Статья:

Государство и личность в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы"

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Аль-Кааби М. Государство и личность в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы" // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 59-66.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государство и личность в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы"

Аль-Кааби Мохаммед
преподаватель Багдадский университет, Ирак, г. Багдад

 

Аннотация. В данной статье дано описание жизнеустройства Единого Государства, раскрыта личность главного героя – нумера Д-503, показана позиция автора (неприятие любого тоталитарного общества во главе с любым Благодетелем), раскрыта сущность свободы человека, проведена параллель между Единым Государством и Советской Россией, сегодняшними угрозами свободы Человечества.

 

Ключевые слова: идеальное государство будущего; Единое Государство; одежда-униформа; усредненное равенство; свобода; право выбора; право на любовь; обезличенная машина; винтик в механизме страны; Интеграл; "розовые талоны"; Благодетель; революционеры; Зеленая Стена; нумера; "дикий" свободный мир; искусственный мир; несвобода; обезличенные нумера; Хранители, стекло, бездушные машинизированные нумера, рациональность жизни; Железная рука; счастливое будущее; тоталитарная система; мир свободы и человечности.

 

В наши дни Евгений Замятин широкой публике известен, прежде всего, как автор романа "Мы" – произведения, ставшего классическим образцом жанра антиутопии в русской и мировой литературе. Роман был написан в 1920 году (по некоторым сведениям, работа над ним продолжалась и в 1921 году). Однако к печати творение Замятина революционная цензура не допустила, усмотрев в нем издевку над новой Советской Россией и идеологическое расхождение с генеральной линией Коммунистической партии. Поэтому первая его публикация на родине писателя – в Советском Союзе – состоялась только в 1988 году – в период перестройки и гласности, когда в попытках извлечь уроки из ошибок прошлых лет и в надежде все же построить светлый и справедливый коммунизм, приветствовалась и поощрялась осторожная критика социалистического режима.

В романе "Мы" гротескно, сатирически горько изображено идеальное государство будущего – Единое Государство. Идеальным оно называется потому, что по официальной версии самого же государства все его жители счастливы. Каким путем достигнуто это всеобщее счастье? Прежде всего, путем решения всех материальных проблем и забот человека. Жители Единого Государства не знают голода, холода, среди них нет бедных и богатых – они усредненно равны: едят одинаковую синтетическую пищу (продукт нефтепереработки), носят одинаковую одежду-униформу, называемую "юнифой", живут в одинаковых стеклянных домах с одинаковой стеклянной мебелью, одинаковым интерьером, каждый обеспечен работой согласно своим способностям – почти светлый коммунизм. Но может ли человек быть абсолютно счастлив, лишь решив все свои материальные проблемы и избавившись от денежных затруднений? У человека есть душа, есть чувства и эмоции и их стабильность зачастую не зависит от матери­ального благополучия: несчастным и счастливым может быть как богатый, так и бедный.

В России популярна пословица: "счастье за деньги не купишь", подчеркивающая, что счастье – не в кошельке, а главным образом – в душе человека. Зная эту простую истину и желая избавить своих граждан от страданий, а значит - дать им счастье, Единое Государство лишило их свободы, права выбора и права на любовь – как основных источников душевных волнений и переживаний, а затем, не вполне достигнув желаемого результата – путем Великой Операции (прижигания Х-лучами узелка в мозге человека) лишило человека фантазии и души, избавив, таким образом, от способности страдать и сострадать, превратив его в обезличенную машину. Человек перестал для государства быть личностью, индивидуальностью, превратившись всего лишь в винтик в механизме страны, гайку с определенным набором функций и обязанностей.

Сюжет романа прост. Главный герой – Д-503, являющийся одним из строителей Интеграла – космического корабля, призванного размножить счастливую жизнь Единого Государства во Вселенной, решил для инопланетных существ описать в своей рукописи разумность и высокую целесообразность устройства государства, в котором живет. С этого начинается роман. Вскоре на прогулке Д-503 как бы случайно встречает красивую, завораживающую своей необычностью и свое­образностью женщину I-330. Через некоторое время у них завязывается роман, в ходе которого выясняется, что его возлюбленная – диссидент, мечтающая с группой своих товарищей захватить Интеграл и свергнуть ненавистное иго правителя государства - Благодетеля. По мере развития их отношений, меняется и сам главный герой – Д-503, из послушного и преданного Благодетелю нумера превращается в преданного идеям своего нового идеала, ставшего для него почти Богом – I-330. Ради нее он разрывает связь с женщиной, ждущей от него ребенка – О-90, почти помогает захватить Интеграл. Однако вскоре Д-503 узнает, что его возлюбленная брала разрешительные талоны, называемые "розовые талоны" на половые акты с другими мужчинами, которых, так же как и главного героя соблазняла для того, чтобы иметь возможность получать от них помощь в осуществлении планируемой революции. Д-503 решает отомстить и делает донос на I‑330 в бюро Хранителей. После чего революционерку казнят при помощи Газового Колокола, а сам Д-503, не вынеся душевных мук, идет на операцию по удалению фантазии и души. Однако роман не заканчивается абсолютной победой Единого Государства над человеком. Революционерам удалось взорвать Зеленую Стену, которую государство не смогло восстановить в короткие сроки и многие нумера устремились в другой – "дикий" свободный мир.

Роман представляет собой дневниковые записи, изначально заду­манные как конспектирование жизнеустройства Единого Государства. Повествование ведется от лица главного героя – нумера Д-503 (в Едином Государстве у граждан нет имен, у них лишь обезличенные номера, как было, кстати, принято в советских тюрьмах и лагерях). Эта деталь подчеркивает несвободу человека Единого Государства. На первых страницах своих конспектов Д-503 восхищается разумностью и математически выверенной рациональностью государства, в котором живет. Прежде всего, в архитектурном плане. Здесь нет парков, лесов, нет цветов и животных, что говорит об искусственности рисуемого им мира. Улицы Единого Государства геометрически упорядочены, здания выполнены в эстетике кубизма (дань моде начала прошлого века в России и Европе) и представляют собой прямоугольные стеклянные коробки домов, в которых живут не люди-личности, а такие же, как и их жилища – обезличенные нумера (т. е. номера – М. аль-Каби) без ярко выраженной индивидуальности. Улицы – прямые, хорошо просматриваемые – это является необходимым условием для облег­чения слежки уполномоченными органами, называемыми Хранителями, за гражданами государства. Архитектура рисуемого мира подчеркнуто функциональна и лишена каких-либо украшений – Замятин, таким образом, сатирически пародирует утопические планы футуристов, мечтающих возводить дома из бетона и стекла. Стекло в романе являет собой символ-парадокс.

Казалось бы, публичная жизнь, жизнь на виду должна объединять нумеров, делать их ближе друг к другу. Но нет. Стекло в романе выступает невидимой границей, разобщающей граждан. Их разобщен­ность подкреплена строгой регламентацией их жизни государством и традицией доносов нумеров друг на друга, и последнее возведено в ранг добродетели, укрепляющей устои государства. А для того, чтобы нумерам не было с чем сравнить свою жизнь, а значит – понять ее убогость, Благодетель распорядился изолировать Единое Государство от внешнего мира Зеленой Стеной. Поэтому жители по своей сути являются вовсе не гражданами, а своеобразными заключенными, живу­щими в лагере, в тюрьме. Общество в этом искусственно "счастливом" мире достигло материального благополучия и остановилось в своем духовно-нравственном развитии, а значит – перед нами предстало не счастливая идеальная община, а государство мертвых бездушных машинизированных нумеров. В этом обществе нет бурлящей жизни, нет противоречий, а следовательно - нет места и для прогресса.

Д-503 начал свое повествование не только восхищением красотой простых прямых линий предметов и зданий, но и простотой, математи­чески выверенной рациональностью жизни самих нумеров. И чем более высокопарно он описывает распорядок дня и непосредственно законы жизни граждан Единого Государства, тем более горько звучат его слова.

Из рассказа Д-503 мы узнаем, что жители Единого Государства живут согласно Часовой Скрижали, то есть по установленному и обязательному для всех распорядку дня, гуляют в определенные государством часы в шеренгах по четыре человека, одновременно, в такт, размахивая руками. Одновременно, с точностью до секунды просыпаются и идут на работу, где свои обязанности выполняют отработанными и выверенными с помощью математической системы Тейлора движениями. Любовь, особенно неразделенная, приносит страдания. Поэтому для того, чтобы избавить нумеров от страданий и душевных волнений (а значит, по логике Единого Государства – дать нумерам счастье) оно не нашло ничего лучшего, кроме как лишить их права на любовь и заменить правом на половой акт с любым нумером противоположного пола в установленные для этого дни.

Право на рождение ребенка имеет не каждый житель Единого Государства, а только тот, чьи физические показатели соответствуют утвержденным параметрам. Вопрос духовного развития нумеров решен однозначно и жестко – любая интеллектуальная деятельность, будь то поэзия или музыка, возведена в ранг государственной, строго регламентирована, ее организация подчинена цензуре и интересам государства. Так было и в Советской России, в той России, в которой пришлось жить Замятину. Заметили? Организация жизни нумеров направлена, прежде всего, не на счастье каждого человека, а на защиту и устойчивость государственной системы. Газеты Единого Государства пестрят лозунгами по своей манере и содержанию схожими с лозунгами советских газет двадцатых годов прошлого века, среди которых встречались и такие: "Железной рукой загоним Человечество в счастливое будущее". В этом отношении роман Замятина вечен и был бы полезен к прочтению лидерами Исламского государства Ирака и Ливана, которые также пытаются "железной рукой загнать Человечество в счастливое будущее", то есть силой и оружием. Замятин еще в 1920 году дал четкий и однозначный ответ: человек – существо свободолюбивое и с помощью палки, плети и оружия его в рай завести невозможно, потому что он будет крайне несчастен. И чем больше возрастает ущемление человеческой свободы, тем больше возрастает вероятность революции и свержения тягостного режима. Как полагал Замятин, эта формула заключена в самой природе человека. И как показала история дисси­дентства в Советском Союзе и его последующего краха – писатель оказался прав: тоталитарная система не является жизнеспособной.

Из дневника Д-503 мы узнаем, что главой Единого Государства является лицо, у которого так же нет имени. Его имя – это функция: Благодетель. Он представляет собой не личность со своей индивиду­альностью, но символ власти, порождающий и венчающий жестокость и бесчеловечность тоталитарных режимов. Ежегодные выборы Благодетеля трагикомичны, поскольку власть нумера вынуждены под страхом смерти выбирать единогласно: «История Единого Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один голос осмелился нарушить торжественный унисон».

О Благодетели в романе сказано немного, о его внешности мы почти ничего не знаем. Читатель на страницах дневниковых записей Д-503 с ним встречается лишь дважды. Впервые - во время церемонии ежегодных выборов, где сделан акцент лишь на тяжелых, будто бы каменных ногах и положенных на колени руках Благодетеля. Окаменелость его чресел не случайна. Замятин, таким образом, намекает и на окаменелость, бесчувственность сердца Благодетеля. Вторая встреча читателей с Благодетелем происходит во время аудиенции главы Единого Государства с нумером Д-503. Здесь пред нами предстает уже не его внешний облик, а сущность. Благодетель в разговоре с Д-503 представляет себя как вершителя судеб всего сущего, выводит свое "Я" на одну линию с Богом, объясняя и оправдывая присущую себе жестокость евангельским сюжетом, меняя его смысл и предназначение, черное делая белым, а белое – черным. «Вспомните: синий холм, крест, толпа. Одни — вверху, обрызганные кровью, прибивают тело к кресту; другие — внизу, обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних, — самая трудная, самая важная. Да не будь их, разве была бы поставлена вся эта величественная трагедия?» Единое Государство он сравнивает с раем: «...там — блаженные, с оперированной фантазией (только потому и блаженные) - ангелы, рабы Божьи...»

Как вы думаете: как живется нумерам в описанном государстве во главе с таким Благодетелем? Может ли человек навсегда смириться со своей несвободой, наслаждаться ею, быть при этом счастливым и довольным? Подразумевает ли любая тоталитарная система неизбежную революцию и свержение ненавистного, жесткого, бесчеловечного режима? Именно эти вопросы своим романом Замятин поставил перед читателем, как и вопрос о том, насколько жизнеспособен, процветающ и прогрессивен подобный во многом жестокий тоталитарный режим.

Сам писатель в категоричной форме не рассматривает в качестве блага любую тоталитарную систему, и считает, что тоталитарная система недолговечна и непрочна.

По ходу повествования в романе мы узнаем, что в Едином Государстве существует подпольная группа людей, в качестве цели своей жизни поставившая не служение Благодетелю, а разрушение существующего порядка вещей. Во главе революционеров находится I-330, женщина, которую любит главный герой-повествователь. "Я не хочу, чтобы за меня хотели. Я хочу хотеть сама", - объясняет она свою позицию. Д-503, полюбив эту отважную женщину, решившуюся на противостояние государству, меняется, превращаясь из рассудочного, мыслящего системными штампами нумера в человека с чувствами и душой, человека, ранее способного лишь удовлетворять свои физи­ческие потребности с существом противоположного пола, но теперь, впервые – познавший Любовь. Еще несколько месяцев назад, ощущая себя маленькой составной песчинкой "Мы", Д-503 с удивлением обнаруживает, что не он живет во Вселенной, а Вселенная находится в нем, что у него образовалась запретная государством и почитаемая за старинную болезнь - "душа". Испугавшись произошедших с ним перемен, Д-503 все же не прервал отношений с I-330, подсознательно мечтая о свободе и любви, и желая ее. Главный герой в своем перевоплощении оказался не одинок. Доктор, к которому он обратился за помощью, поведал ему о существующей в государстве эпидемии "души", из чего мы делаем вывод о том, что потребность в ощущении себя, прежде всего, человеком, личностью, индивидуальностью, потребность в свободе Единое Государство в нумерах за много­вековую историю не сломило и не истребило.

Среди бунтовщиков оказался и государственный поэт R-13, и один из Хранителей, и даже доктор, выдающий революционерам фальшивые справки. Восстала против системы и забеременевшая от Д‑503 О-90, которой государство запретило иметь детей, потому что ее физические параметры не соответствуют утвержденным Благодетелем. О-90 не делает аборт, а бежит из Единого Государства за Зеленую Стену – в мир свободы и человечности. Среди сочувствующих революционерам оказывается и женщина, бросившаяся на защиту арестованного Хранителями на прогулке нумера, и безымянный поэт, написавший протестные стихи. Но, главным образом, те, кто осмелился во время ежегодных выборов Благодетеля впервые за многовековую историю существования Единого Государства проголосовать против предлагаемой на пост Благодетеля единственной кандидатуры. А так же те, кто попытался, хотя и безуспешно, захватить космический корабль – Интеграл, кто взорвал во имя свободы Зеленую Стену, огораживающую Единое Государство от внешнего мира.

В центре внимания писателя и читателей находятся, прежде всего, перемены в самоосознании себя Д-503. В этом герое постепенно соединяются воедино разум и душа, происходит восстановление личности – именно этот мотив является основным в русской классической литературе. Главные герои романов Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого всегда мучительно искали ответы на вопросы: кем они являются, для чего пришли на эту бренную землю и в чем состоит путь человеческого спасения. Федор Михайлович и Лев Николаевич видели лишь один путь спасения – православие. Замятин спасение Человечества видит в другом и, как ни странно – в бесконечных революциях. Он считал, что любая религия, как и любая устоявшаяся политическая система время от времени нуждается в новшествах и встряске – в противном случае прогресс станет невозможным, общество погрязнет в привычных штампах и догмах и прекратит свое развитие.

В своем романе Замятин увидел и справедливо предсказал будущее не только Советской России, но и Человечества в целом. Он провидчески предвидел засилие тоталитарных режимов во главе с диктаторами по всему Земному шару и романом-антиутопией "Мы" попытался предостеречь всех нас, своих потомков, от опасности жесткой и бесчеловечной диктатуры. Замятин с горечью констатировал, что при подобных режимах человек как личность перестанет интересовать государство, что государственные деятели будут пытаться подавлять интересы народа и руководить им в угоду своим личным и государственным интересам. Обесценивание человеческой личности – вот, главным образом, что пытался писатель предотвратить в будущих веках.

Вместе с тем, нельзя не отметить и факт того, что в основу романа легли реалии советских будней: настоящих и будущих. Революционное общество, действительно, готово было отвергнуть (и частично отвергало) общечеловеческую культуру, мораль, психологию как слишком индивидуалистические и в качестве замены предлагало свою – проле­тарскую, где нет места личности, только массе – громогласному "мы". Новая пролетарская культура отвергала в человеке его личные чувства и мысли, считая это проявлением убогости и эгоизма, и заставляла исповедовать только классовые категории, жестко пресекая инакомыслие.

 

Список литературы:
1. Архангельский А.Н., Бак Д.П., Шкловский Е.А. Все герои произведений русской литературы. - М.: АСТ, 1997. - 448 с.
2. Е.И. Замятин. Мы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / авт.-сост. М.Г. Павловец, Т.В. Павловец. М.: Дрофа, 2000. - 123 с.
3. Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман "Мы" (перечитывая классику). М.: Изд-во МГУ, 1998. - 121 с.
4. Перечитывая классику. Замятин, Толстой, Платонов, Набоков / Сост. Красухин Г.Г. - М.: Изд-во Московский Университет, 1998. -101 с.
5. Русская литература ХХ века. 11 кл. / учеб. для общеобразоват. учреждений. - В 2 ч. - Ч. 1. - / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Проина; Под ред. В.П. Журавлёва. -М.: Просвещение, 1999. - 336 с.
6. Русская литература ХХ века. 11 кл. / Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2 ч. - Ч.1. - / В.В. Агеносов и др.; Под.ред. В.В. Агеносова. - 4-е изд.- М.: Дрофа, 1999. - 528 с.
7. "Мы" Е.И. Замятин, 1994, Bookking International, Paris, 159 с.