СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ
Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ
FORMATION AND DEVELOPMENT OF IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF GOAL SETTING IN PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA
Voropaeva Elena Valerievna
Teacher, Rostov Institute (branch) of VSUJ (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don
Linchik David Nikolaevich
Student, Rostov Institute (branch) of VSUJ (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье рассматривается проблема становления и развития идеологических основ целеполагания в патриотическом воспитании. Автор выделяет ряд периодов, обосновывает их, особое внимание уделяет современному периоду. Анализирует нормативно-законодательные акты, влияющие на трансформацию целеполагания в настоящее время, а так же сделан вывод, что идеологические основы целеполагания в патриотическом воспитании направлены на формирование личности, которая привержена традиционным духовно-нравственным ценностям, готова к созидательной деятельности на благо Отечества, способна к его защите, а также разносторонне развита и проактивна. Эти основы отражены в государственных программах и законах, подчеркивающих важность воспитания граждан, любящих свою Родину и готовых служить ей.
Abstract. This article examines the development of the ideological foundations of goal setting in patriotic education. The author identifies and substantiates several periods, focusing on the modern period. She analyzes the regulatory and legislative acts influencing the current transformation of goal-setting and concludes that the ideological foundations of goal-setting in patriotic education are aimed at shaping individuals who are committed to traditional spiritual and moral values, prepared for creative work for the benefit of the Fatherland, capable of defending it, and well-rounded and proactive. These foundations are reflected in state programs and laws emphasizing the importance of nurturing citizens who love their homeland and are ready to serve it.
Ключевые слова: история России, воспитание патриотизма, идеологические основы, ценность, национальная безопасность, государство и политика.
Keywords: history of Russia, education of patriotism, ideological foundations, value, national security, state and politics.
В настоящее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. На протяжении всей истории российского государства, на всех ступенях ее развития акцентируется внимание на патриотическом воспитании. В монографии «Культура патриотизма и ее формирование в современной России» коллективом соавторов (Магомедова Б.М., Тованчовой Е.Н., Тлепцеришевой С.А.) определено, что патриотизм влияет на множество сфер общественной жизни, таких как экономика, образование, культура и политика. Патриотично настроенное население более мотивировано и предано своей стране, что способствует развитию научных и технологических достижений, поддержке социальных программ и содействию росту образовательных стандартов [4].
Патриотическое воспитание – это довольно сложная многоплановая деятельность которая реализуется постоянно и только увеличивает свои масштабы. Определяет цели, принципы и направления патриотического воспитания в России, устанавливает его правовые и организационные основы [6].
Идеологические основы целеполагания в патриотическом воспитании в России развивались от древнерусских представлений о любви к Родине, нации и обычаям до современных государственных стратегий, включающих уважение к истории, ответственность за будущее страны, защиту культурных особенностей и укрепление её могущества. Современное целеполагание опирается на законодательную базу и национальные проекты, а также учитывает необходимость противодействия таким вызовам, как эмиграция, отрицание истории и нарастание национализма.
Исследование становления и развития идеологических основ целеполагания в патриотическом воспитании в России требует прежде всего четкого определения базового понятийного аппарата. Научная корректность анализа предполагает систематизацию ключевых категорий, их содержательное наполнение и установление логических связей между ними.
Идеологические основы представляют собой систематизированную совокупность идей общественно государственного развития формируемую государственной властью и представленную в документах стратегического планирования и нормативных актах профильных ведомств государства. Идеологические основы определяют рамку целей и задач деятельности всех институтов, влияющих на определение подходов к целеполаганию в патриотическом воспитании. В контексте настоящего исследования под идеологическими основами понимается система государственно-политических идей, ценностных ориентиров и концептуальных установок, задающих содержательные и целевые параметры патриотического воспитания в конкретные исторические периоды.
Патриотизм как базовая категория исследования имеет многоаспектную трактовку в научной литературе. Этимологически термин происходит от греческого слова которое имеет два значения «соотечественник», «родина». В современном научном дискурсе патриотизм определяется как политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине преданность ей и готовность к жертвам ради неё. Большая советская энциклопедия раскрывает патриотизм как любовь к отечеству и преданность ему, а также стремление своими действиями служить его интересам [1]. Философский словарь дает следующую трактовку: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [13].
В рамках данного исследования патриотизм понимается как служение своему Отечеству (в гражданском и военном смыслах), сопричастность к его судьбе и аксиологическим основаниям. Данное определение подчеркивает деятельностную природу патриотизма и его связь с системой ценностей конкретного общества.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
По определению В.В. Буткевич, патриотическое воспитание есть «формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [2].
Рассмотрим становление и развитие целеполагания на разных периодах формирования Российского государства. Выделим три периода, на основании изменения идеологии: ранний, имперский и советский, современный этап (1990 годов).
В ранний период (Древняя Русь) идеология опиралась на почитание Родины, нации и ее обычаев. Патриотизм проявлялся в стремлении к защите своих земель от внешних врагов. Именно любовь к родной земле была основополагающим принципом патриотического воспитания, а ключевыми качествами русского народа были отвага и преданность Руси, что явно прослеживается в патриотических песнях, былинах, поэмах и летописях тех лет. Например, события 1185 года, поход русских князей на половцев, описаны в поэме Н. Заболоцкого «Слове о полку Игореве», а поэма «Задонщина» рассказывает о подвигах русских воинов на Куликовом поле в 1380 году, под командованием Дмитрия Донского русское войско одержало победу над Золотой Ордой.
Следующий два периода – имперский и советский – объединим в один, так как идеологические основы патриотизма в обоих периодах развивались через призму государственной мощи, служения государству и защите от внешних угроз. Здесь мы видим особое уважение к истории, традициям и заслугам своей страны, в советское же время отчетливо выделяются установки прежде всего связанные с коммунистической партией и ее целями.
Особое внимание следует уделить современному периоду, начавшемуся с 1990 годов. В это время началась трансформация патриотических установок. Кандидат педагогических наук в Фоменко Е.А. в своем диссертационном исследовании делит этот период на несколько этапов и указывает что он начался с этапа перманентного кризиса патриотизма как идеи, характеризующийся с одной стороны распадом СССР, бомбардировками блоком НАТО Югославии, а с другой разворотом в идеологии России от прозападного либерализма к традиционному [14].
Второй этап данного периода начался с 1999 года аккумулировал дореволюционный и советский опыт в преемственность отношений целеполагания в патриотическом воспитании, установил идеологический «мост» между Имперской Россией, СССР и Российской Федерацией, давший возможность преодолеть правовую коллизию, образовавшуюся с образования СССР. Так как при становлении Советов юридическая связь прослеживалась с 1917 года, а от части идеалов воспитания до этого времени отказались.
С 2014 года начался следующий этап, связанный с укреплением ретроинновационных тенденций в системе патриотического воспитания, необходимых при применении методов психологического и информационного воздействия на основе актуализации гибридной войны по отношению к России [15]. В это же время было принято ряд ключевых нормативно-правовых актов.
Во-первых, это Конституции Российской Федерации, в ст.67.1 п.4 подчеркивается, что одной из ключевых задач, стоящих перед государством, является создание «условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них чувства патриотизма, гражданственности и уважения старших», что будет способствует комплексному развитию подрастающего поколения [3].
Во-вторых, в ст.2 п. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» внесены изменения в части дополнения функции воспитания, а именно формирования чувства патриотизма и гражданственности, поощрению уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев России, воспитанию уважения к человеку труда и старшему поколению. Также в нем отражены ценности взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, а также природе и окружающей среде [11].
В-третьих, Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", патриотическое воспитание является одним из важнейших аспектов формирования личности современного гражданина [12].
В-четвертых, Указ Президента Российской Федерации от 02.06.2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» указывается, что одним из ключевых стратегических национальных приоритетов является неукоснительная защита и поддержка традиционных духовно-нравственных ценностей, уникальной культуры и богатого исторического наследия Российской Федерации [8].
Начиная с 2022 можно выделить совершенно новый виток развития целеполагания в условиях военной защиты национальных интересов и традиционных российских ценностей. На этом этапе продолжается акцентирование внимания на традиционные духовно-нравственные ценности, вовлечение молодежи в различные сферы патриотической деятельности, возрождается чествование героев Отчества, популяризуются базовые факторы единства, устойчивости государства и общества на основе сплачивающих ценностей, развивается волонтерство, совершенствуется законодательство.
Отметим, Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей от 9 ноября 2022» года формулирует базовые характеристики традиционных ценностей граждан России, а так же интегрирует ценностные ориентиры государствообразующих правовых актов, определив сущность целеполагания в патриотическом воспитании, таких как служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд [7].
Идеологические основы государственного развития и целеполагания в патриотическом воспитании продолжают логично развиваться, сохраняя преемственность. Так Указ Президента РФ от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в сфере исторического просвещения», определил методологию реализации исторической политики и государственное регулирование в области распространения в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний [10].
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 и на перспективу до 2036 года», в котором обозначены национальные цели развития: сохранение населения, реализация потенциала каждого человека, комфортная и безопасная среда для жизни и др., а так же обозначены задачи для реализации этих целей, в рамках одной из задач установлено воспитание патриотизма [9].
В патриотическом воспитании идеологические основы целеполагания продолжаются свое развитие, формируется единая ценностная вертикаль на всех уровнях образования, так 1 сентября 2024 года на уровне школы и СПО вместо «Основ безопасности и жизнедеятельности» (ОБЖ) изучается предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Благодаря ОБЗР обучающиеся будут понимать, как важна подготовка граждан к защите Отечества и иметь антитеррористическую личностную позицию, что очень важно в наше время. Такое изменение предмета прививает любовь к Родине. С 2026 года в российских школах для учеников 5–7-х классов планируют ввести новый предмет — «Духовно-нравственная культура России». В его задачи будет входить: сохранение традиционных общечеловеческих ценностей и изучение жизни, деятельности, поступков выдающихся государственных, общественных деятелей отечественной истории, а также героев СВО [5]. Так же на уровне школы и СПО проводятся занятия «Разговоры о важном», а в ВУЗах курс для студентов «Основы российской государственности».
Исходя из вышесказанного, сделаем выводы:
Целеполагание в патриотическом воспитании представляем собой историко-педагогический феномен, имевший в различные эпохи свое содержание, обусловленное идеологическими основами;
История России – фундамент целеполагания патриотического воспитания и являющийся ценностным основанием для культурно-исторического базиса;
На современном этапе целеполагание основывается не только на духовности, суверенности и самобытности, но и развитием законодательной базы, защищающей национальные интересы России.

