Статья:

Конфликт поколений в творчестве Бернхарда Шлинка (на примере рассказов «Бах на острове Рюген» и «Сын»)

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)

Выходные данные
Гущина А.И. Конфликт поколений в творчестве Бернхарда Шлинка (на примере рассказов «Бах на острове Рюген» и «Сын») // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 19-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конфликт поколений в творчестве Бернхарда Шлинка (на примере рассказов «Бах на острове Рюген» и «Сын»)

Гущина Анна Ивановна
ассистент кафедры иностранных языков, Воронежский Государственный Технический Университет, РФ, г. Воронеж

 

GENERATIONS' CONFLICT IN BERNHARD SCHLINK'S WORKS (ON THE EXAMPLE OF STORIES "BACH ON THE ISLAND OF RÜGEN" AND "SON")

Anna Gushchina

assistant lecturer of the Chair of Foreign Languages, Voronezh State Technical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье на материале рассказов Б. Шлинка рассматривается одна из вечных проблем, возникающих между людьми разных поколений, проблема «отцов и детей». Анализируется роль семьи, а также события прошлого, повлиявшие на жизнь современного человека. В прозе Б. Шлинка выявлены темы одиночества, вины и страха как показатели человеческого несчастья.

Abstract. This article on material of stories of B. Shlink deals with one of the permanent problems arising among people of different generations, a problem of "fathers and sons". The role of family and also events in recent times which have influence on modern person's life is also analyzed. Subjects of loneliness, fault and fear as indicators of human misfortune in B. Shlink's prose are revealed.

 

Ключевые слова: Бернхард Шлинк; конфликт поколений; межличностный кризис; любовь; непонимание.

Keywords: Bernhard Schlink; conflict of generations; interpersonal crisis; love; incomprehension.

 

Одной из заметных тем послевоенной немецкой литературы стали взаимоотношения «родителей» и «детей». Традиционно эта оппозиция рассматривалась применительно к эпохе нацизма. Первые были её сознательными гражданами, вторые – пришли к осмыслению случившегося с Германией в 1933–1945 гг. позже. Однако следует указать и на иной аспект понимания проблемы, отражающий обще­культурные, философские моменты существования. Стремительная общественно-политическая трансформация немецкой жизни после 1945 г., вызванная событиями т. н. «немецкого экономического чуда», разделением Германии на два государства, последующим их объединением, породила эффект постоянного обновления ценностных ориентиров существования. Это не могло не сказаться и на представлении в литературе извечной темы «отцов и детей», своеобразное отражение которой мы находим в творчестве Б. Шлинка.

В рассказе «Бах на острове Рюген» главными героями выступают разведенный мужчина средних лет, а также его отец преклонных лет, переживший войну. Отношения отца с сыном, а также с остальными его двумя детьми герой характеризует как пустые, лишенные чувств и эмоций: «Пустота между ним и отцом, пус-то-та. От этой мысли он так расстроился, что дышать стало трудно и защипало глаза. Но слезы не пролились» [3, с. 234]. Отношения в семье были сухими, родители были скупы на нежности и ласки. Возможно, виной тому были времена, в которые вырос отец, когда было не принято изливать душу и откровенно обсуждать проблемы, возникающие мысли: «… он вырос в те времена, когда еще не стали обычным житейским делом откровенные излияния у психоаналитика, психотерапевта?». Вероятно, отцу было несвойственно рассказывать свои мысли или не находилось слов и он решил молчать.

В мещанские времена семья была местом любви, понимания, поддержки, хранительницей морали. В XX в. семья становится местом, где молодого человека не понимают, угнетают, где дети оказываются одиноки [1, с. 5]. Если предпринять попытку и изучить особенности общения внутри семьи молодого героя, то выяснится печальный факт: в его семье было не принято душевное общение, были приемлемы лишь формальные приветствия. Для героя чужды родительские ласки. В детских воспоминаниях родители были не столь близки с детьми, очевидно, поэтому во время совместной поездки между отцом и сыном часто возникали неловкие паузы, которые больше были похожи на недавно заключенное перемирие, чем на душевную близость. Однако именно душевной близости не хватало молодому герою. Поэтому его слова «Ну поговори же со мной!» … «Что же мне останется после тебя?» … «Так и не знаю я, что же ты за человек» [3, с. 236, с. 237, с. 239] звучат как крик души, крик о помощи. Он желает приблизиться к отцу, сократить дистанцию, но даже совместная поездка на музыкальный фестиваль, любовь к Баху не открывают отцовских объятий к сыну.

Наряду с социальным противостоянием в рассказе «Бах на острове Рюген» отмечается эмоциональное противоборство – уравновешенного, замкнутого отца и тоскующего по отцовской любви, кричащего в душе и просящего о помощи сына, который и сам уже не так молод. Также за внешней сюжетной линией рассказа встают и философские вопросы – о смысле жизни и тоске, неизжитой тоске отца.

Небезынтересно отметить безмолвное поведение отца в этом конфликте. Он так и не открыл свою душу сыну, не продемонстрировал тому своей любви. Мечты сына о добром и мирном отношении между ними так и останутся нереализованными. Однажды герой увидел в кафе посторонних ему людей разного возраста, тоже – отца и сына, увлечённых беседой и не скандаливших друг с другом. Они вызывали в нём лишь чувства зависти. Ведь он понимал, что такого доброго отношения у него с собственным отцом уже никогда не будет.

Немного по-иному, с другого ракурса затрагивается тема «отцов и детей» в рассказе «Сын» из сборника «Другой мужчина», где повествование ведет уже немолодой отец, который ощущает нереали­зованную любовь к сыну. Однако до конца непонятно, послужил ли причиной его отдаления от сына развод с женой или он всегда испытывал тягость общения со своим ребенком, испытывая нежелание менять свою жизнь и подстраиваться под чужие интересы («Потому что это бы напоминало ему про должок перед сыном, которому при разводе было пять лет, которого воспитывала мать, а сам он видел его чрезвычайно редко. Он должен был ему отца») [4, с. 217]). Встречи и общение с сыном у пожилого отца были, однако, они носили лишь формальный характер, например, отец звонил сыну каждое воскресенье, но разговор всегда получался сухим и натянутым. Это его эмоционально тяготило.

Мы предполагаем, что рассказ «Сын» назван именно так не случайно. События в нём развиваются в одной из стран, где бушует война. Герой, немец по национальности, прибывает туда в качестве иностранного наблюдателя-миротворца. На протяжении всего повест­вования, по нашему мнению, герой анализирует свою прожитую жизнь, свои отношения с родным сыном. На наш взгляд, вполне закономерно, герой, получив смертельное ранение, мечтает лишь о том, чтобы его сын вбежал по лестнице к нему.

Вероятно, нереализованная отцовская любовь и воспоминания из прошлого не дают ему спокойно умереть. Его мысли путаются, и возникает желание пересмотреть свою жизнь словно фильм, имея возможность нажать паузу и вырезать нежелательные эпизоды.

Многие литературные критики обращают внимание на то, что тема вины и страха является ключевой в его произведениях. В рассказах «Бах на острове Рюген» и «Сын» заметна автобиографическая тематика. Ведь сам Бернхард Шлинк, находясь давно в разводе с женой, имеет взрослого сына, с которым поддерживает близкие отношения. В анализируемых произведениях Бернхард Шлинк затрагивает тему одиночества человека, разобщения членов одной семьи, непонимания среди самых близких людей, а также темы страха и вины перед другими. Он очень тонко указывает на глубинные психологические «замки», мешающие героям его рассказов быть счастливыми, при этом автор не только анализирует тайны человеческой души, но и ищет вместе с читателем выход.

У рассказов Б. Шлинка следует отметить одну особенность, отличающую их от прочих произведений на тему конфликта «отцов» и «детей». Немецкий писатель размышляет не о столкновениях взрослых и подростков, перед нами одинаково сознательные, уверенно стоящие на ногах люди, но в то же время – пребывающие в постоянном поиске себя, испытывающие вину за случившееся в прошлом. Шлинк при этом пишет не о трагедиях неконтролируемой стихийности, присущей молодежи, которая не находит понимания среди старшего поколения [2]. Причина межличностного кризиса в судьбах его героев неуловимо определяется обстоятельствами прошлого всей страны. Немецкий писатель затрагивает проблему равнодушия и непонимания в конкретной семье, позиционируя ее как общенациональную.

 

Список литературы:
1. Лисенко А.Р. Конфликт отцов и детей в немецкой драме XX века: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Лисенко Анжела Рафизовна. – Казань, 2014. – 24 с.
2. Давыдова Е.В. Конфликт поколений в немецкой драматургии XX века // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 2. URL: http://journals.susu.ru/lcc/article/view/133 (Дата обращения: 25.11.2017). 
3. Шлинк Б. Летние обманы: Рассказы // Б. Шлинк; пер. с нем. И. Стребловой, Г. Снежинской. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 288 с.
4. Шлинк Б. Другой мужчина: Рассказы // Б. Шлинк; пер. с нем. Б. Хлебникова, В. Подминогина. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 256 с.