языкознания, оставались в тени, и в результате язык текста изучался однобоко, не на должном уровне [5, c. 64].

Лингвистический анализ языковой системы проводится двумя способами: частный лингвистический анализ и общий лингвистический анализ.

В процессе специального лингвистического анализа в каком-либо художественном тексте исследуется конкретное языковое явление, определенная специфическая система, выявляются ее различные варианты, способы образования и т. д. В таком лингвистическом анализе в качестве целей могут быть поставлены исследования фонетических явлений, отдельных частей речи, падежных и притяжательных суффиксов, грамматических категорий, характерных для частей речи. Изучаются структура слова, словообразовательные и словоизменяющие суффиксы, предложения, типы предложений, простые предложения, сложные предложения и т. д. Несомненно, в процессе такого специального лингвистического анализа отдельные языковые явления должны быть взяты в совокупности и объяснены в сопоставительном ключе.

При общелингвистическом анализе любой художественный текст рассматривается с фонетической, лексической, семантической, фразеологической и грамматической точек зрения, выявляются связи, количественные и качественные признаки и характеристики между ними. В результате всего этого происходит дальнейшее совершенствование теоретических лингвистических представлений и практических навыков обучающихся [3, c. 184].

Подводя итог своего исследования, автор приходит к выводу о многофункциональности лингвистического анализа текста в отношении литературных произведений и особенной важности его проведения для закрепления и наработки практических языковых навыков.

 

Список литературы:
1. Бабенко Л.Г., Васильева И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000. – 106 с.
2. Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – 280 с.
3. Гольдман А.А. Стратегия и тактика анализа текста. The Strategy and Tactics of Text Analysis: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2014. –184 с.
4. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. –М : "Академия", 2004. – 192 с.
5. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2003. – 336 с.