Статья:

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КЛАССЕ: ОТ РЕПЕТИТОРА ДО СОАВТОРА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Луганская А.К., Коробка К.В. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КЛАССЕ: ОТ РЕПЕТИТОРА ДО СОАВТОРА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(103). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Обсуждение статей состоится 09.12.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КЛАССЕ: ОТ РЕПЕТИТОРА ДО СОАВТОРА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Луганская Алена Константиновна
ассистент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и методик их преподавания, Старобельский факультет (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Луганский государственный педагогический университет, ЛНР, г. Старобельск
Коробка Кира Владиславовна
студент, Старобельский факультет (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Луганский государственный педагогический университет, ЛНР, г. Старобельск

 

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE CLASSROOM: FROM TUTOR TO CO-AUTHOR OF THE LEARNING PROCESS

 

Luganskaya Alyona Konstantinovna

Assistant of the Department of Social Sciences and Humanities and Methods of Teaching, Starobelsky Faculty (Branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Lugansk State Pedagogical University, LPR, Starobelsk

Korobka Kira Vladislavovna

Student of Starobelsky Faculty (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Lugansk State Pedagogical University, LNR, Starobelsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и перспективы применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в классе российского образования, с акцентом на роль ИИ систем от функции репетитора до роли соавтора учебного процесса.

Abstract. The article discusses the possibilities and prospects of applying artificial intelligence (AI) technologies in the classroom of Russian education, with a focus on the role of AI systems from the function of a tutor to the role of a co-author of the learning process.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), технологии ИИ в образовании, педагогика, ИКТ, цифровая школа, индивидуализация, дифференциация.

Keywords: artificial intelligence (AI), AI technologies in education, pedagogy, ICT, digital school, individualization, and differentiation.

 

Актуальность. В современной российской системе образования влияние технологий искусственного интеллекта становится всё более заметным. Согласно официальным источникам, ИИ технологии охватывают задачи среднего и высшего образования: изучение ИИ на всех уровнях образования, формирование моделей компетенций в сфере ИИ. В российских школах и вузах возникает потребность не просто в использовании учебных программ, но и в автоматизированных системах, системах поддержки принятия решений, в том числе и педагогом. При этом возникают серьёзные педагогические и методологические вопросы: как изменится роль учителя, если система ИИ будет выполняет функции репетитора, проверяющего, консультирующего? Каким образом обеспечить академическую честность, когда учащиеся получают доступ к ИИ инструментам, способным генерировать ответы, решать задачи, строить тексты? Например, в России наблюдается тревожная тенденция: почти половина россиян считает, что использование нейросетей школьниками негативно влияет на качество знаний.   

Как педагогически внедрить ИИ так, чтобы он не стал врагом живого обучения, а стал партнёром? Какие ИКТ условия необходимы российской школе для внедрения ИИ: цифровая инфраструктура, компетенции педагогов, методическое сопровождение? Как с точки зрения воспитания и педагогики вписать ИИ системы в образовательную среду, сохраняющую ценности живого взаимодействия, социализации, развития личности?          Таким образом, тема является актуальной, поскольку считаем необходимым использования ИИ в классе, его роль от репетитора до соавтора с учётом российской педагогической традиции и ИКТ контекста, а также выявить методические, этические, организационные условия успешного внедрения.

Цель исследования: анализ трансформационной роли искусственного интеллекта в современном образовательном процессе, с фокусом на эволюции его функций от инструмента индивидуального обучения (репетитора) до активного участника педагогического проектирования (соавтора учебного процесса).

Задачи исследования:

  • проанализировать эволюцию функциональных ролей искусственного интеллекта в образовании;
  • определить и охарактеризовать дидактический потенциал ИИ;
  • разработать и предложить конкретные методические рекомендации.

Теоретико-методологической основой является анализ концепции персонализированного обучения, продолжающий подходы, разработанные в трудах российских педагогов-гуманистов и современных исследователей искусственного интеллекта в образовании

Методы исследования. В ходе исследования был применен комплекс методов системного и сравнительного анализа, синтеза информации, обобщения отечественного педагогического опыта.

Результаты исследования.  Понятие «ИИ в классе» и педагогическая модель. Под «ИИ в классе» понимается внедрение систем, базирующихся на алгоритмах машинного обучения, анализа данных и адаптивного взаимодействия, которые поддерживают учебный процесс, взаимодействуя как с учащимися, так и с учителями. В российском стандарте ГОСТ Р 59895–2021 ИИ в образовании определяется как комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма). При этом педагогическая модель «от репетитора до соавтора» предполагает постепенное расширение роли ИИ [3, с. 327]:

1. ИИ как репетитор: система помогает учащемуся индивидуально, предоставляет задания, даёт подсказки, проверяет и корректирует ошибки.

2. ИИ как ассистент учителя: система помогает педагогу автоматизировать рутинные задачи (проверка, аналитика, подготовка материалов), освобождая внимание преподавателя для живого общения и развития.

3. ИИ как соавтор учебного процесса: система совместно с педагогом участвует в проектировании уроков, адаптации содержания, создании учебных материалов, мониторинге прогресса, адаптивном моделировании траекторий обучения.

Индивидуализация и дифференциация ИИ системы способны анализировать данные о каждом учащемся (успеваемость, ошибки, темп, стиль обучения) и адаптировать задания таким образом, чтобы учитывать сильные и слабые стороны. Российские исследования показывают, что школьные системы, внедряющие ИИ, улучшают возможность индивидуального подхода. Например, учащийся, у которого возникают трудности с грамматикой, получает более частые задания на эту тему, с подсказками и возможностью автоматической проверки; другой расширенные задания с проектной деятельностью. Автоматизация и поддержка педагога, как отмечает исследование НИУ ВШЭ, почти 80 % педагогов считают, что ИИ экономит их время, а примерно четверть уже применяет его на уроках. По данным Института образования НИУ ВШЭ, современные системы могут автоматически проверять учебные работы, анализировать результаты, формировать отчёты, предлагать темы для повторения, выявлять учащихся, нуждающихся в дополнительной поддержке, а также помогать в подготовке уроков и учебных планов.

Инклюзивные подходы и использование ИИ-технологий создают возможности для обучения студентов и школьников с особыми образовательными потребностями: адаптивные задания, пояснения, сопровождение через модули и взаимодействие с виртуальными ассистентами.  

В российских школах обсуждается разработка собственной ИИ-системы, которая станет помощником как для учителя, так и для ученика. Такие технологии открывают путь к более равному доступу к качественному образованию независимо от региона, личных возможностей и темпа усвоения материала.

ИИ может участвовать в разработке учебных материалов, включая интерактивные игры, видеоролики, адаптивные задания, виртуальные беседы и симуляции. Использование ИКТ и ИИ в педагогическом дизайне позволяет учителю обновлять формат обучения и активно внедрять проектную и исследовательскую деятельность. С появлением ИИ роль учителя трансформируется: если раньше он был главным источником знаний, теперь он выступает скорее как куратор, фасилитатор и координатор учебного процесса. Учитель совместно с ИИ-системой планирует обучение, анализирует данные и принимает педагогические решения. Для этого ему важно развивать цифровую компетентность: умение работать с ИИ-инструментами, анализировать данные и адаптировать задания под потребности учащихся. При этом сохраняются ключевые педагогические функции: воспитание, социализация, эмоциональное взаимодействие и мотивация – те аспекты, которые ИИ пока не способен заменить. В российской школе подчеркивается, что технологии должны усиливать живое общение и личностный контакт, а не заменять его [4, с. 221]. Исследование показало, что 46 % россиян считают, что использование ИИ-технологий без педагогического сопровождения может негативно повлиять на качество знаний. Методика с ИИ-соавтором требует разработки новых подходов: комбинированного обучения (смешанный формат), кейс-методов, проектной деятельности, адаптивных учебных траекторий и активного использования данных об обучении.

Начальная и средняя школа. В российских школах уже реализуются пилотные проекты с ИИ: LMS-платформы с модулями искусственного интеллекта, автоматическая проверка заданий, системы подсказок [2, с. 139]. Например, в статье Котова Р. И. и соавторов описывается внедрение ИИ-решений в школах, поддерживающих очные, дистанционные и смешанные форматы обучения.

Старшая школа и подготовка к ЕГЭ. Для старших классов ИИ-системы могут выступать в роли персонального репетитора: адаптивные задания, автоматическая проверка и рекомендации по подготовке к экзаменам. Учитель совместно с ИИ-платформой разрабатывает индивидуальные учебные траектории, адаптирует материалы и контролирует прогресс учеников.

Профессиональное и высшее образование. Хотя основное внимание в статье уделяетсяшкольному классу, важно отметить, что высшие учебные заведения в России также внедряют ИИ [5, с. 119]. Таким образом, модель «репетитор соавтор» актуальна и для подготовки к вузу.

ИИ открывает значительные возможности, но одновременно несёт риски: снижение мотивации, списывание, снижение критического мышления. Согласно исследованию ВЦИОМ, 36 % россиян опасаются, что ИИ приведёт к снижению умственной нагрузки, а 26 % – к списыванию. Чтобы минимизировать эти риски, важно установить чёткие рамки: определить, что ИИ может и не может делать, а также выбрать формы контроля – устный опрос, проектные работы, оригинальные задания, требование черновиков и промежуточных этапов [1, с. 211].

Учитель должен быть готов работать в ИИ-среде: понимать принципы работы системы, интерпретировать данные, адаптировать задания и использовать аналитику. Российские исследования показывают, что не все педагоги пока готовы к активному применению ИИ. Поэтому системы подготовки и повышения квалификации должны включать обучение ИИ-компетенциям.

Для полноценного внедрения ИИ необходима развитая цифровая инфраструктура: доступ к устройствам, сети, платформам с ИИ-анализаторами и адаптивными системами. Во многих регионах России эта задача пока не решена.

Методика требует переосмысления: сочетание традиционных, проектных и адаптивных форм обучения. ИИ не заменяет живого педагога, а дополняет его, превращая учителя и ИИ-систему в партнёров в образовательном процессе.

Методика должна учитывать социально‑педагогическую функцию, развивать личность, а не только давать знания.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Хотя ИИ нельзя назвать самостоятельным методом обучения, он представляет собой мощный инструмент, который трансформирует все методы обучения. В российской школе он может выступать как репетитор, ассистент, соавтор учебного процесса.

Выводы. ИИ открывает новые возможности для образования: индивидуализация, дифференциация, сопровождение, автоматизация и инклюзия. Роль учителя при этом смещается: он становится фасилитатором и партнёром ИИ-системы, а не единственным источником знаний. Эффективное внедрение ИИ требует методической подготовки педагогов, развитой цифровой инфраструктуры, чёткого понимания этики и контроля академической честности. При этом российская педагогика должна сохранять акценты на воспитании, социализации, развитии личности, эмоциональном и коммуникативном взаимодействии – аспектах, которые ИИ пока не способен полностью заменить.

Перспектива применения технологий искусственного интилекта заключается в создании среды, где ИИ и педагог совместно проектируют и реализуют учебный процесс. На практике это означает необходимость разработки школьной политики использования ИИ, определяющей, что разрешено и как осуществляется контроль, внедрения курсов повышения квалификации для педагогов по работе с ИИ-инструментами и методикам, создания пилотных классов с ИИ в роли соавтора с последующим мониторингом результатов и корректировкой подхода, инвестирования в цифровую инфраструктуру, особенно в регионах, а также формирования этической культуры взаимодействия с ИИ, развивая критическое мышление и навыки оценки и проверки ИИ-генерируемого материала.

Таким образом, тема «ИИ в классе: от репетитора до соавтора» становится не просто технологическим трендом, а важным педагогическим вызовом и возможностью для обновления методики и ИКТ-среды российской школы.

 

Список литературы:
1. Аксентов В.А. Использование искусственного интеллекта в образовании // Вестник науки: междунар. науч. журн. –  2023. – № 2 (59), Т 4. – С. 210 – 212. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii/viewer
2. Зотова М.Н. Искуственный интеллект и школа: успешное взаимодействие   // Международный научный журнал «Символ науки» – 2024. – № 10-1-1.– С. 139 – 143. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-i-shkola-uspeshnoe-vzaimodeystvie/viewer
3. Кижнер Ю. К. Искуственный интеллект в образовании: новые горизонты для педагогики // Мир науки, культуры и образования. 2024. № 2(111). С. 327 – 329. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pravovaya-otsenka-kiberbullinga/viewer
4. Мантуленко В.В., Мантуленко А.В. Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 06. – С. 221 – 237. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-protivorechiya-v-ispolzovanii/viewer
5. Мухамадиева К.Б. Анализ исследований по применению искусственного интеллекта в высшем образовании // Образование и проблемы развития общества. – 2020. – № 2(11). – С. 119 – 124. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-protivorechiya-v-ispolzovanii/viewer