Статья:

Здоровьесберегающая технология как фактор формирования основ здорового образа жизни у воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Куликов С.В. Здоровьесберегающая технология как фактор формирования основ здорового образа жизни у воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 28-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Здоровьесберегающая технология как фактор формирования основ здорового образа жизни у воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

Куликов Сергей Владимирович
воспитатель учебного курса суворовцев Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, РФ, г. Ульяновск

 

HEALTHY-SAVING TECHNOLOGY AS A FACTOR OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN PUPILS OF ULYANOVSKY GUARDS MILITARY SCHOOL

 

Sergey Kulikov

Tutor of a training course of Suvorov Military School students Ulyanovsk Guards Suvorov Military School, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Формирование культуры здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые суворовцы в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в  будущем способны стать элитой Российской Армии. Обеспечить  высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья у учащихся суворовских военных училищ.

Abstract. The formation of a culture of health is today called a priority activity of the whole society, because only healthy people are able to properly absorb the acquired knowledge and in the future are able to become an elite of the Russian Army. To ensure a high level of health, to form a culture of health among students of Suvorov military schools.

 

Ключевые слова: Здоровый образ жизни; здоровьесбережение; суворовцы; обучение; воспитание.

Keywords: Healthy lifestyle; healthy preservation; pastoralists; training; upbringing.

 

Формирования культуры здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Одной из главных задач, стоящих перед  педагогическим коллективом Ульяновского военного суворовского училища  - воспитание будущих  офицеров, элиты нашей армии.  Воспитатели Ульяновского гвардейского суворовского училища являются важным звеном в формировании навыков здорового образа жизни у воспитанников. Вся работа руководящего  состава, преподавателей, воспитателей  в училище  направлена на подготовку к поступлению в военные  вузы Министерства обороны РФ, где важную роль играют  здоровье,  физическая подготовленность  воспитанников.

Внедрение в образовательный процесс суворовского военного училища здоровьесберегающих технологий, предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту  здоровья суворовцев, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью [1].

Одной из главных задач деятельности суворовского училища в этом направлении являются: обеспечить выпускнику  высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, заботиться о своем здоровье и бережно относится к здоровью других людей.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе суворовского военного училища позволит суворовцам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [1].

Таким образом, необходимо рассмотреть жизненно важные факторы здорового образа жизни у  обучающихся в суворовском военном училище, которые влияют на укрепление здоровья и которые зависят от поведения суворовца, являются:

- профилактика вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- сбалансированное рациональное питание;

- режим труда и отдыха, ритмичность в жизни и учёбе;

- закаливание организма;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Все эти факторы и определяют здоровый образ жизни суворовца, собственно и любого другого человека.

В суворовском военном училище созданы все необходимые условия для гармоничного развития личности. Это распорядок дня, режим питания, равномерно распределенные в течение учебной недели физические нагрузки, вещевое обеспечение, банно-прачечное обслуживание, медицинское обеспечение, режим труда и отдыха, культурно-досуговые мероприятия. Используя в полной мере все возможности училища для гармоничного развития личности, суворовец имеет возможность не только успешно окончить суворовское училище здоровым, гармонично развитым человеком, но и добиться определенных спортивных и учебных достижений в период обучения.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у суворовцев мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Воспитатели училища в своей  работе на основе личностно-ориентированного подхода через здоровьесбережение  ставят задачи:

1. Дать суворовцам объективные, соответствующие возрасту знания о здоровом образе жизни.

2. Дать представление о правильном режиме дня, рациональном питании и гигиенических навыках,  методов закаливания.

3. Формирование бережного отношения суворовцев к своему физическому и психическому здоровью.

4. Закрепить негативное отношение к вредным привычкам.

5. Дать представление о здоровье, как к жизненной ценности.

6. Воспитывать потребности у суворовцев в здоровом образе жизни.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у суворовцев, прежде всего, зависит от нас взрослых. Мы являемся для них живым примером.  В училище с 5-го класса воспитатели и преподаватели  способствуют воспитанию у суворовцев привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Суворовцы младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно в этом возрасте воспитатели должны начинать формировать культуру здоровья.

Важным условием успешной работы суворовского военного училища по формированию навыка здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  для поддержания интереса к организованной образовательной деятельности, поднятия эмоционального  настроя и повышения работоспособности, снятия усталости, а именно являются:

1. Учебный день начинаем  с суворовцами утренней физической зарядки или утренней прогулки с физическими упражнениями.

Её цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках;

2. Своими примерами  в методах закаливания, обливании холодной водой утром разъясняем  полезность в поддержании хорошего и бодрого настроения на весь день;

3. Через беседы, уроки здоровья, классные часы  разъясняем   пользу физических упражнений и здорового образа жизни для своего здоровья, закрепляем негативное отношение к вредным привычкам;

4. Большое оздоровительное значение в режиме дня суворовцев имеют подвижные игры проводимых на воздухе. Игры – хороший отдых после занятий они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. С ранней весны и до поздней осени спортивно-массовую работу проводим на свежем воздухе, на спортивных площадках. Широко используем различные варианты подвижных игр, всевозможные игровые эстафеты, основанные на соревновательных элементах;

5. Включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления;

6. Привлекаем суворовцев к занятиям спортом, посещение спортивных секций в училище в системе дополнительного образования;

7. Обучаем  элементам рукопашного боя, прививаем навыки в выносливости, быстроте, ловкости.

8. Обучаем и сами участвуем с суворовцами в игровых видах  спорта;

9. В спортивной комнате роты  суворовцы упражняются  на спортивных снарядах.

10. Вместе с суворовцами организуем военно-спортивные игры в парках города «Лазертаг», «Пейнтбол».

11. Проводим первенство среди суворовцев  по шахматам, настольному теннису, спортивным подвижным видам спорта, проводим эстафеты на быстроту и ловкость.

12. Формирование навыков здорового питания начинаем закладывать у суворовцев с самого поступления в училище.

13. Создаём условия для заинтересованного отношения к учебе. Перед началом  занятий  создаём  ситуации успеха, способствующие формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Суворовское военное училище является школой здорового стиля жизни суворовцев, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.)  носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

 

Список литературы:
1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002.- С.1-28.