Статья:

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР РОССИИ И ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Брызгалов Е.Ю. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР РОССИИ И ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(95). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР РОССИИ И ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В

Брызгалов Евгений Юрьевич
студент, Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры, РФ, г. Санкт-Петербург

 

CHOREOGRAPHIC ART IN THE SPACE OF DIALOGUE OF CULTURES OF RUSSIA AND FRANCE IN THE FIRST HALF OF THE 18TH CENTURY

 

Evgeny Bryzgalov

Student, Saint-Petersburg State Institute of Culture, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются процессы и предпосылки формирования фундамента профессиональной школы хореографического искусства России, как результата диалога культур России и Франции первой половины XVIII в. Особое внимание уделяется культурному феномену петровских ассамблей и деятельности французского балетмейстера Жана-Батиста Ланде.

Abstract. The article examines the processes and prerequisites for the formation of the foundation of a professional school of choreographic art in Russia, as a result of the dialogue of cultures of Russia and France in the first half of the 18th century. Particular attention is paid to the cultural phenomenon of Peter the Great's assemblies and the activities of the French choreographer Jean-Baptiste Landé.

 

Keywords: choreographic art; dialogue of cultures; ballet; choreographer; Peter the Great's assemblies; dance school.

Ключевые слова: хореографическое искусство; диалог культур; балет; балетмейстер; петровские ассамблеи; танцевальная школа.

 

В истории развития диалога культур России и Франции, насчитывающей более десяти веков, особое место занимает первая половина XVIII в. – период, во время которого происходит множество коренных изменений в общественном укладе и государственном устройстве России. Перемены, затронувшие все сферы человеческой жизни, оказали прямое влияние на формирование между Россией и Францией насыщенного и оживлённого диалога культур, в рамках которого происходила часть основополагающих процессов формирования фундамента профессиональной школы хореографического искусства в России, ставшей впоследствии, одним из важнейших символов национальной культуры.

Хореографическое искусство России допетровской эпохи носило преимущественно народный характер. Наиболее ранние дошедшие до нас сведения говорят о том, что в XI в. в первом русском государстве – Киевской Руси, существовало самобытное культурное явление – скоморошество. Информация о скоморохах встречается в устном народном творчестве – песнях, былинах, сказках, легендах, пословицах и поговорках, а также в некоторых образцах изобразительного искусства. Явление скоморошества имеет глубокие народные корни, уходящие в языческую обрядность (игрища, ряжения, праздники и др.) [2, с. 18]. Исполнительское мастерство скоморохов отличалось разнообразием, оно включало в себя игру на музыкальных инструментах, пение, пляску, выполнение акробатических номеров, разыгрывание драматических сценок и пантомимных представлений. Несмотря на то, что искусство скоморохов носило народный характер, оно достигало профессионализма высокого уровня и требовало значительной подготовки.

Существовали путешествующие скоморошьи ватаги, которых называли «прохожими», а также труппы оседлых скоморохов. Согласно источникам, в 1571 г. на Руси был объявлен набор «весёлых людей» в скоморошью труппу при дворе царя Ивана Грозного. А позднее, при царе Михаиле Романове, в 1613 г,. при московском дворе была учреждена «Потешная палата», основание которой можно считать предпосылкой к появлению будущего профессионального придворного театра [2, с. 24].

История России второй половины XVII в. характеризуется постепенным экономическим, политическим и культурным усилением государства. Росла интенсивность международных дипломатических и торговых связей. Путешествующие по западным странам, в том числе и Франции, русские дипломаты, купцы и вольные люди, были впечатлены пышностью и богатством придворных балетных спектаклей. Западное хореографическое искусство, у путешествующих русских людей, вызывало особый отклик.  Это было обусловлено в том числе и тем, что приёмы художественной выразительности музыки, танца и пантомимы понятны каждому, вне зависимости от того, на каком языке говорит человек.

Именно в этот период в России происходит первое русское балетное представление. 8 февраля 1673 г., в селе Преображенском, был поставлен «Балет об Орфее и Эвридике», подготовленный по приказу царя за семь дней. При дворе было поставлено несколько балетов, названия которых, к сожалению, не сохранились [2, с. 37]. Однако спустя три года, царь Алексей Михайлович умирает и театральные представления при царском дворе были прекращены, а балетные спектакли не ставились более пятидесяти лет.

Начало XVIII в. ознаменовано целым рядом реформ, целью проведения которых было вхождение России в круг влиятельных европейских держав. Накануне, в 1697–1698 гг. царь Пётр I совершает длительное путешествие по Европе известное в истории как «Великое посольство» [1, с. 28-29]. В ходе своей поездки царь Пётр лично знакомился с традициями и укладом европейской жизни, в отличии от своего отца Алексея Михайловича, получавшего свои сведения о Европейских странах по рассказам очевидцев. Вернувшись в Россию, царь Пётр начинает политические, военные, религиозные, общественные и культурные преобразования, которые будут проходить на протяжении всего его царствования. Царь, который лично охотно учился и перенимал уклад европейской культуры, решительно намеревался дать бой старому образу жизни – неслучайно одними из первых его указов стали предписания брить бороду и носить платье на европейский манер.

Царь Пётр I впервые посетил Францию во время своего двухлетнего путешествия по странам Западной Европы в 1716–1717 гг. До этого визита король Людовик XIV вежливо отказывал в посещении страны русскому царю. Историки полагают, что причиной отказа были симпатии, которые испытывал французский король к Швеции, а также бедственное финансовое положение французского королевского двора в конце правления Людовика XIV. Кончина французского короля в 1715 г., сделала возможным сближение России и Франции на дипломатической арене. Помимо политических целей, которые ставил перед собой русский царь, одной из причин его визита во Францию был культурный интерес.

Царь Пётр, несмотря на холодность отношения Людовика XIV к нему, испытывал к французскому королю подлинное уважение. Оказавшись в Париже, русский царь старался внимательно изучать наследие, которое оставил после себя король-солнце. Известно, что во время своего пребывания в Париже, царь Пётр посетил французский театр. Однако, точных сведений об этом посещении не сохранилось [3, с. 185]. Побывав при французском дворе, посетив Версаль и Марли, русский царь изучал быт и традиции французского дворянства, в том числе и танцы, исполнявшиеся на балах. Ещё во времена правления короля-солнца, балеты стали важной частью внутренней политики. Своими пышными и торжественными танцевальными представлениями, Людовик XIV стремился укрепить свою личную власть и популяризировать величественный образ короля-солнца.  

После переезда в новую столицу Российского государства – Санкт-Петербург, царь реформатор стал уделять пристальное внимание вопросам «перевоспитания» людей из своего близкого круга, а также представителей государственной элиты. Царь намеревался разрушить косный патриархальный устой боярской жизни, насытив их повседневную жизнь иноземными обычаями, исполнение которых стало обязательным.

Одним из первых шагов в этом направлении стало прекращение разделения дома на мужскую и женскую половину в боярском быту. Важным инструментом в осуществлении этой цели был танец. Путешествуя по Европе, лично увидев роскошную жизнь парижского королевского двора, царь внедрил в повседневную жизнь дворянства европейскую традицию исполнения бытовых бальных танцев. Указ императора об Ассамблеях 26 ноября 1718 г. прямо вменял в обязанность знатным людям устраивать ассамблеи три раза в неделю [1, с. 35]. При этом, в указе отдельно отмечалось что для исполнения бальных танцев необходимо было выделить отдельное помещение в доме. Также, согласно указу Петра, знатные люди и купцы были обязаны приходить на ассамблеи с жёнами и дочерями. Царь Пётр не только создавал свои ассамблеи согласно концепции устройства общественных развлечений, увиденной им во Франции, но и поощрял их визуальное оформление на французский манер. Например, участники ассамблей носили костюмы, созданные по французской моде, для которых зачастую использовались материалы французского же производства. Помимо прочих характерных черт, которые подчёркивают родство петербургских ассамблей с традициями французского королевского двора, в контексте исследования, особый интерес представляет популярность на ассамблеях французского менуэта, исполнявшегося в знатных домах повсеместно.

Укрепление страны на поле международной торговли и дипломатии, промышленный и экономический рост, реформы общественного и культурного характера в начале XVIII в. повлекли за собой постоянный рост потребности государства в специально обученных кадрах. В 1731 г., во время правления императрицы Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге было открыто дворянское учебное заведение, названное Сухопутным шляхетным корпусом. Планировалось, что по окончанию обучения выпускники корпуса займут важные должности. Знание светских манер и правил обхождения было необходимо для будущих государственных деятелей, поэтому учебный план корпуса включал в себя дисциплины по освоению изящных искусств, среди которых был бальный танец [1, с. 42].

В 1734 г. в Петербурге находился Жан Батист Ланде. До приезда в Петербург хореограф работал в Париже, Дрездене и Стокгольме, где непродолжительное время работал балетмейстером. В это же время императрица Анна Иоанновна повелела петербургским придворным обучаться танцам. Некоторые придворные обратились за уроками частным порядком к Ж.-Б. Ланде, поэтому французский хореограф быстро привлёк к себе внимание императрицы и был удостоен чести лично выступать перед ней. Вскоре, Анна Иоанновна повелела начать преподавание «отменным западным танцам» ученикам Сухопутного шляхетного корпуса, для чего Ж.-Б. Ланде был принят на службу [5, с. 263].

В это время в корпусе учились множество талантливых молодых людей, которые в будущем окажут сильное влияние на развитие национальной культуры, в том числе и театральной. Доподлинно известно, что во время работы Ж.-Б. Ланде в корпусе обучались будущие выдающиеся актёры и драматурги, например А.П. Сумароков. Обучение танцам для воспитанников кадетского корпуса было обязательно, а сами уроки начинались с освоения или исполнения французского менуэта.

Ж.-Б. Ланде был принят на службу с контрактом на три года. Однако, его образовательная деятельность не ограничивалась обучением исключительно воспитанников корпуса. Поимо своей основной деятельности, Ж.-Б. Ланде продолжал частные уроки, где преподавал не только хореографическое мастерство, но и приёмы сценической игры. Впоследствии, множество его учеников были задействованы в балетных представлениях иностранных трупп, работавших в Петербурге.

Воспитав плеяду одарённых танцовщиков, занявших центральное место в происходивших на постоянной основе придворных представлениях, Ж.-Б. Ланде решает воспользоваться своим зарубежным опытом и при помощи помощников из числа своих учеников создать в России первую профессиональную танцевальную школу, по образу европейских. Подав в сентябре 1737 г. челобитную императрице Анне Иоанновне, танцмейстер представил ей свой план учреждения «Танцовальной Ея Императорского Величества Школы», состоявший из нескольких пунктов. Ответом на челобитную стал указ, датированный 4 мая 1738 г., в котором императрица повелевала принять ко двору Ж.-Б. Ланде на службу балетмейстером. Дату этого указа принято считать днём основания Танцевальной школы, которая ныне носит название Санкт-Петербургской Академии русского балета им. А.Я. Вагановой [4, с. 30-31].

В результате усилий Ж.-Б. Ланде и его помощников, а также благодаря благосклонной политике императрицы Анны Иоанновны Танцевальная школа была создана, а содержание её учеников полностью финансировалось из государственной казны. Уже через год работы школы, ученики Ж-Б. Ланде танцевали в театре и в балетных спектаклях итальянской труппы Ф. Арайя. Через три года обучения в школе ученики Ж.-Б. Ланде считались полностью обученными и выступали не только в театральных спектаклях, но и на придворных и государственных торжествах.

Таким образом, первая половина XVIII в. является одним из важнейших периодов в истории развития хореографического искусства в России, во время которого, благодаря интенсивному культурному обмену, в России был заложен фундамент национальной школы профессионального балета.  Ко времени активизации диалога культур России и Франции в начале XVIII в., в культуре Российского государства существовали древняя и богатая народная традиция танцевального мастерства (скоморошество), а также весьма кратковременный исторический период, когда правящие классы государства совершали первые попытки создания профессионального, придворного балетного театра. Период правления Петра был ознаменован коренными изменениями культурной жизни страны, в рамках которых исполнение бальных танцев на ассамблеях в знатных домах служило инструментом по разрушению косных устоев старого уклада жизни и патриархальных нравов общества. Обязательное участие в петровских ассамблеях подготовило представителей русского дворянства к восприятию западного европейского сценического танца. Ключевым событием, повлиявшим на формирование национальной школы хореографического искусства, стало приглашение на службу французского танцмейстера Ж.-Б. Ланде. Танцевальная школа, открытая в результате его работы в России, а также благосклонности политики императрицы Анны Иоанновны, станет колыбелью русского балета – одного из ярчайших символов русской культуры.

 

Список литературы:
1. Байнова Т.С. Петербургская балетная труппа и её роль в становлении русского искусства XVIII века. Творческие и организационные аспекты. дис. … канд. искусствоведения. — СПб., 2017. — С. 18-52.
2. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. 2-е изд., испр. — СПб.: «Лань»; «Планета Музыки», 2008. — 384 с.: ил.
3. Мезин С.А. Пётр I во Франции. — СПб.: «Европейский Дом», 2015. — 312 с.: ил.
4. Петербургский балет. Три века : хроника. I том. XVIII век / Акад. рус. балета им. А.Я. Вагановой; сост.: Н.Н. Зозулина ; [авт. Проекта и ред.: С.В. Дружинина]. — СПб.: Академия русского балета, 2014. — 285 с.: ил.
5. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. — СПб.: «Союз художников», 2002. — 320 с.: ил.