Кинематографическое творчество участников боевых действий (к 30-летию вывода советских войск из Афганистана)
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Документальная информация
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Кинематографическое творчество участников боевых действий (к 30-летию вывода советских войск из Афганистана)
CINEMATOGRAPHIC CREATIVITY OF COMBAT ACTION'S PARTICIPANTS (TO THE 30-th ANNIVERSARY OF THE SOVIET TROOPS WITHDRAWAL FROM AFGHANISTAN)
Nadezhda Lebyedyeva
Doctor of Philosophy in Cultural Studies, professor of International Personnel Academy, the authored member of Eurasian Academy of Television and Radio Ukraine, Kiev
Аннотация. Исследованы особенности короткометражных документальных фильмов, которые созданы участниками боевых действий. На базе эмпирического исследования автора статьи сделан вывод о необходимости изучать и описывать кинематографическое творчество участников боевых действий с научной точки зрения, создавать фонды для поддержки и содействовать кинопрокату их фильмов.
Abstract. The features of short documentary films, which were created by participants of hostilities, are investigated in the article. Based on the author's empirical research, the conclusion has been made as for the necessity of studying and describing the cinematographic creativity of the combatants from a scientific point of view, funds' creation for their support and film promotion.
Ключевые слова: киноискусство; культура; фестиваль; документальный фильм; участники боевых действий.
Keywords: cinema; culture; festival; documentary; participants in hostilities.
Постановка проблемы. По мнению современных украинских культурологов, самой характерной чертой массовой культуры является её коммерческий характер. Отмечается также экспансия американской массовой культуры [3]. Тем не менее, нужно отметить, что параллельно с профессионально культивируемой массовой культурой, существует альтернативное ей явление. В его поле создаются довольно хорошие и качественные культурные образцы, достойные широкого распространения в противовес заимствованию и подражанию Западу.
Анализ последних публикаций и исследований. Поскольку киноискусство составляет неотъемлемую часть культуры человечества, рассмотрение его развития не теряет своей актуальности. Такие учёные как Е. Попов [8], Г. Прожико [9], Т. Рейзенкинд [10], Ю. Усенко [11], Н. Утилова [12] и многие другие посвящали свои труды изучению особенностей искусства кино. Очень ценной является работа украинского автора Л. Брюховецкой «Киноискусство» [1], в котором исследовательница даёт общие сведения о феномене кино, его специфике и природе, основных теоретических наработках в данной отрасли.
Выделение нерешённых ранее частей общей проблемы. В книге о творчестве воинов, воевавших в Афганистане, отмечено, что военно-патриотическое творчество – это явление духовной сферы человеческой жизни, создаваемое людьми, находящимися или находившимися на военной службе, в основе которого лежит преданность и любовь к Родине, своему Отечеству, к своему народу. Базой военно-патриотического творчества является культура данного народа во всех её практических и мировоззренческих проявлениях, формах объективной реализации [4, с. 9]. Участники боевых действий в Афганистане, в целом – люди со своим особенным внутренним миром, которые действительно находятся или отдали много лет служению Отчизне, которые любят свою Родину, свой народ. Открыв в себе творческую составляющую, они создают качественно новое и уникальное, историческое явление, выраженное в песнях, поэзии, кино, живописи, журналистике и документальном кино [4, с. 9]. В этих произведениях с новой силой звучат высокие слова, что приобретают особенную силу влияния, поскольку они являются выстраданными и прочувствованными в течение многих лет жизни [4, с. 9].
Вот уже миновало 30 лет со Дня вывода Советских войск из Афганистана. Судьбы воинов той войны сложились по-разному, но в целом участники тех трагических событий добились очень многого в мирной жизни. Свои внутренние переживания они стали трансформировать в песни, стихи, прозу, живопись и кинематографию. Угол зрения, при помощи которого выражается их мировоззрение, достаточно интересен своей практической значимостью как альтернатива навязываемым зарубежным ценностям.
Цель статьи – рассмотреть короткометражные документальные фильмы участников боевых действий, победителей международных кинофестивалей Александра Елагина и Виктора Быкодира.
Изложение основного материала исследования. Итак, эстафета передачи патриотического опыта молодёжи постепенно перешла к "афганцам" от предшествующего поколения ветеранов. Теперь "афганцы" рассказывают школьникам и студентам о том, как воевали, как вспоминали, идя в бой подвиг ветеранов Великой Отечественной войны, их напутствия. Фильм "Судьба партизана" Александра Елагина и Виктора Быкодира рассказывает о таком герое – Владимире Петровиче Казначееве – почетном гражданине города Херсона, является короткометражной документальной лентой [5].
Фильм начинается с кадров прогуливающегося по парку Владимира Казначеева. "Я награждён семью орденами и медалями. Самая дорогая для меня медаль – "Партизану Отечественной войны", а также Первой степени, и Орден Ленина – за подрыв вражеских эшелонов на железной дороге Брест – Ковель в 1943 году (Время Орловско – Курской дуги)", – данным рассказом из уст главного героя фильма сопровождаются кадры мирной жизни, где мы видим малышей, играющих в парке.
Владимир Петрович родился 26 июля 1928 года в деревне Соловьяновке, Клетнянского района, Брянской области. "До начала войны я закончил 5 классов, и война застала меня на рыбалке. Вечером пришел с рыбалки, мама говорит: "Володя, началась война". Я, как патриот, сказал: "Фашистов мы разгромим быстро". Но война затянулась. Немцы оккупировали наш район, и партизаны начали свою деятельность. 6 октября каратели схватили мать и жестоко казнили ее, заставив себе копать могилу. Это врезалось в мою голову как несчастье. Я мать любил и поклялся отомстить фашистам. Партизаны останавливались у нас потому, что хата была на окраине деревни. Я, чтобы попасть в партизаны, пошел следом за ними, не представляясь, и только, когда пришли – я появился. Командир говорит: "А ты чего здесь делаешь?" [7].
Мальчика оставили в отряде. Когда он услышал, что в отряде готовится партизанская группа, то пошел к командиру и попросился стать подрывником. "Он говорит: "Володя, как можно? Ты закончил 5 классов. Ты не учился. Мины электрические, ты не сможешь". И отказал. Я пошел к комиссару, он выслушал и сказал: "Володя, командир прав. Но я поговорю". К этому времени я в боях отличился, меня вызвали в штаб и сказали: "Мы тебя зачисляем в группу подрывников, но если ты сдашь экзамены на "отлично". У каждой группы был офицер, обучающий минному делу. Мы успешно закончили обучение и стали глубже двигаться на Волынскую область", – говорит главный герой фильма.
Далее зритель узнаёт, при помощи голоса за кадром и зрительного ряда, построенного благодаря художественно-игровым кадрам, взятым в открытом доступе из сети интернет о том, что группа из подрывников и командир (назначался офицер и два бойца, то есть – 4 человека), подходили к железной дороге. Ждали когда будет промежуток между проходом патрулей. Они шли на встречу друг к другу и расходились, это занимало 30 минут. Надо было поставить тол 10 кг и ящик с минами, которые называлась МЗД (Мина замедленного действия). "Когда невозможно было мину поставить, ставили, как мы говорили "на палочку". Паровоз сбивал палочку, и происходил взрыв. Главное то, чтоб в эшелонах было много убито и ранено живой силы. Эшелоны были также с танками, с орудиями. Немцы выходили с двух сторон ремонтировали дорогу, освещали её ракетами - было видно, как днём в течении 4 часов, отремонтировали полотно убрали поезд" [13].
Очень важен рассказ главного героя о том, как он чудом остался жить. "Командир группы Белов мне говорит: "Володя, мы не поставим мину". Я говорю: "Михаил Иванович, давайте подождём". Немцы отремонтировали дорогу, пустили контрольный поезд, мы подождали. Уже занимался рассвет. Я говорю: "Пойду, подорву эшелон "на палочку". Я поставил, но не рассчитал, мне показалось, что эшелон прошел и мина не взорвалась. И в этот миг - взрыв. Меня взрывной волной ударило, и я упал без сознания. Ребята меня подхватили и вынесли. Очнулся я через 4 часа, под сосной, мы отходили. Ребята говорят: "Володя жив". Зашли к леснику, наш связной, напоили меня молоком. На следующую ночь я снова пошел на диверсию. Важно было, чтобы ты остался не замеченным" [7].
История о дружбе мальчика и бывшего школьного учителя наполнена любви и трагизма. Иван Рябцев, который подорвался на мине, был до войны учителем. "Он настолько привязался ко мне, что мы подружились. И всегда где-то на привале или на снегу, он как-то старался согреть меня, защитить от этой непогоды. Даже я был малыш, он рассказывал о своей любви. Была учительница в школе, которую он сильно любил. Они поженились бы, если бы не война" [13].
Идя на ту диверсию, когда Иван подорвался, он попросил Володю смонтировать ему мину. Говорил, что погибнет в тот день. "Я видел сон, я женился на своей любви, а это предсказывает смерть", – сказал учитель мальчику. "Были суеверные и, действительно, в эту ночь он погиб. Как он погиб? Минёр ошибается один раз", – печально констатирует главный герой киноленты [7].
"Немцы хитрили – садится засада на эшелон, идёт эшелон малой скоростью, и они с другой стороны высаживаются. Чтобы мы их не видели. У меня был такой случай эшелон идет, и я вижу, что выпрыгивает засада. Пришлось идти в другое место, идти закладывать мину. Но если засада села, то будут редко ходить патрули. Был офицерский патруль 12 человек, с пулеметами и сержантский с ним шли 3 человека. Они держались 50 – 70 метров друг от друга" [13].
"Привыкал я сам к патрулям, выходил ночью, маскировался и ждал патруль. Они проходили в 20-30 метрах. Привыкал, это придавало силы, что я всё-таки, сволочи, поставлю мину. Таких случаев было много. Было такое, видели в сумерках, садится засада, я говорю засада, отойдем. Мы отошли. Я поставил мину" [13].
Уже был рассвет, сосны, солнце и много черники. Мы голодные эту чернику начали кушать, ночь мы провели, не спали. Михаил Иванович говорит: "Володя, ты пока с черникой, а я немного посплю". Я занялся черникой, когда меня сон свалил, я не помню. Я тоже уснул. И вдруг – взрыв! Мы оба вскочили. Михаил Иванович говорит: "Отходим!"
Я говорю: "Пойдемте, посмотрим, как там эшелон. Как подорванный, с чем. Подошли, посмотрели и только потом ушли на свою базу" [13].
"На железной дороге, которая шла от Бреста к Ковелю и очень сильно охранялась, мне удалось подорвать 10 эшелонов противника. Отряд подорвал 41 эшелон. Потери были большие из 15 подрывников осталось в живых только пять человек" [13].
"Закончилась операция. Меня, комиссара, товарищей вызвал Фёдоров Алексей Алексеевич. И был я представлен к награде – Героя Советского Союза. Но, очевидно, повлиял возраст, я был награждён Орденом Ленина. Красную Армию мы встретили около Ковеля. Нас стали расформировывать. Кого на фронт, в тыл, на работу, меня направили в Киев. Это был март 1944 года. В Киеве – в Украинский штаб партизанского движения. Отправили в Святошино в Школу Партизанского Движения Украины, учиться на радиста. 8 мая, ночью поднял нас по тревоге начальник училища, построил и сказал, что война закончилась. В вестибюле училища стояла бочка коньяка и каждому по рюмке налили. Мне шел 16 год.
Меня направили в Москву продолжать учёбу радиста, потом отправили на Памир. Мы были первыми, кто сделал связь там. Я приехал в отпуск в Херсон, в Скадовске работала моя сестра. В Херсоне мне сказали, что Алексей Фёдорович Фёдоров в городе работает первым секретарём, генерал-майор, дважды Герой Советского Союза. Я решил, зайду к нему, а в приёмной сидит его адъютант Лёнька, говорит Володя, а ты чего здесь? Доложил Алексею Федоровичу, у него совещание. Обнял меня, сказал: "Сейчас закончу, и поедим ко мне обедать, учиться тебе надо". У меня 5 классов и идёт 18 год. Я поступил в мореходное училище, которое закончил с отличием. И поехал работать, в Балтийское пароходство. Работал в Херсонском порту. В 1965 г. меня направили в Алжир, работал в торговом представительстве при Министерстве морского флота 4 года. Вернулся в Херсон на свою старую должность. Я люблю этот город. В 1972 году вызвали в Москву и отправили во Францию для создания акционерного общества. В Париже я отработал 7 лет. Орденом Трудового Красного Знамени был награждён за работу во Франции в 1973 году. Мне удалось в то время создать акционерное общество, это было трудно, но я создал это общество. Орденом "Знак почёта" был награждён за работу в Алжире. Украинская награда – "За заслуги" 3 степени и "За Мужество". Я был и остаюсь почётным курсантом Мореходного училища. В 1985 году - звание "Почётный работник транспорта Украины". Сейчас присвоено звание – Почётный гражданин города Херсона"[13].
"Много прошло времени, много было сделано для пользы нашего государства. Затрачено сил, бессонных ночей, здоровья, но самые дорогие мне годы – это годы, проведённые в партизанском отряде. Когда я мальчишкой, в 14 лет, пускал под откос вражеские эшелоны, война, бессонные ночи. Боялся я? Когда выполнял задания, страшно было, но шел и делал всё, что надо было делать для Победы!" [13]
После просмотра фильма было отмечено, что Херсонская областная организация ветеранов Афганистана увековечивает память о героях Второй мировой войны, создавая документальные фильмы. Создано уже три работы, посвященных подвигу ветеранов: "Зенитчица", "Моя жизнь на холсте" и "Партизан". По словам председателя ХОО УСВА Владимира Столяра, участники боевых действий, члены организации, авторы данного фильма, Виктор Быкодир и Александр Елагин уже много лет работали над созданием документальных киноработ, увековечивающих подвиг ребят, воевавших в Афганистане, "а теперь они запечатлевают героев Второй мировой, которых с каждым годом становиться всё меньше и меньше, способствуя тому, чтоб наша молодёжь брала пример с героев. Целая серия фильмов "Афганские судьбы" была достойно представлена авторами на международных кинофестивалях и отмечена высокими наградами" [запись с диктофона автора статьи].
Председатель городской организации Союза ветеранов Владимир Яковлевич Куцый отметил, что в городе Херсоне Владимир Петрович Казначеев проводит огромную работу по военно-патриотическому воспитанию, рассказывая в школах и других учебных заведениях о своей жизни. В.П. Казначеев – Почётный ветеран Украины, и его имя занесено в книгу "Почётных ветеранов Украины". "Сегодня "афганцы" делают очень много для военно-патриотического воспитания. Владимир Казначеев – это гордость нашей ветеранской организации" – сказал в заключении своей речи Владимир Куций [запись с диктофона автора статьи]. С Почётным ветераном в мореходном училище учился отец нынешнего заместителя мореходного училища Херсонской морской Академии Ирины Карплюк. Она пришла на презентацию фильма с огромным букетом роз, в сопровождении курсантов мореходного училища. Слова благодарности за стойкость и героизм, за пример мужества, который демонстрирует на встречах с молодёжью В. Казначеев, были сказаны со сцены Ириной Карплюк главному герою фильма.
Презентации кинофильма, в организации которых автор данной статьи принимала личное активное участие показывают, что средствами киноискусства участники боевых действий в Афганистане способствуют сбережению духовности общества.
Фильм Виктора Быкодира, Александра Елагина, Андрея Богуна "Чёрная птица с белой отметиной", хронометражем 09:02, г. Херсон, Украина понятен всем своей добротой. Кинолента очень поэтична живописностью композиции и цветового решения кадров, что подчеркивает главную идею фильма – любовь к братьям нашим меньшим, заботу о них. Это рассказ об истории создания необычного театра – театра ворон, который назван "Театр птиц" Аллы Савельевой. В начале фильма мы видим блондинку в белой шубке, которая высыпает на снег в городском парке разные сорта зерновых и хлеб. На её зов: "Дети, дети, детки мои, мама пришла!" – слетается несколько ворон. Она берёт одного в руки, гладит и отогревает его. В праздник Крещения, когда практически все горожане купаются в реке, она тоже идёт к Днепру, чтоб священник окропил её с "детками" святой водой. После, героиню фильма мы видим в гостях у воспитанников детской художественной школы. Она просит ребят нарисовать эскизы костюмов для ворон, показывая детворе своих питомцев. Дети рисуют. С этими работами женщина идёт в кукольный театр к художнику и костюмеру, которые помогают ей с пошивом костюмов по детским эскизам. Красочные шляпки, платья, банты и плащи - всё раскрывает силу заботы о птицах, которых не очень принято любить среди людей [5].
И вот в суматошном городе большой праздник – ежегодно проводимый Международный театральный фестиваль "Мельпомена Таврии" (фестиваль проводится в г. Херсон, Украина) – торжественное шествие в честь его открытия по улицам города. И тут мы видим нашу героиню с "детками" в ярких костюмах и надписью "Театр птиц"! Как радуются этим воронам и профессиональные актёры, и детские коллективы, и даже столичные тележурналисты создали новостной сюжет о театре птиц!
Фильм учит верить в мечту, достигать благородной цели и, главное: любить, любить даже тогда, когда этому есть сопротивление [5].
13 марта 2017 года ушёл из жизни в возрасте 95-ти лет почётный гражданин г. Херсона Федор Загороднюк, которого называют "выдающимся херсонским художником", совершив благородный и бескорыстный поступок – подарив городу Херсону свои картины.
Жизнь Федора Загороднюка многогранна и сложна, представляет собой пример для подражания современникам и потомкам. Именно с такой целью – запечатлеть живым участника II Мировой войны, добившегося головокружительного успеха в мирное время и оставить собственный рассказ о жизни и творчестве, был создан документальный фильм при содействии Херсонской областной организации Украинского союза ветеранов Афганистана, "Фонда инвалидов Чернобыля +" и всех неравнодушных людей – "Моя жизнь на холсте" [6].
Авторы фильма заслуженный деятель культуры Украины Виктор Быкодир и участник боевых действий в Афганистане Александр Елагин отметили, что трудились над фильмом несколько месяцев, старались как можно ярче показать, рассказать и передать всю многогранность личности художника, его творчество и человеческие качества. Поколение, освободившее город Херсон от фашизма постепенно уходит, но сберечь рассказы из первых уст – главная задача, которую ставили перед собой авторы. Это бескорыстная и бесплатная работа, которая направлена на сохранение исторических фактов херсонского края.
Федор Иванович Загороднюк считал себя очень счастливым человеком, хотя ему пришлось многое пережить – голод, холод, войну, болезни, зависть и потерю близких. Однако, это только закалило его, помогло в работе стать победителем. Родился Фёдор Иванович в селе Гунче Гайсинского района Винницкой области, в семье крестьянина. Отец был очень трудолюбивым, работал творчески, самостоятельно сконструировал ткацкий верстак и стал ткачом. Ткал полотно – маленькие дети одевались. Мама Федора хорошо рисовала, она была учительница младших классов и дочерью священника, который рисовал в церкви картины на религиозную тему. Именно мама главного героя фильма научила его рисовать. Когда Федор пошел в школу, начал изображать своих соучеников с натуры. В мае 1941 года он принял присягу и был направлен проходить службу в 63-й стрелковый полк, охранял склады с оружием и боеприпасами, сопровождал колонны грузовиков. 2 февраля 1942 Фёдор Загороднюк, во время боя за освобождение села Пятихатки, был тяжело ранен, контужен. После полугодового курса лечения, в июле 1942 года, его направили в военно-пехотное училище младших командиров в город Орджоникидзе. В училище за короткий срок рядовой Загороднюк в совершенстве освоил пулемет Дегтярева, получил военную профессию пулеметчика и был направлен под Сталинград. Здесь летом 1942 года началась одна из самых грандиозных и кровопролитных военных операций Отечественной войны – Сталинградская битва [6].
Рассказ героя фильма об участии в военных действиях очень эмоционален и подробен, что не может оставить равнодушным зрителя.
От разорвавшегося рядом снаряда Фёдора Ивановича тяжело контузило. Вместе с другими ранеными его отправили в Сталинград. Но сложная обстановка не позволила пройти положенный курс лечения. Видя тяжелое состояние рядового Загороднюка и невозможность отправки в госпиталь, командиры приказали выполнять обязанности связного артиллерийской батареи – передавать данные стрельбы батарее, восстанавливать телефонную связь с командным пунктом.
Фёдор Иванович был ранен осколками в шею, голову и плечо. В медсанбате ему сделали операцию и отправили в госпиталь в Томск. Проходя лечение, он был комиссован по инвалидности. В госпитале Загороднюк не сидел без дела, он писал портреты своих однополчан, героев войны, яркие эпизоды боя на фронте. Проводил и участвовал в художественных выставках.
После госпиталя Федор Загороднюк стал работать художником в военно-технической академии связи имени Буденного в Новосибирске. После войны в 1950 году он окончил Киевский Государственный Художественный институт. Был инвалидом войны [6].
Война продолжает жить в картинах Федора Ивановича. Он написал много портретов своих побратимов, а также и то, что видел и пережил на войне. Галерея портретов участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, уроженцев Херсонщины и тех, кто отличился в боях за Таврический край стала гордостью и достоянием культуры города. Картины Фёдора Ивановича – это летопись отваги и мужества воинов.
Им написано порядка 400 рисунков для газеты "Надднепрянская правда". Гонорар художник отдавал в фонд мира. Каждая картина Федора Ивановича написана хорошо и профессионально потому, что в каждую картину он вкладывал своё человеческое тепло и доброту. Признанием его таланта служит членство в Национальном Союзе художников Украины, Национальном Союзе журналистов Украины. Федору Загороднюку присвоено звание "Заслуженный художник Украины", "Почётный гражданин города Херсона". Он проводил выставки, лекции, экскурсии, встречи в школах и воинских частях, оказывал помощь в оформлении комнат боевой славы. Всего им написано более полутора тысячи работ [6].
После просмотра киноленты на сцену выходили почётные гости, которые хорошо знали героя фильма. Так, Валентина Сичевая отметила хорошую творческую работу авторов фильма, поблагодарив всех присутствующих за внимание и память. "Я глубоко уверена в том, что пока человек не утратил интерес к жизни, пока человек хочет познавать нечто, пока человек интересуется чем-то - он живёт! – говорит Валентина Ивановна – Я Вам очень-очень благодарна потому, что такие люди-титаны, как Загороднюк, как авторы этого фильма, они, наверное, живут для того, чтоб другие люди, как мы, сидящие в зале, о них знали. Художники – это уникальные люди, но не каждый из них способен на то, чтоб свои работы просто так подарить городу, для того, чтоб оставить память. Федор Загороднюк оставил о себе такую память, но он оставил её работой Елагина и Быкодира, которым нужно было бы снимать коммерческие фильмы, а они свой талант, свои деньги, своё время тратят для того, чтоб подобные "жемчужины" отыскать среди простых людей и сберечь" [6].
Председатель Херсонской областной организации ветеранов Афганистана Владимир Столяр отметил кропотливый и бескорыстный труд авторов фильма и важность создания подобных работ в условиях развития современного общества. "Такие фильмы важны прежде всего для воспитания молодёжи. Наши дети должны знать о тех, кто защищал и созидал Херсон, знать своих героев. Если этого не делать, то обязательно найдётся какая-нибудь идеология извне, которая станет способствовать растлению нашей молодёжи с целью захвата территории".
Слово предоставили сыну героя фильма – Владимиру Федоровичу Загороднюку. Он был тронут до глубины души вниманием и памятью горожан, отметил отличную работу авторов фильма. Также рассказал истории о жизни отца, которые практически никому не известны. Их ему рассказывал брат Федора Загороднюка – Дмитрий. Это истории о том, как удалось выжить во время голода, о том, как вражеская пуля летела в сердце будущего художника, а он в эту секунду прикрылся рукой, и как автомат противника дал осечку, при встрече лицом к лицу, как он выжил во время взрыва, как в разгар творческой деятельности не был сломлен завистниками. "Он был счастливый человек – он занимался любимым делом. 30 сюжетных картин – это много" – подвёл итог своего интересного повествования Владимир Загороднюк и искренне поблагодарил создателей фильма.
Вячеслав Михайлович Громыкин, главный архитектор города Херсона в течении двадцати трёх лет, почётный гражданин сказал: "Фильм – со слезами на глазах. Особенно, после выступления сына... Как он доносил всё это от семьи, от души, его понимание - он тоже художник – как он отозвался об отце... Я думаю, что этот фильм нужно показывать молодому поколению, в кинотеатрах потому, что, к сожалению, мы забываем тех героев, которые должны жить вечно. Это человек, который, имея такую богатую душу, её оставил будущим поколениям. Спасибо Вам, создатели фильма" [6].
Преподаватель Херсонского музыкального училища, музыкант и поэт Василий Николаевич Олексий также отметил важность данной киноленты для молодёжи и необходимость показа фильма в кинотеатрах, школах, вузах.
Ученик Фёдора Загороднюка, архитектор Сименчук Анатолий Ефимович говорил о том, что Фёдор Иванович был отличным педагогом: объяснял материал очень понятно, доходчиво. "Равного ему я не встречал в жизни ни до ни после института" – подытожил Анатолий Ефимович.
По словам художника, лично знавшего Фёдора Загороднюка, Евгения Герасимовича Ланоликого, фильм сделан отлично, очень правдиво. Надежда Николаевна Столетова, которая пережила Великую отечественную войну отметила: "Нам, нашему поколению тяжело вспоминать, потому что мы всё это пережили. История не должна забываться. Спасибо. Молодёжь должна знать историю из первых уст" [6].
Фильм ценен своей документальностью. Почётный гражданин города Херсона и сегодня живёт, но уже в своих картинах и на экране кинотеатра – в документальном фильме, созданном участниками боевых действий А. Елагиным и В. Быкодиром. Наверное, это и есть бессмертие.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, проанализировав новейшие киноработы участников боевых действий в Афганистане, их эстафету в воспитании молодёжи в качестве образцов культурного наследия, можно сделать вывод о необходимости изучать и описывать их кинематографическое творчество с научной точки зрения, создавать фонды для поддержки и содействовать кинопрокату подобных фильмов.