Статья:

Поиски решений в адаптации детей в период начального обучения в школе

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Молодцова Ю.С. Поиски решений в адаптации детей в период начального обучения в школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 24-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Поиски решений в адаптации детей в период начального обучения в школе

Молодцова Юлия Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, Санкт-Петербург

 

Развитие современных технологий требует изменения подхода к процессу обучения детей в школе на начальном этапе [1].

В статье «Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе» Гусова А.Д. пишет: «Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе находится в сфере пристального внимания многих специалистов, работающих с детьми» [2]. Многие современные психологи [3], [4] озабочены тем, что, к сожалению, сегодня больше внимания уделяется вопросам учебной адаптации, а социально-психологическая адаптация отходит на второй план [5], [6].

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе – традиционная и развивающая. Традиционная более привычная, гораздо сложнее стоит вопрос о развивающей системе. В этом случае важен только сам учитель, который сможет или нет донести до детей и их родителей часто запутанную и непростую информацию.

Адаптация ребенка – это совместная работа родителей и учителя. Как правило, дети хотят учиться в школе, но большинство из них не задумывается, что это очень тяжелый и повседневный труд. Когда ребенок впервые приходит в школу, то он попадает в иной мир, в котором свои требования, правила, законы. Он сталкивается с большим числом новых людей: класс – это новый коллектив, в котором собраны дети, живущие в разных социальных условиях, с разным темпераментом и особенностями характера. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется жизнь ребёнка: всё в его жизни теперь подчиняется учёбе. Коменский Я.А. считал, что «если ученье поставлено правильно, то оно само по себе привлекательно для умов и своею занимательностью притягивает к себе всех» [7]. Учитель должен объединить и заинтересовать детей, найти подход к каждому из них. Обучение должно быть ориентировано на развитие учащихся с учётом их индивидуальных способностей и всестороннего раскрытия их интеллектуального и личностного потенциала. Учитель должен научить детей взаимодействовать в коллективе: не ссориться, не ожесточаться в спорах, не драться, объяснить, что лучше дружить, чем ссориться. Необходимо прививать детям прежде всего основные, «главные» добродетели: «мудрость, умеренность, мужество и справедливость» [7].

Учитель должен объяснить детям, что каждый может оступиться и совершить поступок, о котором будет горько сожалеть, и это не значит, что человек плохой — это значит, что он всего лишь ошибся, а случайную ошибку всегда можно исправить. Однако надо уметь признавать свои ошибки: умение признать свою неправоту и свои ошибки заслуживает уважения окружающих, ведь только смелый и мужественный человек может это сделать.

На первый план должен быть поставлен не столько процесс обучения, сколько процесс адаптации ребенка к новым психологическим условиям. Должны быть созданы комфортные и доброжелательные условия пребывания ученика в школе. Многие дети не могут спокойно высидеть целый урок, им трудно контролировать свое поведение, внимание, это зависит от их психоэмоционального состояния. Для того, чтобы помочь детям безболезненно вписаться в процесс обучения, необходимо вносить в него больше игровых моментов. Учитель должен увлекать детей в мир новых знаний, подбадривать их, вовремя переключать внимание детей на нужные вопросы. Желательно проводить обучение маленькими группами. На детей нельзя давить, нельзя кричать и наказывать.

Главная задача родителей и учителя развивать мотивацию в познании новых предметов, заинтересовать ребенка в самостоятельном движении к новому знанию. За каждый, даже маленький, успех в познавании нового, ребенка надо хвалить, поощрять его стремление к самостоятельной работе. Надо уметь объединять детей для совместных занятий, используя для этого любые возникающие, даже нестандартные, ситуации, заинтересовать их в коллективных решениях новых задач на уроках. Каждый день ребенок должен узнавать хоть что-то новое. Ян Коменский писал: «Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» [7].

Если ребенок не может сразу правильно ответить на вопрос, то не надо заострять на этом внимание, а следует ненавязчиво попробовать серией наводящих вопросов и рассуждений получить от него правильный ответ. Затем необходимо похвалить ученика и подчеркнуть, что именно он сам нашел правильный ответ, предложить классу похлопать ему за это. Можно подключить к ответу на вопросы сразу весь класс. Предложить каждому желающему дать свой ответ и попросить объяснить, почему он считает его правильным. Дети не должны скучать на уроке, они должны активно участвовать в поиске ответов на поставленные учителем вопросы, нужно подводить детей к самостоятельному поиску ответов.

Ян Коменский говорил учителям: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать» [7]. Прошло четыреста лет с момента выхода «Великой дидактики», но этот вопрос продолжает оставаться актуальным.

Дети бывают разные: «есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом». [7] Для учителя важно вовремя заметить таких детей и развивать их способности.

Первый учитель становится очень значимым человеком в жизни детей в школе. Необходимо, чтобы дети чувствовали, что каждый из них важен и небезразличен учителю, что их успехи нужны не только им, они очень важны для учителя, доставляют ему радость. Когда дети чувствуют, что учитель их любит и ценит, они будут стараться учиться, чтобы заслужить его похвалу. Учитель должен стать другом для своих учеников, к которому можно обратиться за помощью по любым вопросам и не бояться упреков и насмешек окружающих.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, учитель должен больше времени уделять повторению и закреплению пройденного материала. Необходимо давать задания, которые будут способствовать развитию у детей памяти, логики, мышления. Можно предложить детям задачи повышенной сложности, если основной материал усвоен ими хорошо, но это должно быть предложено только желающим, а не всем в обязательном порядке. Нужно активно использовать познавательную мотивацию учащихся. Внутренняя, самая сильная мотивация - это заинтересованность самого ученика. Огромное значение имеет профессиональная подготовка учителя и его личностные качества, его способность видеть личность в каждом ученике. Если дети с удовольствием каждый день идут в школу, значит учитель правильно выбрал поле деятельности и построил свою работу. Не менее важно, чтобы учитель каждый день приходил в школу с желанием научить своих учеников чему-то новому.

Ян Амос Коменский еще в XVII веке писал: «До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки… А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живет, зеленеет, цветет и приносит плоды» [7].

Согласно «Великой дидактике» Коменского Я.А., правильная постановка проблем обучения «важна для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [7].

В заключение данной работы хочу сформулировать следующие выводы по поводу быстрой и успешной адаптации ребенка в школе:

  • Ребенка нужно хвалить, а не ругать. Необходимо поощрять любые его успехи в учёбе.
  • Никогда нельзя сравнивать одного ребенка с другими — это недопустимо, потому что ведёт к снижению самооценки ребёнка.
  • Мы должны воспринимать ребёнка таким, какой он есть, не надо предъявлять к нему завышенные требования.
  • Необходимо развивать скрытый потенциал ребенка. Надо стараться найти такую сферу деятельности для него, где он сможет реализовать себя и быть успешным.
  • Использовать как можно больше игровых моментов в обучении.
  • При обучении надо идти от более общего к более частному и от более лёгкого к более трудному.
  • Лучшее вознаграждение для ребенка – это доверительное и открытое общение с ним, похвала, уважение к его личности.
  • Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту.
  • Нужно придерживаться одной выбранной методики обучения.

 

Список литературы:
1. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л.С. Виситова // Образование и воспитание. – 2016. – №1 (6). – С. 16-19.
2. Гусова, А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе / А.Д. Гусова // Вестник университета. – 2012. – №8. – С. 229-233.
3. Пшенцова, И.Л. Психолого-педагогические условия успешности обучения первоклассников в адаптационный период : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.Л. Пшенцова. - Екатеринбург, 1999. – 193 с.
4. Пихенько, И.Н. Педагогическая адаптация первокласников к обучению в школе : дис. … канд. педагог. наук 13.00.01 / И.Н. Пихенько. – Брянск, 2003. – 190 с.
5. Карабанова, О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис. … докт. психол. наук / О.А. Карабанова. – М., 2002. – 379 с.
6. Дрягалова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе : дис. … канд. психол. наук 19.00.07 / Е.А. Дрягалова. – Нижний Новгород, 2010. – 201 с.
7. Коменский, Я.А. Великая дидактика : избр. пед. соч. / Я.А. Коменский. – М. : Учпедгиз, 1955. – 651 с.