ВОСТРЕБОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ — КЛЮЧ К УСПЕХУ
Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ВОСТРЕБОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ — КЛЮЧ К УСПЕХУ
Введение. В условиях стремительного развития строительной индустрии и внедрения новых технологий, обучение машинистов бульдозеров приобретает особое значение. Обеспечение качества подготовки этих специалистов стоит в центре внимания многих образовательных и производственных организаций.
С появлением современного оборудования, требования к квалификации машинистов бульдозеров возросли. Таким образом, актуализируется потребность в грамотном и системном подходе к их обучению.
Целью данного доклада является определение ключевых аспектов стандартизации и адаптации методик обучения машинистов бульдозеров с учетом современных требований рынка.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
- Изучение актуальной литературу в области обучения машинистов бульдозеров.
- Исследование существующих методик и программ обучения.
- Выявление ключевых компетенций и навыков, необходимые современным машинистам бульдозеров.
- Рассмотреть возможности применения цифровых технологий и симуляторов в процессе обучения.
- Исследовать факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению и их удержание в профессии.
- Определить проблемные зоны в существующих программах обучения и предложить пути их оптимизации.
Теоретическая часть. Современные методики обучения машинистов бульдозеров основаны на комбинации теоретических знаний и практических навыков. Основное внимание уделяется безопасности работы, основам управления машиной, а также специфике работы в различных условиях.
Исторический аспект развития методик обучения машинистов бульдозеров проходило главным образом на практике. На ранних этапах это было наставничество: опытные машинисты передавали свои знания и навыки новичкам. Учебные пособия и руководства отсутствовали или были крайне примитивными.
С развитием технологий бульдозеры становились все более сложными, что требовало более глубокого теоретического и практического обучения. Вводятся стандартизированные программы обучения с теоретическими курсами и практическими занятиями на тренировочных площадках.
В современный период усиленное внимание было уделено к безопасности и экологии. Появление симуляторов для обучения в безопасной среде, что позволяет студентам освоить навыки управления машиной без риска для окружающих. Цифровые технологии и автоматизация в бульдозерах делают акцент на обучение новым системам управления и диагностики.
Сегодня машинист бульдозера является востребованной и высокооплачиваемой профессией на рынке труда. Машинисты бульдозера важные специалисты в строительной и горной промышленности. Обучение предоставляет учащимся достойное и качественное образование в соответствии с современными стандартами. Студенты получают доступ к теоретическим материалам и по завершению обучения будут знать:
- Устройство, принцип работы и технические характеристики бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) и его составных частей;
- Требования инструкции по эксплуатации и порядок подготовки бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) к работе;
- Правила технической эксплуатации бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);
- Перечень операций и технология ежесменного и периодического технического обслуживания бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);
- Правила составления ведомости на ремонт обслуживаемого оборудования;
- Основные виды, типы и предназначение слесарного и измерительного инструмента, технологического и диагностического оборудования, используемых при обслуживании бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);
- Технологии восстановления работоспособности деталей машин с помощью полимерных и полимерных композиционных материалов;
- Правила и последовательность операций мелкоузлового демонтажа (монтажа) бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);
- Свойства марок и нормы расхода горюче-смазочных и других материалов, используемых при техническом обслуживании бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);
- Устройство технических средств для транспортирования, приема, хранения горюче-смазочных и других материалов, используемых при обслуживании бульдозера и управлении бульдозером с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.), для заправки ими;
- Свойства, правила хранения и использования горюче-смазочных материалов и технических жидкостей;
- Правила и порядок монтажа, демонтажа, перемещения, подготовки к работе и установки навесного оборудования бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.);
- Правила монтажа на бульдозер с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) и демонтажа с бульдозера с двигателем мощностью до 73,6кВт (100л.с.) навесного оборудования;
- Правила дорожного движения;
Помимо теоретических материалов, студенты ознакамливаются с необходимым имуществом и оборудованием, учебными и наглядными пособиями.
Современные тенденции и инновации в процессе обучения машинистов бульдозеров включают в себя:
-
Симуляторы и виртуальная реальность (VR)
- В последние годы все больше образовательных учреждений и тренировочных центров внедряют симуляторы и VR-технологии для обучения машинистов бульдозеров. Это позволяет студентам практиковаться в различных условиях, имитируемых виртуальной средой, без риска для оборудования или окружающей среды.
-
Цифровые учебные ресурсы
- Онлайн-курсы, мобильные приложения и другие цифровые ресурсы стали доступными для дополнительного самостоятельного изучения. Эти инструменты обогащают традиционные методы обучения и позволяют студентам изучать материал в удобное для них время.
Международное сотрудничество и стандартизация
- С учетом глобализации и международного сотрудничества разрабатываются общие стандарты и критерии для обучения машинистов бульдозеров. Это обеспечивает высокий уровень подготовки и унификацию навыков в разных странах.
-
Постоянное обновление учебных программ
- В связи с быстрым развитием технологий и изменяющимися требованиями к квалификации, учебные программы регулярно пересматриваются и обновляются, чтобы соответствовать современным стандартам.
-
Усиленное внимание к экологии
- С учетом мировых трендов к устойчивому развитию и сохранению окружающей среды, в обучении машинистов уделяется внимание экологически безопасной эксплуатации машин и использованию "зеленых" технологий.
Современные тенденции в обучении машинистов бульдозеров отражают стремление к интеграции новейших технологий, усиленное внимание к безопасности и экологии, а также адаптацию к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка.
Практическая часть:
- Заработная плата: По данным исследований, заработная плата машинистов бульдозеров варьируется в зависимости от региона, опыта работы и уровня квалификации.
- Студенты: В течение 7 лет нами были выпущены более 220 квалифицированных машинистов бульдозера. По данным ежегодной работы приемной кампании рост престижа профессии увеличился, поскольку в этом году на 1 место претендовали 12 студентов, что подтверждает растущую потребность в квалифицированных машинистах бульдозеров. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую связана с качеством образовательной программы и методиками ее реализации.
Заключительные выводы, теоретические основы и практические рекомендации по формированию профессиональных навыков и компетенций машинистов бульдозеров:
Теоретические основы:
- Основы техники безопасности: Включает в себя принципы безопасной эксплуатации бульдозера, знание потенциальных рисков и методов их предотвращения.
- Техническое устройство бульдозера: Понимание основных компонентов бульдозера, их функций и принципов работы.
- Основы эргономики: Понимание взаимодействия между машинистом и машиной, создание оптимальных условий для эффективной работы.
- Факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению и их удержание в профессии машиниста бульдозера могут включать в себя следующее:
4.1. Заработная плата и возможности карьерного роста: высокая заработная плата и перспектива повышения доходов могут служить мощным мотиватором.
4.2. Профессиональное обучение и поддержка: доступ к качественному обучению и возможность получения необходимых навыков.
4.3. Рабочие условия и безопасность: комфортные и безопасные условия работы важны для удовлетворенности и мотивации.
4.4. Возможность работать на интересных проектах: участие в увлекательных конкурсах мастерства может повысить интерес к профессии.
4.5. Развитие личных навыков: возможность развивать и совершенствовать свои навыки и умения.
4.6. Работа в команде: возможность сотрудничать с коллегами и чувствовать себя частью команды.
4.7. Признание и поощрения: оценка усилий и достижений может мотивировать студентов и работников.
4.8. Личные интересы и страсти: страсть к машинам и строительству может быть сильным мотиватором для работы в этой профессии.
Проблемные зоны в существующих программах обучения машинистов бульдозера могут включать в себя следующие аспекты:
- Недостаток актуальной информации: технологии и стандарты в строительстве и оборудовании постоянно развиваются. Программы обучения могут устаревать и не отражать последних изменений в отрасли.
Оптимизация: регулярное обновление учебных материалов и сотрудничество с представителями индустрии, чтобы внедрять актуальную информацию в программы обучения.
- Недостаточное время на практические занятия: обучение машинистов бульдозера требует практических навыков в управлении машиной, но некоторые программы могут уделять недостаточно времени этому аспекту.
Оптимизация: увеличение количества практических занятий и обеспечение доступа к оборудованию для практики.
- Отсутствие персонализации: ученики могут иметь разные уровни опыта и обучаемости, но программа обучения может быть стандартизированной и не учитывать индивидуальные потребности.
Оптимизация: внедрение индивидуального подхода к обучению, включая возможность дополнительных занятий для студентов, которым это необходимо.
- Недостаток фокуса на безопасности: безопасность при работе на стройплощадке критически важна, и некоторые программы обучения могут недостаточно акцентировать внимание на этом аспекте.
Оптимизация: усиление обучения по вопросам безопасности, включая тренинги по правилам и процедурам, а также акцент на профилактике несчастных случаев.
- Ограниченное обучение в области обслуживания и ремонта техники: Понимание основ обслуживания и ремонта бульдозера также является важной частью компетенций машиниста.
Оптимизация: включение учебных модулей по обслуживанию и ремонту оборудования в программы обучения.
- Недостаток поддержки после окончания обучения: студенты могут испытывать затруднения при поиске работы и интеграции в индустрию после завершения обучения.
Оптимизация: предоставление поддержки в поиске рабочих мест, создание сети контактов и предоставление возможности для стажировок.
Современное обучение машинистов бульдозеров требует системного подхода, сочетающего теоретическую подготовку с практическими навыками. Постоянное обновление знаний, практика и взаимодействие с опытными специалистами являются ключом к успешной карьере в этой области. Внедрение стандартизированных методик, адаптированных к реалиям современного рынка, является ключом к подготовке высококвалифицированных специалистов.