Образ Свердловска-Екатеринбурга в современных детских путеводителях Урала
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русская литература
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Образ Свердловска-Екатеринбурга в современных детских путеводителях Урала
The image of Sverdlovsk-Ekaterinburg in the Urals modern children's guides
Lidiya Kovalenko
Post-Graduate Student, Institute of the Humanities and Arts, Ural Federal University named after B.N. Yeltsin, Russia, Ekaterinburg
Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению образа Свердловска/ Екатеринбурга в современных детских путеводителях Урала, подготовленных издательством «TATLIN». Подбор интересных фактов, использование сказочных мотивов, динамичность повествования, «легкий» (с юмором и иронией) стиль позволили представить столицу Урала, с одной стороны, как город творческий, яркий, с другой – как уютный, добрый город-дом.
Abstract. This article is devoted to the study of the image of Sverdlovsk/ Ekaterinburg in modern children's guides of the Urals, issued by the publishing house "TATLIN". The interesting facts selection, using of fairy-tale motifs, dynamic narrative, "easy" style(with humor and irony) allowed to present the capital of the Urals, on the one hand, as abright and creative city, on the other hand, as a cozy and kind city – home.
Ключевые слова: литература Урала; детские путеводители; образ города
Keywords: Urals literature; children's guide; city image
Сегодня детские путеводители являются одним из самых востребованных видов изданий[1]. Интерес к интерактивным гидам, ориентированным на маленького читателя, можно объяснять как общей тенденцией развития массового туризма, так и интенсификацией темы регионализма. Взрослый, интересующийся «малой родиной», получающий удовольствие от путешествий по родному городу, пытается пробудить подобное любопытство к месту проживания у ребенка.
Так, в Екатеринбурге 2000-е годы вышло достаточно много как классических справочных изданий о городе[2], так и нетрадиционных путеводителей: «25 екатеринбургских тайн» И. Гладковой (2003), «Е-бург: родной город step by step» В. Сутырина (2004), «Нестандартный путеводитель. Место» (2014), «Неожиданный Екатеринбург» С. Кулешовой (2009), «Екатеринбург (Свердловск): архитектурный путеводитель» (2015), «Путеводитель по Екатеринбургу и Свердловску: как стать туристом в родном городе» П. Ивановой (2017) и т. д.
В целом, хочется отметить, что авторы современных путеводителей легко отходят от присущей справочной литературе «описательной модели» рассказа о городе (нанизывание исторических фактов, более или менее развернутые описания местных достопримечательностей, ссылки на высказывания о городе известных жителей и гостей). Сегодня границы жанра путеводителя сдвигаются за счет интерактивных приемов, а голос составителя (его социальная, профессиональная позиция, личное отношение к городу) звучит достаточно отчетливо.
Детские путеводители также весьма востребованы: разработкой игровых путеводителей, маршрутных листов, игр-исследований занимаются музеи города (Музей истории Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала, центр народного творчества «Гамаюн», Музей изобразительных искусств и т. д.).
В 2011 году вышел путеводитель «Каменный пояс. Путешествие по Уралу с детскими писателями», в котором Екатеринбургу оказалось посвящено три авторских эссе. Надежда Иволга предлагает прогулку по осеннему Литературному кварталу, где «берет в плен особая атмосфера»: «деревянный терем удивленно взирает на нас круглыми окнами», «слышатся шаги и шелест складок длинного шелкового платья в глубине сада», ветер «мелодично посвистывает» [3, с. 81]. Ольга Колпакова дает очерк екатеринбургской истории в «прекрасном орнаменте» [4, с. 68] местных преданий и легенд: о чудской царице Анне, которая явилась Татищеву; о призраках усадьбы Расторгуевых-Харитоновых; «библиотечных духах» особняка купца Ошуркова и т. д. Александр Папченко приглашает читателей пройтись по центральным улицам города, на которых в одном уголке можно ощутить атмосферу Вороньей слободки, где работали Волович и Брусиловский, Лапшин и Хотиненко; в другом – легко разглядеть «очень крапивинский» уголок: «Заросшие лопухами и бурьяном овраги, одноэтажные дома и заборы – здесь так пронзительно тихо даже в самый шумный полдень. Свернешь с запруженного машинами проспекта – и словно шагнешь в другой мир. В параллельное измерение. Иногда граница между мирами по-крапивински литературна, что ли» [5, с. 78].
Подробнее хотелось бы остановиться на двух детских путеводителях, выпущенных издательством «TATLIN» совместно со студией изобразительного искусства «Полосатый кот»: «Екатеринбург для больших и маленьких. Энциклопедия от А до Я» (2016) и «Сказочный путеводитель по Екатеринбургу» (2017) – изданиях, которые с уверенностью можно назвать «просветительскими проектами, рассчитанными (желательно) на совместное чтение взрослых и детей» [1, с. 34] и призванными представить Свердловск/ Екатеринбург как особенное, яркое, интересное место.
Так, «Екатеринбург для больших и маленьких. Энциклопедия от А до Я» представляет собой сборник расположенных в алфавитном порядке небольших заметок о местных знаменитостях, городских символах, событиях из истории столица Урала и ключевых локусах, по которым «интересно гулять и фантазировать».
«Каждый житель Екатеринбурга полезен и очень важен. У каждого свое дело и своя профессия» [2, с. 31], – так рассуждают «гиды по городу» Рыжий Кот и Матрос Вова и именно в таком ключе заинтересованности и расположенности к местным жителям рассказывают о городе Екатеринбурге.
Коллективный портрет екатеринбуржца выглядит так: это «счастливый», «талантливый и неравнодушный» горожанин, который ходит в музеи, чтобы «вдохновиться»; сочиняет легенды про Белую башню, потому что «любит» ее; «каждый выходной и в праздники» приходит на Плотинку, чтобы «послушать концерты» и «полюбоваться уральскими камнями».
Соответственно, карта города представлена как карта любимых мест: около памятника Кирову любят встречаться студенты, а на аллее любви – «влюбленные пары»; семьями ходят в «зоопарк – одно из любимейших мест отдыха горожан и гостей Екатеринбурга»; компаниями друзей посещают театр музыкальной комедии, где царит особая атмосфера «тепла», «добра и уюта».
Тема «счастливых горожан» поддерживается мотивом городского уюта: в городе-доме спокойно, а екатеринбуржцы – настоящие домоседы, которые «большую часть времени люди проводят в домах» [2, с. 6], где обязательно есть «уютные домашние столы» и слышатся голоса детей. Трепетно относятся горожане и к «любимым дворам» – «старым и уютным, засаженным вековыми деревьями, с песочницами и голубятней, или современным, с охраной и разноцветным детским городком» [2, с. 44].
Работают на образ уютного города различные городские атрибуты (например, абажуры напротив Оперного театра, придающие «заснеженному проспекту удивительно уютный вид»); библиотеки и книжные магазины («волшебные места, где пахнет сказками и старыми книгами»); многие архитектурные объекты («старинные купеческие особняки», которые «шепчут свои истории небоскребам»; часовня на Плотинке, хранящая «память Екатеринбурга» [2, с. 9, 38, 52, 90] и т. д.).
В «добром» и «красивом» Екатеринбурге горожане верят в чудеса и с радостью соблюдают местные традиции, а также верят в приметы: на Плотинке загадывают желания; когда куранты на здании администрации «отбивают время, все, кто на площади, поднимают головы и улыбаются – это звон к счастью»; молодые семьи вешают замочки на Мост влюбленных и прикасаются к родониту, чтобы получилась счастливая семья; посетители Аквапарка пытаются поймать «водяную радугу», чтобы исполнить желание [2, с. 10, 37, 11].
Динамику образу Екатеринбурга придает включение элементов волшебства: в фонтане около Драмтеатра «живет радуга»; Каменный цветок «мерцает, как драгоценный, и тогда легко представить его в покоях Хозяйки Медной горы»; в парке за домом Расторгуевых-Харитоновых живут «отражения тургеневских барышень и их кавалеров, которые когда-то гуляли по его берегам и читали в беседке стихи друг другу» [2, с. 81, 57] и т. д.
В открытую средства фантастики используются в «Сказочном путеводителе по Екатеринбургу» – путеводителе с усиленным художественным началом. Полосатый Кот и Матрос Вова, случайно отыскав «портал», оказываются «по ту сторону» Екатеринбурга – в сказочном городе, который «населен покемонами, метроликами[3], говорящими кактусами, моргающими котлетами»; в городе, где автобусы «улыбаются», а «цирк с телебашней вот-вот сыграют свадьбу».
Вместе с екатеринбуржцами в городе сосуществуют как узнаваемые волшебные герои из мировых сказочных сюжетов (драконы, единороги, великаны, феи, русалки), авторского (Огневушка-поскакушка, Хозяйка Медной горы, Серебряное копытце), так и представители местного городского фольклора: фея по имени Ротонда (из Харитоновского сада), Чертик и Чудик (с Уктусских гор), три веселых привидения: Чума, Няшка-кашка и Днюшный день (из гостиницы «Исеть»), русалка Виолетта (из Городского пруда) и т. д.
С топографической точки зрения «потусторонний» Екатеринбург – это карта необычных мест: монумент, посвященный стройотрядам Урала, не просто современный памятник, а особая метка, поставленная лепреконом из Шотландии; аквапарк – место хранения «ключика от сундука, в котором сокровищ на миллион рублей»; строящийся стадион не просто проект Министерства строительства, но будущая станция инопланетян[4] и т. д.
У местных жителей, особенно у детей, есть возможность испытать на себе волшебные свойства многих точек на карте города. Так, маленькая девочка, впервые оказавшаяся в Оперном театре, уносится волшебным вихрем в мир искусства и начинает танцевать «так хорошо, как будто всю жизнь училась балету»; мальчик, решивший прокатиться на Колесе обозрения, оказывается в Космосе, где «ему вдруг открылась целая Вселенная – мимо пролетали кометы, звезды».
Благодаря двойной жизни города в волшебном Екатеринбурге можно легко совершать «путешествия во времени». Можно оказаться в будущем, в котором «Екатеринбург покроется водой, как Венеция», «люди начнут ездить по улицам на гондолах», «достроят Телебашню, и там поселится Дракон, который откроет на телебашне школу дельтапланов» [6, с. 75, 58]. Можно вернуться и в дальнее прошлое, куда можно попасть, пройдя через пространственно-временные порталы (фонтан «Спираль времени», Белая башня) или приблизившись к «медиаторам». Так, например, если подойти к скульптуре Коробейника, можно услышать, как «люди кричат на ярмарке, шумит проезжающая мимо повозка, запряженная лошадьми», «к Коробейнику подходят две девушки в длинных сарафанах и увлеченно рассматривают товары в лотке» [6, с. 34]. «Медиаторами» выступают и «хранители времени» («величественные грифоны», Хозяйка Медной горы), которые знают о городе всё и стараются «уберечь временные потоки от искажения и разрушения», «связав воедино прошлое, настоящее и будущее».
Как доказательства «двойной» жизни Екатеринбурга остались многочисленные городские приметы: если горожанин увидел на Шарташских камнях свое имя, значит, в течение года с ним «случится что-то очень хорошее, потому что писал буквы добрый великан, который желал людям только добра»; если кто-то увидит следы от полозьев саней Снежной Королевы на Городском пруду, «до весны не будет болеть простудой»; если «подойти к Башне на цыпочках и прислушаться, можно услышать, как рядом шумит море и кричат чайки» [6, с. 30, 73, 75] и т. д.
Таким образом, скрепляющим компонентом в двух выбранных для анализа путеводителях оказывается, прежде всего, обращение к возможностям фантастического, сказочного. Пытаясь адаптировать взрослый материал для детского восприятия, Эдуард Кубенский создает, с одной стороны, образ домашнего, уютного, удобного для детей и их родителей города (в путеводителе «Екатеринбург для больших и маленьких. Энциклопедия от А до Я»), с другой – образ необычного и волшебного места, где творятся чудеса (в «Сказочном путеводителе»).
Как нам кажется, перед Эдуардом Кубенским стояли и другие задачи. Во-первых, создать увлекательный, яркий, ориентированный на семейное чтение (и сотворчество) путеводитель, что удалось благодаря целенаправленному отбору материала, специфической системе навигационных знаков (введение сказочных гидов, разворачивание сюжета путешествия) и усиленной невербальной составляющей (за счет использования в качестве иллюстраций детских рисунков). Во-вторых, Э. Кубенскому как автору ряда городских инициатив[5] было необходимо заявить о своей общественной позиции ответственного горожанина, который бережно относится к культурно-историческому наследию города и пытается транслировать такие установки молодому поколению.
[1] За последние 5 лет вышли игры-прогулки «Ралли» от издательства «Самокат», серия путеводителей от «Эксмо», циклы путеводителей издательства «Фома» (серия «Настя и Никита»); «Клевер-Медиа-Групп» (серии «Увлекательная прогулка», «Большое путешествие»»), «Фордевинд» (серия «Иллюстративные путеводители для детей и родителей») и т.д.
[2] Как классические можно обозначить «Мой город. Екатеринбург в памятниках истории и культуры» В.И. Старкова (Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005), «Екатеринбург. История города в архитектуре» А.А. Старикова (Екатеринбург: Сократ, 2008), «Екатеринбург: наследие конструктивизма» (Екатеринбург: Независимый институт материальной культуры, 2009) и т. д.
[3] Метролики – «подземные жители – те, то бычно толкают вагоны метро»
[4] В «волшебном» Екатеринбурге каждый из описываемых объектов населяется необычными персонажами: в ботаническом саду живут «две феи, добрая и злая»; в парке лесоводов появляется «волшебный старичок-Лесовичок»; в ТЮЗе летают «маленькие крылатые феи» и оживают куклы; в зоопарке живет добрый дух, который «следит за тем, чтобы животные вели себя хорошо и никого не обижали»; в доме-музее им. П.П. Бажова по-прежнему «в валенках ходит сам Павел Петрович, кормит молоком кошку Мурку и гладит по носу оленя Серебряное копытце».
[5] Автор таких городских проектов, как фестиваль и конкурс архитектуры «Белая башня», выставок «Кладбище домов», «Складни», инсталляции на водонапорной башне УЗТМ «Красный крест» и т. д.