Статья:

ВОСТРЕБОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ — КЛЮЧ К УСПЕХУ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Михайлов Е.И. ВОСТРЕБОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ — КЛЮЧ К УСПЕХУ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСТРЕБОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ — КЛЮЧ К УСПЕХУ

Михайлов Евгений Иннокентьевич
преподаватель 1 квалификационной категории, ГАПОУ РС(Я) «ЯАДТ», РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Введение. В условиях стремительного развития строительной индустрии и внедрения новых технологий, обучение машинистов бульдозеров приобретает особое значение. Обеспечение качества подготовки этих специалистов стоит в центре внимания многих образовательных и производственных организаций.

С появлением современного оборудования, требования к квалификации машинистов бульдозеров возросли. Таким образом, актуализируется потребность в грамотном и системном подходе к их обучению.

Целью данного доклада является определение ключевых аспектов стандартизации и адаптации методик обучения машинистов бульдозеров с учетом современных требований рынка.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение актуальной литературу в области обучения машинистов бульдозеров.
  2. Исследование существующих методик и программ обучения.
  3. Выявление ключевых компетенций и навыков, необходимые современным машинистам бульдозеров.
  4. Рассмотреть возможности применения цифровых технологий и симуляторов в процессе обучения.
  5. Исследовать факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению и их удержание в профессии.
  6. Определить проблемные зоны в существующих программах обучения и предложить пути их оптимизации.

Теоретическая часть. Современные методики обучения машинистов бульдозеров основаны на комбинации теоретических знаний и практических навыков. Основное внимание уделяется безопасности работы, основам управления машиной, а также специфике работы в различных условиях.

Исторический аспект развития методик обучения машинистов бульдозеров проходило главным образом на практике. На ранних этапах это было  наставничество: опытные машинисты передавали свои знания и навыки новичкам. Учебные пособия и руководства отсутствовали или были крайне примитивными.

С развитием технологий бульдозеры становились все более сложными, что требовало более глубокого теоретического и практического обучения. Вводятся стандартизированные программы обучения с теоретическими курсами и практическими занятиями на тренировочных площадках.

В современный период усиленное внимание было уделено к безопасности и экологии. Появление симуляторов для обучения в безопасной среде, что позволяет студентам освоить навыки управления машиной без риска для окружающих. Цифровые технологии и автоматизация в бульдозерах делают акцент на обучение новым системам управления и диагностики.

Сегодня машинист бульдозера является востребованной и высокооплачиваемой профессией на рынке труда. Машинисты бульдозера важные специалисты в строительной и горной промышленности. Обучение предоставляет учащимся достойное и качественное образование в соответствии с современными стандартами. Студенты получают доступ к теоретическим материалам и по завершению обучения будут знать:

- Устройство, принцип работы и технические характеристики бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) и его составных частей;

- Требования инструкции по эксплуатации и порядок подготовки бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) к работе;

- Правила технической эксплуатации бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);

- Перечень операций и технология ежесменного и периодического технического обслуживания бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);

- Правила составления ведомости на ремонт обслуживаемого оборудования;

- Основные виды, типы и предназначение слесарного и измерительного инструмента, технологического и диагностического оборудования, используемых при обслуживании бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);

- Технологии восстановления работоспособности деталей машин с помощью полимерных и полимерных композиционных материалов;

- Правила и последовательность операций мелкоузлового демонтажа (монтажа) бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);

- Свойства марок и нормы расхода горюче-смазочных и других материалов, используемых при техническом обслуживании бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);

- Устройство технических средств для транспортирования, приема, хранения горюче-смазочных и других материалов, используемых при обслуживании бульдозера и управлении бульдозером с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.), для заправки ими;

- Свойства, правила хранения и использования горюче-смазочных материалов и технических жидкостей;

- Правила и порядок монтажа, демонтажа, перемещения, подготовки к работе и установки навесного оборудования бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);

- Правила монтажа на бульдозер с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) и демонтажа с бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) навесного оборудования;

- Правила дорожного движения;

Помимо теоретических материалов, студенты ознакамливаются с необходимым имуществом и оборудованием, учебными и наглядными пособиями.

Современные тенденции и инновации в процессе обучения машинистов бульдозеров включают в себя:

  1. Симуляторы и виртуальная реальность (VR)
    • В последние годы все больше образовательных учреждений и тренировочных центров внедряют симуляторы и VR-технологии для обучения машинистов бульдозеров. Это позволяет студентам практиковаться в различных условиях, имитируемых виртуальной средой, без риска для оборудования или окружающей среды.
  2. Цифровые учебные ресурсы
    • Онлайн-курсы, мобильные приложения и другие цифровые ресурсы стали доступными для дополнительного самостоятельного изучения. Эти инструменты обогащают традиционные методы обучения и позволяют студентам изучать материал в удобное для них время.

Международное сотрудничество и стандартизация

  • С учетом глобализации и международного сотрудничества разрабатываются общие стандарты и критерии для обучения машинистов бульдозеров. Это обеспечивает высокий уровень подготовки и унификацию навыков в разных странах.
  1. Постоянное обновление учебных программ
    • В связи с быстрым развитием технологий и изменяющимися требованиями к квалификации, учебные программы регулярно пересматриваются и обновляются, чтобы соответствовать современным стандартам.
  2. Усиленное внимание к экологии
    • С учетом мировых трендов к устойчивому развитию и сохранению окружающей среды, в обучении машинистов уделяется внимание экологически безопасной эксплуатации машин и использованию "зеленых" технологий.

Современные тенденции в обучении машинистов бульдозеров отражают стремление к интеграции новейших технологий, усиленное внимание к безопасности и экологии, а также адаптацию к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка.

Практическая часть:

  • Заработная плата: По данным исследований, заработная плата машинистов бульдозеров варьируется в зависимости от региона, опыта работы и уровня квалификации.
  • Студенты: В течение 7 лет нами были выпущены более 220  квалифицированных машинистов бульдозера. По данным ежегодной работы приемной кампании рост престижа профессии увеличился, поскольку в этом году на 1 место претендовали 12 студентов, что подтверждает растущую потребность в квалифицированных машинистах бульдозеров. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую связана с качеством образовательной программы и методиками ее реализации.

Заключительные выводы, теоретические основы и практические рекомендации по формированию профессиональных навыков и компетенций машинистов бульдозеров:

Теоретические основы:

  1. Основы техники безопасности: Включает в себя принципы безопасной эксплуатации бульдозера, знание потенциальных рисков и методов их предотвращения.
  2. Техническое устройство бульдозера: Понимание основных компонентов бульдозера, их функций и принципов работы.
  3. Основы эргономики: Понимание взаимодействия между машинистом и машиной, создание оптимальных условий для эффективной работы.
  4. Факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению и их удержание в профессии машиниста бульдозера могут включать в себя следующее:

4.1. Заработная плата и возможности карьерного роста: высокая заработная плата и перспектива повышения доходов могут служить мощным мотиватором.

4.2. Профессиональное обучение и поддержка: доступ к качественному обучению и возможность получения необходимых навыков.

4.3. Рабочие условия и безопасность: комфортные и безопасные условия работы важны для удовлетворенности и мотивации.

4.4. Возможность работать на интересных проектах: участие в увлекательных конкурсах мастерства может повысить интерес к профессии.

4.5. Развитие личных навыков: возможность развивать и совершенствовать свои навыки и умения.

4.6. Работа в команде: возможность сотрудничать с коллегами и чувствовать себя частью команды.

4.7. Признание и поощрения: оценка усилий и достижений может мотивировать студентов и работников.

4.8. Личные интересы и страсти: страсть к машинам и строительству может быть сильным мотиватором для работы в этой профессии.

Проблемные зоны в существующих программах обучения машинистов бульдозера могут включать в себя следующие аспекты:

  1. Недостаток актуальной информации: технологии и стандарты в строительстве и оборудовании постоянно развиваются. Программы обучения могут устаревать и не отражать последних изменений в отрасли.

Оптимизация: регулярное обновление учебных материалов и сотрудничество с представителями индустрии, чтобы внедрять актуальную информацию в программы обучения.

  1. Недостаточное время на практические занятия: обучение машинистов бульдозера требует практических навыков в управлении машиной, но некоторые программы могут уделять недостаточно времени этому аспекту.

Оптимизация: увеличение количества практических занятий и обеспечение доступа к оборудованию для практики.

  1. Отсутствие персонализации: ученики могут иметь разные уровни опыта и обучаемости, но программа обучения может быть стандартизированной и не учитывать индивидуальные потребности.

Оптимизация: внедрение индивидуального подхода к обучению, включая возможность дополнительных занятий для студентов, которым это необходимо.

  1. Недостаток фокуса на безопасности: безопасность при работе на стройплощадке критически важна, и некоторые программы обучения могут недостаточно акцентировать внимание на этом аспекте.

Оптимизация: усиление обучения по вопросам безопасности, включая тренинги по правилам и процедурам, а также акцент на профилактике несчастных случаев.

  1. Ограниченное обучение в области обслуживания и ремонта техники: Понимание основ обслуживания и ремонта бульдозера также является важной частью компетенций машиниста.

Оптимизация: включение учебных модулей по обслуживанию и ремонту оборудования в программы обучения.

  1. Недостаток поддержки после окончания обучения: студенты могут испытывать затруднения при поиске работы и интеграции в индустрию после завершения обучения.

Оптимизация: предоставление поддержки в поиске рабочих мест, создание сети контактов и предоставление возможности для стажировок.

Современное обучение машинистов бульдозеров требует системного подхода, сочетающего теоретическую подготовку с практическими навыками. Постоянное обновление знаний, практика и взаимодействие с опытными специалистами являются ключом к успешной карьере в этой области. Внедрение стандартизированных методик, адаптированных к реалиям современного рынка, является ключом к подготовке высококвалифицированных специалистов.

 

Список литературы: 
1. Колесные тракторы для работы на склонах / П. А. Амельченко, И. П. Ксеневич, В. В. Гуськов, А. И. Якубович. М.: Машиностроение. 1978. 248 с.
2. Ксеневич И. П., Парфенов А. П., Либцис С. Е. Сельскохозяйст-
венные тракторы нетрадиционных компоновок/ Под ред. И. П. Ксеневича. Минск: ПК ООО "ПолиБиг", 1998. 209 с.
3. Машиностроение. Энциклопедия. Колесные и гусеничные машины. Т. IV-15/ В. Ф. Платонов, В. С. Азаев, Е. Б. Александров и др.; Под общ. ред. В. Ф. Платонова. М.: Машиностроение, 1997. 688 с.
4. Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. М.: Машиностроение, 1989. 304 с.
5. Райков И. Я., Рытвинский Г. Н. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей: Учебник для вузов по специальности “Двигатели внутреннего сгорания”. М.: Высш. шк., 1986. 352 с.
7. Сергеев Л. В., Кадобнов В. В. Гидромеханические трансмиссии быстроходных гусеничных машин. М.: Машиностроение, 1980. 200 с.
8. Советские тракторы/ Под ред. И. Б. Барского. М.: Машиностроение, 1970. 369 с.
9. Сцепления транспортных и тяговых машин/ Под ред. Ф. Р. Геккера, В. М. Шарипова и Г. М. Щеренкова. М.: Машиностроение, 1989. 334 с.
10. Тракторы. Ч. 1. Конструкции/ Под ред. В. В. Гуськова. Минск: Выш. школа, 1979. 232 с.
11. Тракторы. Проектирование, конструирование и расчет/ Под ред. И. П. Ксеневича. М.: Машиностроение, 1996. 479 с.
12. Тракторные дизели: Справочник/ Б. А. Взоров, А. В. Адамович, А. Г. Арабян и др.; Под общ. ред. Б. А. Взорова. М.: Машиностроение, 1981. 535 с.
13. Трансмиссии тракторов/ К. Я. Львовский, Ф. А. Черпак, И. Н. Серебряков, Н. А. Щельцын. М.: Машиностроение, 1976. 280 с.
14. Устройство многоосных полноприводных колесных и быстроходных гусеничных машин: Учебник для вузов/ Г. И. Гладов, А. В. Вихров, В. В. Кувшинов; Под ред. Г. И. Гладова. М.: Транспорт, 1996. 241 с.
15. Флеер Д. Е. Современное состояние и тенденции развития гидросистем тракторов и сельхозмашин. Аналитический обзор/ Под ред. И. П. Ксеневича. Минск: ПК ООО "ПолиБиг", 1997. 105 с.
16. Шарипов В. М., Эглит И. М., Парфенов А. П. Трансмиссии тракторов/ Под ред. В. М. Шарипова. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998. 272 с.