Духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена
Аннотация. В данной статье представлены этапы реализации проекта по духовно нравственному воспитанию учащихся среднего звена, рассмотрены основные задачи формирования гражданской позиции, а также представлена меж предметная взаимосвязь по методом формирования ответственной гражданской позиции.
Ключевые слова: патриотизм; учащиеся; воспитание.
Традиционная цель воспитания в образовательном учреждении – воспитание Гражданина-Патриота. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт определяет важнейшие направления воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Данная разработка призвана сосредоточить внимание обучающихся, педагогов и родителей на некоторых способах решения существующих в обществе проблем осознания своего места в череде поколений и более глубокое понимание смысла своего собственного существования.
Актуальность проекта обусловлена тем, что наше многонациональное государство оказалось на грани нравственной катастрофы: утрачивается интеллектуальный потенциал общества, обнаруживается слабое знание истории, литературы, географии России; разрушается генофонд.
Материалы Национальной доктрины образования в Российской Федерации указывают на то, что «система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать бережное отношение к традициям россиян» [2, с. 9].
В связи с этим, решение данной проблемы видится через углубленное изучение исторического наследия России.
Цель: разработка модели воспитательной работы, направленной на формирование активной гражданской позиции, лидерских качеств и патриотического самосознания обучающихся среднего звена
Задачи:
1. Изучение существующего эффективного опыта воспитательной работы в образовательных учреждениях, реализующих Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
2. Проектирование модели воспитательной работы в условиях среднего общеобразовательного учреждения.
3. Формирование пакета диагностического инструментария по следующим направлениям: лидерские качества, гражданская позиция, патриотическое самосознание.
Участники проекта: в проекте принимает участие параллель пятых классов 2017-2018 учебного года; родители учащихся; педагогический коллектив среднего общеобразовательного учреждения.
Сроки реализации: сентябрь 2017 г. – июнь 2023 г.
Таблица 1.
План реализации проекта
Учебный год |
Мероприятие (название, форма, целевая группа) |
Сроки |
Исполнитель (с указанием конкретного вида деятельности, сферы ответственности) |
Организационный этап |
|||
2017-2018 |
Составление проекта «От Ильи Муромца до Маршала Жукова» |
январь-март |
преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники |
Формирование пакета диагностического инструментария по направлениям проекта |
март-апрель |
педагог-психолог школы |
|
Диагностирование обучающихся пятых классов |
май |
педагог-психолог школы |
|
Этап внедрения |
|||
5 класс |
|||
|
Конкурс рисунков «Богатыри земли Русской» |
сентябрь
|
учитель ИЗО, учитель истории
|
Спортивный конкурс «Отведай-ка силушки Богатырской» |
декабрь |
учитель физкультуры, педагог организатор ОБЖ
|
|
Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Богатырями славится земля русская» |
февраль
|
учитель истории, классные руководители, педагог организатор ОБЖ
|
|
Серия классных часов, посвященных героическим страницам истории Отечества |
в течение года
|
учитель истории, классные руководители
|
|
Конкурс эссе «Против нас полки сосредоточились, враг напал на мирную страну» |
май
|
учитель истории, классные руководители
|
|
Акция «Открытка ветерану» |
май |
учитель ИЗО, классные руководители |
|
6 класс |
|||
2018-2019 |
Классные часы по теме «Здоровье и вредные привычки» |
сентябрь |
преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
Театральные постановки «Русские былины» |
декабрь |
педагог-организатор, учитель музыки, учитель литературы, классные руководители |
|
Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Полководцы Древней Руси» |
февраль |
учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Спортивный конкурс «Отведай-ка силушки Богатырской» |
апрель |
учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Акция «Помощь ветерану» |
май |
преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
|
7 класс |
|||
2019-2020 |
Конкурс стендовых докладов «Былинные герои родины моей» |
сентябрь-октябрь |
учитель истории, классные руководители |
Акция «Подарок солдату» |
январь |
преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
|
Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Полководцы времен Петра» |
февраль |
учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Спортивный конкурс «Отведай-ка силушки Богатырской» |
апрель |
Учитель физкультуры и ОБЖ – организация мероприятия, разработка этапов мероприятия. |
|
Конкурс военной песни
|
май |
педагог-организатор, учитель музыки, классные руководители |
|
8 класс |
|||
2020-2021 |
Экскурсия в воинскую часть |
сентябрь |
преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
Интеллектуальный квест «Послушай гимн открытой душой»
|
октябрь |
Классные руководители, учитель информатики, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Акция «Память сердца», посвященная ветеранам ВОВ |
январь |
преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
|
Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Адмиралы русского флота» |
февраль |
учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Спортивный конкурс «Отведай-ка силушки Богатырской» |
апрель
|
учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Конкурс видеофильмов «Как живут наши ветераны?» |
май |
педагог-организатор, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель информатики, учитель русского языка, классные руководители |
|
9 класс |
|||
2021-2022
|
Интеллектуальный квест по улицам города «Мы помним ваши имена» |
октябрь |
классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ |
Дебаты «Патриот – кто он?» |
декабрь |
учитель литературы, учитель истории, классные руководители |
|
Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Полководцы Великой войны» |
февраль |
учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Спортивный конкурс «Отведай-ка силушки Богатырской» |
апрель |
учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ |
|
Обобщающий этап |
|||
2022-2023 |
Проведение итоговой диагностики |
апрель |
психолог школы |
Анализ результатов работы и корректировка модели |
май |
преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники |
|
Подготовка плана внедрения модели воспитательной работы |
май |
заместитель директора по воспитательной работе |
По окончании проекта данная модель может быть рекомендована к использованию в общеобразовательных учреждениях.