Статья:

ОРЭМ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА

Конференция: CVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Хаблак Е.В. ОРЭМ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам CVII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(107). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРЭМ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА

Хаблак Евгений Владимирович
аспирант Университета «Синергия», РФ, г. Москва

 

WHOLESALE ELECTRICITY AND POWER MARKET IN THE ENERGY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION THROUGH 2050

 

Khablak Yevgeny Vladimirovich

Postgraduate Student, Synergy University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье исследуются направления развития оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ), закрепленные Энергетической стратегией Российской Федерацией на период до 2050 года. В работе анализируются правовые механизмы, регулирующие договорные конструкции, ответственность участников рынка, а также вопросы правового обеспечения баланса интересов государства, бизнеса и потребителей в контексте долгосрочных энергетических целей. Выявляются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, предлагаются пути их преодоления с учётом стратегических ориентиров развития энергетической отрасли.

Abstract. The article examines the development directions of the wholesale electricity and capacity market (WECM) as outlined in the Energy Strategy of the Russian Federation until 2050. The study investigates legal mechanisms governing contractual arrangements, liability of market participants, and issues related to the legal safeguarding of a balanced alignment of interests among the state, businesses, and consumers within the context of long-term energy objectives. Gaps and inconsistencies in the current legislation are identified, and potential solutions are proposed in line with the strategic guidelines for the development of the energy sector.

 

Ключевые слова: оптовый рынок электрической энергии и мощности, ОРЭМ, энергетическая стратегия, баланс интересов, пробелы в законодательстве.

Keywords: wholesale electricity and capacity market, WECM, energy strategy, balance of interests, legislative gaps.

 

Актуальность исследования обусловлена динамичностью изменений отрасли электроэнегретики, что непосредственно отражается на правовом регулировании. В своем генезисе энергетическое право относится к частному праву [6, c. 187]. Правительством Российской Федерации 12 апреля 2025 года утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года (Стратегия). Относительно ОРЭМ в Стратегии можно выделить три содержательных блока: 1. Внутренние вызовы в электроэнергетике; 2. Результаты проведенных мероприятий на момент утверждения Стратегии; 3. Комплекс первоочередных мер по решению задачи формирования инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли [10].

Одним из вызовов в электроэнергетике Стратегией определена необходимость ускорения внедрения современных технологий, в том числе с применением искусственного интеллекта, новых инструментов и бизнес-моделей, что требует своевременной адаптации действующей модели функционирования оптового и розничного рынков.

Как отмечал А.И. Громов энергетика во все большей степени становиться ядром развития социума за счет растущего влияния на модель общественного развития и социального поведения человека [2, с. 40].

В этой связи можно согласиться с точкой зрения А.А. Молчанова о том, что с развитием цифрового права формируется система нормативных правовых актов, регулирующих связи по применению цифровых данных и цифровых технологий, в том числе и в области энергоснабжения [3, с. 141].

Цифровая трансформация энергетики предполагает создание нового информационно-технологического слоя, который станет ядром системы, обеспечивающим эффективность, безопасность и управляемость системы. Этот переход отражен в большом объеме нормативно-правовых актов, которые формируют правовую основу для создания и использования цифровых активов — от моделей до платформ. Процесс начался с юридического признания самого понятия «цифровая модель». Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» был дополнен новыми определениями, такими как «цифровая информационная модель электроэнергетических систем», «цифровая информационная модель объектов электроэнергетики» и «средства дистанционного управления» [9]. Закрепление данных понятий на законодательном уровне свидетельствует фактической легитимации цифрового двойника реальной энергосистемы, который обладает собственным юридическим статусом и регулируется отдельными нормами. Дальнейшее развитие данной идеи выражено в подзаконных актах, например, в Приказе Минэнерго России от 31.10.2025 г. № 1428, которым утверждены Методические указания по моделированию электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. Согласно тексту приказа, данные Методические указания вступают в силу, начиная с 01.01.2026 г. и становятся техническим стандартом для участников рынка. Методические указания требуют системного оператора и владельцев объектов электроэнергетики использования единого формата CIMXML для возможности экспорта цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и информационных моделей [4]. Также приказом Минэнерго России от 31.10.2025 г. № 1429 установлено, что системный оператор должен ежемесячно размещать в открытом доступе на специализированном портале фрагменты текущих цифровых информационных моделей [5].

Таким образом, цифровые данные переходят из разряда непубличной информации в публичную плоскость, обеспечивая доступ всем участникам рынка, что создает основу для прозрачности, конкуренции и более точного планирования развития ОРЭМ.

Создание цифровой инфраструктуры, состоящей из моделей, формализованных стандартов и открытых данных находит свое логичное развитие в использовании этих цифровых активов в рамках цифровых платформ. Понятие «цифровая платформа» закреплено в Федеральном законе № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», который вступает в силу 01.10.2026 г. Применение принципов платформенного регулирования к ОРЭМ является перспективным направлением, поскольку такие системы выполняют функцию посредника, автоматизируя взаимодействие между множеством участников рынка. В свою очередь, это открывает широкий круг новых правовых вопросов, особенно в части ответственности. Например, из-за ошибки в алгоритме одного из участников возникает вопрос, кто будет нести ответственность и каким образом определить ответственного. Представляется правильным предположить, что юридическая ответственность оператора цифровой платформы зависит от степени его фактического контроля над алгоритмами, интерфейсом и определяется содержанием правоотношений [1]. Проблема пробелов в отраслевом законодательстве в сфере электроэнергетики не является новой. Данную проблему в качестве одной из основных отмечал в своей работе 2015 года О.А. Символоков [7].

Цифровые технологии представляют собой активные инструменты реализации стратегических задач, заложенных в Стратегии. Одним из ключевых направлений является управление изменением режима потребления. Правила оптового рынка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 1172, были дополнены разделами XXIII-XXIV, которыми юридически закреплена услуга по управлению спросом. Суть управления спросом заключается в том, что системный оператор в дистанционном режиме влияет на потребление крупными промышленными потребителями для поддержания баланса системы в режиме реального времени. Для реализации данного механизма требуется автоматизированная система мониторинга и коррекции нагрузки, которая по своей сути является сложной цифровой платформой, способной передавать команды управления и верифицировать выполнение.

Стратегия в качестве обеспечения развития и усовершенствования модели ОРЭМ указывает на запуск национальной системы координации «зеленых» инструментов. В свою очередь представляется обоснованной критика в научной среде применения «зеленых» сертификатов происхождения электрической энергии России. Если добровольная система «зеленой» сертификации для Европейского Союза является необходимостью, вызванной недостатком топливно-энергетических ресурсов, то для России это не очевидно [8, с. 138]. Поскольку, как пишет Символоков О.А., запуск системы добровольной сертификации, его активное применение не может опираться исключительно на имиджевый фактор. Ученый делает предположение, что по-видимому, на первоначальном этапе заинтересовать покупателей «зеленой» электрической энергии в приобретении «зеленых» сертификатов можно будет на основе использования компенсаторных механизмов, например, предоставляя налоговые льготы. По существу, это перекладывание расходов на налогоплательщиков и бюджет, который недополучит часть доходов.

Таким образом, Стратегия содержит рациональные направления развития ОРЭМ, такие как управление спросом, внедрение современных технологий, создание цифровой инфраструктуры, однако, также содержит спорное направление развития, такое как развитие «зеленых» инструментов.

 

Список литературы:
1. Бобков Олег // Клеверенс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cleverence.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/-grazhdanskopravovaya-otvetstvennost-operatorov-tsifrovyh-platform/ (дата обращения 07.12.2025).
2. Громов А.И. Концепция энергетической стратегии России на период до 2025 года // Энергетическая стратегия России: ресурсно-инновационная модель развития. — 2014. — № 2. — С.37–43.
3. Молчанов А.А. Цифровизация в области энергоснабжения // Сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.В. Габова. — Белгород. — 2021. — С.139–140. 
4. Приказ Минэнерго России от 31.10.2025 № 1428 «Об утверждении методических указаний по моделированию электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=519927&cacheid=540758A1305EF122F540B7036908CA8E&mode=splus&rnd=qIykUw#QW68h4Vi01fC1B3n (дата обращения 07.12.2025).
5. Приказ Минэнерго России от 31.10.2025 № 1429 «Об утверждении Порядка раскрытия (предоставления) цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики или их фрагментов и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 17.02.2023г. № 82». // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=520456&cacheid=2AE40A31E48A9F1CD1D07CD61C4A6E4A&mode=splus&rnd=qIykUw#rT7Lh4VuIPstiQlP1 (дата обращения 07.12.2025)
6. Свирков С.А. Соотношение частноправовых и публично-правовых начал в энергетическом законодательстве // Актуальные проблемы российского права. — 2024. — № 19(8). — С.186–193. https://doi.org/10/17803/1994-1471/2024/165/8/186-193/.
7. Символоков О.А. Основные проблемы развития энергетического законодательства // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. — 2015. — С.508–510.
8. Символоков О.А. Перспективы правового регулирования «зеленой» сертификации электрической энергии // Сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. / под ред. / под редакцией А.В. Габова. — Белгород. — 2021. — С.134–138.
9. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. От 25.10.2024) «Об электроэнергетике» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=483415&dst=0&edition=etD&rnd=qIykUw#pKSqg4Vyx62ccSBb5 (дата обращения 07.12.2025).
10. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.2025 г. № 908-р // Правительство Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/LWYfSENa10uBrrBoyLqqAAOj5eJYlA60.pdf (дата обращения 06.12.2025).