Статья:

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ “ГИБКИХ НАВЫКОВ” У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ “МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА” В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Алехин П.А. НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ “ГИБКИХ НАВЫКОВ” У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ “МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА” В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(103). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ “ГИБКИХ НАВЫКОВ” У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ “МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА” В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Алехин Павел Алексеевич
аспирант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет Синергия, РФ, г. Москва

 

THE NECESSITY OF DEVELOPING "SOFT SKILLS" AMONG STUDENTS IN THE FIELD OF "MUSIC SOUND ENGINEERING" IN THE CONTEXT OF THE MODERN LABOR MARKET

 

Alekhin Pavel Alekseevich

PhD Student Non-State Educational Private Institution of Higher Education Moscow Financial and Industrial University Synergy, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования “гибких навыков” у студентов направления “музыкальная звукорежиссура” в условиях современного рынка труда. Анализируется противоречие между ожиданиями работодателей и недостаточным уровнем развития soft skills у большинства выпускников, что во многом связано с консерватизмом и медленной адаптацией системы высшего образования к новым вызовам. Были рассмотрены основные виды “гибких навыков” на основе статей отечественных и зарубежных авторов. Обоснована роль данных навыков в работе звукорежиссёра. Цель исследования заключается в анализе и оценке эффективности существующих методик формирования гибких навыков у студентов-музыкальных звукорежиссёров. Практическая значимость данной статьи заключается в использовании результатов исследования для адаптации системы профессионального образования по направлению “музыкальная звукорежиссура” к новым условиям рынка труда

Abstract. This article addresses the issue of developing "soft skills" among students in the field of "music sound engineering" in the context of the modern labor market. It analyzes the contradiction between employers' expectations and the insufficient level of soft skills among most graduates, which is largely attributed to the conservatism and slow adaptation of the higher education system to new challenges. The main types of "soft skills" are examined based on articles by domestic and foreign authors. The role of these skills in the work of a sound engineer is justified. The aim of the research is to analyze and evaluate the effectiveness of existing methods for developing soft skills among music sound engineering students. The practical significance of this article lies in using the research findings to adapt the professional education system in the field of "music sound engineering" to new labor market conditions.

 

Ключевые слова: гибкие навыки; музыкальная звукорежиссура; межличностные навыки; внутриличностные навыки; методики формирования навыков.

Keywords: soft skills; music sound engineering; interpersonal skills; intrapersonal skills; skill development methods.

 

Актуальность

Сегодня прогресс в таких сферах как экономика, новые технологии и искусственный интеллект достигли невероятных успехов, конечно все это повлияло на каждую из сфер человеческой жизни, и в том числе сферу образования. “Кульминацией в сфере образования стали изменившиеся требования к выпускнику, будущему профессионалу и специалисту” [3, с. 23 - 26].  

В настоящее время специалистам недостаточно обладать только профессиональными знаниями, важно обладать и универсальными навыками — soft skills. В современных условиях гибким навыкам придают всё большее  и большее значение. «Вместе с тем, работодатели по всему миру отмечают наличие существенных проблем в межличностных навыках у сотрудников своих компаний, которые усугубляются цифровизацией и «гаджитизацией» трудовых процессов и процессов коммуникации» [2, с. 5 - 9]. Данная проблема обусловлена в том числе и тем, что образовательные программы высших учебных заведений медленно адаптируются к современным запросам общества и работодателей. 

Проблема:

Ситуация на рынке труда демонстрирует, что специалистам в области  “музыкальной звукорежиссуры” помимо знаний по профильным предметам; требуется наличие гибких навыков “soft skills”.  В настоящее время, получить такие навыки в вузах довольно затруднительно, ввиду недостаточности соответствующих программ и методик. К таким навыкам относятся креативное мышление, эмоциональный интеллект и многие другие. «Именно soft skills увеличивают перспективу успешного трудоустройства» [5, с. 13 - 17].  

«По мнению экспертов (в качестве которых выступили заведующий художественно-постановочной частью театра “Ромэн”, технический директор оркестра “RochestraLive”), именно «гибкие» навыки обеспечат качественное применение знаний и умений, полученных в результате обучения в вузе» [9, с. 126 - 134]. Также эксперты заявляют, что студенты с хорошо развитыми гибкими навыками имеют гораздо больше перспектив и шансов на успех в карьере по сравнению с теми, кто не обладает этими качествами. По их мнению развитие гибких навыков у студентов поможет будущим специалистам стать ценным ресурсом для компаний.  

В условиях современного экономического мира работодатели ожидают, что преподаватели ВУЗов подготовят своих выпускников к тому, чтобы они были конкурентоспособны. Но в реальности этого в должной мере не происходит. Таким образом, очевидно, что существует противоречие между потребностью в наличии у будущих звукорежиссеров определённых гибких навыков и отсутствием данных навыков у большинства выпускников по направлению “музыкальная звукорежиссура”. Проблема исследования заключается в недостаточном понимании важности «гибких навыков» в процессе обучения в ВУЗе, невыявленности условий и неразработанности методик их формирования у студентов данных специальностей, что приводит к затруднениям в личностном и карьерном росте молодых специалистов. Это связано с тем, что в вузе в основном не организуется целенаправленное формирование данных качеств.  

Всё вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы исследования «Формирование гибких навыков у студентов по направлению “музыкальная звукорежиссура”», в результате которого предполагается: 

  • провести анализ существующих методов и методик формирования «гибких» навыков в ВУЗах у студентов направления “музыкальная звукорежиссура” на данный момент; 
  • разработать и экспериментально апробировать методы и методики формирования «гибких» навыков в процессе подготовки студентов направления “музыкальная звукорежиссура”; 
  • изучить эффективность разработанной модели и определить условия её реализации. 

Для начала выясним, какие из существующих гибких навыков профессионально необходимы звукорежиссеру. «Выделяют две основных категории skills: interpersonal (межличностные) и intrapersonal (внутриличностные)» [12, с. 21 - 36]. 

Основная часть:

Рассмотрим межличностные навыки и их необходимость в работе звукорежиссёра. Как правило звукорежиссёр выполняет свою работу на концертных площадках или студиях звукозаписи. Однако работу он выполняет не один, в команде с ним есть еще несколько специалистов, таких как: техник сцены, микрофонный оператор, мониторинг инженер и т.д.. Не могу не согласиться с автором, что “одной из важнейших является категория взаимодействие звукорежиссёров с другими участниками художественно-постановочной группы учреждений культурно-досугового типа” [4, с. 167 - 176]. Результат выполненной работы зависит от качества взаимодействия всей команды и правильно выстроенной иерархии. И одним из первых навыков в данном направлении является “управление проектами и командами”, так как данные специалисты находятся в непосредственном подчинении звукорежиссёра. Звукорежиссер должен иметь ясное представление о способностях и возможностях своих специалистов, а также - о функциях, которые они должны выполнять. Это необходимо для того, чтобы корректно распределить обязанности между специалистами, а также - для слаженной работы команды. Это особенно важно в случаях возникновения внештатных ситуаций.  

Звукорежиссеру также необходимо обладать качествами лидера: быть уверенным в своих знаниях и опыте, чтобы направлять команду к достижению общих целей. Для звукорежиссера важно уметь слушать мнения других, поощрять обмен идеями и создавать атмосферу доверия. Таким образом мы видим, что звукорежиссёру важно обладать таким навыком как “лидерство”. Звукорежиссеры должны быть готовы обучаться новому и делиться своими знаниями с командой, чтобы все участники проекта могли расти и развиваться вместе. Для того, чтобы все участники команды совершенствовали свои навыки в процессе работы, звукорежиссёру важно быть не только лидером, но и наставником. “наставничество” – ещё один важный навык для звукорежиссёра. Реализуя навык наставничества, звукорежиссёр помогает молодым специалистам не только разобраться с технической частью рабочего процесса, но и развивать творческое мышление и искать свой уникальный стиль работы.  

В первую очередь звукорежиссер – это человек, работающий с человеком, а во вторую очередь уже со звуком. «Более того, звукорежиссер как человек, управляющий творческим процессом, должен разбираться в вопросах, связанных с общением людей различных творческих специальностей – актеров, музыкантов и т.д.» [10, с. 114 - 118]. Достижению хороших результатов работы будут способствовать доверительные личные взаимоотношения.  

Для достижения высокого качества деловых и личностных отношений звукорежиссеру необходимо развивать такой гибкий навык, как эмоциональный интеллект. Он представляет собой совокупность умений, позволяющих распознавать свои и чужие эмоции, обсуждать их, а также – выражать свои эмоции, управлять ими, обсуждать их и использовать для достижения целей. Ненасильственное общение — это навык, который помогает эффективно взаимодействовать с собеседником, позволяя добиваться желаемого без требований и манипуляций.  

Ключом к успешной реализации проекта для звукорежиссера, работающего в студиях звукозаписи, является овладение навыком “клиентоориентированность” - умение определять желания и потребности клиента, в том числе в динамике.  

Приступим к рассмотрению второй категории - “внутриличностные навыки”. В эту категорию входят: тайм-менеджмент, стресс менеджмент и креативное мышление. Тайм-менеджмент охватывает такие задачи, как планирование, определение целей, делегирование обязанностей, анализ временных затрат, мониторинг выполнения задач и расстановка приоритетов. Звукорежиссеру и его команде необходимо уметь четко формулировать задачу и определять конкретные шаги для её реализации, что поможет более грамотно организовать работу, повысить продуктивность и достичь поставленных целей. “Термин «стресс-менеджмент» в буквальном переводе с английского означает «управление стрессом»”[6, с. 340].

“В стресс-менеджменте выделяются две основных ступени: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности, в том числе, и себя” [7, с. 22 - 28]. Кроме большого количества взаимодействий с людьми, работа звукорежиссера тесно связана с техникой, и в процессе работы могут возникать проблемы с аппаратурой и другие внештатные ситуации. Эти обстоятельства могут вызывать негативные эмоции, с которыми помогает справляться стресс-менеджмент. Эффективные методы управления стрессом позволяют звукорежиссерам сохранять спокойствие, находить решения в сложных ситуациях и поддерживать высокое качество работы даже в условиях давления. Со стресс-менеджментом непосредственно связан другой навык – креативное мышление.  

Именно креативное мышление помогает звукорежиссёру найти быстрое решение проблемы и избежать конфликтных и стрессовых ситуаций. Креативное мышление — это многогранный и динамичный процесс, который зависит от взаимодействия когнитивных способностей, личностных черт и социальной среды. Исследования показали, что каждый человек способен развивать свою креативность, независимо от исходных данных. «Важно создавать условия, которые способствуют активизации творческого потенциала, будь то в образовательных, профессиональных или социальных контекстах» [1, с. 307 - 311]. 

Выводы:

Таким образом, видя важность гибких навыков в профессии звукорежиссера, встает вопрос о формировании этих навыков в процессе обучения в ВУЗе. «Однако не все российские учебные заведения сегодня обеспечивают подготовку такого уровня, а на общегосударственном уровне данная концепция только развивается» [8, с. 170 - 172]. 

Определить перечень качеств, к которым стремятся работодатели, таких как пунктуальность, лояльность и т. д., – одна из важнейших целей современного профессионального образования, в том числе, и в нашей стране. «Для достижения этих желаемых запросов учебные заведения должны адаптироваться к текущим потребностям студентов и работодателей, и разрабатывать новые модели и методики в обучении» [11, с. 3 - 41]. 

Для достижения результатов в развитии гибких навыков у студентов “музыкальной звукорежиссуры” важно провести анализ, пересмотр учебных программ, а также изменить методику их реализации. Изучение методов оценки и фиксации достижений студентов также положительно скажутся на результатах формирования гибких навыков. 

В первую очередь для успешного развития гибких навыков у студентов “музыкальной звукорежиссуры”, требуется внедрение новых методов, методик  и программ обучения в учебный процесс. Во-вторых, результаты новых программ будут достигнуты при должном учитывании ВУЗами важности освоения новых программ студентами для развития гибких навыков в целях успешного трудоустройства. Так же положительно на результат повлияет внедрение новых дисциплин. Которые помогут студентам развить свои сильные стороны. В свою очередь дисциплины должны быть основаны на этих самых новых методах и методиках формирования гибких навыков. Все вышеуказанные действия помогут студентам сформировать их как специалистов, которых компании хотели бы видеть на рабочих местах.

Важно создать условия, способствующие активному обучению и практическому применению полученных знаний, что позволит студентам уверенно входить в профессиональную среду. 

Итак, согласно проведенным наблюдениям и анализу источников, будущему звукорежиссёру необходимы следующие «гибкие навыки»:  

Межличностные: 

  • управление проектами и командами,  
  • лидерство,  
  • наставничество,  
  • эмоциональный интеллект,  
  • клиентоориентированность. 

Внутриличностные: 

  • тайм-менеджмент,  
  • стресс менеджмент,  
  • эмоциональный интеллект,  
  • креативное мышление. 

Заключение:

Таким образом, в настоящее время проблема формирования мягких навыков у студентов направления “музыкальная звукорежиссура” остается недостаточно изученной и представляет собой перспективное направление для дальнейших исследований.

 

Список литературы:
1. Аллаков М.Г. Психология и креативное мышление // Наука и мировоззрение, 2024. №32 том 1 С. 307 – 311.
2. Богачева О.А. Формирование системы гибких навыков (soft skills) у студентов в условиях современного рынка труда // Международный журнал профессиональной науки, 2021. № 2. С. 5–9.
3. Елисеева И.А. Теоретические основы и методология формирования «гибких навыков» у студентов высших учебных заведений // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2024. 13(1) C. 23-26; DOI: 10.24412/2225-82642024-1-23-26.
4. Зубрильчева В.В. О развитии профессионально значимых качеств звукорежиссёров в учреждениях культурно-досугового типа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2018. № 1 (81) С. 167–176.
5. Ивашкова А.А. К вопросу об изучении формирования soft skills в зарубежных исследованиях // Вестник Нижевартовского Государственного Университета, 2021 №1 С. 13–17.
6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации // М.: ИНФРА-М, 2010. – 340 с.
7. Кречетников К.Г., Шойнхорова В.Р. Стресс и стресс - менеджмент в деятельности руководителя // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 2016 №40-2 С. 22–28.
8. Манучарян К.И., Дорофеева Л.В., Кудашова Е.А. Формирование гибких профессиональных навыков у студентов колледжей и вузов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2024 №1-1 (88) С. 170 – 172.
9. Уварина Н.В., Петрова Е.В. Модель формирования гибких навыков студентов профессиональных образовательных организаций // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2022. Т. 14, №4 (58). С. 126-134; DOI:10.7442/2071-9620-2022-14-4-126-134.
10. Чудинов А.К. Формирование профессиональной компетентности современных звукорежиссеров в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009 №3 С. 114 – 118.
11. Alexander B., Ashford-Rowe K., Barajas-Murph N., Dobbin G., Knott J., McCormack M., Weber N. - Horizon report. - 2019. higher education edition. EDU19, 2019. P. 3-41
12. Gejdoš P., Simanová Ľ., Čierna H., Sujová E., Schmidtová, J. (2021). Integration of Soft Skills of Graduates of the Technical University in Zvolen and Their Applicability in Slovak Business Environment. The Case Study. Central European Business Review, 10(5), 21-36.