Учение Томаса Гоббса о государстве и праве
Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Учение Томаса Гоббса о государстве и праве
THE TEACHINGS OF THOMAS HOBBES ON STATE AND LAW
Olga Babeshkina
student of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education of the Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Darina Aleksashkina
student of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education of the Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Аннотация. Гоббс, свое учение о праве и государстве стремился превратить в точную науку, поэтому строил его на изучении природы и страстей человека. На основании этого автор провел некоторое различие между естественным правом и законом. А в последствии выделил и ряд законов, подтверждающих его мнение.
Abstract. Hobbes tried to transform his teaching about law and the state into an exact science, so he built it on the study of nature and man's passions. Based on this, the author made some distinction between natural law and law. And later he singled out a number of laws that confirm his opinion.
Ключевые слова: Гоббс; абсолютная монархия; естественное состояние.
Keywords: Hobbe; absolute monarchy; natural state.
Одной из ключевых фигур, вошедших во всемирную историю, является английский философ-материалист Томас Гоббс (158-1679), с весьма выдающимися взглядами, которые современному человеку могут показаться несколько прозаичными, но, тем не менее, составляющими веху не только в личной жизни философа, но и веху в истории развития философской мысли и мысли политической.
К основным произведениям Т. Гоббса относят трилогию под общим названием «Основы философии», включающую «О теле», «О человеке», «О гражданине» и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Труды Т. Гоббса, вершащие научную и политико-философскую революцию, в плане обоснования государственной власти, прославили его на века, хотя и в течение долго времени учения Гоббса пытались предать забвению, книги и сочинения относили к «пагубным», их проклинали, запрещали издавать и осуждали.
«О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты, любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как об искусстве, которое представлено в трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все сотворенные вещи, чтобы сообщить правду об их порядке, их причинах и следствиях»[1, с.71] - так Гоббс открывает первую часть из трех «Основ философии» – «О теле», в которой он смог предельно ясно обозначить своё видение и понимание предмета философии. По его мнению, он материален и представляет собой – тело, которому он дает следующее определение: «Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства, т. е. имеет с ней равную протяженность»[1, с.146]. А постигаются тела непосредственно разумом, следовательно, то, что не подлежит разумному объяснению не входит в предмет философии, то есть божественные и иррациональные знания, источником которых разум не является. В условиях царившей схоластики, отделение науки и религии весьма смелый, но принципиальный для Гоббса постулат.
В теории гносеологии Томас Гоббс приверженец сенсуализма, чувственное восприятие является источником любого знания, после непосредственного контакта с органами чувств ощущение сохраняется в памяти человека, и становится опытом, который, в сущности, и есть источник человеческого знания.
Ну а закрепляются и передаются знания о предметах посредством «знаков», «имен», то есть слов, которые по соглашению людей обозначают тот или иной предмет, и не есть их суть. Продолжая средневековой философский номинализм, Гоббс выдвинул конвеционалистскую концепцию языка: понятия и категории, которыми оперируют люди, есть результат договоренности ученых об обозначении предметов.
По Гоббсу в основе всех бед и причиной всех несчастий является война, а большего зла, чем война гражданская нет и быть не может. А возможной она становится, когда люди не знают причин войны и мира, когда они не знают истинных законов гражданского общества. Стремясь обеспечить мир и привести людей к подлинному благу Томас Гоббс желает разъяснить им истинные законы их существования.
Рассуждая о том, что свойства государства, его значение, роль и смысл определяются природой его граждан, Томас Гоббс называет философию морали, то есть философию человека, объясняющую его поведение, его аффекты и склонности, предпосылкой философии государства.
Он бесцеремонно опровергает незыблемый постулат Аристотеля о том, что человек существо социальное, по Гоббсу человек себялюбив, эгоистичен и расчётлив, зависим от различного рода страстей, в любых отношениях им движет бесконтрольное желание собственной выгоды. То, к чему человек стремится – добро, то, чего избегает – зло, но зло наших врагов для нас благо, следовательно, эти категории относительны. Но универсальное добро все же есть, это – самосохранение, а значит жизнь – благо, смерть – зло.
В качестве доводов изложенного положения Гоббс приводит гипотезу естественного состояния. Существование людей, по его мнению, обуславливается, не их социальной природой, а страхом друг друга.
Желание многих обладать одной и той же вещью, неизбежно приводит к борьбе, идущей на основании естественного права, по которому у каждого от природы есть право на все: право на определение цели и право на определение способов её достижения. Это и есть естественное право, свобода каждого человека самостоятельно использовать свои силы. А свобода заключается в отсутствии преград для того поведения, которое человек желает. Однако смысл такой свободы сводится к нулю, ведь даже при желании обладать чем- либо оно неосуществимо, в виду множества других желающих. И суть естественного права сводится к тому, что «один по праву нападает, другой по праву сопротивляется»[1, с.291].
Различие между естественным правом и законом Гоббс видит в том, что «право состоит в свободе делать или не делать», закон же «определяет и обязывает», и в отношении одного и того же предмета или явления одновременно и право, свобода и закон, обязательство невозможны.
Первый и основной закон Гоббса гласит, что если у человека есть шанс достичь мира, то он должен приложить все силы к его воцарению. Всякий человек должен искать мира и следовать ему. Второй закон призывает человека достигать поставленной цели – мира, всеми методами дающими преимущество в борьбе. Так, в случае согласия других, человек должен отказаться от права на все, в той степени, в которой это необходимо для становления мира.
Т.е. происходит «отказ от права» или «перенесение права» - человек лишается своей безграничной свободы и отказывается стоять на пути других. Однако важным моментом является то, что такой отказ не может быть безвозмездным и односторонним. Отказываясь от права или совершая перенос права всякий человек рассчитывает на другое благо или же на взаимный перенос права на него. Такой расчет обуславливается все той же природой человека, которой претит совершать бескорыстные поступки. Если отказ от права предполагает добровольность и взаимность действий, то он, значит, может произойти только по договору. Среди других законов – справедливость, благодарность и другие, направленные против гордости, пьянства и т.д.
Естественные законы Томаса Гоббса неизменны, вечны, они понятны всякому разумному человеку. Однако в естественном состоянии люди все еще не доверяют друг другу, и естественные законы которые хоть и понятны, внушительны и важны, тем не менее, не обязательны для исполнения, а следовать им добровольно людям не позволяет страх.
Так Гоббс подводит к тому, что для гарантии императивности данных законов необходима принудительная власть, которая на высшем уровне превратит естественные законы в законы в собственном смысле этого слова и обеспечит их авторитет и неукоснительное исполнение, с помощью социального принуждения. Этой силой, по мнению Т. Гоббса, бесспорно, является абсолютная власть государства.
Томас Гоббс, посвятивший всю свою жизнь науке, оставил после себя поистине фундаментальное наследие. Будучи приверженцем рационализма, он принципиально исключал божественное вдохновение, откровение как источник знания и ратовал за отделение религии и науки.
Главный и первый среди этих законов, определяет цель их соблюдения в целом, а именно провозглашение мира и прекращение войны. Второй определяет средства достижения этой цели – отказ каждого от права на все или перенос этого права. Среди других естественных законов звучит справедливость, благодарность, любезность и другие, законы не менее важные. В конечном итоге эти естественные законы, которые, по сути, отражают знаменитое «не делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе», являющиеся от части юридическим, от части моральными, сам Гоббс называет законами моральными, а науку о них – истинной моральной философией.
Но для гарантии их исполнения, которой в естественном состоянии не достичь, люди создают государство, наделяя его той силой, способной возвести рациональные и разумные законы в императив. И здесь Т. Гоббса следует охарактеризовать как первого мыслителя, ясно сформулировавшего подробную теорию общественного договора.
Представителем народа-государства Гоббс называет суверена, который по воле народа представляет собой гарант мира и безопасности, но не обязанного отвечать за свои решения перед народом, в виду их бесспорной справедливости.
Существовать такое государство – смертный Бог, должно в условиях абсолютной монархии, единственной из трех существующих форм государственного правления, которая в наибольшей степени и с неизбежными, но наименьшими потерями, способна обеспечить подданных благами им необходимыми.
В общем и целом теории и учения Томаса Гоббса, не смотря на гонение со стороны большинства его современников, оказали неизгладимое влияние на развитие политико-правовой мысли. Концепции государства и права, предложенные им, стали богатейшим источником для мыслителей последующих поколений.