Статья:

Гадания мордвы

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Потапкин И.И. Гадания мордвы // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 58-63.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гадания мордвы

Потапкин Иван Иванович
аспирант Научно-исследовательского института гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия, РФ, г. Саранск

 

GRADUATION OF MORDWAU

 

Ivan Potapkin

graduate student of the Research Institute of the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, Russia, Saransk

 

Аннотация. В статье на основе устных полевых материалов и этнографической литературы рассматриваются суть предсказывания будущего, способы, виды и места гадания мордовского народа.

Abstract. Based on oral field data of and ethnographic literature, the essence of predicting the future, methods, types and locations of divination of the Mordovian people is discussed in the article.

 

Ключевые слова: гадание; святки; праздник; ритуал; сливовые косточки; колода карт; хозяйство; урожай; здоровье; болезнь; удача.

Keywords: divination; Christmastide; high day; ritual; plum pits; сard deck; farm; harvest; health; illness; luck.

 

Для мордовского народа, представляющего третий хозяйственно-культурный тип, характерно такое явление, как гадание (мок. гададондома, гадаямо, содама; эрз. орожиямо) – ритуал, направ­ленный на установление контакта с потусторонними силами с целью получения знаний о будущем, прежде всего урожае, удачливости в введении хозяйства, а также о погоде, жизни и смерти, здоровье членов семьи, причинах и исходе болезни, судьбе отсутствующих родственников и т. д. Гадание, как часть духовной культуры занимало не последнее место в жизни мордовского народа [1]. Поэтому иссле­дование этого явления способствует более глубокому осмыслению особенности мировоззрения этноса, а также ряда общих проблем, связанных с происхождением и развитием религии в качестве самостоятельной формы общественного сознания.

В отличие от других видов магии и колдовства, имеющий характер принудительности по отношению к природе и сверхъестественным силам, гадания являются лишь средством пассивного дознания скрытых от человека тайн.

По народным представлениям, для угадывания будущего необходимо было посредничество сверхъестественных сил, духов, нечистой силы, умерших. Ритуалы гадания осмыслялись как дело нечистое, грешное и опасное. Так, например, чтобы установить контакт с духами в святочный период, требовалось снять с себя крест и пояс, развязать все узлы на одежде, распустить косы, не осенять себя крестным знамением, идти к месту гадания молча, тайком, чтобы никто не видел, очертить себя кругом.

Способов гадания существовало огромное множество. Классифи­цировать их можно по месту гадания. В соответствии поверьями для гаданий избирали нечистые места, где обычно обитала или являлась нечистая сила. Такими местами считались хозяйственные помещения (баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени), а также места, осмысляемые как пограничное пространство между профанным и сакральным мирами (печь, порог, окна избы, забор, ворота, места возле колодцев, источников, проруби, перекрестки, расходящиеся дороги, межи, кладбища и т. п.). Например, на Рождество в с. Новые Выселки Зубово-Полянского района Республики Мордовия, девушки брали в руки столько пирожков, сколько могли взять, выносили их на улицу и прятали за оконным наличником. Пироги называли по имени каждого члена семьи. На следующий день проверяли на месте они или нет. По поверью, если пирожок никто не тронул, то человек проживёт долгую и счастливую жизнь, а если один из них тронут, то тот человек, чьим именем он назван, скоро умрёт [4, с. 37].

Большое количество гаданий было связано с временем их совершения. Наиболее благоприятным временем для получения знаний о будущем считались пограничные периоды, считавшиеся наиболее опасными. Основная масса гаданий мордвы была приурочена к Святкам (с 25 декабря по 6 января по юлианскому календарю), когда граница между этим материальным и тем сверхъестественным мирами истон­чалась. Так, например, на кануне Нового года в с. Сухой Карабулак гадали таким образом. Девушки бросали башмаки через ворота и замечали, у кого на какую сторону упадёт нос башмака, на ту сторону выйти замуж. Выходили за ворота со словами: «онгт, онгт, кискине, косо монь мирдинем?» («лай, лай, собачка, где мой мужинёк?»). Откуда слышался лай, в той стороне, якобы, жил будущий муж. Также лили расплавленное олово в воду. У кого метал падал «белым и кудрявым», та должна быть счастлива за мужем; у кого он падал «тёмным и гладким» - несчастна. Кроме этого ходили слушать под чужие окна. Если в избе говорили о худом и горестном, то быть горю, а если о весёлом, то к благу [3]. Ходили и выдёргивать колосья из копны. Каждый выдёргивал их столько, сколько людей в его семье. Если кому-нибудь попадалась солома без колоса, у того в семье, якобы, должен или умереть кто-нибудь, или выйти замуж, или уйти в солдаты. Ходили также слушать на перекрёсток дороги или на прорубь; пояса и кресты снимали и брали с собой помело и слушали [3]. К урожайному году слышался скрип телеги (со снопами), к голодному году – стук пустой телеги, к смерти – причитания по покойнику. Причём на перекрёстке дороги и у проруби молитв не читали, только произносили: «помила-помила-помила» (с эрз. помело-помело-помело) [10].

Вечер и ночь считались наиболее подходящими для гадания. Особенно для того, чтобы узнать о том, умрёт ли кто в наступающем году. Для этого в с. Кочкурово Кочкуровского района Республики Мордовия на ночь под красный угол избы ставили по количеству домочадцев лук и примечали их за каждым человеком. На утро смотрели, чей пропадал, тот, якобы, должен был умереть [8]. В других местах лук заменяли: золой (у кого кучка золы к утру рассыплется – умрёт), хлебом (лепёшки, крошки: у кого наутро лепёшка будет исколота – в течении года умрёт), волосами (пропадут с наличника – к смерти) [2].

У мордвы существовали способы гадания не привязанные ни к опре­делённому месту, ни к времени. Они практиковались как специально обученными людьми, так и обычным человеком, знающим методику узнавания будущего. Обычно они предварялись специальными ритуалами с формулами–заговорами той или иной сложности.

Самым простым способом, не требующим определённых заговоров, было гадание на двух спичках (лучинах). На одну спичку гадатель загадывал один из возможных вариантов исхода вопроса, на вторую – второй возможный вариант. Взяв их в одну руку, гадатель поджигал и отправлял вопрошающего на улицу слушать. Лай собаки, шум со стороны кладбища, стук топора предвещали несчастье, скрип телеги – дорогу, пение – свадьбу или веселье, плач – горе. Отсылание вопро­шающего на улицу слушать слова или звуки служили дополнением к истолкованию той загаданной с возможным вариантом исхода вопроса спичке, которая больше всего обгорела в руках у гадателя [5].

Более сложным вариантом гадания являлось предсказание будущего с использованием кусочков хлеба и угольков. Пользовались этим способом мордовские женщины. Из загнётки печи брали два остывших уголька и три кусочка хлеба. В один из кусочков втыкали иголку с ниткой и использовали в качестве маятника. Остальные два ставили на стол в одну горизонтальную линию на небольшом расстоянии друг от друга. Угольки на одну линию по вертикали. Вместе получался крест. Наклонившись над ним, гадатель прикладывал ко лбу один конец маятника и произносил: «Норовава, Норовава, масторонть кирдят кшисэ-салсо; ёвтык монень, бути (произносит один из возможных вариантов исхода вопроса) то, чавт кшинть, бути (произносит второй возможный исход) то, чавт уголиятнень» («Норовава, Норовава, ты землю держишь хлебом-солью, скажи мне если (произносит один из возможных вариантов исхода вопроса), то бей хлеб, если (произносит второй возможный исход), то бей угли»). Исход вопроса, якобы, должен определить качнувшийся в маятник [7].

Среди мордвы в прошлом наиболее распространённым способом угадывания будущего являлось гадание на 41 сливовой косточке – кайсемс ноготсо (от эрз. кайсемс – бросать, ногот – в эрзянском языке такого слова нет). Некоторые гадатели использовали 39 сливовых косточек (в редких случаях их заменяли небольшие деревянные палочки, расколотые пополам, без каких‑либо знаков) и 2 кусочка чёрного хлеба (иные брали уголёк и чёрный хлеб). Технологию гадания знали все. Большой популярностью среди населения пользовались те гадатели, кто достовернее других предсказывали будущее. Предсказание грядущего с помощью бобов, камешков, косточек плодовых деревьев и т. д. в количестве 41, был и у других народов: марийцы такой вид гадания зазывают «ногыт», башкиры – «нокот бүлеү», казахи сам процесс гадания называют «кумалак ашу», тувинцы – «хуанок». Среди русского населения оно также было распространено, но специального названия не имело. Все эти народы гадали, примерно, по одной и той же технологии. Больше всего упоминаний о подобном способе гадания приводится в сведениях о прототюркских и тюркских народах, что, возможно, говорит о том, что эта технология имеет тюркские корни. Мордва гадала следующим образом. После того, как посетитель рассказывал о своих несчастиях и просил предугадать исход дела, гадатель брал в руки 41 сливовую косточку («ногот»), вставал перед образами и молился: «Нишке паз, лездак! Вана сась (называл имя посетителя), сонзэ пек покш апарозо-горязо. Ноготнэ лездадо тензэ! Парсте лиседе, паро новость ёвтадо» («Всевышний боже, помоги! Вот пришла (называл имя посетителя), у неё большое горе-несчастье. Сливовые косточки, помогите ей! Хороший расклад покажите, хорошие новости поведайте»). Потом отдавала сливовые косточки посетителю, который молился таким же образом. Потом гадатель брал их обратно, крестил и произносил над ними: «Ноготнэ лездадо! Парсте лиседе, паро новость ёвтадо» («Сливовые косточки, помогите! Хороший расклад покажите, хорошие новости поведайте»). Высыпав их на стол, гадатель их мешал по часовой стрелке и делил на три небольшие кучки. Затем с каждой кучки по очереди отбирал по 4 косточки. С каждой кучки должно остаться от 1-ой до 4-х. Раскладывала их в один ряд поодаль. Далее отложенные в сторону косточки опять собирал в одну кучку. И снова проделывал аналогичную операцию, складывая второй ряд. Таким же образом раскладывался и третий ряд. В этих рядах не должно быть больше 4-х косточек. Верхний, первый горизонтальный ряд называют «головой» (эрз. пря) что означает сознание, ум, мысли, логику, анализ, ученость, веселье, способности, характер, настроение.

Средний, горизонтальный ряд означает душу. Его середина, точка № 5 если считать с первого ряда, означает радость или печаль, чувства, душевные переживания, слова, эмоции, любовь. Эту точку называют по-мордовски «седей» – сердце. Нижний, горизонтальный ряд – это физический уровень расклада, движение, с основной точкой № 9. Ее называют по-мордовски «пильгть» (буквально ноги). Эта точка обозначает дорогу, путешествие, поездку, приезд, действие, движение, перемещение, потребности, посылку, письмо, получение чего-либо или вести.

Левый, вертикальный ряд – это желание или вопрос гадающего. Средний – обозначает человека, на кого гадают. Правый – дом, семью.

Особое внимание при раскладе сливовых косточек уделяют четности или нечетности чисел выпадающих в каждой из девяти точек.

Если выпадает нечетное число – это предвещает все доброе и хорошее, приятный признак и само благополучие. Выпадение четного числа ознаменует какое-либо препятствие или неисполнение желания, возможен неблагоприятный исход.

Полный расклад гадатели делали три раза. В конце третьего расклада считали оставшиеся в стороне сливовые косточки. С этой кучки гадатель отделял по четыре штуки. Оставшиеся 1, 2 или 3 косточки отдавались посетителю со словами: «Листь ушов ды кунсолок кодат валт марят, косто киска онгозеви, косто атякш моразеви, косто гармошка вайгель гайгезеви» («Выйди на улицу и прислушайся, какие услышишь слова, откуда собака залает, откуда петух запоёт, откуда гармошка заиграет»). После всего гадатель интерпретировал и расшифровывал значение выпавших косточек, учитывая услышанные на улице слова или звуки [6].

Таким образом, гадание занимало одну из ведущих положений в духовной культуре мордовского народа. Для того, чтобы приоткрыть тайну будущего крестьяне обращались к сверхъестественным силам в приграничные времена года, например, на исходе старого и в начале нового года, в местах, где соприкасаются пространства «своего» и «чужого» мира (окна домов). Многие мордовские хозяйки умели гадать сами, однако для достоверности обращались к профессионалам. Иско­ренить ритуал предсказания будущего в мордовской среде Православная Церковь не смогла. Гадания на картах, сливовых косточках и т. д. бытуют до сих пор.

 

Список литературы:

1. Беляков В.П. Гадание. // Вестник НИИГН, № 1 от 2012 г. С. 174-175.
2. Девяткина Т. П. Мифология Мордвы. Саранск, 1998. С. 104.
3. Зубов И.В. Окно. // Вестник НИИГН, № 1 от 2016 г. С. 198-200.
4. Обряды и фольклор мордвы мокши: теория и практика проблемы (по фольклорно-этнографическим материалам Зубово-Полянского района Республики Мордовия). Саранск, 2012. С. 37.
5. ПМА: Богомолова Валентина Алексеевна, 1951 г. р. жительница с. Новая Пырма Кочкуровского р-на Республики Мордовия
6. ПМА: Инжеватнина Елизавета Ивановна, 1927 г.р., жительница с. Новая Пырма Кочкуровского р-на Республики Мордовия.
7. ПМА: Мокшанкина Татьяна Павловна, 1922 г.р. жительница с. Кочкурово Кочкуровского р-на Республики Мордовия.
8. ПМА: ПМА: Мокшанкина Татьяна Павловна, 1922 г.р. жительница с. Кочкурово Кочкуровского р-на Республики Мордовия. См. также Шеянова И.И. Норовава. // Вестник НИИГН, № 3 от 2015 г. С. 222-224.
9. Рогачёв В.И. Амулет. // Вестник НИИГН, № 2 от 2011 г. С. 196-197.
10. Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. СПб, 1910. С. 127-129.