Статья:

Исследование существующей системы канализирования Красноярского края, её правовое регулирование.

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Выходные данные
Воронов Г.Е., Власов В.А. Исследование существующей системы канализирования Красноярского края, её правовое регулирование. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 33-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование существующей системы канализирования Красноярского края, её правовое регулирование.

Воронов Глеб Евгеньевич
магистрант, Юридический институт, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Власов Валерий Александрович
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой земельного и экологического права Юридического института, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В статье авторы рассматривают правовые вопросы в сфере экологической безопасности, а в частности в сфере обращения с жидкими отходами производства и потребления, а также применение термина «жидкие отходы» в нормативно-правовых актах Красноярского края.

 

Ключевые слова: право; российское законодательство; экология; жидкие отходы; сточные воды; система канализирования.

 

Обращения с жидкими бытовыми отходами является неотъемлемой частью жизни в нашем обществе. На территории Красноярского края актуальной проблемой является очистка природных и сточных вод населенных пунктов края.

В настоящее время в российском законодательстве произошли большие изменения в разрешении вопросов, касающихся обращения с отходами производства и потребления. Важное значение в этой связи имеет изучение существующей и перспективной системы канализирования в крае.

В 2014 году Правительство Красноярского края приняло решение об исследовании очистных региональных сооружений, а также разработать генеральный план очистки территорий. Для исследования было привлечено предприятие из г. Санкт-Петербурга − Институт прикладной экологии и гигиены. Данное исследование должно было охватить все муниципальные районы Красноярского края и в дальнейшем применятся, как инструкция к действию по изменению и улучшению ситуации, связанной с жидкими отходами на территории Красноярского края.

Для полноты исследуемой «картины» обращения с жидкими отходами Красноярский край был разделён на макрорайоны. Согласно названным научно-исследовательским изысканиям не все муниципальные районы Западного, Центрального и Восточного макрорайонов Красноярского края имеют очистные сооружения, вследствие чего жидкие отходы не санкционированно размещают на свалках твёрдых коммунальных отходов или на рельеф, на земли сельхозназначений, земли населённых пунктов, земли государственного лесного фонда.

Все данные Института прикладной экологии и гигиены о наличии / отсутствии очистных сооружений на территории муниципальных образований Западного, Центрального и Восточного макрорайонов Красноярского края оформлены и представлены в следующей таблице[1]:

Таблица.

Данные Института прикладной экологии и гигиены о наличии / отсутствии очистных сооружений на территории муниципальных образований Западного, Центрального и Восточного макрорайонов Красноярского края

№ п/п

Муниципальное образование

Наличие/отсутствие очистных сооружений

Западный макрорайон

1

г. Ачинск

наличие

2

Ачинский район

наличие

3

Балахтинский район

наличие

4

Бирилюсский район

наличие

5

г. Боготол

наличие

6

Боготольский район

наличие

7

Большеулуйский район

отсутствие

8

Козульский район

отсутствие

9

Назаровский район

наличие

10

г.Назарово

наличие

11

Новоселовский район

наличие

12

Тюхтетский район

отсутствие

13

Ужурский район

наличие

14

ЗАТО п.Солнечный

наличие

15

г.Шарыпово

наличие

16

Шарыповский район

наличие

Центральный макрорайон

17

Березовский район

наличие

18

г. Дивногорск

наличие

19

Большемуртинский район

отсутствие

20

Емельяновский район

наличие

21

п.Кедровый

наличие

22

ЗАТО г. Железногорск

наличие

23

г. Красноярск

наличие

24

Манский район

наличие

25

г. Сосновоборск

наличие

26

Сухобузимский район

наличие

Восточный макрорайон

27

Абанский район

отсутствие

28

г. Бородино

наличие

29

Дзержинский район

отсутствие

30

ЗАТО г. Зеленогорск

наличие

31

Иланский район

наличие

32

Ирбейский район

отсутствие

33

г. Канск

наличие

34

Канский район

наличие

35

Нижнеингашский район

наличие

36

Партизанский район

отсутствие

37

Рыбинский район

наличие

38

Саянский район

наличие

39

Тасеевский район

отсутствие

40

Уярский район

наличие

 

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Росстат) [1] использование мощности очистных сооружений канализации Красноярского края в процентах от общей установленной производственной мощности составляет 54 %.

Канализационные очистные сооружения, осуществляющие очистку сточных вод, в большинстве населенных пунктов эксплуатируются в течение 20-30 лет без проведения реконструкции, представлены механизированными комплексами биологической очистки стоков, в основе которых лежат морально устаревшие технологии, конструкции и элементы, не обеспечивающие необходимую степень очистки в соответствии с требованием действующего санитарно-эпидемиологического законодательства [2].

В районах Красноярского края, где всё таки действует система канализации, так называемых  - канализованных районах, с целью улучшения санитарного состояния территорий и предотвращения попадания неочищенных сточных вод на рельеф планируется реконструкция части канализационных очистных сооружений, а также замены части канализационных коллекторов [3].

 

Список литературы:
1. Жилищное хозяйство в России. 2013: Стат. сб./ Росстат. − Ж72 M., 2013. – 286 c.
2. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п (ред. от 12.08.2014) «Об утверждении государственной программы Красноярского края» // «КонсультантПлюс: Законодательство».
3. Красноярский край, Официальный портал. Концепция обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества до 2023 года, в том числе на среднесрочный период 2014-2016 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.krskstate.ru/communal/water2023, свободный. – Загл. c экрана. – Яз. рус.
4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
5. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
6. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
7. Региональное законодательство
8. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» // «КонсультантПлюс: Законодательство».
9. Постановление администрации г. Красноярска от 23.07.2020
№ 568 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Красноярска на 2018 - 2030 годы»  // «КонсультантПлюс: Законодательство».
10. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п (ред. от 26.05.2020) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» // «КонсультантПлюс: Законодательство».
11. Постановление администрации города от 12.08.2013 № 393 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения и установлении зоны ее деятельности». // «КонсультантПлюс: Законодательство».
12. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №  512-п (ред. от 09.10.2020) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021) // «КонсультантПлюс: Законодательство».
 

[1] «ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ» ООО «Институт прикладной экологии и гигиены» (ООО «ИПЭиГ»).