ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ПРАВА РЕБЕНКА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, КАК ОСОБО ОПАСНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ УКАЗАННЫХ НАРУШЕНИЙ
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ПРАВА РЕБЕНКА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, КАК ОСОБО ОПАСНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ УКАЗАННЫХ НАРУШЕНИЙ
VIOLATIONS OF THE RIGHTS OF THE CHILD IN EMERGENCY SITUATIONS, AS A PARTICULARLY DANGEROUS TYPE OF THESE VIOLATIONS
Zamira Kantemirova
Candidate of legal Sciences, teacher Vladikavkaz University trade and economic College, Russia, Vladikavkaz
Аннотация. Статья посвящена анализу посягательств на права ребенка при чрезвычайных ситуациях.
Abstract. The article is devoted to the analysis of violations of children's rights in emergency situations.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; права ребенка; нарушения прав ребенка; посягательства на права ребенка; защита прав ребенка.
Keywords: emergency situation; children's rights; violations of children's rights; violations of children's rights; protection of children's rights.
Современная жизнь часто создает чрезвычайные ситуации, когда ребенок нуждается в особой защите и в силу вступают его особые права.
Сегодня любое государство может столкнуться с чрезвычайными ситуациями, когда для обеспечения правопорядка на всей территории страны или ее части требуется применение особых организационно-правовых мер защиты прав и свобод граждан. Введение особых форм государственного управления требуется потому, что в этих условиях происходит настолько резкая деформация социальной среды, что существующих обычных правовых механизмов становится недостаточно для адекватного отражения сложившейся ситуации и нейтрализации негативных последствий. И государство вынуждено использовать особые меры для обеспечения правопорядка на всей территории или ее части, привлекая в необходимых случаях для решения конкретных задач органы внутренних дел.
Законодатель в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в ст.1 определил чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4].
На основе анализа действующего законодательства и имеющейся практики реагирования органами государственной власти на чрезвычайные ситуации, имевшие место в Российской Федерации, дается авторская формулировка понятия чрезвычайной ситуации социально - политического характера, под которой понимается преднамеренная обстановка на объекте или определенной территории, сложившаяся в результате террористического акта либо вооруженного конфликта, которая привела либо может привести к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности. На основе этого предлагается распространение действия Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на чрезвычайные ситуации социально-политического характера.
Особое место среди прав человека занимают права ребенка. Дети – будущее нашей планеты. От степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества. Уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что права ребенка, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.
Доводом для отождествления конституционных прав граждан и детей является положение части 2 статьи 17 Конституции РФ «Основные права и свободы человека и гражданина принадлежат каждому от рождения» [6], из которых следует, что глава 2 Конституции распространяется на каждого ребенка, то есть правам ребенка присущи признаки, характерные для субъективных прав вообще. К сожалению, российский законодатель не выработал собственного понятия «ребенок» и закрепил в правовых актах России понятие, идентичное конвенциональному. «Ребенок – лицо, не достигшее возраста 18 лет», не определив при этом законодательно начало человеческой жизни. Право начинает действовать в отношении ребенка как субъекта правоотношения с момента рождения до достижения им совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Основываясь на сформировавшейся в правовой литературе классификации прав человека, и существенно ее дополняя автор предлагает новую систему классификации прав несовершеннолетних, которую следует классифицировать на: личные, социально - экономические, культурные, политические.
Можно выделить следующие особенности прав ребенка, отличающие его как специального субъекта правоотношений. Во-первых, период детства имеет временные границы. Соответственно, и правовой статус ребенка ограничен временем: в российском праве он существует с момента рождения до достижения человеком совершеннолетия. Во-вторых, несмотря на правоспособность ребенка, которой он обладает фактически с момента рождения, его возможности по реализации установленных законодательством прав и свобод крайне ограничены:
а) физиологической и социально-психологической беспомощностью (в особенности малолетних до 14 лет);
б) полной либо частичной (по исполнении14 лет) личной, правовой и социальной зависимостью от родителей (а также лиц, их заменяющих; социальных учреждений и органов государства, несущих ответственность за детей в случае отсутствия родителей, лишения их родительских прав);
в) низкой гарантированностью и обеспеченностью правовых регламентации, являющихся во многих случаях декларативными. В одних случаях, причиной этому служит несовершенство правовой базы (как, например, в проблематике установления момента рождения человека, правовая незащищенность не родившихся детей на поздних сроках беременности матери). В других, - отсутствие реальных условий, обеспечивающих защиту прав ребенка. Например, в России отсутствует система специальных учреждений, куда мог бы обратиться ребенок любого возраста, чтобы получить хотя бы временное убежище и правовую помощь (например, подвергшийся насилию со стороны родителей или иных лиц, попавший в конфликтную ситуацию).
В настоящее время в любом обществе и государстве ребенок выступает субъектом права, имеющим, безусловно, свой правовой статус, так как данный субъект ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в особом, повышенном внимании со стороны государства и его органов.
Правовой статус ребенка является важнейшим институтом, при помощи которого регулируются и определяются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможности участия ребенка в жизни общества, устанавливаются юридические и иные гарантии и реализации прав и свобод детей. Именно нормы конституционного права оказывают определяющее внимание на содержание отраслевого законодательства о правах ребенка. Можно надеяться, что Конституция России исключает декларативность прав ребенка, ибо их гарантом, защитником, обеспечителем, является само государство, а также Конституция, закрепившая эти права.
В этой связи особый интерес представляет вопрос обеспечения прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, террористические акты. IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, предусматривает, что дети как покровительствуемые лица, имеют право на гуманное обращение, которое включает уважение их жизни, физическую и психическую неприкосновенность [7]. Однако в современных войнах дети становятся основными жертвами конфликтов. За последнее десятилетие около 2 миллионов детей были убиты в ходе конфликтов, 6 миллионов получили серьезные увечья и стали инвалидами. Их страдания принимаю самые различные формы. Необходимо приложить всевозможные усилия, чтобы уберечь детей и женщин от всех разрушительных последствий войны: добиться запрещения мер по преследованию, пыткам, карательным мерам, унизительному обращению и насилию. На это указывает профессор Ю.М. Колосов: «Во время вооруженных конфликтов дети, вовлеченные в войну в качестве солдат, гибнут и становятся калеками. Они становятся очевидцами жестокостей, которые оказывают отрицательное влияние на их умственное и психическое здоровье. В некоторых странах мира дети принудительно вербуются в армию, насильно разлучаются с семьями, принуждаются к совершению убийств. Иногда дети используются в качестве живого щита и даже как минные бульдозер» [3].
Такие факты представляют собой грубейшие нарушения международного гуманитарного права. Они противоречат нормам, содержащимся в Женевской конвенции 1949г. О защите гражданского населения во время войны; Конвенции о правах ребенка 1989 г., Декларации прав ребенка 1959, Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.; Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 г. [5].
Ярчайшим примером грубейшего нарушения прав ребенка в период вооруженного конфликта и террористических актов является война в Чечне, события на Дубровке, захват родильного дома в г. Буденовске и средней школы №1 в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г.
Именно тогда наиболее отчетливо проявилась беспомощность государственного аппарата, когда соответствующие государственные органы и структуры оказались неспособны защитить самое основное право ребёнка- право на жизнь. Как показывает практика, использования государством чрезвычайных мер в Российской Федерации всегда сопровождалось грубейшими нарушениями прав ребенка, оно еще не совсем научилось пользоваться правовыми средством для обеспечения безопасности собственных детей.