Статья:

Коррекционно-развивающая программа "Формирование личностной зрелости студентов в ВУЗе"

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Кузнецова Д.А. Коррекционно-развивающая программа "Формирование личностной зрелости студентов в ВУЗе" // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 6(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 37-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррекционно-развивающая программа "Формирование личностной зрелости студентов в ВУЗе"

Кузнецова Дарья Андреевна
ассистент, Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

CORRECTION AND DEVELOPMENT PROGRAM "THE FORMATION OF PERSONAL MATURITY OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY"

 

Darya Kuznetsova

Assistant of Penza State University, Russia, Penza

 

Аннотация. Статья посвящена актуальному на данный момент вопросу формирования личностной зрелости студентов в условиях высшего учебного заведения. Для решения данной проблемы разработана коррекционно-развивающая программа, подробное описание которой представлено в статье; обозначены необходимые психолого-педагогические условия, которые обеспечат достижение ожидаемого результата – сформированную личностную зрелость студентов.

Abstract. The article is devoted to the current issue of the formation of students' personal maturity in a higher educational institution. To solve this problem, a correctional development program has been developed, a detailed description of which is presented in the article; the necessary psychological and pedagogical conditions that ensure the achievement of the expected result - the formed personal maturity of students are indicated.

 

Ключевые слова: личностная зрелость; личностная зрелость студентов; психолого-педагогические условия; коррекционно-развивающая программа.  

Keywords: personality maturity; student maturity; psychological and pedagogical conditions; correctional development program.

 

На сегодняшний день в обществе четко обозначилась потребность в высококвалифицированных профессионалах различных сфер деятельности. Особенно остро данный вопрос встает в наиболее быстро развивающихся и перспективных областях: информационные технологии, коммерческая медицина, нанотехнологии, биотехнологии и другие. Профессионализм выпускника высшего учебного заведения зависит не только от тех знаний и умений, полученных путем освоения программы подготовки, но и от развития личностных качеств, которые определяют степень его личностной зрелости.  Поэтому очевидна важность анализа психолого-педагогических условий формирования личностной зрелости студентов в условиях ВУЗа и разработка на их основе коррекционно-развивающей программы.

С целью стимулирования становления личностной зрелости студентов была разработана коррекционно-развивающая программа, основополагающими положениями которой являются:

  1. Личностная зрелость - это интегральное свойство личности, включающее в свое содержание такие личностные качества как, целеустремлённость, автономность, самоуважение, самоинтерес, осознанность, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, стремление к самосовершенствованию, терпимость, жизнестойкость, готовность к сотрудничеству, развитое чувство долга и ответственности, дисциплинированность, которые обеспечивают ответственное отношение к деятельности, толерантное взаимодействие в системе общественных отношений, психологическую устойчивость, целостность личности, самоорганизованной и устремленной к саморазвитию.
  2. Формирование личностной зрелости студентов в условиях ВУЗа зависит от организации следующих психолого-педагогических условий: сформированного комплекса знаний у студентов о личностной зрелости, её структуре и показателях; продуктивного взаимодействия студентов и преподавателей; применения активных методов обучения; участия студентов в проектной деятельности; привлечения студентов к волонтерской деятельности; целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности психолога Вуза.
  3. Подходы, в рамках которых происходит формирование личностной зрелости студентов: деятельностный, системный и компетентностный.

Программа формирования личностной зрелости студентов является коррекционно-развивающей с элементами обучения и индивидуального консультирования по запросам. Первый блок - теоретический. Целью является знакомство студентов с понятиями «личность», «зрелость» и «личностная зрелость»; взглядами на данный вопрос зарубежных и отечественных исследователей; структурными компонентами и показателями личностной зрелости; факторами, способствующими и препятствующими становлению зрелости; психолого-педагогическими условиями формирования личностной зрелости в условиях ВУЗа.  Теоретический блок рассчитан на 10 занятий продолжительностью 2 часа. На данном этапе использованы следующие методы: беседа, групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, работа по группам.  В итоге у студентов формируется комплекс необходимых знаний о личностной зрелости, который ориентирует их активность по направлению повышения уровня собственной зрелости, усиливает мотивацию, позволяет ставить цели, то есть стимулирует процесс саморазвития. Следующий блок - коррекционно-развивающий. Он предполагает тренинговую работу с экспериментальными группами, а также индивидуальное консультирование участников. Блок рассчитан на 10 занятий, 2 раза в неделю, продолжительность- 2 часа. Методы, которые использовались в ходе коррекционно-развивающей деятельности: ролевые, деловые и имитационные игры, мозговой штурм, релаксационные методы, методы коучинга, рисуночные техники, медитативные техники, драматерапия, рефлексивные техники.  Методы носили интегративный характер, так как в их процессе реализовывались как учебные, так и коррекционные, развивающие задачи. Данный блок направлен на развитие показателей личностной зрелости в ходе выполнения различных упражнений, на отработку навыков эффективного взаимодействия в группе, на развития способности анализировать свои мысли, эмоции и чувства, на более углубленное самопознание и как результат- самопринятие личности, активизацию скрытых ресурсов личности, на формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию. Программа также включает блок самостоятельной работы студентов. Каждый из участников группы на протяжении всей коррекционно-развивающей работы вел записи в дневниках самонаблюдений, где он фиксировал мысли, описывал эмоциональное состояние во время тренингового занятия, так и после него, обозначал проблемные ситуации, затруднения, которые вызывают тревогу. Каждое последующее занятие начиналось с обсуждения участниками предыдущего опыта и личных записей, что позволяло студентам структурировать свои мысли и переживания, а ведущему – получить обратную связь и отследить эффективность проводимой работы. Данный этап занятия очень важен для развития рефлексии студентов, для возможности проследить собственный путь развития, через познание исходных навыков и моделей поведения, через определение желаемых достижений и изменений.  Ведение дневника способствует осознанию эмоций и чувств, присутствующих в жизни студента. Для ведущего группы дневник самонаблюдения студента — это возможность проследить динамику личностного развития обучающегося, тем самым получить обратную связь об эффективности реализованной программы и на основе полученной информации внести коррективы в план занятий.

Итоговый блок программы формирования личностной зрелости студентов заключался в разработке студентами проекта, имеющего социально полезную направленность, при постоянном взаимодействии и поддержке преподавателей ВУЗа. Студентам необходимо было продумать актуальную тему проекта, которая могла включать волонтерскую и самоуправленческую деятельность, спланировать его этапы, необходимые ресурсы, и реализовать. Проектная деятельность позволила студентам отработать на практике полученные знания и навыки, социальная направленность деятельности повлияла на такие показатели личностной зрелости как ответственность, толерантность, жизнестойкость, самоорганизация и развитие позитивных межличностных взаимодействий.

После реализации, представленной ранее модели, ожидаемым результатом выступила сформированная личностная зрелость студентов.

Данная программа реализовывалась во внеучебное время студентов и на кураторских часах, при добровольном согласии на участие обучающихся, то есть можно отметить высокую мотивированность и заинтересованность студентов в личностном росте и саморазвитии.

Цель, задачи, принципы программы:

Цель коррекционно-развивающей программы - формирование личностной зрелости студентов в условиях ВУЗа, которая проявляется в следующих показателях: знания о личностной зрелости, способность к саморазвитию, позитивные межличностные отношения, самоорганизация, рефлексия и самопринятие.

Задачи программы:

  1. Сформировать у студентов комплекс знаний о понятии «личностная зрелость», её структуре, показателях и способах развития.
  2. Создать доверительную и благоприятную атмосферу в группе студентов, способствующую эффективному личностному развитию.
  3. Реализовать коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие рефлексии, самопринятия, способности к саморазвитию, позитивных межличностных отношений, самоорганизации, интернальности, жизнестойкости и толерантности.
  4. Провести индивидуальное консультирование студентов по запросам на тему личностного развития.
  5. Оказать содействие разработке и реализации общественно-полезных проектов студентов.

Возраст, на который ориентирована данная программа- 18-23 лет.

Рассмотрим тематическое планирование теоретического блока коррекционно-развивающей программы, представленное в Таблице 1.

Таблица 1.

Тематическое планирование теоретического блока коррекционно-развивающей программы «Формирование личностной зрелости студентов в ВУЗе»

№ п\п

Тема занятия

План занятия

1

«Личностная зрелость, её структура и показатели. Подходы к определению и условиям развития»

1.Понятие «личностная зрелость», подходы к определению.

2.Структура личностной зрелости: когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

3.Показатели личностной зрелости.

4.Диагностика личностной зрелости. Комплекс диагностических методик.

5.Факторы и условия развития личностной зрелости.

2

«Личностная зрелость и социально-психологические типы личности»

1.Личностная зрелость и социально-психологические типы личности, выделенные В.М. Минияровым.  2.Нормальный тип.

3.Конформный тип. 4.Доминирующий тип. 5. Сензитивный тип. 6. Инфантильный тип. 7. Тревожный тип. 8. Интровертивный тип.

3

«Рефлексия как показатель личностной зрелости студентов»

1.Понятие «рефлексия». Подходы к определению.

2. Факторы, условия формирования способности к рефлексии.

3. Методы, приемы развития рефлексии у студентов.

4. Значение способности к рефлексии в структуре личностной зрелости студентов.

4

«Самопринятие как показатель личностной зрелости»

1.Подходы к пониманию феномена самопринятия в рамках гуманистической психологии, эгопсихологии, гештальтпсихологии, психосинтеза, феноменологической и экзистенциальной традиций, логотерапии.

2.Факторы формирования самоотношения личности.

3.Техники развития самопринятия.

5

«Способность к саморазвитию: понятие, приемы и технологии формирования»

1.Понятие «саморазвитие», подходы к определению.

2.Способность к саморазвитию как показатель личностной зрелости студентов.

3.Факторы и условия формирования способности к саморазвитию.

4. Приемы и технологии развития способности к саморазвитию.

6

«Позитивные межличностные отношения как показатель личностной зрелости»

1.Понятие и характеристика межличностных отношений.

2.Виды и формы межличностных отношений.

3.Структура межличностных отношений.

4.Условия развития межличностных отношений.

5.Учебное сотрудничество студента с преподавателями, студентами и группой в целом.

5.Приемы, методы и техники позитивных межличностных отношений.

7

«Понятие «самоорганизация личности». Виды и особенности. Модели самоорганизации»

1.Понятие «самоорганизация личности».

2. Виды и особенности самоорганизации студентов.

3.Модели самоорганизации личности.

4.Методы и технологии формирования навыков самоорганизации личности.

8

«Интернальность как фактора развития личностной зрелости»

1.Проблема интернальности в психолого-педагогических трудах.

2. Психологические компоненты интернальности и факторы ее становления в профессиональной деятельности.

3.Методы и приемы формирования интернальности.

9

«Общее понятие жизнестойкости, структура, модель. Способы и приемы формирования жизнестойкости личности»

1.Общее понятие жизнестойкости и ее структура.

2.Жизнестойкость в модели стресса.

3.Социально-психологические аспекты формирования жизнестойкости личности.

4.Способы и приемы формирования жизнестойкости личности.

10

«Понятие «толерантность», подходы к изучению, виды. Критерии толерантности. Методы, приемы, технологии формирования толерантности студентов»

1.Понятие «толерантность». Подходы к определению.

2. Виды толерантности.

3. Критерии толерантности личности.

4.Толерантность студентов психолого-педагогического направления обучения.

5. Методы, приемы, технологии формирования толерантности студентов.

 

Второй частью программы, как описывалось выше, является практический блок, с планом которого можно ознакомиться в Таблице 2.

Таблица 2.

Тематическое планирование практического блока коррекционно-развивающей программы «Формирование личностной зрелости студентов в ВУЗе»

№ п/п

Тема занятия

План

1

Знакомство с правила групповой работы и установление доверительной атмосферы.

1. Ритуал приветствия. «Приветствие без слов». Цель: снятие напряжения и тревожности.

2.Вводная часть. Позитивный настрой участников группы на совместную работу, знакомство с правилами групповой работы.

3. Упражнение «Отгадай, кто это?».

4.Упражнение «Никто не знает, что я…».

5.Упражнение «Эмпатия».

6. Ритуал прощания.

7. Рефлексия занятия.

2

Осознание собственной индивидуальности и активизация мотивации к личностным изменениям.

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2.Упражнение «Разговор руками».

3.Упражнение «Комиссионный магазин».

4. Упражнение «Без маски».

5.Ритуал прощания.

6.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

3

Формирование мотивации к личностным изменениям

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2. Упражнение «Ворвись в круг».

3. Упражнение «Позитивный образ «Я».

4.Упражнение «Колесо Баланс жизни». 5.Ритуал прощания.

6.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

4

 Развитие навыков позитивного межличностного общения

1. Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2.Упражнение «Границы и стена».

3.Упражнение «Враг-Друг».

4. Упражнение «Ключевые слова».

5. Упражнение «Чувства - понимание – стратегия».

6. Ритуал прощания.

7.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

5

Развитие социальной компетентности в сложных ситуациях взаимодействия

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2. Упражнение «Факс».

3.Упражнение «Агрессивный контакт».

4.Упражнение «Преувеличение или полное изменение поведения».

5. Упражнение «Спор».

6. Ритуал прощания.

7.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

6

Развитие толерантного отношения к другому: от позитивной идентичности к толерантности

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2. Упражнение «Электрическая цепь».

3. Упражнение «Откуда Я родом».

4. Упражнение «Социальная реклама».

5. Ритуал прощания.

6.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

7

Развитие толерантного отношения к другому: стереотипы мышления и этноцентризм

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2. Упражнение «Льдинка».

3. Упражнение «Паутина предрассудков».

4.Упражнение «Стереотипы».

5.Упражнение «Аплодисменты по кругу».

6. Ритуал прощания.

7.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

8

Формирование самопринятия личности

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2.Упражнение «Ворвись в круг».

3.Упражнение «Дом моей души».

4.Упражнение «Формула успеха

5.Упражнение «Бег слов».

6. Ритуал прощания.

7.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

9

Формирование позитивного самоотношения

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения.

2. Упражнение «Забудь, не вспоминай!».

3. Упражнение «Упражнение «Портрет».

4. Упражнение «Театр».

5. Ритуал прощания.

6.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

10

Формирование стратегий дальнейшего саморазвития

1.Ритуал приветствия. Обсуждение записей в дневнике самонаблюдения

2. Упражнение «Передай предмет».

3.Упражнение «Мои опоры».

4.Упражнение «Стратегия личностного самосовершенствования».

5. Ритуал прощания.

6.Рефлексия занятия. Обсуждение эмоционального и смыслового опыта участников.

 

В результате  организации специальных психолого-педагогических условий, которые заключаются в продуктивном взаимодействии преподавателей и студентов, проведении обучающих лекций-семинаров, применении активных методов обучения, разработке совместно со студентам социально значимых проектов, участии студентов в волонтерской, а также целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности психолога ВУЗа согласно представленной в статье программе «Формирование личностной зрелости студентов в ВУЗе» произошло изменение в выраженности определенных интегральных уровней личностной зрелости студентов, а именно: низкий уровень личностной зрелости стал менее выраженным, а в свою очередь коэффициент по среднему и высокому уровням вырос. Это может служить доказательством эффективности разработанной программы формирования личностной зрелости студентов в условиях ВУЗа.

 

Список литературы:
1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 336 с.
2. Васильева О. В. Психолого-акмеологическая сущность самоорганизации личности // Акмеология. -2012.- №2 (42). -С.23-27.
3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. - СПб.: Питер, 2004. - 489 с.
4. Гукова Д. А., Тухужева Л. А., Бегиева Б. М. Межличностные отношения // Вопросы науки и образования. -2018. -№26 (38).- С.78-83.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Питер, 2004. - 112 с.
6. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции.- Ростов-на-дону: Феникс, 2005. - 128 с.
7. Молоканова Е. А. Факторы формирования способности к саморазвитию у студентов вуза // Вестник ТГУ. -2019.- №180.- С.123-132.
8. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.
9. Шигабетдинова Г. М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник ННГУ. -2014.- №2-1.- С. 45-49.