Статья:

Прямые и косвенные глаголы в произведении «Преступление и наказание»

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Ибтисам А.Х. Прямые и косвенные глаголы в произведении «Преступление и наказание» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 102-110.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Прямые и косвенные глаголы в произведении «Преступление и наказание»

Ибтисам Ахмед Хамзах
канд. филолог. наук, преподаватель. кафедра русского языка, факультет языков, Багдадский университет, Ирак, г. Багдад

 

Аннотация. Роман «Преступление и наказание» - это выдаю­щееся произведение отечественной литературы. Достоевский, по истине, великий писатель, который способен и по сей день так завораживать своего читателя непревзойденным даром написания произведений, что его сложно сравнить с кем-то даже по сей день. В представленной статье проанализированы ключевые моменты, касаемо проблематики использования прямых и косвенных глаголов в произведении «Преступление и наказание».

 

Ключевые слова: «Преступление и наказание»; Достоевский; глаголы; дополнение; литература

 

Сегодня, достаточно много школ, проходят по предмету литературы произведение Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Даже в том случае, если по школьной программе не было возможности прочитать его, то по жизни все равно к нему возвращаются, так как это считается социально-философским романом, который был выпущен в 1866 году. Не смотра на такую дату и год выпуска, он занимает достаточно популярные позиции среди своих читателей и по сегодня, что также стоит отметить.

Роман «Преступление и наказание» планировался к написанию много лет и стоит отметить, что Достоевского посетила основная мысль, которая говорит о простых людях и непростых. Как показано по сюжету данного романа, в нем присутствует достаточно мелких деталей, как в характере, так и в обстановке происходящего и именно поэтому на них акцентируется особое внимание, которое подмечают абсолютно все читатели. В нашу современность, можно подметить, что авторы и писатели, которые задумывают некий смысл произведения и книги, могут его тщательно скрывать, но это скорее превращается в ребус, и читатель просто теряет логическую нить происходящего, а тем более стимул узнать, что же происходит дальше по сюжету. Именно в произведении Ф. Достоевского «Преступление и наказание», есть явная мораль, до которой читатель доходит сам, что и делает его интересным и увлекательным в то же время.

Читая роман «Преступление и наказание», можно встретить достаточно много разных запутанных и даже непонятных выводов для нас, которые делают персонажи. Также стоит отметить, что в таком случае, читатель может вынести для себя достаточно много разных мыслей, которые также могут натолкнуть на новую почву для того, чтобы поразмышлять о том или ином действе.

Также не стоит и забывать о том, что при наблюдении за персонажами, их жизнью и прочими повадками, можно в некоторых заметить и себя. Конечно, это случается крайне редко, но все таки были случаи, когда человек полностью "окунался в книгу" только из-за того, что такая черта была у главного героя и у него.

Сам сюжет такой истории является достаточно интересным и неожиданным, так как тщательный и продуманный план главного героя неожиданно срывается из-за того, что он просто не смог совладеть собой и своими чувствами. Также нужно сказать о том, что читателей постоянно ждут некоторые неожиданности и повороты событий, которые не могут предполагаться заранее. Наверное, первым таким поворотом станет то, что Раскольников, совершает не одно убийство, а два, так как на его пути возникает новый свидетель. Раскольников абсолютно не ожидал такого поворота событий, но все же они произошли, что и вынудило его на такое поступки, что, конечно, есть очень печальным.

Самое главное, нужно сказать, что сам человек, который читает такое произведение, задумывается о том, как бы он поступил на том или ином месте именно это позволяет считать роман интересным. Все мы, естественно занимаемся самоанализам, который помогает развиваться нам, как личностям, и стоит отметить, что при разных ситуациях, мы можем поступать абсолютно по-разному, и это достаточно интересно, с точки зрения самого сюжета.

Также читателей может посетить такая мысль, что в нашей жизни все встречи и ситуации не случайны, и что каждая из них, может позволить человеку, сделать те выводы, которые ему необходимо. Дело в том, что мы постоянно сталкиваемся со случайными людьми, которые могут остаться в нашей жизни, или же быть мимолетными, но все они способны появляться в разный момент и также стоит отметить, что при таком случае, и оказались главные герои, которые постоянно находятся рядом друг с другом.

Главной сутью этой статьи все-таки остаются глаголы, а именно как они поданы в тексте такого произведения, прямо, или же косвенно. Начнем с того, что с самого начала романа, можно подметить, что Родион Раскольников начинает свои действия, а именно обдумывание плана убийства, а также сам процесс, такого преступления. Все его мысли, поступки подробно описаны и стоит понимать, что на данный момент они также могут говорить о многих вещах. К примеру, в таком случае, Раскольников, решил создать такой план, который бы наиболее точно мог воспроизвести свои действия. Согласимся, что для каждого человека, процесс убийства и лишения жизни – это то, чего каждый из нас боится. Это связанно с тем, что мы не можем подсознательно забирать то, к чему мы не прикасались и человеческие чувства сожаления, доброты, заботы присутствуют в каждом из нас. Именно поэтому стоит понимать, что все действия, которые проводил Родион, давались ему слишком сложно и именно такие эмоции и чувства не позволили ему выполнить задуманное в точности так, как он хотел. Прямые глаголы указаны именно во фразах, мыслях и словах такого героя. Имеется в виду, что сам роман был написан от слов автора, но ни как не от лица Родиона и поэтому стоит отметить, что все прямые глаголы, проявлены в таких выражениях и мыслях.

К примеру:

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -- подумал он с странною улыбкой» [3]. 

Именно эта фраза подчёркивает то, что сам герой, может выражать свои мысли прямо, а автор уже описывает его действия и поступки, которые он видит со стороны. Такой прием написания произведений, романов на данный момент не теряет свой популярности, но также стоит учитывать, что в таком случае, могут активно проявиться некоторые особенности, как, к примеру, активно развитие фантазии у человека. Беря книгу в руки, мы все подчеркиваем, что слова автора, у нас развивают наиболее четкую картинку того, как происходили события и произведение Достоевского «Преступление и наказание», не стало исключением.

В данном примере, также указан и косвенный глагол, который идет после самой мысли Родиона. Конечно же, это слова автора, которые могут быть поясняющими. В то время как читатель в основном обращает внимание именно на фразу самого персонажа, он ослабляет внимание, что дальше говорит автор. Именно такое внимание, обостря­ется в любой фразе, которая сказана человеком или же героем.

Как пример, можем также рассмотреть еще одну фразу:

–– Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, - поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее [3].

–– Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, - отчетливо проговорила старушка, по-прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица [3].

Здесь предложен диалог и стоит отметить, что каждый из нас отчетливо прочитает нужные ему фразы, такие как: «Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц» [3]. Скорее всего, и каждый сможет расставить правильную интонацию, которая действительно необходима в таком случае, но далее, расписание, как именно говорил Раскольников, не будет уже столь интересным. Более того сказать, питатель может пройтись просто глазами в такой фразе.

Интересным фактором также является то, что именно такие глаголы, могут сформировать у нас в голове, картинку и сцену, как именно говорил это Раскольников и каким образом он мог создать выражение лица, но и в этом нам помогают косвенные глаголы. Дело в том, что они описывают действия, и пока мы читаем главную фразу: «Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц», мы мысленно в голове создаем эту картину, а та часть текста, которая идёт уже после создает нам некую корректировку самого просмотренного. Это и придаёт прелесть данному произведению, да и вообще книге, которая идет от слов автора, естественно, если там не менее захватывающий сюжет.

Стоит также отметить, что такой тип глаголов не всегда исполь­зуется в таком виде, как это было указанно выше.

Рассмотрим еще один пример фразы Раскольникова, который имеет совершенно иной вид.

« –– Нет, учусь... ─ отвечал молодой человек, отчасти удивленный и особенным витиеватым тоном речи, и тем, что так прямо, в упор, обратились к нему» [3].

Именно в таком случае, можно подметить, что сам Раскольников, не говорит много, но его описание чувств и ситуации, обращает на себя внимание. Если быть конкретнее, то, конечно же, сама фраза, может быть прочитана с выражением и расставленной интонацией, но стоит отметить, что фраза, после слов главного героя, является главной, так как она полностью описывает состояние такого персонажа.

Акцентирование внимания на таких вещах, может быть достаточно занятным процессом, так как он помогает читателям создавать ту картину, которая необходима для человека. Все эти фантазии, могут значительно отличаться друг от друга, но все они могут быть связанны с одними и теми же персонажами.

Такие примеры, по тексту, можно встречать достаточно часто, так как в произведении постоянно ведутся диалоги, которые могут быть достаточно интересными по своему сюжету. Но стоит учитывать, что такое проявление диалогов, слов и фраз, является наиболее интересным, так как в таком случае, читатель сможет сам создать образ и картину, в которую он может окунуться и немного насладиться живостью всех персонажей.

Как можно было понять из вышесказанного, роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», является достаточно интересным, но стоит отметить, что в нем есть и «скрытый смысл», который понятен для каждого человека. Также стоит отметить, что такое произведение является достаточно интересным и, на данный момент, роман является также поучительным, так как судьба всех героев описана детально и из их жизни можно сделать свой вывод.

Прямые и косвенные глаголы в произведении встречаются постоянно и в таком случае они понятны, так как все действия, которые совершили данные персонажи, могли быть достаточно интересными.

Прочитав такое произведение, можно отметить, что оно наталкивает людей увидеть совершенно другую сторону жизни, что в каждой ситуации, может быть достаточно много мелких деталей, которые по завершению и могут расписать всю картину. Для того, чтобы их понять, стоит присмотреться к тому, или иному персонажу, так как, если бы Родион Романович Раскольников не решил избавиться от неприятной старушки, которая постоянно мешала жить как ему, так и его окружению. В таком случае, можно сказать, что если бы случайные свидетели такого происшествия (Лизавета), могли бы перевернуть эту историю с ног на голову, так как, скорее всего и не узнали бы, кто стал виновником такого происшествия. Также в данном произведении можно наблюдать тонкость ума самого Раскольникова, выдержанность его сознания. Дело в том, что он был, одержим такой мыслью, так как в данной особи наблюдал только воплощение проблемы. На самом же деле, вся суть данной истории таилась глубже, и также стоит отметить, что перед повествованием описывается в точности то, что может говорить об интересности написания такого произведения.

Читать роман «Преступление и наказание» выбирать только Вам, но стоит отметить, что в нем могут быть подмечены такие тонкие детали, которые могут быть достаточно интересными для каждого человека. Любой читатель сможет найти интересные факты и прочие моменты, которые позволяют немного окунуться в свое сознание и понять, как бы поступил читатель на месте того же Раскольникова или же дочери Мармеладова Сони, которой пришлось прийти в ряды самой древней профессии, для того, чтобы помочь своей семье. Также стоит отметить, что в любом случае, данные персонажи могли поступать только исходя из своего характера, жизненного опыта и прочих факторов которые могут быть у человека. При таких обстоятельствах также стоит подметить, что история может быть поучительной, так как можно наглядно рассмотреть именно перерождение главного героя, который имел возможность осознать все свои поступки и сделать вывод.

Вопросы функционирования глаголов разных лексико-семанти­ческих групп в текстах художественной литературы затрагиваются в ряде научных работ таких учёных, как Ю.Ю. Архипова [1], Н.Г. Гичева [2], С.Б. Ковенева [4], М.В. Фролова [6]. Работа с худо­жественным текстом позволяет уточнить состав лексико-семантических групп глаголов, определить характер парадигматических отношений компонентов в структуре группы, выявить их синтагматические особенности, а также определить роль ЛСГ в репрезентации персонажа произведения. В качестве иллюстрации данной мысли обратимся к ЛСГ глаголов, представленных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [3] и участвующих в репрезентации образов Раскольникова и Порфирия Петровича. Для этого проанализируем определенные фрагменты романа: сцену убийства старухи-процентщицы, три сцены общения Родиона Романовича Раскольникова с Порфирием Петровичем и эпилог романа. Указанные фрагменты произведения, во-первых, являются средоточием глагольных лексем, передающих весь спектр действий, движений, событий, процессов, характеризующих персонажей в специфическом виртуальном мире. Во-вторых, эти сцены являются ключевыми в художественном произведении, если оценивать их с точки зрения отражения идейного содержания романа. Ф.М. Достоевский предстает в этих фрагментах как гений художественной диалектики, проникающий в «душу» своих персонажей. Перед читателем в данных сценах развертывается все более накаляющаяся психологическая битва между Порфирием Петровичем и Раскольниковым. 

Каждый сон Раскольникова отражает определенный этап его теории и внутренние переживания, связанные с ним. Психология персонажа раскрывается и через внутренний диалог, когда в герое борются два противоречивых сознания. Внешне он имеет форму монолога. Примером такого диалога являются размышления Раскольникова после его беседы с Порфирием Петровичем (III часть). Герой рассуждает, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий», и прав ли он в совершении убийства. Путем долгих и сложных размышлений герой приходит к заключению: «он убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался». «Он не человека убил, а принцип убил». 

В романе «Преступление и наказание» имеет значение буквально все: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и ситуации, в которые попадают герои, и даже отдельные слова. Достоевский доверял своему читателю, поэтому многое созна­тельно не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. В этом духовном мире имеет значение и разное положе­ние топора во время убийства Раскольниковым старухи-процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и числа «семь» и «одиннадцать», «преследующие» главного героя, и часто упоминаемый в романе желтый цвет, и слово «вдруг», упоминающееся на страницах романа около 500 раз, и многие другие, незаметные на первый взгляд, детали.

Язык и стиль романа «Преступление и наказание» отличается естественностью и непосредственностью. По мнению некоторых исследователей, язык Достоевского по сравнению с языком Толстого и Тургенева проигрывает в живописности и изобразительных средствах. Однако это не так. У Достоевского своя, весьма специфичная, отличная от других писателей XIX века, манера изображения. Незаметными на первый взгляд ускорениями и замедлениями, ритмом, повышением и понижением речи, паузами, он помогает читателю ощутить невидимое движение жизни.

Глаголы «захохотать» и «смеяться» используются для характе­ристики обоих героев - и Раскольникова, и Порфирия Петровича. Действия этого типа являются не проявлением веселости, а скорее своеобразным маневренным приемом в психологической борьбе преступника и следователя, хотя создается видимость некоторой непро­извольности действия. Что касается статуального глагола «повеселеть», обозначающего эмоциональное состояние Порфирия Петровича, то он употребляется в сочетании с наречием вдруг (Порфирий Петрович... вдруг как-то повеселел). Словосочетание «вдруг повеселел» характеризует манеру поведения Порфирия Петровича: следователь заведомо знает, что Раскольников виновен в совершении преступления, но хочет добиться от него самого признания и раскаяния, и каждый раз, когда следователю кажется, что Раскольников близок к признанию, он ободряется, что и подтверждает словоформа повеселел.

Анализ ЛСГ статуальных глаголов в романе Ф.М. Достоевского показал, что писатель изображает эмоции и ощущения персонажа крупным планом так, чтобы внутренний мир персонажа во всей его сложности и противоречивости оказался в фокусе восприятия читателя. 

Таким образом, анализ глаголов разных ЛСГ показывает, что глагольные единицы представляют собой сложно организованную систему ключевых слов, посредством которых создается образ того или иного героя. Использование различных ЛСГ глаголов на страницах романа значимо для художественного замысла: они участвуют в речевой характеристике героев романа и одновременно передают их психологические состояния в конкретной ситуации, динамику отношений между героями. 

 

Список литературы: 
1. Архипова Ю.Ю. Состав, семантика и функционирование лексикосеманти-ческой группы глаголов зрительного восприятия (на материале художественных текстов): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук 10.02.01 / Ю.Ю. Архипова. - Санкт-Петербург, 2010. - 197 с. 
2. Гичева Н.Г. Лексико-семантические группы однопереходных глаголов в драмах В. Шекспира: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.2.04 / Н.Г. Гичева. – Санкт Петербург, 2004. - 19 с. 
3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: роман в шести частях с эпилогом / Ф.М. Достоевский; авт. вступ. ст. К.И. Тюнькин; худож. В. Максин. - Ленинград: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1980. - 560 с. 
4. Ковенева С.Б. Функционально-семантическая характеристика глаголов социальных отношений в современном художественном тексте (на материале трилогии Е.А. Кулькина «Прощеный век») / С.Б. Ковенева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2008. - № 1. - С. 175-178. 
5. Словарь русского языка: в 4 томах / под ред. А.П. Евгеньевой; Рос. акад. наук. Ин-т лингвист. исслед. - 4-е изд., стер. - Москва: Русский язык: Полиграфресурсы, 2012. - Т. І-ІУ 
6. Фролова М.В. Функционирование глаголов социальных отношений в романе М. Булгакова «Белая гвардия» / М.В. Фролова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2011. - Т. 2. - № 1-13. - С. 65-71.