Статья:

Изучение синонимов посредством интерактивной программы «iSpring QuizMaker»

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Рогова Ю.В. Изучение синонимов посредством интерактивной программы «iSpring QuizMaker» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(32). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 65-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение синонимов посредством интерактивной программы «iSpring QuizMaker»

Рогова Юлия Викторовна
магистрант, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Белоруссия, г. Минск

 

STUDYING SYNONYMS BY THE «ISPRING QUIZMAKER» INTERACTIVE PROGRAM

 

Yulia Rogova

Master Student of Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Belorussiya, Minsk

 

Аннотация. Данная статья посвящена лексическим синонимам и работе с ними на уроках русского языка. В статье описываются задания, которые могут быть выполнены посредством программы  «iSpring QuizMaker».

Abstract. This article is devoted to lexical synonyms and work on them during Russian lessons. The article describes tasks that can be performed using the program « iSpring QuizMaker ».

 

Ключевые слова: Лексикология; синонимы; iSpring QuizMaker; задания.

Keywords: Lexicology; synonyms; iSpring QuizMaker; tasks.

 

Теоретическое и практическое изучение синонимии, несмотря на достаточно большое количество исследований, характеристику синонимических единиц, продолжает оставаться в центре внимания  многих лингвистов.  Для грамотного изучения данной темы, необходимо различать понятие «синоним», «синонимия», или «изосемия» и «синонимика». Традиционно к синонимам относятся слова, обозначающие одно и то же понятие, тождественные или близкие по значению слова, которые определенным образом соотнесены в данное время в языке и служат детализации и различению тонких смысловых оттенков понятия или выражению экспрессивных, стилистических, жанровых и иных различий. Способность языковых единиц вступать в синонимические отношения называется синонимией, или изосемией [3, с. 91]. Раздел лексикологии, изучающий синонимы, называется синонимикой.

В современном обществе, когда объем необходимых знаний быстро  возрастает,  важно прививать школьникам умение самостоятельно правильно насыщать свои знания,  разбираться в объёмном потоке информации. Умелое  владение  русским  языком  предполагает  прежде  всего стремление  учащегося к  максимальной  грамотности словоупотребления.  И  в  устной,  и  в  письменной  речи  каждый  раз  при построении предложения необходимо точное использование именно данного слова по сравнению со многими другими, отличающимися от него оттенками своих значений или стилистической принадлежностью. Точность  словоупотребления  связана  с  выбором из нескольких синонимов самого подходящего, наиболее соответствующего смыслу высказывания. Так как обращение на уроках русского языка к теме «Синонимы» связано, в первую очередь, с обогащением словарного запаса учащихся, главной целью обучения лексике является борьба за культуру речи.

Стоит отметить, что сегодня информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, происходит формирование информационного общества. Уже в школе ребёнка окружают различные технические средства, на него обрушивается поток различной информации. Сегодня учитель должен уметь использовать электронные ресурсы грамотно, добиваться  формирования информационных умений.

Одной из компьютерных программ, посредством которой можно организовать изучение синонимов, является «iSpring QuizMaker». Данная программа имеет следующие варианты заданий:

  • верно/неверно. Данные задания включают в себя вопросы, на которые учащиеся должны ответить либо «верно», либо «неверно», например:

верно ли утверждение, что синонимы – пласт лексики, который никогда не меняется? (неверно);

  • одиночный выбор.  Задания такого типа позволяют учащемуся выбрать лишь один правильный вариант ответа, например:

выберите подходящий по смыслу синоним:

целых два часа я _________с ним об этом важном деле. (болтал, сплетничал, беседовал);

  • множественный выбор. Подобные вопросы позволяют учащемуся выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов, например:

дополните следующие синонимические ряды:

смелый – храбрый – отважный – безбоязненный – _______ (бесстрашный, неустрашимый, страшный, пугающий, мужественный);

  • ввод строки. В данном типе заданий ученик должен ввести правильный ответ в текстовое поле, например:

вставьте пропущенное слово:

______– это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. (синонимы);

  • соответствие. В вопросах этого типа необходимо сопоставить элементы одного списка с соответствующими элементами другого списка, перетаскивая их при помощи мыши, например:

соедините синонимы парами:

ввод числа. В заданиях данного типа учащиеся должны ввести числовое значение в качестве правильного ответа, например:

введите правильное цифровое значение:

сколько доминант может быть у синонимического ряда? (1);

  • пропуски. Вопросы этого типа требуют самостоятельного заполнения одного или нескольких пропусков в тексте, например:

заполните пропуски:

группа синонимов – это______________(синонимический ряд);

  • вложенные ответы. Следующие задания включают в себя вопрос, в котором на месте каждого пропуска в тексте требуется выбрать одно из предложенных словосочетаний или слов из выпадающего меню, например:

выберите правильный синоним к слову робкий

Нет более (красивого/трусливого/смелого) трусливого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и убегает. Только поздним вечером или ночью  (боязливый/отважный/героический) боязливый зверек выходит из своего убежища. Днем он прячется в укромном уголке. Много врагов у (мужественного/затейливого/пугливого) пугливого зайчишки [1] ;

  • банк слов.  Задание, в котором учащийся должен перенести слова или словосочетания из заданного набора в соответствующие им пропуски в тексте. Для усложнения данного задания предпочтительно использовать большее количество элементов в банке слов, чем пропусков в тексте, например: 

расставьте синонимы в правильном порядке:

Доминантой синонимического ряда коричневый шоколадный карий является слово ________. Для характеристики глаз обычно используют слово ______; слово ______ обозначает оттенки коричневого цвета. (коричневый, карий, шоколадный) [2, c. 481];

активная область.  Данное задание подразумевает, что учащийся сделает щелчок по правильной области на картинке, например:

выделите смайл, который передаёт значение синонимического ряда холодный – ледяной –  студеный –  стылый:

Таким образом, обучение лексике является составной частью процесса обучения, которая осуществляется на всех уроках русского языка, складывается из обогащения словаря учащихся, его активизации, а также усвоения учащимися основных лексикологических понятий. Сегодня, когда школьник уделяет компьютеру и телефону столько же времени, сколько и урокам, недооценивать гаджеты становится трудно. В наше время можно и нужно сделать так, чтобы данное времяпровождение приносило пользу, поэтому обучение синонимам посредством использования информационных технологий будет эффективно на уроке русского языка.

 

Список литературы:
1. Лексические упражнения с синонимами [Электронный доступ]. – Режим доступа:https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585056/pril1.doc. (дата обращения: 12.01.2020).
2. Словарь синонимов русского языка : в 2 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньева. – Л. : Наука, 1970. – Т. 1 : А–Н. – 680 с.
3. Современный русский литературный язык : учеб. пособие / В. Д. Стариченок [и др.] ; под ред. В. Д. Стариченка. – Минск : Выш. шк., 2012. – 591  с.