Статья:

Проблемы применения пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС в отношении плановых (регламентированных) операций по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна за границей

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Маслий А.И. Проблемы применения пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС в отношении плановых (регламентированных) операций по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна за границей // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 71-75.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы применения пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС в отношении плановых (регламентированных) операций по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна за границей

Маслий Андрей Игоревич
соискатель, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет», РФ, г. Мурманск

 

Problems of employing subparagraph 1 of par.1 of Article 347 of Customs Code of the Customs Union in regard to marine vessel's scheduled and regulated repair and maintenance works, done beyond the customs area of the Customs Union

 

Andrey Masliy

applicant, FSEI HPE «Murmansk State Technical University», Russia, Murmansk

 

Аннотация. Проведённое исследование посвящено изучению проблемы применения льготы, освобождающей судовладельцев от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении плановых и регламентированных операций по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского суда, выполненных за пределами таможенной территории Таможенного Союза.

Abstract. This research studies a problem of applying the exempt from payment the customs duties and taxes for ship owners in regard to marine vessel's scheduled and regulated repair and maintenance works, done outside the customs area of the Customs Union.

 

Ключевые слова: морское судно; транспортное средство международной перевозки; 347 ТК ТС; текущий ремонт; техническое обслуживание; плановый ремонт; плановое техническое обслуживание.

Keywords: vessel; a vehicle of international transportation; 347 CC CU; current repair; maintenance; scheduled maintenance; scheduled maintenance.

 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 347 Таможенного союза (далее – ТК ТС) [5] с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке.

Из буквального толкования указанной правовой нормы не следуют какие-либо ограничения относительно характера выполняемых в отношении судна операций: плановые, регламентированные и т.д. Единственным ограничением служит их вид – текущий ремонт и (или) техническое обслуживание, а также момент возникновения потребности в них. В то же время, диспозиция подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС также прямо не указывает на возможность освобождения судовладельца от уплаты таможенных пошлин и (или) налогов со стоимости этих операций, если они являются плановыми или регламентированными.

Данный вопрос научным сообществом ранее не поднимался, возможно потому, что сложившаяся судебно-арбитражная практика по спорам между судовладельцами и таможенными органами относительно правомерности применения подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС отрицает возможность реализации указанной льготы в отношении плановых (регламентированных) работ по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна, выполненных за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Например, Арбитражный суд Приморского края в решении от 11.02.2016 по делу № А51-23330/2015 [4] сформулировал свою правовую позицию по данному вопросу следующим образом: «Учитывая, что проведение плановых ремонтных работ за пределами таможенной территории Таможенного союза в отношении морских судов, зарегистрированных на территории Таможенного союза, не попадает под освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках пункта 1 статьи 347 ТК ТС независимо от вида проведенных ремонтных операций (капитальный ремонт, планово-предупредительный ремонт, межрейсовый ремонт, межрейсовое техническое обслуживание и т.д.), вывод таможенного органа о том, что проведенные в отношении судна т/х «Райз» ремонтные работы не относятся к числу операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 347 ТК ТС , поскольку потребность в их проведении возникла не во время использования судна в международной перевозке признается судом правомерным».

Следует также отметить, что аналогичных выводов придерживаются и суды Северо-Западного округа, в частности, Арбитражный суд Архангельской области в решении 15.08.2014 по делу № А05-6707/2014 [3]: «Имеющийся в представленных в суд материалах перечень выполненных работ указывает на то, что ремонт был предупредительно - плановым. Ремонт т/х «Сормовский - 3063» выполнен для восстановления и поддержания технико-эксплуатационных характеристик судна в пределах, соответствующих требованиям Российского морского регистра судоходства с целью проведения очередного освидетельствования судна и получения документов, необходимых для допуска к плаванию. При таких обстоятельствах, требование о признании незаконным решения № 10203000/400/300414/Т0025/1 от 30.04.2014 по результатам таможенной проверки, заявленное ОАО «Северное речное пароходство» удовлетворению не полежит».

Несмотря на то, что судебная практика по данному вопросу сформировалась и около 10 лет практически не изменялась, автор полагает, что она безосновательно умаляет право судовладельцев на осуществление «беспошлинного» планового (регламентированного) текущего ремонта и (или) технического обслуживания морского судна за пределами таможенной территории Таможенного союза, а содержание подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС, как уже было указано выше, не исключает возможность его применения к таким видам операций.

В подтверждение изложенной выше позиции, в первую очередь необходимо отметить, что ни судами, ни таможенными органами не учитывается то обстоятельство, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно пунктом 2.3.2. РД 31.20.01-97 «Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство», утвержденных распоряжением Минтранса РФ 08.04.1997 № МФ-34/672 (далее – РД 31.20.01-97) [2] техническое обслуживание судовых технических средств и конструкций (далее – СТСиК) должно осуществляться по планово-предупредительной системе на основе планов-графиков технического обслуживания, утвержденных судовладельцем, и анализа результатов контроля (замера) параметров СТСиК контрольно-измерительными приборами и/или средствами диагностирования и неразрушающего (безразборного) контроля, характеризующих их фактическое техническое состояние.

Кроме того, в пояснениях к термину «система технического обслуживания и ремонта судов» (приложение № 2 к ГОСТ от 01.07.1981 № 24166-80 Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения [1]) прямо указано, что технические обслуживания и ремонты определенных видов выполняются с заданными последовательностью и периодичностью, включая подготовку к ним.

Следует также отметить, что пунктом 2.4.2 РД 31.20.01-97 установлено два вида выполняемых в отношении морских судов ремонта:

- плановый, предусматривающий выполнение работ в соответствии с планом ремонта судов, утвержденным судовладельцем;

- аварийный, предусматривающий выполнение работ, связанных с устранением повреждений СТСиК, полученных при аварийных случаях.

Учитывая, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает всего две разновидности (по характеру) ремонта, один из которых (аварийный) подпадает под действие подпункта 3 пункта 1 статьи 347 ТК ТС, следовательно, по мнению автора, плановые (регламентированные) операции по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна, выполненные за пределами таможенной территории Таможенного Союза, должны освобождаться от обложения таможенными пошлинами и налогами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.

 

Список литературы:
1. ГОСТ от 01.07.1981 № 24166-80 «Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения» (утверждён Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 08.05.1980 № 2050) // СПС КонсультантПлюс.
2. РД 31.20.01-97. Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство (утв. распоряжением Минтранса РФ 08.04.1997 № МФ-34/672) // СПС КонсультантПлюс.
3. Решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2014 по делу № А05-6707/2014// СПС КонсультантПлюс.
4. Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.02.2016 по делу № А51-23330/2015// СПС КонсультантПлюс.
5. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 № 17 (ред. от 08.05.2015) // СПС КонсультантПлюс.