Статья:

Правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере России

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Выходные данные
Мальцагова Т.М. Правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере России // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 61-66.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере России

Мальцагова Тома Маульдыевна
магистрант, ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

THE LEGAL MECHANISM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE BUDGETARY SPHERE OF RUSSIA

 

Toma Maltsagova

Master’s student FSEI HE «Togliatti State University», Russia, Togliatti

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Уточнен состав правового механизма государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Указано на необходимость совершенствования и развития данного механизма в целях решения проблем, связанных с государственным финансовым контролем в бюджетной сфере.

Abstract. The article discusses the problems of state financial control in the budgetary sphere. The composition of the legal mechanism of state financial control in the budget sector is specified. It is indicated that this mechanism needs to be improved and developed to solve problems related to state financial control in the budget sector.

 

Ключевые слова: бюджетная сфера; государственный контроль; закон; правовой механизм; правонарушение; финансовый контроль.

Keywords: budgetary sphere; state control; law; legal mechanism; offense; financial control.

 

Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере имеет важное значение для существования стабильной бюджетной системы, социально-экономического развития страны и благополучия граждан. От объективности и качества организации и проведения финансового контроля в бюджетной сфере зависит соблюдение бюджетного законодательства, принятие правильных управленческих решений и применение адекватных мер к правонарушителям.

Для России, нуждающейся в построении эффективного правового механизма государственного финансового контроля, роль данного вида контроля особенно возрастает в условиях массового развития коррупции, мошенничества, хищения, недопоступления бюджетных средств, а также нецелевым и неэффективным их использованием. Остаются не решенными и другие проблемы, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государственного финансового контроля. В частности, существующая нормативная база является несовершенной, отсутствует законодательно закрепленный понятийный аппарат, имеющиеся меры юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства являются неадекватными, отсутствуют единые правила, стандарты и методология, применяемые органами контроля всех уровней, что ведет к различной практике осуществления контроля и реализации его результатов.

Несмотря на постоянное реформирование, органы государственного финансового контроля перегружены, дублируют функции и полномочия, не имеют четкого ритма и скоординированности действий, что приводит к отсутствию общей цели − сохранности, эффективности и целевому расходованию государственных средств, законности и высокой результативности их использования, обеспечению своевременности и полноты формирования ресурсов государства.

Указанные проблемы не будут решены до тех пор, пока не будет разработан и налажен правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере как целостная система, отвечающая реалиям современной экономики.

В научной литературе существуют разные подходы и попытки к разработке указанного механизма и немало внимания уделяется данному вопросу. Однако, самого определение понятия «правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере» в литературе не встречается. В связи с чем рассмотрим сначала определения понятий «правовой механизм» и «механизм государственного финансового контроля».

«Правовой механизм − это совокупность правовых норм, правоотношений и юридических актов, участвующих в правовом воздействии, и существующих в виде динамической, внутренне единой системы, элементы которой приобретают новые свойства именно в результате своего взаимодействия» [6, с. 11]. Из данного определения следует, что правовому механизму присущи свойства системы управления, такие как динамичность, организованность, сложность, целостность, эмержентность (приобретение элементами новых свойств в результате своего взаимодействия). Такое свойство системы, как организованность рассмотрено в правовом воздействии с помощью правовых норм, правоотношений и юридических актов. Как известно, правовые нормы содержатся в источниках права, в связи с этим в рамках правого механизма следует выделить только нормативно-правовые или юридические акты.

Константинова Н. А., определяя «механизм государственного финансового контроля», рассматривает не нормативно-правовые акты в качестве его элемента, а нарушения, меры, ответственность.

«Механизм государственного финансового контроля является обязательным элементом управления общественными финансами, неотъемлемой частью системы государственного регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений установленных принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем» [5, с. 69-70]. В данном определении рассмотрены только такие элементы правового механизма государственного финансового контроля, как цель, принципы, стандарты, материальные ресурсы, меры, ответственность. Однако, механизм государственного финансового контроля включает и другие элементы, а также рассматривает связи между этими элементами, контроль расходования средств проводится не только на ранней стадии, но и впоследствии с использованием определенных методов государственного финансового контроля.

По мнению Беликова А. П., «механизм государственного финансового контроля – это непрерывный процесс четкого функционирования каждого субъекта финансового контроля, на основе нормативной правовой базы, определяющей единую методику действий, задачи и функции в целях реализации экономической политики Российской Федерации» [1, с. 434]. В приведенном здесь определении рассмотрены такие элементы механизма, как субъекты, нормативная база, методика, задачи, функции, цель. Также указано динамическое свойство механизма, проявляющееся как непрерывный процесс функционирования каждого субъекта финансового контроля.

Рассмотренные выше определения понятия «механизм государственного финансового контроля» дополняют В. В. Бурцев [2], Ю. В. Быковская [3], В. А. Жуков [7], Р. В. Колесов и А. В. Юрченко [4].

В состав механизма государственного финансового контроля, по мнению В. А. Жукова, входят субъект, объект, предмет, принципы, методы, техники и технология, принятие решений по результатам контроля, оценка эффективности контроля [7, с. 106].

Бурцев В. В., отождествляя рассматриваемый механизм с системой государственного финансового контроля, включает в него следующие элементы:

  • «организационные структуры (включая их звенья – центры ответственности (ЦО), статус и порядок взаимосвязей последних); методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и т.д.);
  • нормативно-правовая база, методическое обеспечение;
  • научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе
  • финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, техника, помещения);
  • информационно-коммуникационная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций)» [2].

Колесов Р. В., Юрченко А. В. в качестве элементов механизма государственного финансового контроля рассматривают виды, органы, область и формы финансового контроля для соответствующего вида контроля [4, с. 93].

В приведенных выше определениях механизма государственного финансового контроля рассматривается большое количество взаимодополняющих элементов, однако ни в одном из них не упоминается о связях между этими элементами, зависимости и иерархии. В определенной степени данный недостаток учтен автором следующей работы.

С точки зрения Царегородцевой Г. Ю., «механизм государственного финансового контроля – это совокупность субъектов, объектов и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления степени соответствия достигнутых результатов принятым управленческим решениям, а также оценки состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел, выработки регулирующих мер и корректирующих воздействий» [8, c. 12]. В рассмотренном определении автор акцентирует внимание на такие элементы механизма государственного финансового контроля, как субъекты, объекты, средства контроля, цель, меры, но и не оставляет в стороне управленческое воздействие.

Быковская Ю. В. в работе «Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения» рассматривает механизм финансового контроля как систему и указывает на необходимость включения дополнительных элементов, таких как управленческое обеспечение, экономическое обеспечение, контроль за деятельностью субъектов контроля [3, с. 204]. В данном случае автор детализирует и уточняет элементы организационной структуры, рассмотренной В. В. Бурцевым.

Соглашаясь с мнениями авторов работ [2, 3] в большей степени, на наш взгляд, правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере включает цель, задачи, субъекты, объекты, предмет, виды, методы, функции, меры и ответственность контроля, а также нормативно-правовую, научно-исследовательскую и учебную базу, финансовое, кадровое, методическое, информационное, организационное и экономическое обеспечение. Кроме того, при разработке данного механизма большое внимание должно быть уделено формированию устойчивых связей между его элементами, зависимости и иерархии в целях своевременного выявления нарушений и оказания адекватных мер воздействия на правонарушителей (рис. 1).

 

Рисунок 1. Правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере

 

Для решения обозначенных проблем в начале данной статьи необходимо закрепить правовой механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере в законодательном порядке, придавая огромное значение каждому элементу и их взаимосвязи. По-нашему мнению, эффективность данного механизма была бы намного выше, в случае принятия закона о государственном финансовом контроле в бюджетной сфере, а также пересмотром существующих мер ответственности и отменой нормативных актов, дублирующих функции и полномочия органов финансового контроля.

 

Список литературы:
1. Беликов А.П. Особенности механизма государственного финансового контроля // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 434-435.
2. Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 2. – С. 75-90.
3. Быковкая Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 1. – C. 202-209.
4. Колесов Р.В., Юрченко А.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография. - Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. – 100 с. 
5. Константинова Н.А. Совершенствование механизма государственного финансового контроля как инструмента устойчивого социально-экономического развития регионов. Дис. … канд. экон. наук. – М., 2005. – 183 с.
6. Кузнецова С.А. К вопросу об определении понятия «правовой механизм» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. – № 1 (57). – С. 9-12.
7. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 553 с.
8. Царегородцева Г. Ю. Финансовый контроль: учебное пособие / Г.Ю. Царегородцева; М-во обр. и науки РФ, Вологодский государственный университет. – Вологда: ВоГУ, 2016. – 110 с.