Статья:

Фирменная униформа или художественные особенности корпоративного стиля

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Фирменная униформа или художественные особенности корпоративного стиля // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Фирменная униформа или художественные особенности корпоративного стиля

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

CORPORATE UNIFORM OR ARTISTIC FEATURES OF THE CORPORATE STYLE

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S. G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются определенные общемировые правила дизайнерского моделирования профессиональной одежды персонала гостиниц, называемой "униформой". Представлена классификация корпоративной одежды по видам и типам. Определяются основные художественные и конструктивные критерии униформы персонала отелей и возможности технологической вариативности материалов в контексте ее практического ежедневного применения.

Abstract. This article discusses certain global rules for design modeling of professional clothing for hotel staff, called "uniforms". The classification of corporate clothing by types and types is presented. The main artistic and design criteria of hotel staff uniforms and the possibility of technological variability of materials in the context of its practical daily use are determined.

 

Ключевые слова: корпоративный стиль; униформа; гостиничный бренд; дизайн костюма.

Keywords: corporate style; uniform; hotel brand; costume design.

 

Считается, и тому есть множество подтверждений, что понятие униформы, корпоративной или тематической одежды происходит либо от военной униформы, которая во все времена символизировала власть и мужественность, либо от церковных одеяний, атрибуты которых обозначали мудрость и знание, свидетельствуя о том, что их владелец относится к кругу избранных. Так же начиналась история развития униформы и корпоративного костюма в гостиничном бизнесе, где самый яркий представитель корпоративного стиля — швейцар — встречает гостя при входе в отель.

Несомненно, важную роль сыграло и то обстоятельство, что большинство швейцаров так или иначе в прошлом имели отношение к армии — их одежда очень напоминает военную. Именно со швейцаров началось формирование униформы персонала гостиниц примерно тогда, когда появились и сами гостиницы в Европе — в конце XVIII века. Необходимо отметить, что униформа также попадает под влияние общемировой моды: как и любая одежда, она развивается и в плане дизайна, и с точки зрения качества материалов, конструкции, пошива, удобства носки. Франция в то время впервые была признана мировым лидером в женской моде, а вот англичане доминировали в мужской — благодаря передовой технологии производства шерсти, ткацким станкам и более изящной технике кроя. Эти различия привели к появлению понятий «парижская мода» и «лондонский крой» [1, c. 207].

Если взглянуть на тенденции развития униформы во Франции и Англии до сегодняшнего дня, можно заметить легкую конкуренцию среди законодателей моды: французские гостиничные бренды все так же делают ставки на элегантную классику с утонченным дизайном, британские — больше стремятся к технологичности, современности, оригинальности подхода к униформе.

В гостинице RITZ-CARLTON в Париже вы и сейчас сможете увидеть классический костюм швейцара в стиле Людовика XIV и дворецкого — во фраке с расшитыми лацканами (Рис.1).

 

Рисунок 1. "Швейцар отеля RITZ-CARLTON"

 

В центре Лондона в гостинице St Martins Lane сети Morgans Hotel Group, где дизайн гостиниц был выполнен Филиппом Старком, униформа сотрудников представлена дизайнерским нестандартным решением: персонал первой линии одет в трикотажные костюмы от Кельвин Кляйн из последней коллекции, воплотившей технологические новинки кроя для удобства носки. Британия всегда позволяла себе отходить от шаблонов и стереотипов, что присуще классическому гостиничному предприятию (Рис.2) [1, с. 214].

 

Рисунок 2. "Корпоративный стиль персонала Morgans Hotel Group"

 

В нынешнее время необходимость в нестандартном подходе к классическому корпоративному костюму и униформе только возрастает. Путешествия и проживание в гостиницах ранее были роскошью. Сегодня это дозволено практически всем слоям населения, и гостиницы ищут пути оптимизации затрат для удерживания конкурентной цены на услуги, а повторяющиеся с 2008 г. общемировые проблемы в экономике требуют от производителей одежды экономного подхода к производству [3, с. 46]. При этом ценность бренда и имиджа гостиниц не должна снижаться, что и вынуждает производителя униформы находить новые конструктивные формы и стили для корпоративного костюма.

Дизайн предприятия неминуемо влияет на внешний вид униформы, а многие гостиницы и рестораны выделяют униформу как «фишку» для привлечения внимания гостей. Некоторые мировые гостиничные бренды отличаются среди новых стильных современных предприятий именно тем, что принципиально придерживаются старомодных стилей в униформе персонала «первой линии» — швейцаров, горничных и дворецких. Современные дизайнерские гостиничные бренды намеренно придерживаются модных тенденций и нестандартных форм. Гостиница или ресторан предлагает свои услуги именно путем высококлассного сервиса, а непосредственное обслуживание выполняется сотрудниками предприятия, стиль и внешний вид которых отображает ценности бренда и имиджа предприятия.

Не секрет, что униформа гостиниц нынче является не только критерием отличия персонала от гостя, но и внешним свидетельством качества услуг и стандарта обслуживания. Чем выше комфортность и уровень гостиницы, тем ярче, заметнее или даже богаче одеты сотрудники [4, с. 153]. Однако гостиницы среднего класса могли бы выбрать альтернативный путь, делая ставки на мелкие яркие детали, не менее интересные конструкции или нестандартные универсализированные решения в конструкции дизайна одежды.

Так или иначе — корпоративный костюм, униформа или единый стиль одежды сотрудников — это «оживший бренд» определенного предприятия: он двигается, говорит и обслуживает его гостей. Фирменный стиль какого-либо бренда воспроизведен в дизайне предприятия, на вывесках, документах и на сувенирной продукции, вышит на полотенце в номере, представлен на сайте и в электронной переписке. И только на сотрудниках он оживает и несет ценности и миссию предприятия посредством человеческих поведенческих функций. Составляющей любой одежды являются не только внешние проявления (цвет, ткань, яркие детали), но и внутренняя личностная эмоциональная наполняемость корпоративного костюма, которую несет сотрудник. Жизненные ценности, любовь к профессии и уверенность в себе персонала — все эти проявления являются составляющей бренда и наиболее ярко они будут проявляться, когда сотрудник горд носить бренд: униформу этого предприятия. Сотрудники и персонал гостиницы всегда будет основной составляющей успеха предприятия, а то, во что сотрудники одеты, — основой корпоративной ответственности.

Виды и типы униформы и корпоративной одежды.

Виды униформы тоже имеют непосредственное отношение к поведенческой демонстрации бренда компании и несут различные требования к функционалу, типу обслуживания. Условно корпоративный костюм можно разделить на три основных вида, которые имеют свои особенности в дизайне и стиле:

• административный костюм (TOP-менеджмент и менеджеры среднего звена);

• корпоративная униформа сотрудников первой линии (портье, администраторы, официанты, хостес, охрана, специалисты рекреационных центров);

• рабочая униформа (горничные, повара, технический персонал гостевой зоны, мастера, работники пляжа).

Гостиничные предприятия в рамках оптимизационных процессов и экономического подхода к затратам зачастую уходят от необходимости производства униформы для сотрудников, которые не задействованы напрямую в обслуживании гостей. В большинстве своем это касается инженеров, бухгалтерии, мойщиков посуды, грузчиков и т.д. Хуже, когда это затрагивает TOP-менеджмент и менеджеров среднего звена, потому как именно данные сотрудники являются лицом компании не только для внешнего гостя, но и демонстрируют корпоративную культуру бренда относительно внутреннего гостя: поставщиков, партнеров, коллег и контрагентов. Вследствие отказа от корпоративной одежды для менеджмента нарушается единый принцип внутренних проявлений ценностей бренда компании, помимо прочего, это пагубно влияет на лояльность сотрудника к предприятию [2, с. 149].

Корпоративный костюм менеджмента — это красивое завершение образа и миссии компании, его представление на рынке услуг. Требования к данному типу униформы одни из самых сложных как в отношении стилистики одежды, так и в производстве лекал и технике кроя. Не секрет, что сегодня многие известные модные дома борются за представление своих моделей и дизайнерских костюмов именно среди гостиничных брендов и авиакомпаний. Сложность подхода к производству такого рода униформы заключается в поиске компромисса между двумя несовместимыми на первый взгляд условиями: внешняя заметность и в то же время непритязательность дизайна.

Хороший пример можно найти в типовых стандартах для внешнего вида сотрудников, который применяется практически в любой гостинице: не рекомендовано носить черные колготки в общественной зоне для представителей административного персонала. Дело в том, что внешне черный цвет колготок привлекает внимание не только представителей противоположного пола, но и женщин-гостей, которые могут испытывать чувство ревности или зависти касательно персонала, который, в принципе, не должен быть вообще заметен, и тем более вызывать какие-либо негативные эмоции. Аналогично в отношении корпоративного костюма: сотрудник должен выглядеть скромно и стильно, демонстрируя отличия бренда, но не слишком ярко, чтобы не привлекать излишнего внимания. Административные работники отеля, которые непосредственно контактируют с гостями (например, отдел продаж или менеджмент среднего звена), должны выглядеть элегантно и соотноситься с общим стилем компании по цвету, наличию логотипа и других отличительных признаков отеля. Чаще всего наименование изделий достаточно стандартно: пиджак, юбка, брюки и жилет. Но на сегодняшний день, попадая под влияние общемировых трендов, многие предприятия заменяют или исключают некоторые наименования, предлагая платья, шорты и удлиненные жилеты без рукавов.

К административной униформе персонала первой линии применяются все вышесказанные характеристики, но и предъявляются особые требования по износостойкости, устойчивости к образованию пятен, прочности. Важную роль в характеристике униформы играет удобство в движении и наличие карманов, мобильных застежек, а также возможности в универсальном подходе к различным размерам. Униформа для данной категории сотрудников — не совсем модельный корпоративный костюм. Технологически он разрабатывается по определенным стандартным лекалам, где унифицируется в размерные линии, а возможность «подгона» под размер желательно осуществлять путем различного вида конструкций, ремешков и резинок. Также при пошиве униформы для работников гостиниц, занятых административными функциями, на первый план выходят дизайн и корпоративные отличия, поскольку данный персонал прямо взаимодействует с гостями в своей ежедневной работе. Что касается тканей, которые лучше всего использовать для пошива корпоративного костюма, то это костюмная шерсть, если позволяет бюджет. При этом также неплохо зарекомендовала себя в эксплуатации полушерсть, ассортимент которой сейчас достаточно велик. Наименования изделий схожи с корпоративным костюмом, но нередко их заменяют платьями или полуфраками, упрощают внешний вид, находя альтернативные пути: выделиться аксессуарами типа бабочек и фартуков ярких цветов в единой стилистике, обходясь без дополнительных затрат на ткань.

Рабочая униформа является самым благодатным дизайнерским материалом, требует удобства, повышенной износостойкости, прочности на истирание и разрыв, легкости в уходе. Кроме того, ткани, которые используются для пошива униформы, должны обеспечивать комфорт во время работы: они должны быть гигроскопичны, хорошо вентилироваться. Технический персонал, занятый активным физическим трудом, попадается на глаза гостю достаточно редко и может быть одет немного проще. Одежда для данной категории работников не столь требовательна к дизайну, зато должна обладать всеми характеристиками хорошей рабочей униформы (она шьется из тканей с высоким содержанием натуральных волокон и значительным количеством искусственного сырья). Такие материалы часто обрабатываются специальными пропитками, предотвращающими образование пятен. Покрой моделей выбирается таким образом, чтобы в униформе было удобно исполнять свои обязанности (убирать комнаты и коридоры, производить мелкий ремонт и предоставлять бытовые услуги постояльцам), при этом одежда должна оставалась стильной.

Существуют даже сезонные показы данной униформы, производители которой не стесняются находить новые пути соединения модных трендов и комфортности в моделях, применять новые цветовые решения. Например, используются яркие принты для рубашек и блуз, применяется стилизованный крой и визуальные эффекты. Главным критерием для данного вида униформы считаются удобство, вентилируемость и универсальность конструктивных решений.

На одном из предприятий проводился эксперимент при выборе униформы для горничных. Во всех представленных моделях и конструкциях не могли найти баланс между удобством и вентилируемостью (всем горничным было жарко в униформе). Трех горничных одели в различные виды униформы (разных производителей), а одну из них попросили оставаться в нижнем белье. После стандартной уборки опросили сотрудниц описать свое состояние и выбрать наиболее удобный вариант: все определили, что было жарко даже той, которая была в нижнем белье. Этот эксперимент показал, что ткань должна иметь натуральные нити, но жарко будет в любой из них. А вот удобство кроя сыграло решающую роль [5, с. 124].

Наименование изделий униформы в большей степени определяется классом предприятия и часто состоит из комбинезонов, брюк или курток свободного кроя, а отдельными деталями придают униформе изыска: крой воротника, деталей или оторочкам кармана.

Важное и особое внимание хотелось бы уделить некоторым деталям, составляющим общий фасон и вид униформы вне зависимости от типа и вида корпоративной одежды. Обувь и аксессуары — не менее важная деталь корпоративной униформы, нежели дизайн костюма или ткань, используемая при производстве. Внимание к аксессуарам (пояс для расчесок в СПА-салоне, фартук повара с удобными карманами, съемные воротники или мягкие сабо) — это не только забота об удобстве сотрудников при исполнении ими своих обязанностей, но и корпоративные «мелочи», привлекающие внимание к бренду компании, которые позволяют сделать вывод о том, что бренд живет и развивается.

Стюардессы, официанты, монахини, спортсмены, шеф-повара и военные… Униформа — не одежда, это признак индивидуальной причастности к сообществу. Профессор австралийского университета Дженнифер Крейк рассматривает униформу со всех сторон и во всех контекстах: власть, профессия, социальная иерархия и религиозные практики [2, с. 9]. Униформа символизирует функцию носящего ее, а также его принадлежность к организации. Устойчивое словосочетание «честь мундира» означает воинскую или корпоративную честь.

 

Список литературы:
1. Балабанова Г. Г. Влияние художественных стилей и направлений в искусстве на формирование костюма / Г. Г. Балабанова // Костюм в современном социокультурном пространстве: сб. науч. тр. − Белгород, 2006. 
2. Баумгартен Л. В. Сущность, особенности разработки и использования фирменного стиля гостиничного предприятия в качестве маркетингового инструмента // Маркетинг в России и за рубежом. − 2016. −  № 1.
3. Коляда Е. Имидж и репутация - близнецы-братья? / Советник. − № 6. − 2000.
4. Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. − М.: Либроком, 2014.
5. Сорокина А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. − М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012.