ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам классификации методов обучения в высшей школе. Акцентируется внимание на создание оптимальной классификации методов обучения, которая могла бы затронуть все аспекты процесса обучения, в том числе вобрать в себя обусловленность дидактическими занятиями и спецификой области знания, в которой преподается дисциплина. В статье осуществлена попытка синтезировать имеющиеся классификации методов обучения, выборка которых осуществлена на усмотрение автора, на основе их значимости для процесса обучения и усвоения студентами полученных ими знаний в образовательной деятельности.
Ключевые слова: процесс обучения, дидактический подход, метод обучения, преподаватель, усвоение знаний, классификация, универсальность.
Дискуссии на тему о методах обучения, их классификации и целесообразности проведения такой классификации начались в второй половине 1950-х годов. При этом, проблематика основывалась на существующей системе методов обучения: одни исследователи пытались создать классификацию с участием как новых, так и давно существующих методов обучения, другие, наоборот, использовали перечни старых методов обучения, не добавляя к ним ничего нового.
Согласно той дефиниции, которой дал М.А. Данилов, «метод обучения – применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками» [2].
В общенаучном смысле метод означает способ, с помощью которого объект познания познает окружающую его действительность: явления природы и общественной жизни, своеобразная ступень в поиске истины.
Метод обучения представляет собой способ по организации учебного процесса, в котором задействованы субъект и объект, таким образом, чтобы были достигнуты все цели учебного процесса. При таком определении – метод обучения – становится главной движущей силой учебного процесса. От выбора того или иного метода зависит: наступит или нет ожидаемый результат, будут ли достигнуты цели обучения. Таким образом, цель обучения обуславливает выбранную систему методов обучения, изменении цели всегда влечет и изменение методов.
В совокупности методов обучения принято выделять: методы преподавания (то есть действия педагога) и методы учения (действия студентов для получения знаний).
При этом следует учитывать, что преподавательская деятельность, равно как и ученическая обладает разносторонним характером, поэтому и дефиниции методов обучения, и их классификация не терминологической однообразности. Однако, большинство исследователей предпочитают использовать термин метода обучения как средство для организации образовательной деятельности.
В силу своей универсальности, метод, обладает обширным списком признаков и характеристик, которые в том числе могут являться критерием для их классификации. Рассмотрим некоторые из представленных классификаций методов обучения.
Классификация методов по источнику передачи и восприятию информации (Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Выделяют следующие категории:
а) пассивное восприятие — слушание и просмотр (например, рассказы, лекции, объяснения, демонстрационные методы);
б) активное восприятие — самостоятельная работа с учебным материалом: книгами, визуальными источниками; а также лабораторные методы [1].
Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н. М. Верзилин, Д. О. Лордкипанидзе, И. Т. Огородников и др.) включает:
а) словесные — использование устной речи преподавателя и работа с литературой;
б) практические — изучение окружающей среды через наблюдения, эксперименты, выполнение различных упражнений [3].
Классификация, объединяющая методы преподавания и методы обучения или бинарные методы (по М. И. Махмутову) включает:
а) методы преподавания: информационно-объяснительные, инструктивно-практические, объяснительно-побуждающие и побуждающие;
б) методы обучения: исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый и поисковый [4].
Классификация по организации учебного процесса, мотивации и контролю (Ю. К. Бабанский) делит методы на три группы:
а) методы организации и реализации учебно-познавательного процесса: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему и наоборот); самостоятельные и под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: средства повышения интереса к обучению, включая все ранее упомянутые методы для психологической настройки и побуждения; а также методы укрепления ответственности и чувства долга в учении;
в) методы контроля и самоконтроля: устные, письменные, лабораторно-практические методы оценки и самопроверки [6].
Классификация методов преподавания по В. Оконю (в «Введение в общую дидактику») включает четыре группы:
а) методы, основанные на познавательной активности репродуктивного типа, такие как беседы, дискуссии, лекции, работа с книгой;
б) методы самостоятельного овладения знаниями — проблемные методы, которые стимулируют творческую активность при решении задач;
в) оценочные методы, или экспонирующие, с доминированием эмоционально-образной активности: эмпрессивные, выразительные, практические и учебные методы;
г) практические методы, связанные с выполнением технических заданий, направленных на изменение и создание новых форм окружающего мира (например, работы с деревом, стеклом, выращивание растений или животных, создание тканей), моделирование, проектирование и проверку функций, индивидуальную и групповую оценку выполнения задания [5].
В рамках существующих классификаций методов обучения можно выделить еще около десятка различных моделей, каждая из которых обладает как сильными сторонами, так и определенными недостатками. Важно подчеркнуть, что универсальной и абсолютной классификации, охватывающей все аспекты педагогической практики, не существует и вряд ли когда-либо сможет быть создана. Учебный процесс — это динамичная и сложная система, которая постоянно развивается под воздействием новых педагогических подходов, технологических инноваций и изменяющихся требований образовательной среды.
В этом контексте необходимо учитывать, что методы обучения в живом педагогическом процессе не остаются статическими. Они получают новые свойства, адаптируются к меняющимся условиям и специфике конкретных задач. Строгое объединение методов по жестким схемам и одностороннее следование им может ограничивать рост и совершенствование учебной деятельности, что недопустимо при динамичном развитии педагогической практики. Гибкое комбинирование различных методов позволяет максимально эффективно реагировать на потребности обучающихся и особенности предмета.
На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают ведущую роль, обеспечивая достижение ключевых целей занятия, тогда как другие выступают в подчиненных позициях, выполняя вспомогательную функцию. При этом важным является то, что соотношение этих методов должно быть только оптимальным, так как эффективность обучения прямо зависит от правильного их сочетания. Недостаточное использование или исключение хотя бы одного метода, даже в его не доминирующем положении, может существенно снизить результативность всего урока или занятия.
Следует подчеркнуть, что интеграция разнообразных методов — это залог повышения адекватности образовательных решений текущим задачам. Комбинирование различных подходов дает возможность более полно охватить особенности обучающихся и обеспечить более глубокое и закрепленное усвоение материала. Именно поэтому методологическая гибкость и умение правильно сочетать средства обучения играет ключевую роль в развитии эффективной педагогической системы.
В конечном счете, успешное применение методов зависит от их рационального сочетания и своевременного использования в соответствии с содержанием урока и уровнем подготовленности обучающихся. Невключение хотя бы одного метода в процесс сильно снижает его эффективность, поскольку каждое педагогическое воздействие дополняет и усиливает другое. Поэтому целью современной педагогической практики выступает развитие способности адаптировать и комбинировать методы, чтобы достигнуть максимальной адаптивности, дидактической полноты и результативности учебного воздействия.

