Статья:

Проблемы противодействия коррупции на местном уровне

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Потапова Е.А., Дресвянская В.И. Проблемы противодействия коррупции на местном уровне // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 68-73.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы противодействия коррупции на местном уровне

Потапова Елена Анатольевна
старший преподаватель, Сибирский государственный университет путей и сообщения, РФ, г. Новосибирск
Дресвянская Валерия Игоревна
студент, Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

 

Problems of anti-corruption at the municipal level

Elena Potapova

senior professor, Siberian State Transport University, Russia, Novosibirsk

Valeriya Dresvyanskaya

Student, Siberian State Transport University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Коррупция является одним из самых опасных явлений, как для общественной жизни, так и для государственного и муниципального управления. В статье рассматриваются проблемы противодействия коррупции в органах муниципальной власти.

Abstract. Corruption is one of the most dangerous phenomenon for social life as well as for state and municipal management. The article gives observation of anti-corruption problems in the organs of the municipal authority.

 

Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; коррупционная преступность; муниципальная власть.

Keywords: corruption; anti-corruption; corruption crime; the municipal authority.

 

Коррупция несет угрозу национальным интересам России, а также наносит большой вред безопасности нашей страны. На сегодняшний день Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции является основным комплексным международно-правовым актом, регулирующим вопросы противодействия коррупции в государствах – участниках ООН, состоящий из 8 глав, включающих 71 статью [3, с. 7-54]. С момента вступления в законную силу Конвенция стала неотъемлемой частью законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности в Российской Федерации.

Помимо Конвенции ООН против коррупции к международным правовым источникам антикоррупционной направленности относят ряд конвенций, деклараций, резолюций и законов таких как: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [7, с. 105-120]; Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций [5, с. 223-245]; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [4, с. 51-83]; Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях [2, с. 220-223]; Резолюция Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» [10, с. 55-56]; Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок [6, с.72-85] и другие. Указанные нормативные правовые акты, безусловно, также являются источниками отечественного законодательства противодействию коррупции.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации [8], общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[13], Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [12] и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается следующим образом: Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица (ст. 1. п. 1 ФЗ «О противодействии коррупции») [13].

В Новосибирской области действует программа «Противодействие коррупции в Новосибирской области на 2016-2017 годы» [9, с.2], приняты действенные меры, направленные на профилактику и выявление фактов этого вида уголовного преступления. Ведётся активная работа по формированию в обществе антикоррупционного правосознания, нетерпимости к коррупционерам, осуждения фактов злоупотребления и коррупции гражданами.

Современное состояние коррупционной преступности в РФ характеризуется следующими показателями. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, по ст. 285 УК РФ [11] – злоупотребление должностными полномочиями за октябрь 2016 года зарегистрировано 2 112 преступлений, по ст. 290, 291, 291.1 УК РФ (взяточничество) зарегистрировано 10 972 преступлений, что на 11,2 % меньше, чем за сентябрь 2016 г. [1].

В январе-октябре 2016 г. выявлено 27 492 (-6,8 %) преступления коррупционной направленности. Число преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), в Российской Федерации снизилось на 2,6 % (с 5 769 до 5 621) [1].

Согласно аналитической справке Генеральной прокуратуры РФ «О состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией за 2015 год», среди осужденных за преступления коррупционной направленности 833 человека являлись должностными лицами органов местного самоуправления (в 2014 году – 859), из них 295 – главами муниципальных образований и местных администраций (в 2014 году – 290). Среди привлеченных к уголовной ответственности 120 (в 2014 году – 120) депутатов органов местного самоуправления [1].

Как правило, должностные преступления совершаются Главами местных администраций. Например, заместитель прокурора Курганской области утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении главы администрации Кетовского сельсовета Александра Носкова. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взяток в значительном размере), ч. 2 ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями). По версии следствия, А. Носков, являясь главой сельского совета, в 2013 году за денежные вознаграждения на общую сумму 300 тыс. рублей, оказал содействие своему знакомому в предоставлении в аренду трех земельных участков общей площадью 4,1 га, расположенных в Кетовском районе, под видом создания питомника для декоративных культур. Фактически использовать по назначению земельные участки знакомый А. Носкова не намеревался, впоследствии выкупил их по кадастровой стоимости, которая в несколько десятков раз была меньше рыночной. В результате, своими действиями глава сельсовета причинил районному и муниципальному бюджету ущерб на сумму более 4 млн. рублей.

Или еще один пример. В прокуратуре Чеченской Республики утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Имрана Ярычева по ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, совершенное главой органа местного самоуправления). По версии следствия, с 2013 года по 2015 год Ярычев, будучи главой Куларинского сельского поселения Грозненского муниципального района, выдал 110 жителям села выписки из похозяйственных книг с заведомо ложными сведениями о возникновении у них с 1997 года по 2001 год права на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Впоследствии с использованием выданных Ярычевым документов жителями села зарегистрировано право собственности на земельные участки, которые им фактически не принадлежали.

Следует отметить, что коррупция как сложное социально-правовое явление имеет внутреннюю структурированность, определение которой имеет немаловажное значение для разработки методов и средств ее угнетения и преодоления. Эффективность правового воздействия предопределяется избранными направлениями реализации правовой политики, решением вопросов институционализации и инструментальной сущности.

Использование на национальном уровне специальных мер по снижению уровня коррупционной преступности предполагает осуществление во избежание криминализации отношений в системе органов государственной власти и самоуправления согласованной деятельности органов государственного контроля (надзора) и институтов гражданского общества, одобрение государством деятельности негосударственных институтов, общественных объединений граждан, консолидирующих в рамках правового поля усилия по предупреждению преступлений коррупционной направленности.

Необходимость изменения отношения населения к коррупции отмечается многими исследователями. Наряду с формированием отрицательного отношения к любым коррупционным проявлениям в общественном сознании необходимы эффективные меры по профилактике коррупции среди государственных и муниципальных служащих. В качестве указанных мер выступают кадровые технологии, которые применяются на различных этапах работы с кадровым составом.

При приеме на государственную и муниципальную службу в качестве таких технологий могут быть использованы: собеседование; получение сведений о доходах и расходах государственного служащего, а также членов его семьи; анкетирование; тестирование, в том числе и психологическое.

Для действующих сотрудников органов государственной и муниципальной власти применяются квалификационные экзамены, аттестации, а также текущий мониторинг, который включает в себя, в том числе и анализ сведений о доходах и расходах государственного служащего, а также членов его семьи.

Немаловажное значение для преодоления коррупции в органах государственной и муниципальной власти имеет оценка психологических факторов коррупционного поведения среди государственных и муниципальных служащих как индивидуально-психологических и социально-психологических, так и ситуационных. Оценка этих факторов и выработка адекватных стратегий по их преодолению должна входить в задачи кадровых подразделений, работа которых в настоящее время характеризуется большой степенью формализма.

 

Список литературы:
1. Аналитическая справка «О состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией за 2015 год» // Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-1124022/ (дата обращения: 09.12.2016).
2. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях (принята 16.12.1996 Резолюцией 51/191 на 86-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник материалов о противодействии коррупции. – 2010. – № 3. – С. 220–223.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. – 2006. – № 10. – С. 7–54.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник материалов о противодействии коррупции. – 2010. – № 3. – С. 51–83.
5. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (принята 21.11.1997 Конференцией полномочных представителей стран-членов ОЭСР) // Сборник материалов о противодействии коррупции. – 2010. – № 3. – С. 223–245.
6. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (принята в г. Париж 21.11.1997; пересмотренные рекомендации приняты 23.05.1997) // Бюллетень международных договоров. – 2012. – № 7. – С. 72–85.
7. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (принята 27.01.1999) // Сборник материалов о противодействии коррупции. – 2010. – № 3. – С. 105–120.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
9. Постановление Губернатора Новосибирской области от 01.06.2016 № 126 «Об утверждении программы «Противодействие коррупции в Новосибирской области на 2016 – 2017 годы» // Советская Сибирь. – 08.06.2016. – № 23. – С. 2.
10. Резолюция Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» № (97) 24 (принята Комитетом министров 6.11.1997 на 101-й сессии) // Бюллетень международных договоров. – 1999. – № 7. – С. 55–56.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
12. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33. – Ст. 3418.
13. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52. – Ст. 6228.