Статья:

Комфортная среда современного киноискусства

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Кино, теле и другие экранные искусства

Выходные данные
Прокопьева М.В. Комфортная среда современного киноискусства // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 18-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Комфортная среда современного киноискусства

Прокопьева Мария Викторовна
преподаватель кафедры компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Данная статья исследует эволюцию феномена киноисскуства в контексте современности и его «внедрение» в пространство зрителя. Подчеркивается, что в процессе такого «внедрения», которое свойственно современному киноискусству, происходит взаимодействие в социокультурном пространстве. Материал статьи анализирует место и важность кино в социокультурном пространстве и обществе. Сама проблематика современного кинематографа грандиозна по затрагиваемым проблемам и масштабам их воплощения. Кино для зрителя как высокохудожественный кинематографический продукт в котором фильм обеспечивает наличие напряжённой равновесия материальных и духовных ценностей, при котором развивающаяся система (социум и человек) постоянно учитывает будущие изменения и перемены.

Формулируются общие принципы взаимодействия экранной культуры и социума.

 

Ключевые слова: кинематограф; киноязык; изображение; пространство; комфортная среда; живопись; искусство кино; передача информации; коммуникации; интерактив; общество; зритель; экран; синтез искусств; социокультурное пространство.

 

Наше стремление к комфортной среде обитания в последние 10 лет ознаменовано существенным интересом общества к этой проблеме. Ведется много споров и ожесточенных дискуссий на эту тему.

Человек в современном мегаполисе стремится организовать не только личное пространство вокруг себя с максимальными удобствами, но и улучшить среду, которая его окружает на улицах в парках в общественных пространствах. Мы уже начинаем привыкать к определенному состоянию − не быть равнодушными к тому, что находится за пределами нашего дома или квартиры. Есть целые направления, которые меняют жизнь человека в лучшую сторону, о комфортной общественной среде много говорят и много пишут. Это популярная тема на сегодняшний день.

А можно ли рассмотреть киноискусство с позиции комфортной среды для зрителя. Киноискусство всегда было преобладающим видом в культуре, оказывающее влияния на все ее сферы и процессы.

Комфортно ли современному зрителю в условиях, когда кинематограф синтезировал в себе практически все стороны культуры и с техническим прогрессом в сферах коммуникаций и развитий технологий стал монополистом и глобализатором с отражением в нем реалий современного общества?

Фраза, как некое предсказание ближайшего будущего из популярного, уже ставшего классикой отечественного кинематографа, фильма «Москва слезам не верит», что все исчезнет и останется одно сплошное телевидение, во многом сбылась. Так как современная экранная культура это не только кинематограф, но и телевидение, сложные компьютерные технологии и, конечно, всемирная паутина интернета. В современной версии фильма эта фраза звучала бы так: «Ничего не останется ни театров, ни музеев − одно сплошное кино, интерактивное кино − и только оно». Это конечно утрированное утверждение, но оно близко по осмыслению к происходящим переменам в последние пять лет. Интерактивные технологии успешно проникли и в театры, и в музеи, и во все сферы нашей жизни. Кинематограф с его правилами и уверенной позицией постоянно развиваться и совершенствоваться остается на сегодняшний день самым главным способом передачи массовой информации и формирования вкуса и мировоззрения у большинства людей, проживающих на планете Земля.    

В середине 2000-х стало понятно, что экранные и аудиовизуальные коммуникации займут доминирующую позицию в современной культуре, потеснив печатное слово. Кино стало синтезом искусств, благодаря своим возможностям сочетать единовременно опыт музыкальный и литературный, опыт живописный и театральный. В пространстве и времени киноискусство смогло хоть и декларативно, но реализовать возможность удовлетворить все потребности зрителя в создании особой синтетической формы. Очевидно, что «…кинематограф и живопись приобретают новый оттенок высокотехнологичных продуктов искусства и эпохи. Развиваются новые визуальные формы, являющиеся сплавом живописи, рисунка, литературы и кинематографической образности...» [1, с. 3].

Кинематограф уже сформировал органичный конгломерат художественной выразительности. Теперь живописи делегированы возможности движения, музыка обрела цвет и форму, литература присутствует не только в сценарном формате, но и обрела дополнительные функции текста, который зачастую является героем. Можно с уверенностью сказать, что развитие киноискусства от «Прибытия поезда» до фильма «Аватар» − это эволюционный этап в развитии социокультурной ситуации и духовных процессов современного мира. В то же время современная художественная культура находится в переходном состоянии, которое многие исследователи, в том числе, Махлина С. Т., характеризуют как посткультуру [2, с. 126].

Современному времени свойственен иной ритм, нежели в предшествующие годы. Все процессы ускорены и гипертрофированы. Кино, как ни странно, все еще очень молодо в сравнении с театром, но оно стремительно и в ногу со временем движется вперед, чутко воспринимает все изменения в социокультурных процессах. Становится самым мощным инструментом, который отражает все виды глобальных процессов наиболее оперативно и с огромной долей осмысления происходящего. Роль киноискусства в развитии средств массовой коммуникации на сегодняшний день занимает лидирующее место среди других видов искусства и культуры.

Усовершенствование аудиовизуальных коммуникаций расширяет интерактивное пространство для художественного творчества и развития выразительных средств кино. Мы стали непосредственными свидетелями появления нового ландшафта культурных реалий. Наша современная эпоха характеризуется распространением глобальной информационной культуры. Происходит формирование единого информационного пространства на планете.

При этом расширяется спектр влияния средств массовой информации, как на человека, так и на человечество в целом. Стираются границы (экономические, географические, культурные, языковые духовные) в поле информации и массмедиа. Киноискусство обладает сейчас всеми неограниченными возможностями и звучит как главное средство коммуникаций.

Что же представляет собой современная аудиовизуальная культура и, в частности киноискусство, комфортно ли в ней человеку, который пытается измерить свой окружающий мир, его психологическую и художественную, нравственную, интеллектуальную стороны с помощью тех инструментов, которых ему предлагает кино сегодня?

Кинематограф реализует процессы всемирной интеграции,  объединяя аудиторию в единое пространство со своими культурными социальными и возрастными границами. Формирует восприятие нового типа мышления у зрителя и новой реальности. Коммуникативные функции, которые несет современный кинематограф, включают в себя познавательные, развлекательные и информационные, они воздействуют на аудиторию социально и психологически.

Социальная значимость киноискусства имеет как положительные, так и отрицательные стороны, ведь кинематограф может проецировать и отражать в себе как эстетическое и художественное начало, так и прагматическое и рациональное. Материальная и духовная сферы в кинематографе сосуществуют и тесно взаимодействуют. Кино своим мощным воздействием и влиянием охватывает большое социокультурное пространство, гораздо более объемное, чем другие виды искусств. К кинематографу привлечено сейчас пристальное внимание не только искусствоведов и теоретиков культуры, но и социологов, которые фиксируют все изменения в восприятии художественного творчества зрителями. Какую роль играет кино в современном обществе?

Влияние кинематографа на общественное сознание и его способность создавать определенные ассоциации, никем не может быть оспорено, это реалии современного мира. Кино проецирует именно те процессы, которые происходят в нынешних условиях и современных реалиях.

Художественная ткань, пошитая в режиссерский костюм, связывает нашу действительность с действительностью на экране. Миру необходимы герои − и вот мы видим «Мстителей», миру необходимы злодеи с ужасами апокалиптического будущего, и вот мы уже отражаемся в пресловутом «Черном зеркале». Кино с помощью экранных образов превратит судьбу каждого человека в судьбу героя экрана, это новая возможность войти в мир фильма, как сейчас говорят, создать полное погружение в реальность. Всеми силами «новаторские технологии позволяют создателям «смело» подходить к повествовательному и аудиовизуальному материалу, тем самым, повышая интерес зрителей…» [3, с. 23]. Современный зритель, уже давно перестал быть просто наблюдателем, с технологическими особенностями современного кино, он теперь полноценный участник всех событий. Создается новый тип контакта со зрителем, интерактивный и всепроникающий. Возникает новая эстетика кинотворчества и новая форма культуры кадра. Язык кадра универсален и символичен. Как бы зритель ни относился к тому, что показывают на экране, он подсознательно хочет в итоге получить художественное наслаждение от произведения искусства, мир героя экрана теперь это и его мир тоже. Нет различия между зрителем в Древнем Риме и зрителем сегодняшнего времени в поиске зрелищности. «Кинозрелище» воздействует на сознание и его глубинные пласты. Зрители погружаются в мир магии кино, которая виртуозно затрагивает  струны нашей души. Нашу повседневную жизнь, наши радости и горести, ошибки, привычки и несовершенства человека именно кино воспроизводит с зачастую пугающей достоверностью и проницательностью. Тем самым объединяет совершенно разные и непохожие группы людей эмоциональными и психологическими способами воздействия экрана. Охватывая все сферы общественного сознания, вносит порядок в социальное мифологическое подсознание, кино не занимается подменой реальности, оно мифологизирует общественную жизнь, придавая каждому действию человека и его души эпический размах и масштаб. Можно выстроить структурную схему правды киноискусства – кино – человек, человек − общество, общество людей − система всеобщего взаимодействия. В фильмах современного кинематографа проявляется художественно-идейная информация, которая связана цепью последовательных действий. Необходимо проанализировать причину и мотив посещения кинотеатра, мотивацию выбора фильма для просмотра, опубликованные в рамках интернет ресурсов зрительские оценки или оценки кинокритиков, отзывы на форму и содержание фильма. Идеи фильма, которые воспринимает зритель, становятся основополагающим фактором социокультурных установок личности. Кинематограф выполняет воспитательные, образовательные функции, при этом массовость обеспечивает ретрансляцию знаний, а новые знания приобщают современного зрителя и включают в творческий процесс.

Комфортное пространство киноискусства стабилизирует общественную ситуацию, здесь ведущую роль играет восстановительная функция кинематографа.

Обращенность его непосредственно к зрителю обеспечивает возможность показать проблематику мира и ответить на вопросы, стоящие перед человечеством сейчас. Кинематограф выполняет не только эстетическую сторону и нравственную функции, но и досуговую, восстанавливает физическую и моральную силу человека, снимает стресс постоянного движения и технического прогресса. Мир человека с помощью кино становится миром иллюзорности удовлетворения потребности в комфортной среде вокруг себя. Эта функция современного кинематографа называется компенсаторной. Она дает возможность зрителю в современном мире быть счастливым и иметь право на надежду.

Кино представляет собой феномен культуры, в рамках которого происходят взаимодействия социальных субъектов, и связующим звеном между ними выступает фильм.

Важна согласованность действий интересов и установок между теми, кто фильм делает, и кто его будет смотреть. Кино стало социальным институтом, формирующим зрителя, влияющим на общественные процессы, расширяющим пространство сознания. Общество воспитанное кинематографом и его комфортным пространством, становится более требовательный и искушенным, требуя от кино новых творческих и технических достижений. Между кино и современным обществом образуется постоянная интерактивная связь.

Кинематограф не может более восприниматься как зеркало с холодными сухим отражением происходящего в обществе.

Теперь он стал наиболее важным способом самовыражения современного социума.

Особенностью влияния киноискусства на формирование социокультурного комфортного пространства обусловлена наша сегодняшняя потребность в психологическом и социальном комфорте нашей повседневной действительности.

Перечисленные выше функции кинематографа можно объединить в некий консенсус между потребителями и производителями кинематографической продукции, в основе которого лежит социокультурное и художественное пространство, наполненное личностными смыслами, значимостью познанного, увиденного и открытого.

В рамках этого пространства происходят процессы обновления формы и поиска инноваций в искусстве кино.

 

Список литературы:
1. Неретина А. В. Кинематография и живопись: сравнительный культурофилософский анализ: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. СПб., 2010. 25 с.
2. Махлина С. Т. Транзитивность в современной художественной культуре // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб.: АИС, 2009. № 16. С. 205-215.
3. Попов Е. А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.иск. СПб, 2011. 24 с.