Статья:

Расовая проблематика в творчестве Джека Лондона

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)

Выходные данные
Балхина А.З. Расовая проблематика в творчестве Джека Лондона // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 64-70.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Расовая проблематика в творчестве Джека Лондона

Балхина Анастасия Зауровна
студент МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

The racial problem in Jack London’s works

 

Anastasiia Balkhina

student, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной работе анализируются расовые взгляды Джека Лондона на примере его произведений разных лет. Материал исследования – северные рассказы, произведения из циклов «Сказки южных морей», «Красное божество», а также романы «Маленькая хозяйка большого дома» и «Сердца трех». Задача данной работы – показать неоднозначность и противоречивость расовых взглядов писателя. Джек Лондон, с одной стороны, показывает слабость и обреченность «низших рас», но в то же время нередко наделяет их представителей прекрасными человеческими качествами.

Abstract. This work presents the analysis of Jack London’s racial views. The material of my research are “The Northern Tales”, “South Sea Tales”, “The Red One”, “Hearts of Three”. The aim of my work is to show the controversy of Jack London’s racial views. On the one hand, Jack London shows the representatives of so-called inferior races as doomed. On the other hand, most of them have very attractive personality.

 

Ключевые слова: Америка; Джек Лондон; расизм; индейцы; Аляска; колонии.

Keywords: The USA; Jack London; racism; native Americans; Alaska; colonies.

 

На рубеже XIX-XX веков в США были очень распространены националистические настроения. Основные причины этого – отмена раб­ства, сопровождавшаяся страхом перед мисцегенацией (превращением в «нацию мулатов»), а также иммиграционный кризис 1880-1900-х гг. Все это воспринималось как угроза национальной, расовой и культурной идентичности.

Широкую популярность обрели работы Ч. Дарвина («Происхож­дение видов», 1859), Герберта Спенсера («Прогресс: его законы и причины», 1857, «Основные начала» 1860). Финская исследовательница Анья Рантанен связывает расистские настроения в США с экспансио­низмом: Америка становилась мощной колониальной державой, ее колонии простирались от Карибского бассейна до Аляски и от Филиппин до Пуэрто-Рико и Гуама. Такую захватническую политику пытались оправдать, ссылаясь на теории Дарвина, доктрину естественного отбора и выживания сильнейших [11, с. 27]. Бурно развивалась евгеника – учение о селекции применительно к человеку.

Джек Лондон проявлял большой интерес к популярным в то время расовым теориям, в частности, к идеям Дарвина и Спенсера. Об истоках этого интереса подробно пишет Джин Кэмпбелл Ризман в книге «Расовые жизни Джека Лондона: критическая биография»:

«Рожденный в Сан-Франциско спустя всего одиннадцать лет после окончания гражданской войны, Лондон рос в Калифорнии, где белые рабочие, в основном после паники 1893 года, нападали на иммигрантов из Азии, которые, как им казалось, отнимали у них работу. Сотрудники лучших университетов учили «расовой науке» или «расизму», согласно которому белая раса превосходила все остальные. Детское чтение Лондона включало романтические рассказы о белом мальчике-гение Уиды, Джона Таунсенда Троубриджа, Пола ду Шайо и Вашингтона Ирвинга. Из таких рассказов Лондон усвоил культурное наследие «расы», а также личные и семейные конструкции расовой идентичности.

Прочитав «Путешествия» капитана Джеймса Кука, Лондон обратился к научным и философским трудам, читая Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера, Томаса Генри Гексли, Джона Фиске, Эрнста Геккеля и стэндфордского профессора Дэвида Старра Джордана. Он также читал «Господствующие расы доисторических времен» Джеймса Хьюита и «Азию и Европу» Мередит Таунсенд, где говорилось о расовом смешении. Англосаксы, утверждала Таунсенд, должны отстаивать свое «моральное» право расового превосходства, иначе в будущем начнутся многочисленные войны между «непригодными расами». Такие авторы говорили о социальном дарвинизме, превосходстве белых, евгенике и сохранении привилегированных рас путем естественной селекции» [12, c. 4-5].

Р. Балтроп в работе «Джек Лондон: человек, писатель, бунтарь» (1976) пишет о влиянии на писателя Герберта Спенсера, Редьярда Киплинга и Бенджамина Кидда, а также идей нативизма: «…существенным элементом социальной фило­софии Джека было его убеждение в расовом превосход­стве англосаксов. Оно, вероятно, зародилось еще в дет­стве под влиянием снобизма Флоры; его могло заронить и юношеское чтение. Взросло оно, безусловно, на вос­хищении Киплингом, но главную роль тут сыграла кни­га Бенджамина Кидда «Общественная эволюция». По­чти забытая теперь, она пред­ставляла собой широко распространенное популярное изложение идей Герберта Спенсера…» [1, c. 108]

Сам Джек Лондон так писал о своих расовых взглядах в письме к Джону Клодсли от 23 июня 1899 года: «Если ни одна раса не имеет права выжить за счет уничтожения менее значительных рас, где во всем царстве животных можно провести черту? Если наихудшие расы Южной Америки – одного из богатейших континентов в мире, если негры Африки, американские индейцы, чернокожие Австралии должны, несмотря на их признанную бесполезность, быть сохранены, что приведет к перекрытию возможностей для более сильных рас, таких, как наша, где же, спрашиваю я тебя, можно провести черту в царстве животных? Знаешь ли ты, что, согласно мнению физиологов, разница между высшей и низшей формами человека больше, чем разница между низшей формой человека и высшими формами оставшихся позвоночных?» [10, c. 88] Фрона Уэлз, главная героиня романа «Дочь снегов», в какой-то мере является выразительницей убеждения молодого Джека Лондона в превосходстве англосаксов над другими расами: «Но мы продолжаем существовать и посей день. Мы существуем, а римляне исчезли. Все проверяется временем. До сих пор мы выдерживали это испытание. Кое-какие благоприятные признаки говорят о том, что так будет и впредь. Мы приспособлены лучше других» [5, c. 51].

В.Н. Богословский и В.М. Быков, советские критики 1960-х годов, характеризуют Джека Лондона как автора, для которого душевные качества героев гораздо важнее, чем их расовая принадлежность. В.Н. Богословский писал: «Северные рассказы… учат ценить людей не по их словам, цвету кожи или имущественному положению, а по их делам, поступкам, поведению. Не расовые признаки определяют достоинства человека, а его личные качества и способности» [2, c. 55]. Схожее мнение высказывает В.Н. Быков: «Однако в отличие от писателей-экспансионистов Лондон с большим сочувствием относится к аборигенам. Индейцы в его рассказах – положительные герои, не уступающие своими качествами белым» [3, c. 36]. Такая точка зрения не случайна. Благодаря своим социалистическим взглядам Джек Лондон был одним из самых популярных писателей в Советском союзе, и писать о негативных сторонах его расистских воззрений было крайне нежелательно.

Расовые взгляды писателя очень неоднозначны и противоречивы. Ранний Джек Лондон обращается к расовой проблематике прежде всего в северных рассказах – во время клондайкской золотой лихорадки писатель неоднократно становился свидетелем контактов приезжих американцев – представителей цивилизованного мира – и полудиких туземных племен. Белые люди, как правило, изображаются сильными, мужественными, они хорошо приспосабливаются к новым для них условиям. В.Н. Богословский так пишет о Смоке Беллью – герое цикла рассказов «Смок и малыш»: «Изнеженный, избалованный Смок Беллью приезжает на Аляску и… перерождается. Север создает из него нового человека, мужественного, смелого, а новая страна становится для него второй родиной…» [2, c. 42]. Герой знаменитого рассказа «Любовь к жизни» проявляет огромную силу воли и выживает, несмотря на холод и отсутствие пропитания.

Что касается индейцев, то Джек Лондон часто показывает их трагическую судьбу, противопоставляет героическое прошлое аборигенов их жалкому положению в настоящем. Так, в рассказе «Лига стариков» старый индеец Имбер рассказывает об истории своего племени. Контакты с белыми людьми становятся причиной упадка некогда процветающего народа. От пришельцев индейцы узнают, что такое табак, алкогольные напитки, огнестрельное оружие, они заражаются опасными болезнями. Кроме того, деятельность белого человека нарушает гармонию в природе, уничтожаются сотни обитающих на севере животных, из-за чего индейские племена останутся без пищи и материалов для одежды и жилища.

Каждый герой-индеец у Лондона – личность, яркая и уникальная. Как пишет В.Н. Богословский, «Индейцы у Лондона - живые люди с присущими им достоинствами и недостатками. Среди них мы встретим и отважных храбрецов, и жалких трусов, людей честных, с открытой душой и коварных обманщиков, встретим просто обыкновенных людей, тяжелым трудом добывающих средства к жизни» [2, c. 52]. Иногда индейцы даже превосходят своими нравственными качествами белых людей. Особенно это касается героинь-индианок.

Так, главная героиня рассказа «Джис-Ук» оказывается нравственно выше своего возлюбленного Нейла Боннера, который обманывает и бросает ее. Ли Ван, искренняя и простодушная индианка (рассказ «Светлокожая Ли Ван») противопоставляется черствым и высокомерным аристократкам мисс Гиддингс и миссис Ван-Уик. Противопоставление англосаксонской и индейской женщины, не в пользу первой, есть и в рассказе «Великая загадка» – Дэвид Пейн, главный герой, предпочитает индианку Винапи, спасшую ему жизнь, алчной светской красавице Карин Сейзер, которая несколько лет назад отказалась от брака с ним ради более выгодной партии.

Героиням-индианкам присущи храбрость, мужество, выносливость, недюжинная физическая сила, они не боятся опасных приключений. Испытанием для них, как правило, становится долгий путь по снежной целине, причем индианка всегда проходит его вместе с возлюбленным – обычно белым мужчиной, который оказывается слабее ее и физически, и морально, и которого она всячески поддерживает. Яркий пример такой героической индианки – Пассук из рассказа «Мужество женщины»:

«Женщина была маленькая, но сердце у нее было большое, больше бычьего сердца мужчины. И у нее было много мужества. Мы шли к Соленой Воде, дорога была трудная, а нашими спутниками были жестокий мороз, глубокие снега и мучительный голод. Но эта женщина любила своего мужа могучей любовью - только так можно назвать такую любовь» [5, c. 267]. Во многом похожа на Пассук Лабискви, героиня рассказа «Мужество женщины» - дочь вождя индейцев, устроившая опасный побег ради спасения возлюбленного: «Лабискви оставалась неизменно бодра и весела.., и ни холод, ни оцепенение безмерной усталости не могли заглушить ее любви к Смоку» [5, c. 358].

Тем не менее, очень часто Джек Лондон показывает индианок как жертв, чем подчеркивает обреченность и слабость «краснокожей расы». Несмотря на все свои прекрасные качества, они не могут обрести счастье. Так, Джис-Ук, придя в дом Нейла Боннера, осознает превосходство его жены – хрупкой американской аристократки – и понимает, что никогда не сможет стать достойной парой своему возлюбленному. Ли Ван, полукровка по происхождению, чувствует себя чужой среди индейцев, но в то же время не может найти контакт и с белыми женщинами. Лабискви, отказавшись от родного племени и прежней жизни ради белого возлюбленного, умирает в снежной пустыне.

Более поздний Джек Лондон (1910-1916) часто пишет произведения чисто с коммерческими целями. Во многих из них (в частности, в рассказах из цикла «Сказки южных морей» и романе «Приключение») он изображает представителей южных туземных народов как низшую расу, народ, ведущий образ жизни, близкий к первобытному. Если белые герои наделены личностью, индивидуальностью, то чернокожие показаны как безликая масса. Когда Саксторп, главный герой рассказа «Неукротимый белый человек», расстреливает негров, их смерть не ощущается как трагедия: «Саксторп стрелял, не переставая… Скорость стрельбы была у него потрясающая… Банг, банг, банг – стреляло ружье, и хлоп, хлоп, хлоп – валились на палубу негры» [6, c. 109]. Белый человек – здесь жестокий и беспощадный – всегда будет властелином колониальных островов.

В образе отвратительной девушки Балатты – представительницы племени дикарей, которую встречает главный герой рассказа «Красное божество» в джунглях, Джек Лондон подчеркивает хищное, звериное начало: «Сморщенная кожа, монгольский нос с вывороченными ноздрями, рот с нависшей огромной верхней губой, срезанный подбородок и, наконец, злые глаза, мигающие, как у обезьяны в клетке» [7, c. 177]. В данном случае писатель вызывает у читателя отрицательное описание к персонажу, используя расистские штампы (такие, как монголоидные черты, сходство с обезьяной).

Тем не менее, и тут встречаются исключения из правил. Так, очень интересен образ главной героини рассказа «На циновке Макалоа», гавайской женщины Беллы Кастнер. Белла – темпераментная южная красавица – несчастлива в браке с американцем, хотя тот богат и деловит. Их брак – противопоставление англосаксонской сухости и аскетизма гавайской страстности и жизнелюбию. Отчаявшись, Белла изменяет мужу с гавайским принцем Лилолило. Их отношения – романтическая история любви, протекающая на фоне красочной гавайской природы. Несмотря на то, что героиня совершает безнрав­ственный поступок, симпатии читателя однозначно на ее стороне.

Образ Той, что грезит – второстепенной героини романа «Сердца трех» - во многом напоминает образы индианок. Могущественная королева туземного народа, прекрасная женщина, наделенная магической силой, она, бросив свой народ и уехав из родной долины, оказывается совершенно не приспособленной к современной цивилизации: «…Нет больше моего золотого котла. Никогда я не увижу в нем того, что творится в мире. У меня нет уже власти над будущим. Я теперь просто женщина, беспомощная и беззащитная в этом огромном чужом мире, в который ты меня привел. Я просто женщина и твоя жена…» [4, c. 704]. Поведение Фрэнсиса по отношению к королеве сопоставимо с поведением Нейла Боннера в отношении Джис-Ук. Та, что грезит, для него лишь развлечение, красивая игрушка, настоящие чувства он испытывает к Леонсии – представительнице англо-саксонской расы, и королева, как и Джис-Ук, не может не признать превосходство соперницы. В конце концов Та, что грезит, гибнет, так и не приспо­собившись к чужому для нее миру.

Итак, в произведениях, рассмотренных в данной работе, проявляется противоречивость расовых взглядов Джека Лондона. С одной стороны, иногда писатель показывает индейцев или негров-островитян слабыми, зависимыми от англосаксов – высшей расы. В то же время он довольно часто наделяет представителей (и особенно представительниц) туземных народов замечательными человеческими качествами и даже показывает их нравственное превосходство над белыми людьми. Следовательно, о расовых взглядах Джека Лондона никогда нельзя судить односторонне.

 

Список литературы:
1. Балтроп Р. Джек Лондон, человек, писатель, бунтарь. – М.: Прогресс, 1981. – 208 c.
2. Богословский В.Н. Джек Лондон. – М.: Просвещение, 1964. – 239 c.
3. Быков В.М. Джек Лондон. – М.: Московский университет, 1964. – 283 c.
4. Лондон Дж. Лунная долина. Сердца трех. – М.: Правда, 1990. – 768 c.
5. Лондон Дж. Сочинения: В 13 т. – Т. 2: Дочь снегов. – Зов предков. – Мужская верность и др. рассказы. – М.: Правда, 1976. – 480 c.
6. Лондон Дж. Сочинения: В 13 т. – Т. 9: Рассказы южных морей. – Храм гордыни. – Сын солнца и др. рассказы. – М.: Правда, 1976. – 409 с.
7. Лондон Дж. Сочинения: В 13 т. – Т.12: Черепахи Тасмана. – Красное божество. – На циновке Макалоа и др. рассказы. – М.: Правда, 1976. – 399 c.
8. Лунина И.Е. Художественный мир Джека Лондона. Дисс. докт. филол. наук. Москва, 2010. – 618 c.
9. Фонер Ф.Ш. Джек Лондон – американский бунтарь. М.: Прогресс, 1966. – 208 c.
10. London J. The letters of Jack London. Vol.1: 1896-1905. Stanford CA: Stanford university press, 1988. – 541 с.
11. Rantanen A. Jack London’s New-womanish Heroines Frona Welse, Margaret West and Saxon Roberts. Jyväskylä: University of Jyväskylä, 2015. – 85 с.
12. Reesman J.C. Jack London’s Racial Lives. Athens, GA: The University of Georgia Press, 2009. – 448 с.