Наша служба и опасна, и трудна и на первый взгляд как- будто не видна
Секция: Информационное право
LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Наша служба и опасна, и трудна и на первый взгляд как- будто не видна
OUR SERVICE IS BOTH DANGEROUS AND DIFFICULT, AND AT FIRST GLANCE IT SEEMS AS IF IT IS NOT VISIBLE
Vahe Krmajyan
Head of the department (inquiry, disciplinary and administrative practice) of the military commandant's office (garrison, 2nd category), senior Lieutenant of Justice, Russia, n. p. Vidyaevo,
Аннотация. История создания военной полиции. Основы деятельности и роль военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении законности, правопорядка и воинской дисциплины.
Abstract. The history of the military police. Fundamentals of the activity and the role of the military police of the Armed Forces of the Russian Federation in ensuring law and order and military discipline.
Ключевые слова: военная полиция, Вооруженные силы, законность.
Keywords: military police, Armed forces, legality.
В Вооруженных силах (ВС) СССР вопросами поддержания порядка и законности, борьбой с правонарушениями и преступлениями военнослужащих занимались военные комендатуры, действовавшие по гарнизонному принципу. Вопросами безопасности дорожного движения в армии занималась военная автоинспекция (ВАИ). Кроме того, правоохранительные функции в армии выполняла военная юстиция − система органов военной прокуратуры в подчинении Генерального прокурора СССР и военных трибуналов, подчиненных Министерству юстиции. После распада СССР системы военных комендатур, ВАИ и военной юстиции унаследовали и российские вооруженные силы. Военные комендатуры оказались малоэффективны в условиях резкого роста количества преступлений в армии. Впервые о формировании в России института военной полиции заговорили в январе 1992 года, когда Генпрокуратура предложила создать территориальные отделы военной милиции по гарнизонному принципу и с различными службами − криминальной, по борьбе с экономическими преступлениями и др. В июле 1994 года Минобороны подготовило соответствующий законопроект и направило его в Госдуму, однако он не был принят.
По итогам 1995 года показатели зарегистрированной преступности военнослужащих зафиксировала их рост. Опыт в период военного конфликта в Чеченской Республике (1994-1996) первые продемонстрировал необходимость создания в Вооруженных Силах Российской Федерации специального органа, наделенного розыскными полномочиями (военной полиции), который должен иметь для всех воинских формирований общую юрисдикцию, независимо от численности и ведомственной принадлежности воинской части или подразделения. «Необходимость создания этого органа настолько очевидна, что никакого разумного объяснения вывода такой огромной сферы социальной жизни, как Вооруженные Силы, из зоны действия криминальной милиции и соответствующих служб по организованной преступности нет. Материальные затраты на создание в войсках указанной структуры давно бы уже многократно окупились пресечением беспрецедентного разворовывания армии» − указывал доктор юридических наук, профессор С. М. Иншаков [4].
В июле 1996 года комитет Госдумы по обороне подготовил законопроект "О военной полиции" − новой структуре, которую депутаты предлагали вывести из подчинения Минобороны. Это вызвало критику со стороны военного ведомства. Кроме того, проект признали слишком дорогим в реализации, и принят он не был. Вновь к этой идее вернулись в 2005 году. Предложение о создании военной полиции, которая будет бороться с неуставными отношениями ("дедовщиной") и другими правонарушениями в армии, содержалось в докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина [6]. По мнению омбудсмена, военная полиция могла бы взять на себя оперативно-разыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов. Лукин также считал принципиально важным, чтобы органы военной полиции строились не по гарнизонно-окружной (как военные комендатуры), а по территориальной схеме, не находились в подчинении у военного командования, и финансировались по отдельной статье бюджета [6].
31 января 2006 года на пресс-конференции в Кремле президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что контроль за соблюдением законности в Вооруженных силах должен быть ужесточен.
1 декабря 2011 года было сформировано Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации. Этот день считается датой основания военной полиции. Первоначально управление функционировало на основании ведомственных актов.
В декабре 2013 года президент Российской Федерации В. Путин внес в Госдуму законопроект, в котором предлагалось законодательно закрепить правовые основы деятельности военной полиции. 24 января 2014 года Госдума приняла, 29 января того же года Совет Федерации одобрил этот законопроект, а 3 февраля 2014 года его подписал В. Путин. На следующий день − 4 февраля, федеральный закон «О военной полиции» был опубликован и вступил в силу, указанным документом были внесены изменения в 13 нормативных актов, в том числе в федеральные законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих", в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации. Военная полиция Минобороны Российской Федерации создавалась на основе военных комендатур и военной автоинспекции. Указом Президентом Российской Федерации 25 марта 2015 года за №161 подписан и утверждён Устав военной полиции, в котором определены новые задачи, возлагаемые на органы военной полиции. Состав, организационная структура и штатная численность органов и подразделений военной полиции определяются Министром обороны Российской Федерации в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил с учетом условий дислокации, объема и характера выполняемых задач.
Военная полиция Российской Федерации по сравнению со стандартной полицией работает более жестко, не выходя за рамки законности. Обусловлена эта особенность тем, что в основном в полномочия сотрудников военной полиции входят масштабные проблемы, связанные с военным делом. Правовую составляющую функционирования полицейских формирований Вооружённых Сил Российской Федерации составляют закон «Об обороне» и Устав военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации, подробно регламентирующий функционирование ведомства. Служба в военной полиции предполагает выполнение особых задач и высокие требования к личному составу согласно положениям Устава военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Сотруднику военной полиции предоставляются полномочия в соответствии с занимаемой должностью и его обязанностями.
В 2017-2018 годах продолжалось формирование структур военной полиции, велась отладка принципов ее работы и подготовки, комплектования и оснащения. В частности, начальники органов военной полиции получили полномочия по проведению дознания по преступлениям, совершенным военнослужащими. В связи с этим началась работа по развитию собственных органов дознания (при этом офицеры военной полиции параллельно проходят стажировку в военной прокуратуре и военно-следственных органах)[4].
В 2018 году в Минобороны сообщили о наделении военных полицейских новыми полномочиями − они получили возможность заниматься не только дисциплинарной практикой и проверками сообщений о преступлениях, но и административными правонарушениями (ранее такие полномочии имели органы ВАИ, причем только в сфере безопасности дорожного движения). С октября 2017 года основной объем работы по рассмотрению сообщений о преступлениях в Вооруженных Силах и производству неотложных следственных действий возложен на органы военной полиции. С указанного времени на командиров соединений, воинских частей, начальников военных учреждений и гарнизонов реализация процессуальных полномочий возлагается в случае невозможности проведения проверки сообщения о преступлении и производства неотложных следственных действий начальниками органов военной полиции в установленные УПК РФ сроки. В органах военной полиции Вооруженных Сил реализация полномочий органа дознания осуществляется офицерами подразделений дознания.
Также в 2018 году началось создание взводов военной полиции в отдельных бригадах и полках, а в 2019 году взводы военной полиции сформированы в каждой дивизии и армии, кроме того, в состав органов военной полиции вошли подразделения морской военной полиции [2].
Таким образом, военная полиция Министерства обороны Российской Федерации — правоохранительная структура Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, обеспечения законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности. Военная полиция наделена достаточно обширным объемом полномочий, которые распространяются на гражданский персонал, находящийся на подконтрольных военной полиции территориях и является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка в армейских рядах. Под общим термином «обеспечение правопорядка» понимается требование от военнослужащих соблюдения дисциплины, а в необходимых случаях и прекращения противоправных действий, а также их предотвращения. Если на территории воинской части находятся гражданские лица, то военная полиция может распространять свои полномочия и на них [1].
Как уже упоминалось выше, армейские правоохранители взяли на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах частей, в частности, проводят дознание по совершённому преступлению. В 2018 году военные полицейские получили полномочия в пределах компетенции вести производства по делам об административных правонарушениях, ранее такие полномочия имели органы ВАИ, причем только в сфере безопасности дорожного движения.
Военная полиция в пределах своей компетенции проводит разбирательства:
- когда дисциплинарный проступок выявлен военнослужащим военной полиции;
- дисциплинарный проступок совершен военнослужащим, доставленным в орган военной полиции;
- сообщение (заявление) о дисциплинарном проступке поступило непосредственно в орган военной полиции.
Положительный момент и от создания возвращения гауптвахт, благодаря чему у командиров появился дополнительный инструмент для укрепления воинской дисциплины. Еще одно из направлений деятельности военной полиции: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований.
Отдельно стоит отметить функцию военной полиции в части противодействия распространению наркотиков и профилактике их незаконного потребления в Вооруженных Силах [3].
Совместно с органами внутренних дел осуществляется взаимодействие для пресечения незаконного оборота наркотиков, при обеспечении комплексной безопасности массовых мероприятий, например международного военно-технического форума, армейских игр, гонки героев и др. Уставом военной полиции на нее возложены розыск и задержание уклоняющихся от призыва, содействие органам внутренних дел в розыске и задержании самовольно оставивших места службы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда, а так же охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований. Используется военная полиция и для охраны стратегически важных объектов. Министром обороны Российской Федерации утвержден перечень служебных помещений органов военной прокуратуры, военных следственных органов и объектов Вооруженных Сил охрану, которых обеспечивают военнослужащие военной полиции. Направлением деятельности военной полиции так же является обеспечение в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, а также других защищаемых лиц [5]. Военной полиции принадлежит роль обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах и координации деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Военная полиция регулярно проводит и участвует в акциях по предупреждению нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Минобороны.
Нельзя недооценивать принимаемые военно-полицейским ведомством координационные меры, меры первой помощи и поддержки в особых условиях в отдельных местностях, применение быстрого и скоординированного реагирования при введении режимов общего военного или чрезвычайного положения, а также в угрожающий период и при военном времени.
Кроме того путем взаимодействия и обмена информацией военная полиция:
- принимает участие в реализации федеральных, региональных, ведомственных программ и планов борьбы с преступностью на территории страны;
- ведет разработку совместных нормативных актов, руководящих документов, в том числе приказов, указаний, бюллетеней и совместных предложений по совершенствованию правового регулирования охраны порядка и общественной безопасности;
- проводит анализ состояния законности и правопорядка в войсках (силах), дислоцирующихся в районах ответственности органов военной полиции, прогнозирование тенденций;
- проводит совместные мероприятия по выявлению и пресечению правонарушений;
- обобщает и анализирует практику и положительный опыт выявления преступлений на ранней стадии, проведения расследований, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений, административных правонарушений и грубых нарушений воинской дисциплины;
- в качестве предупредительных мер на регулярной основе проводит правовое обучение военнослужащих.
Особая функция военной полиции − участие в контртеррористической операции.