Статья:

Дизайн Швейцарии как ответ на государственную образовательную политику в области эстетического воспитания общества

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Дизайн Швейцарии как ответ на государственную образовательную политику в области эстетического воспитания общества // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(45). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 18-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дизайн Швейцарии как ответ на государственную образовательную политику в области эстетического воспитания общества

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

SWITZERLAND DESIGN AS A RESPONSE TO THE STATE EDUCATIONAL POLICY IN THE FIELD OF AESTHETIC EDUCATION OF SOCIETY

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматривается феномен дизайна Швейцарии в контексте общей художественной проектной культуры, включающей обучение, практику и маркетинг. Швейцарский дизайн − это инновации, качество, долговечность и воплощение интеллекта. Швейцарский дизайн − пионер минималистичного стиля. Зародившись в этой стране, он воплотил в себе простоту геометрических фигур, сложность всевозможных абстракций и точность архитектурного проектирования. В материале подчеркивается, что дистанцируясь от формализма, дизайн этой страны как изобретение имеет высокий ранг: новые идеи в использовании материала, изобретение конструкций или новые возможности применения. Швейцарская культура дизайна не отмечена аристократическим культурным наследием, на современный швейцарский дизайн оказывают влияние объекты и предметы народной культуры.

Abstract. This article examines the Swiss design phenomenon in the context of a general artistic design culture that includes training, practice, and marketing. Swiss design is about innovation, quality, durability and the epitome of intelligence. Swiss design is a pioneer of minimalistic style. Born in this country, it embodies the simplicity of geometric shapes, the complexity of all kinds of abstractions and the precision of architectural design. The article emphasizes that distancing itself from formalism, the design of this country as an invention has a high rank: new ideas in the use of material, the invention of structures or new application possibilities. Swiss design culture is not marked by an aristocratic cultural heritage, modern Swiss design is influenced by objects and objects of folk culture.

      

Ключевые слова: дизайн Швейцарии; инновационные технологии; дизайн-образование; продвижение проектов в области дизайна.

Keywords: Swiss design; innovative technologies; design education; promotion of design projects.

 

Швейцарию часто называют страной мечтателей и изобретателей. Именно на стыке этих талантов в стране появляется так много инноваций. Об «изобретателях», представителях высокотехнологичных и наукоемких отраслях швейцарской промышленности и «мечтателях» − дизайнерах, как представителях интегрированного синтеза искусства и инженерии − этот материал.

Каждый год технические вузы, художественные школы и университеты Швейцарии выпускают множество молодых специалистов в творческих профессиях самых разных направлений, от промышленных дизайнеров до продюсеров. «Мечтатели» − герои творческих профессий, которые также занимают важное место в экономике страны. Это рекламные, дизайнерские, консалтинговые агентства, ювелирные производители, компании из сферы кино, музыки, искусства, книгопечатания и многие другие. Большинство из них сосредоточены в северо-западной и центральной части страны – в Цюрихе, Лозанне, Люцерне. В области геймдизайна первым бакалаврскую и магистерскую программы создал Цюрихский университет искусств (ZHdK), за ним последовали Женевская школа искусств и дизайна (HEAD) и Художественная школа Лозанны (ECAL) [5]. Университеты страны регулярно попадают в списки лучших образовательных учреждений планеты. Секрет в «дуальном» подходе – совмещении в пропорции 50:50 теоретических программ с практическими навыками, обучением в процессе работы. Это ценят как сами швейцарцы, так и иностранцы, которые приезжают сюда по образовательным программам бакалавриата и магистратуры (BA, MA), а также различным программам последипломного образования (CAS, MAS). Например, швейцарская Школа текстиля, основанная еще в 1881 г. Это учебное заведение готовит специалистов по трем основным направлениям: дизайн одежды, бизнес-менеджмент в сфере моды и дизайн тканей. Выпускники, успешно прошедшие бакалаврский или магистерский курс, получают также диплом Университета Лондона, с которым у Школы заключено партнёрское соглашение. Школа тесно сотрудничает с местными текстильными фабриками, модными домами и ритейлерскими сетями. По мнению дизайнера по текстилю, выпускницы Школы Эвелин Пфеффер, сильной стороной этого учебного заведения является тесная связь с индустрией. Знания, полученные в процессе учебы, понимание того, как происходит пошив одежды в промышленных масштабах, помогают в работе над собственным брендом [4].

Наиболее крупный в стране креативный кластер сосредоточен в Цюрихе. Он специализируется на архитектуре, дизайне, музыке, прессе и разработке видеоигр – именно в этих индустриях сосредоточено больше всего игроков. Для них создана развернутая инфраструктура поддержки и финансирования. В частности, в Центре арт-менеджмента при Цюрихской школе управления и юриспруденции (ZHAW) можно получить консалтинговые услуги по своему художественному проекту. Здесь окажут помощь с разработкой концепции проекта, бизнес-плана для стартапа, проведением рыночного анализа, менторскую поддержку и инвестиционную оценку проекта, подготовкой документов для заявки на грант и получение спонсорской помощи. Еще один пример – бизнес-инкубатор для проектов Цюрихского университета искусств (ZHdK) Z-Kubator. Он поддерживает проекты студентов, преподавателей, исследователей и сотрудников вуза в области культуры и дизайна. В этом инкубаторе предоставляют пространство для работы (с обустроенными студиями для фотографов, дизайнеров, художников, гейм-девелоперов), дают доступ к инфраструктуре ZHdK, проводят семинары, конференции, обеспечивают наставническую поддержку. Z-Kubator также оказывает финансирование как некоммерческих проектов, так и бизнес-начинаний [2].

Во: В городе Ренан расположен специализированный технопарк для проектов в креативных индустриях и на стыке индустрий – Ateliers de Renens. Он работает под эгидой инновационного кластера Innovaud и объединяет стартапы в области дизайна, архитектуры, хендмейда и т. д. Например, один из его резидентов – стартап Swiss Koo, единственное в Швейцарии ателье по производству часов с кукушкой ручной работы. Технопарк оборудован мастерскими для работы с деревом, 3D-печати из различных материалов, инструментами для выполнения различных проектов. Обратиться за поддержкой могут как резиденты Швейцарии, так и иностранные креаторы. Российский «звездный» дизайнер Citroën, Toyota и Sukhoi Владимир Пирожков учился именно в Швейцарии, в легендарной ArtCenter College of Design, в кантоне Во. В этот центр вчерашнего уральского студента «за практикой» отправил наставник Луиджи Колани, один из самых известных европейских промышленных дизайнеров [4].

Базель: В 2016 году в кантоне появилась независимая ассоциация KreaB, созданная специально для поддержки проектов в креативных индустриях. Члены ассоциации (им может стать как резидент Швейцарии, так и иностранный инвестор) участвуют в мероприятиях, семинарах, образовательных программах, получают консультации менторов и наставников, налаживают деловые связи с потенциальными партнерами.

Вся Швейцария: По всей Швейцарии действуют федеральные ассоциации и другие объединения участников творческих индустрий. Многочисленные фонды и общественные организации дают гранты на развитие культурных и творческих проектов. Например, программа Migros-Kulturprozent, запущенная ритейл-группой Migros, поддерживает множество проектов в области культуры, искусства, образования, досуга, бизнеса и социального предпринимательства. Федеральный фонд Pro Helvetia отвечает за продвижение арт- и культурных проектов национального масштаба. Силами этого ведомства в Швейцарии стала развиваться индустрия гейм-дизайна. В 2010 и 2013 году фонд запустил программы финансирования и пиар-поддержки швейцарских разработчиков видеоигр. Параллельно он способствовал созданию Швейцарской ассоциации разработчиков игр SGDA, которая сегодня насчитывает 140 членов. Фонд и ассоциация помогают им принимать участие в зарубежных выставках гейм-индустрии, реализовать демо-версии продуктов, тестировать разработки. Важная оговорка: Pro Helvetia поддерживает только проекты швейцарцев или людей с сильной (доказанной) связью с Швейцарией. Так что обращаться в фонд за помощью стоит, если вы работаете в сотрудничестве с местными гейм-дизайнерами. Продвижения проектов в области дизайна занимается также национальная платформа Creative Hub. В нее стоит обращаться по вопросам организации воркшопов, мастер-классов, пиар-мероприятий [1, с. 45-46]. И, наконец, специализированная швейцарская краудфандинговая платформа WEMAKEIT помогает собрать деньги на запуск культурных и арт-проектов. Важно, что у работников креативных индустрий есть крупные площадки, где можно представить результаты своего творчества и бизнеса. Ежегодно Швейцария привлекает миллионы зрителей на культурные и творческие события мирового масштаба: арт-выставку в Базеле, джазовый фестиваль в Монтре, Цюрихский кинофестиваль и другие.

Если пересчитать количество знаковых, общепризнанных работ швейцарских дизайнеров и архитекторов на душу населения, окажется, что вклад страны в мировое наследие просто огромен! Швейцарские архитекторы спроектировали Олимпийский стадион в Пекине и Музей современного искусства в Сан-Франциско. Знаменитые кушетки Ле Корбюзье, настенные часы Макса Билла и швейцарский складной нож Swiss Army стали иконой дизайна бытовых предметов. Графические дизайнеры придумали шрифты Frutiger, Helvetica и Univers. Кстати говоря, шрифт Helvetica − это детище швейцарского дизайна. Этот шрифт до недавнего времени был «синонимом» типографики в дизайне. С помощью него печатали все −плакаты, афиши, надписи, вывески. Считалось, да и по сей день многими считается, что текст, напечатанный с помощью Helvetica «виден издалека» и максимально  читабелен [1, с. 29]. Сейчас существует достаточно много аналогов данного шрифта. Один из наиболее популярных бесплатных аналогов Helvetica − это шрифт Work Sans. Дизайн в целом и промышленный дизайн в частности являются одними из крупнейших креативных индустрий стран. Слава швейцарских товаров не в последнюю очередь связана с тем, что в них удачно сочетаются передовые технологии и эстетика. Причем это касается как предметов ежедневного спроса, так и промышленных товаров. В 2017 году престижную международную награду в области дизайна Red Dot Award получило множество швейцарских предприятий. Среди победивших проектов, например, значится последняя модель кофеварки Nespresso, а также станок для зачистки проводов компании Komax из Люцерна. В категории «Дизайн продукции» Швейцария уже 25 лет подряд занимает второе после Германии место, опережая США, Италию, Тайвань, Японию, Австрию и Швецию [2].

Сильные традиции и мощная дизайнерская школа привлекают в Швейцарию профессионалов со всего мира, реализующих здесь свои проекты – в сотрудничестве с кем-то или в одиночку. В частности, уже несколько лет подряд одним из победителей Red Dot Award становится россиянин Константин Еременко, чьи победы записывают в копилку швейцарских достижений. В 2017 году была отмечена созданная им упаковка для продукции швейцарской косметической компании Biotrisse [4]. В 2015 и 2016-м – визуальная продукция (постеры и книги) для Базельской школы дизайна. Еременко даже открыл в Базеле филиал своего московского агентства Eremenko Visual Communication, которое позволяет ему проще взаимодействовать с европейскими клиентами.

Разработка дизайна продукта в Швейцарии позволяет использовать маркировку Swiss Made – точнее, его специальную формулировку Designed in Switzerland. Иностранные компании часто прибегают к этому шагу, потому что хотят, чтобы их товары и услуги ассоциировались с брендом «Сделано в Швейцарии». Работающие в Швейцарии российские компании подтвердили нам, что этот бренд приводит к повышению репутации самой компании. Например, Олег Шаронов, генеральный директор производителя дронов для сельского хозяйства и других индустрий Fly&Film, говорит следующее: «Для стартапа, еще не успевшего создать себе репутацию на рынке, бренд Made In Switzerland может стать катализатором бизнеса» [2].

Практика и выставки, соответствующее общественное признание своего труда − квинтэссенция деятельности дизайнера или архитектора. Швейцарские художники-проектировщики, представленные далее, известны благодаря правильно организованной государственной политике в области дизайн-образования и своему таланту и труду.

Компания POUR LES ALPES была основана в 2007 году дизайнерами Тиной Стигер и Анниной Гьявилер. Основанная в Цюрихе, пара работает вместе над кустарными проектами, фокусирующимися на сотрудничестве с ремесленниками и вдохновленными их традиционными приемами и уникальными знаниями. Благодаря этим совместным действиям, POUR LES ALPES создают объекты, которые сочетают в себе ремесло с современным дизайном, чтобы предлагать новые перспективы. В этом духе ключевыми элементами их проектов являются использование высококачественных, устойчивых и региональных материалов, таких как швейцарская сосна. Их удостоенная наград мебельная серия ECHOS (2008) демонстрирует эти ценности и является данью альпийской культуре; три набора выдвижных ящиков были созданы в сотрудничестве с пятью швейцарскими мастерами-ремесленниками, использующими технологии изготовления черепицы, резьбы по дереву и кружева. Каждая часть имеет уникальное имя, «Ehrfurcht» (почитание), «Neugierge» (любопытство) и «Sehnsucht» (желание), которое описывает личную точку зрения альпийского окружения (Рис. 1). Три ремесленные техники, все еще присутствующие в швейцарском альпийском регионе, использовались для создания трех разных сундуков: гонт, резьба по дереву и кружево [4].

 

Рисунок 1. Мебельная серия ECHOS (2008). Авт. - POUR LES ALPES

 

Дизайнер Мориц Шмид создал свою собственную студию в Цюрихе в 2008 году, после четырех лет работы в качестве дизайнера и руководителя проекта в студии Альфредо Хэберли. Он работает по нескольким дизайнерским дисциплинам, таким как мебель, посуда и выставочный дизайн для клиентов, включая Atelier Pfister, галерею современного дизайна Helmrinderknecht, Kvadrat, Музей дизайна Цюрих и Röthlisberger. В 2013 году он был награжден Design Preis Schweiz и швейцарской федеральной наградой за его серийный шельф «Etage» (2012). (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Мебель «Etage» (2012). Авт. - Мориц Шмид

 

Производство из дуба, прута и дерева arura vermelho, «Etage» (предназначено для Röthlisberger) − это рассмотрение открытых и закрытых режимов в мебели, причем одна часть всегда открыта, а другая закрыта. Скрытая полка также обнаруживается путем поднятия или опускания тонкой обертывающей оболочки.

ZMIK − многопрофильная студия дизайна, в которую в настоящее время входят шесть членов: Рольф Индермюле и Маттиас Мор, Корнелия Винзенс, Хайке Элерс, Филипп Штруб и Петра Эггенбергер. Группа дизайнеров и архитекторов также работает с широкой сетью специалистов для разработки и реализации своих проектов. С 2006 года они работали над проектами для многочисленных культурных учреждений, частных предприятий, выставок и брендов, уделяя особое внимание созданию коммуникативных пространств с их собственной идентичностью [3]. Их практика сочетает в себе множество дизайнерских дисциплин, включая дизайн интерьера, сценографию, архитектуру и дизайн продукта. Уникальные, смелые и пространственные среды ZMIK, такие как Центр освещения Regent, Цюрих (2013), место для приобретения знаний и опыта в освещении, а также инновационная люстра «Kroon» (предназначенная для Moooi, Рис. 3) (2013) демонстрируют способность студии объединить свои индивидуальные таланты и работать на разных платформах, создавая сложные и экспериментальные дизайнерские решения.

 

Рисунок 3. Трансформируемые по форме и объёму люстры «Kroon». Авт. - ZMIK

 

Жак Херцог и Пьер де Мейрон основали свой офис в Базеле в 1978 году. Herzog & de Meuron − это партнерство, возглавляемое пятью старшими партнерами: Жаком Херцогом, Пьером де Мейроном, Кристин Бинсвангер, Асканом Мергенталером и Стефаном Марбахом. Партнерство выросло за эти годы − Кристина Бинсвангер присоединилась к практике в качестве партнера в 1994 году, за которой последовали Роберт Хёсл и Аскан Мергенталер в 2004 году, Стефан Марбах в 2006 году, Эстер Цумстег в 2009 году, Андреас Фрис в 2011 году, Владимир Пайкич в 2012 году, Джейсон Францен, Wim Walschap в 2014 году и Майкла Фишера в 2016 году [5]. Международная команда из 40 партнеров и 380 сотрудников работает над проектами в Европе, Америке и Азии. Главный офис фирмы находится в Базеле с дополнительными офисами в Гамбурге, Лондоне, Мадриде, Нью-Йорке и Гонконге. Их проекты варьируются от небольших частных домов до крупномасштабных городских проектов, хотя Herzog & de Meuron получили особое признание за их высоко узнаваемые общественные объекты, такие как музеи и стадионы. Их дизайн 2011 года для Летнего павильона «Serpentine Gallery» в Лондоне ознаменовал двенадцатый вклад в Кенсингтонские сады. Для этого проекта Херцог и де Мерон сотрудничали с художником Ай Вейвэй, чтобы создать археологический павильон, основанный на идее памяти. Принимая посетителей под лужайкой Серпентина, чтобы исследовать останки предыдущих павильонов, она была сформирована из двенадцати колонн, одиннадцать, чтобы охарактеризовать каждый прошлый павильон, и один, чтобы представлять и поддерживать существующую структуру с ее плавающей крышей платформы. Большой успех имел разработанный ими проект галереи Тейт Модерн в Лондоне (2000), принёсший им Притцкеровскую премию [3]. Дизайн-бюро участвовало в конкурсе на разработку концепции Газпром-Сити в Санкт-Петербурге. Их последний крупный проект − Пекинский национальный стадион.

В 2019 г. как в Гамбурге было построено спроектированное компанией здание филармонии (Рис. 4, 5). Оно работает и радует жителей и гостей этого немецкого города.

 

Рисунок 4. Здание филармонии в Гамбурге. Фасад. Авт. - Herzog & de Meuron

 

С волнистыми линиями, зеркальными фасадами, фантастической подсветкой в ритме музыки этот комплекс − один из самых фешенебельных и удивительных концертных залов мира. Бюджет проекта составил более 800 млн евро [3].

 

Рисунок 5. Здание филармонии в Гамбурге. Интерьер. Авт. - Herzog & de Meuron

 

Дизайнерский коллектив Postfossil создает и производит объекты для дома, сосредотачиваясь на проблемах ресурсов и эпохи после ископаемых. Их мантра, «работающая через границы», распространяется по всем их проектам с использованием экологически чистых и возобновляемых источников, хотя они считают, что «Ископаемые» стоят не только для источников энергии, но и для моделей социального поведения. Это триггер для многих из их проектов, таких как стенд «Обувь, книги и велосипед», часть спортивной мебели, посвященная экологическому характеру и растущей популярности езды на велосипеде. По сути, работа Postfossil основана на трех ключевых факторах: первая − это исследование материалов, основанное на технологическом будущем. Второе − производство: Postfossil самостоятельно производит все свои работы, позволяя им сохранять дизайн и управлять производством и распространением своих проектов. Третий фактор связан с пользователем и передает философию Postfossil. Они достигают этого благодаря своим проектам, общественному дискурсу и семинарам [2]. В POSTFOSSIL коллекции стремятся к долголетию и экологичности, а так же нетрадиционности. Применение предметов для дома определяется в новый путь; они участвуют в повседневной жизни и требуют думать о повседневных действиях. Вкратце: объекты по POSTFOSSIL требуют от пользователя активно взаимодействовать с ними. В результате подобного отношения − это первый шаг в ответственное обращение с ресурсами (Рис. 6).

 

Рисунок 6. Шкаф. Авт.- POSTFOSSIL

 

Kevin Fries и Jakob Zumbühl сотрудничают с тех пор, как они учились в Цюрихском университете искусств, и с 2003 года являются партнерами в разработке и реализации многочисленных дизайнерских проектов. Их успех в дизайне исходит из того, что они объединяют различные способы мышления каждого дизайнера и работающих в сочетании с их взаимными интересами и проектами. Пара также считает, что дизайн мебели является самой возвышенной формой дизайна, позволяющей им как промышленным дизайнерам максимально приближаться к художественной деятельности [5]. Таким образом, они создают новые объекты с их собственными идентификаторами, отвечающими как функциональным, так и скульптурным требованиям пользователя. Это встречается в их дизайнах мебели, таких как стулья и кушетки «Link», которые выиграли престижную награду Red Dot Product Award в 2012 году. Их функциональный и юмористический дизайн «Ошибка», подставка для немого кошелька (для дизайна MOX) также выиграла интерьер Премия за инновации в 2013 году. Компания Fries & Zumbühl также получила награды за свой полочный модуль «Тетрис» (Рис. 7) и крючок для одежды Häkeln. Помимо этого, «Любимая» и «Тетрис» также были отмечены премией Reddot Design Award. Красную точку получили и лампы серии Waldhaus. (Рис. 8).

 

Рисунок 7. Полочный модуль «Тетрис». Авт.- Fries & Zumbühl

 

Рисунок 8. Лампы серии Waldhaus. Авт.- Fries & Zumbühl

 

Jakob Zumbühl так охарактеризовал основные критерии совместной с Kevin Fries работы: «Мы хотим создавать продукты с собственной индивидуальностью и характером, которые могут быть реализованы с большим количеством смыслов, и вместе с тем предлагать большую ценность. Мы создаем новые и независимые вещи, которые отличаются от других продуктов своей функцией, выражением и эмоциями. Мысли и замыслы во всех трех измерениях приводят нас к самым разным подходам. Проектно-ориентированное знание строительства в новых тематических областях, использование материалов и их характеристики, любопытство в отношении технологий и производственных процессов интересует и очаровывает нас снова и снова. То, что пользователю нравится созданный нами продукт, по-прежнему является нашим самым большим одобрением и мотивацией» [5].

Молодой, междисциплинарный дизайнер Николя Ле Moigne создает работы по освещению, мебели и дизайну продуктов, которые являются празднованием сопоставления. Его проекты одновременно деликатные, органичные, надежные и индустриальные, сохраняя при этом истинное чувство изощренности. Его использование форм и процессов противоположных материалов позволяет контрастам объединиться в создании произведений, которые выступают в качестве элегантного контрапункта современной переработанной культуры дизайна. Этот инновационный и ловкий подход привлек Le Moigne к вниманию международных дизайнерских галерей и производителей, в том числе Atelier Pfister и Eternit. Сотрудничество с последним, компанией по производству волокнистого цемента, привело к созданию конструкций Trash Cubes (Рис. 9); серия табуретов использует оставшийся цемент и волокна и рассчитана на самую основную форму при использовании максимального количества отходов [2]. Каждая деталь по своей сути уникальна, в зависимости от того, как отброшенный исходный материал оседает, когда он конденсируется и валяется в форме.

 

Рисунок 9. Сиденье серии Trash Cubes. Авт.- Le Moigne

 

Текстильная дизайнерская и производственная компания Jakob Schlaepfer была основана в Санкт-Галлене в 1904 году как вышивальный бизнес. В настоящее время глобально успешная компания разрабатывает и производит около 3000 типов текстильных изделий, характеризующихся их новаторством и динамичностью, и поставляет их в модель моды haute couture и prêt-à-porter, такие как Chanel, Vivienne Westwood и Louis Vuitton. В 2008 году Jakob Schlaepfer также запустил коллекцию предметов интерьера Décor, которая включает в себя занавески, обои и настенные покрытия, созданные с использованием сочетания промышленных и современных технологий и технологий ручной работы [3]. Schlaepfer был награжден престижной премией Red Dot Design Award и премией Design Preis Schweiz в 2011 году за новаторскую, инновационную ткань Phantom (Рис. 10), переливающийся высокотехнологичный материал из бронзовых, алюминиевых и медных волокон. Взвешивая всего 10 граммов на квадратный метр, это самая легкая ткань в мире.

 

Рисунок 10. Ткань Phantom. Авт.- Jakob Schlaepfer

 

Adrien Rovero работает через мебель, освещение и дизайн выставки. Выпускник ECAL / University of Art and Design Lausanne с магистром промышленного дизайна, он открыл свою собственную студию в Ренене в 2006 году. Rovero создает работы для высококлассных дизайнерских брендов, таких как Hermes (Франция), Pfister (Швейцария), Droog Design (Голландия), Campeggi (Италия), Нану (Швейцария), Тектона (Франция) и Cristallerie Saint-Louis (Франция). Его проекты также представлены в международных галереях, и он имеет несколько коллекций постоянных музеев. Вдохновленный его личными наблюдениями за потребностями своего окружения, его изобретательные конструкции являются неподражаемыми и эффективными благодаря его эффективному использованию форм, материалов и функций [5]. Конструкция «Сберегающая Грейс» (для Droog) (Рис. 11), серия ламп, спроектированных специально для энергосберегающих лампочек, использует различное качество света, обеспечиваемого технологией, сформированное для рассеивания света определенными способами.

 

Рисунок 11. Конструкция «Сберегающая Грейс». Авт.- Adrien Rovero

 

Подводя итог, можно сделать следующее заключение. Функциональность и универсальность −  главные основополагающие Швейцарского дизайна. Умение и желание работать с новыми технологиями позволяет создавать революционные по концепциям и форме объекты как в сфере промышленной индустрии, так и в архитектуре. А государственная поддержка в сфере художественно-промышленного образования позволяет не только воспитывать и культивировать высокий уровень эстетики в общественном сознании, но и завоевывать международное признание в области дизайна и архитектуры. Как следствие − дальнейшее развитие экономики страны и возможность привлекать новых талантливых авторов будущих проектов. Лишь немногие направления в искусстве сохраняют свой успех по истечении времени. Один дизайнерский стиль может пользоваться огромной популярностью на протяжении длительного периода времени, как например Швейцарский дизайн, но затем появляется что-то по типу Постмодернизма и полностью меняет представление об искусстве и дизайне с ног на голову. Тем не менее, слаженная образовательная дизайн-система, созданная в этой стране, а именно её основополагающий критерий − 50% обучения и 50 % одновременной практики, позволят и в будущем, как показывает международный опыт, совершенствовать и развивать технологии и художественные формы проектируемых объектов различного назначения.

 

Список литературы:
1. Ващук О. А. Швейцарская школа графического дизайна. Санкт-Петербург : СПГУТД, 2013.
2. [Элетронный ресурс]. − Режим доступа: URL: https://www.architonic.com/en/microsite/postfossil/3103572 (дата обращения: 01. 02. 2021).
3. [Элетронный ресурс]. − Режим доступа: URL: http://www.deco-textile.ru/brand/Jakob_Schlaepfer (дата обращения: 31. 01. 2021).
4. [Элетронный ресурс]. − Режим доступа: URL https://archspeech.com/article/ozhidanie-vs-real-nost-naskol-ko-pravdivy-rendery-herzog-de-meuron (дата обращения: 01. 02. 2021).
5. [Элетронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.s-ge.com/ru/article/poslednie-novosti/plody-tvorcestva-kak-v-sveicarii-razvivautsa-kreativnye-industrii (дата обращения: 31. 01. 2021).