Статья:

Духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Попова М.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена / М.Н. Попова, Ю.В. Лубягина, А.В. Дремина, Д.В. Бурнакова, М.Д. Прасолова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 49-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена

Попова Мария Николаевна
магистрант, экономика природных ресурсов и охраны окружающей среды, СФУ, РФ, г. Красноярск
Лубягина Юлия Вячеславовна
магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ, РФ, г. Красноярск
Дремина Анна Владимировна
студент, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, СФУ, РФ, г. Красноярск
Бурнакова Диана Витальевна
студент, технологическое предпринимательство, СФУ, РФ, г. Красноярск
Прасолова Мария Дмитриевна
магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В данной статье представлены этапы реализации проекта по духовно нравственному воспитанию учащихся среднего звена, рассмотрены основные задачи формирования гражданской позиции, а также представлена меж предметная взаимосвязь по методом формирования ответственной гражданской позиции. 

Ключевые слова: патриотизм; учащиеся; воспитание.

 

Традиционная цель воспитания в образовательном учреждении –  воспитание Гражданина-Патриота. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт  определяет важнейшие направления воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. 

Данная разработка призвана  сосредоточить внимание обучающихся, педагогов и родителей на некоторых способах решения существующих в обществе проблем осознания своего места в череде поколений и более глубокое понимание смысла своего собственного существования.

Актуальность проекта обусловлена тем, что наше многонациональное государство оказалось на грани нравственной катастрофы: утрачивается интеллектуальный потенциал общества, обнаруживается слабое знание истории, литературы, географии России; разрушается генофонд.

Материалы Национальной доктрины образования в Российской Федерации указывают на то, что «система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать бережное отношение к традициям россиян» [2, с. 9].

В связи с этим, решение данной проблемы видится через углубленное изучение исторического наследия России.  

Цель: разработка модели воспитательной работы, направленной на формирование активной гражданской позиции, лидерских качеств и патриотического самосознания обучающихся  среднего звена  

Задачи:

1. Изучение существующего эффективного опыта воспитательной работы в образовательных учреждениях, реализующих Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.

2. Проектирование модели воспитательной работы в условиях среднего общеобразовательного учреждения.

3. Формирование пакета диагностического инструментария по следующим направлениям: лидерские качества, гражданская позиция, патриотическое самосознание.

Участники проекта: в проекте принимает участие параллель пятых классов 2017-2018 учебного года; родители учащихся; педагогический коллектив среднего общеобразовательного учреждения.

Сроки реализации: сентябрь 2017 г. – июнь 2023 г.

 

Таблица 1.

План реализации проекта

Учебный год

Мероприятие (название, форма, целевая группа)

Сроки

Исполнитель

(с указанием конкретного вида деятельности, сферы ответственности)

Организационный этап

2017-2018

Составление проекта «От Ильи Муромца до Маршала Жукова»

январь-март

преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники

Формирование пакета диагностического инструментария по направлениям проекта

март-апрель

педагог-психолог школы

Диагностирование обучающихся пятых классов

май

педагог-психолог школы

Этап внедрения

5 класс

 

Конкурс рисунков «Богатыри земли Русской»

сентябрь

 

учитель ИЗО, учитель истории

 

Спортивный конкурс

 «Отведай-ка силушки Богатырской»

декабрь

учитель физкультуры, педагог организатор ОБЖ 

 

Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Богатырями славится земля русская»

февраль

 

учитель истории, классные руководители, педагог организатор ОБЖ

 

Серия классных часов, посвященных героическим страницам истории Отечества

в течение года

 

учитель истории, классные руководители

 

Конкурс  эссе «Против нас полки сосредоточились, враг напал на мирную страну»

май

 

учитель истории, классные руководители

 

Акция «Открытка ветерану»

май

учитель ИЗО, классные руководители

6  класс

2018-2019

Классные часы по теме «Здоровье и вредные привычки»

сентябрь

преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

Театральные постановки «Русские былины»

декабрь

педагог-организатор, учитель музыки, учитель литературы, классные руководители

Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Полководцы Древней Руси»

февраль

учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

Спортивный конкурс

 «Отведай-ка силушки Богатырской»

апрель

учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Акция «Помощь ветерану»

май

преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

7 класс

2019-2020

Конкурс стендовых докладов «Былинные герои родины моей»

сентябрь-октябрь

учитель истории, классные руководители

Акция «Подарок солдату»

январь

преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Полководцы времен Петра»

февраль

учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

Спортивный конкурс

 «Отведай-ка силушки Богатырской»

апрель

Учитель физкультуры и ОБЖ – организация мероприятия, разработка этапов мероприятия.

Конкурс военной песни

 

май

педагог-организатор, учитель музыки, классные руководители

8 класс

2020-2021

Экскурсия в воинскую часть

сентябрь

преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

Интеллектуальный квест «Послушай гимн открытой душой»

 

октябрь

Классные руководители,  учитель информатики, классные руководители,  преподаватель-организатор ОБЖ

Акция «Память  сердца», посвященная ветеранам ВОВ

январь

преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Адмиралы русского флота»

февраль

учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

Спортивный конкурс

 «Отведай-ка силушки Богатырской»

апрель

 

учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Конкурс видеофильмов «Как живут наши ветераны?»

май

педагог-организатор,  преподаватель-организатор ОБЖ, учитель информатики, учитель русского языка, классные руководители

9 класс

2021-2022

 

Интеллектуальный квест по улицам города «Мы помним ваши имена»

октябрь

классные руководители,  преподаватель-организатор ОБЖ

Дебаты «Патриот – кто он?»

декабрь

учитель литературы, учитель истории, классные руководители

Заседание военно-патриотического клуба «Орленок» по теме «Полководцы Великой войны»

февраль

учитель литературы, учитель истории, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

Спортивный конкурс

 «Отведай-ка силушки Богатырской»

апрель

учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Обобщающий этап

2022-2023

Проведение итоговой диагностики

апрель

психолог школы

Анализ результатов работы и корректировка модели

май

преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники

Подготовка плана внедрения модели воспитательной работы

май

заместитель директора по воспитательной работе

 

По окончании проекта данная модель может быть рекомендована к использованию в общеобразовательных учреждениях.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://минобрнауки.рф (дата обращения: 06.01.2018). 
2. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751  г. Москва «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://fbg.herzen.spb.ru (дата обращения: 05.01.2018).
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. ⎯ Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. ⎯ 304 с.